Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:35, реферат
Существуют много проблем в сфере реализации прав граждан на получение медицинских услуг. В частности, одной из таких проблем является проблема реализации права гражданина на выбор врача.
Однако во всех субъектах РФ размер ежемесячного пособия на ребенка невелик (базовый размер пособия в Дагестане составляет 100 руб., в Саратовской области - 225 руб., в Московской области - 1000 руб.) и не восполняет разницу между среднедушевым доходом семьи и прожиточным минимумом в регионе. Думается, что такой вид социальных выплат, как ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет (учащегося - до 18 лет), не утратил общегосударственного значения, ведь стимулирование рождаемости, поддержка семей с детьми называются в числе направлений социальной политики Российского государства, значит, должны гарантироваться на федеральном уровне. К сожалению, для России стало нормой, что суммы пособий значительно ниже прожиточного минимума. Это позволяет сделать вывод, что этот вид пособия как мера государственной социальной помощи не выполняет своего предназначения, важной задачей остается повышение его размера.
Сложность и противоречивость законодательства - одно из препятствий на пути эффективной реализации жизненно важного права граждан на социальное обеспечение. Ю.В. Васильева, исследуя российское социально-обеспечительное законодательство, приходит к выводу, что "оно все больше превращается в тайную область знаний, разобраться в которой могут лишь специалисты"*(9). Это абсолютно недопустимо, ведь правовые нормы о социальном обеспечении адресованы обычным гражданам, в большинстве случаев не обладающим специальными познаниями в юриспруденции. Даже попытки средств массовой информации разъяснить и прокомментировать изменения в законодательстве о социальном обеспечении не приводят к ожидаемым результатам.
С.И. Кобзева отмечает, что 70% принимаемых законов - это внесение изменений в ранее принятые законы, что свидетельствует о низком уровне правотворческой деятельности, нарушении принципов сохранения стабильности правового пространства, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства*(10). Многим гражданам непонятны происходящие изменения, они не ощущают результатов постоянного реформирования. Заявительный же характер процедурных отношений по социальному обеспечению, по сути, ставит получение социальной помощи в зависимость от информированности граждан о принадлежащих им правах.
Поспешность при разработке и принятии законов влечет их низкое качество. Неточная формулировка положений законов провоцирует появление "усмотренческого" подхода при решении вопроса о предоставлении социального обеспечения. Так, ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"*(11) в силу неопределенности допускала ограничительное толкование в отношении родителей, ребенок которых умер, что послужило поводом обращения в Конституционный Суд РФ. Было разъяснено, что при рождении мертвого ребенка материнский (семейный) капитал не выдается*(12), но смерть ребенка после его рождения законодатель не рассматривает как основание для отказа в признании права на дополнительные меры государственной поддержки (необходимо получить свидетельство о рождении умершего ребенка в органах загса)*(13).
Положения различных нормативных
актов противоречивы и
В законодательстве о социальном
обеспечении семей с детьми отчетливо
прослеживается дисбаланс социальной
и экономической функций
Думается, процедура распоряжения
средствами материнского (семейного) капитала
для лиц, получивших сертификат, должна
быть упрощена так, чтобы были максимально
учтены частные интересы и возможности
семьи с детьми и публичный
интерес государства в целевом
расходовании средств и увеличении
количества детей. Заслуживают внимания
законодателя предложения по расширению
направлений использования
Проведенный анализ позволяет
сделать вывод, что нарушения
права на социальное обеспечение
порождаются недостатками законодательства
и сложившейся
Bibliography
Azarova Е.G. О ravnopravii polov i social'nom obespechenii grazhdan s det'mi // Zhurn. ros. prava.
2010. N 9.
Brynceva G. Sem'ya kak su''ekt politiki // Ros. gaz. 2009. 29 okt.
Ehvolyuciya sem'i i semejnaya politika v SSSR / otv. red. A. G. Vishnevskij. M., 1992.
Kobzeva S.I. Istochniki prava social'nogo obespecheniya: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2009.
Kobzeva S.I. Differenciaciya v prave social'nogo obespecheniya // Problemy differenciacii v pravovom regulirovanii otnoshenij v sfere truda i social'nogo obespecheniya: materialy Pyatoj mezhdunar. nauch. prakt. konf. / pod red. K.N. Gusova. M., 2009.
Roik V.D. Bednost': prichiny, sledstviya, puti preodoleniya // Chelovek i trud. 2010. N 1.
Vastt'eva Yu.V. Kodilikaciya rossijskogo zakonodatel'stva о social'nom obespechenii: teoreticheskie i prakticheskie problemy: monogr. Perm', 2009.
Т.С. Гусева,
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и
гражданского процесса факультета экономики, управления и права
Пензенского государственного педагогического университета
им. В.Г. Белинского (Пенза)
"Российский юридический журнал", N 1, январь-февраль 2012 г.
──────────────────────────────
*(1) Эволюция семьи и семейная политика в СССР / отв. ред. А.Г. Вишневский. М., 1992. С. 14-15.
*(2) Брынцева Г. Семья как субъект политики // Рос. газ. 2009. 29 окт.
*(3) СЗ РФ. 2007. N 42. Ст. 5009.
*(4) Азарова Е.Г. О равноправии полов и социальном обеспечении граждан с детьми // Журн. рос. права. 2010. N 9.
*(5) Подробнее см.: Роик В.Д. Бедность: причины, следствия, пути преодоления // Человек и труд. 2010. N 1.
*(6) Кобзева С.И. Дифференциация в праве социального обеспечения // Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда и социального обеспечения: материалы Пятой междунар. науч.-практ. конф. / под ред. К.Н. Гусова. М., 2009. С. 447.
*(7) СЗ РФ. 2007. N 1. Ч. 1. Ст. 18.
*(8) Постановление Конституционного Суда РФ от 6 февраля 2009 г. N 3-П по делу о проверке конституционности части 1 статьи 5 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" в связи с запросом Автозаводского районного суда города Тольятти Самарской области // СЗ РФ. 2009. N 8. Ст. 1040.
*(9) Васильева Ю.В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические и практические проблемы: моногр. Пермь, 2009. С. 5.
*(10) Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 8-9.
*(11) СЗ РФ. 2007. N 1. Ч. 1. Ст. 19.
*(12) Определение Конституционного Суда РФ от 9 ноября 2010 г. N 1441-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Флягиной Н.Г. на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 8 части 2 статьи 4 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и пункта 14 приложения к Правилам подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал // Официально не опубликовано.
*(13) Определение Конституционного Суда РФ от 9 ноября 2010 г. N 1440-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Жирновой В.А. на нарушение ее конституционных прав статьей 4 и пунктом 1 части 6 статьи 5 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // Официально не опубликовано.
Некоторые проблемы реализации работниками и работодателями права на отпуск
Право на отпуск является абсолютным правом работника, но существуют определенные правила его предоставления. В частности, в п. 39 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.03.2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" говорится о том, что самовольное использование работником права на отпуск является прогулом, что может влечь расторжение трудового договора за прогул (пп. а п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). В связи с этим у работодателей возникает определенная процедура правильного предоставления работнику отпуска.
Существует несколько стадий, которые работодатель должен соблюсти.
1. Прежде всего работодателю необходимо составить график отпусков (с этой обязанностью работодатель должен справиться не позднее чем за две недели до наступления календарного года, за который работнику будет предоставлен отпуск (ст. 123 ТК РФ), т.е. не позднее 17.12.2012 г., если работодатель составляет график отпусков на 2013 г.). Необходимо обратить внимание на круг лиц, которым отпуск предоставляется в удобное для них время.
Обратите внимание! Многодетным родителям могут предоставить право брать отпуска без предварительного согласования. На рассмотрение в Госдуму поступил законопроект "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", направленный на изменение порядка очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков лицам, имеющим трех и более детей. Согласно документу многодетные родители смогут самостоятельно выбирать удобное время для отпуска. Это даст им возможность более активно участвовать в воспитании детей и позволит совместить время отдыха обоих работающих родителей, что увеличит для них возможность полноценного отдыха, отмечается в пояснительной записке к законопроекту*(1).
2. Письменно уведомить
работника под роспись о
3. Издать приказ о
4. Зарегистрировать приказ
в соответствующем Журнале
5. Ознакомить работника с приказом под роспись.
6. Произвести расчет и
выплату отпускных. Постановлен
7. Сведения о предоставлении отпуска заносятся в личную карточку. Рекомендуется это делать после возвращения работника из отпуска, так как в процессе использования отпуск может быть продлен или прекращен досрочно.
Время нахождения в отпуске отмечается в табеле учета рабочего времени (унифицированная форма Т-13, утвержденная постановлением Госкомстата от 5.01.2004 N 1).
Таблица 1
Особые случаи реализации права на отпуск
Категория работников |
Законодательное обоснование |
Резюме |
Несовершеннолетние |
Статья 122, 267 ТК РФ |
Удобное для работника время |
Работники, усыновившие ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев |
Статья 122 ТК РФ |
Удобное для работника время |
Женщины, имеющие двух и более детей в возрасте до 12 лет |
Абзац 3 Пп. "Б" п. 3 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 N 235 (Ред. от 13.01.1989) "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" |
Удобное для работника время |
Беременные женщины |
Статья 122, 260 ТК РФ |
Перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком |
Мужья в период нахождения жены в отпуске по беременности и родам |
Статья 123 ТК РФ |
По желанию работника независимо от времени непрерывной работы у данного работодателя |
Лица, работающие по совместительству |
Статья 286 ТК РФ |
Одновременно с отпуском по основной работе |
Супруг (а) военнослужащих |
Статья 11 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" |
Одновременно с отпуском военнослужащих |
Граждане, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС, и иные лица, на которых распространяется действие Закона |
Статьи 14-17 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" |
Удобное для работника время |
Граждане, пострадавшие в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне |
Пункт 15 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" |
Удобное для работника время |
Лица, награжденные нагрудным знаком "Почетный донор России" |
Статья 11 Закона РФ от 9.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" |
Удобное для работника время |
Инвалиды войны, участники ВОВ; ветераны боевых действий; лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны и других военных объектах |
Статьи 14-19 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" |
Удобное для работника время |
Герои СССР, Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы |
Пункт 3 ст. 8 Закона РФ от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" |
Удобное для работника время |
Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы |
Пункт 2 ст. 6 Федерального закона от 9.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" |
Удобное для работника время |