Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:35, реферат
Существуют много проблем в сфере реализации прав граждан на получение медицинских услуг. В частности, одной из таких проблем является проблема реализации права гражданина на выбор врача.
2) информирование пациента о врачах, среди которых пациент может осуществить свой выбор.
О последнем четко говорит часть 7 статьи 21 Основ, которая гласит: "При
выборе врача и медицинской организации
гражданин имеет право на получение информации
в доступной для него форме, в том числе
размещенной в информационно-
Здесь необходимо отметить, что в статье 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 373-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" даны следующие определения уровня образования и квалификации, на которые и надо ориентироваться:
- уровень образования
- завершенный цикл образования,
характеризующийся
- квалификация - уровень
знаний, умений, навыков и компетенции,
характеризующий
Из этих определений следует,
что если, например, на сайте медицинской
организации в представленной информации
о врачах указано, что врач такой-то
окончил медицинский ВУЗ тогда-
В этой связи обращаем внимание
руководителей медицинских
Порядок же выбора пациентом врача, когда медицинская организация активно, то есть не дожидаясь инициативы пациента, должна предоставлять пациенту всю необходимую информацию и возможность выбора, вероятно, рано или поздно все-таки будет определен федеральным министерством в отдельном документе. Ну, а пока такого документа нет, а требования закона о соблюдении права пациента на выбор врача есть, медицинским организациям следует самим предпринимать соответствующие шаги.
Так, уже при первом обращении
в поликлинику необходимо активное
информирование граждан об их праве
на выбор врача. При этом надо учесть,
что сегодня подавляющее
Не менее важно и четкое понимание того, как пациент должен реализовывать свое право на выбор врача при плановой госпитализации. Такое право должно быть ему предоставлено либо еще до госпитализации, либо не позднее момента поступления в стационар.
Таким образом, на основании
изложенного выше можно сделать
вывод, что для реализации права
пациента на выбор врача необходимо
в каждой медицинской организации
разработать и утвердить
Указанный порядок должен
содержать следующие
Раздел: Информирование пациента о его праве на выбор врача
В этом разделе внутреннего порядка, регламентирующего выбор пациентом врача, необходимо отразить, что для реализации указанного права на информационных стендах медицинской организации, на официальном сайте медицинской организации, а также на иных информационных ресурсах размещается в доступной для пациента форме информация о праве пациента на выбор врача, о врачах медицинской организации, об уровне их образования и квалификации. Еще раз подчеркнем, что законом объем сведений об уровне образования и квалификации врача не ограничен, соответственно чем подробнее будет данная информация, тем более обоснованным будет выбор пациента.
Кроме того, информация о врачах медицинской организации, об уровне их образования и квалификации должна быть в наличии в регистратуре и в приемном отделении медицинской организации и доводиться до пациента в доступной для него форме по его первому требованию. У каждого руководителя структурного подразделения медицинской организации также должна быть в наличии письменная информация о врачах соответствующего подразделения, которая при необходимости доводится до пациента в доступной для него форме.
Раздел: Реализация права пациента на выбор врача при получении первичной медико-санитарной и/или специализированной помощи
В данном разделе необходимо
отразить, что каждому пациенту при
получении первичной медико-
В этом разделе внутреннего документа важно отметить и роль регистратуры, работники которой в обязательном порядке должны интересоваться у каждого пациента, ознакомился ли он с информацией о врачах медицинской организации, и при необходимости предоставлять пациенту предусмотренную законом информацию для реализации его права выбора врача.
В медицинских организациях, оказывающих специализированную помощь, во внутреннем документе, регламентирующем порядок выбора врача, необходимо прописать возможность выбора пациентом врача до получения специализированной помощи, а не только тогда, когда пациент уже получает эту помощь и по каким-либо причинам решает заменить лечащего врача. В этой связи целесообразно сразу при направлении на госпитализацию (или при госпитализации, или при согласовании ее сроков) предложить пациенту оформить заявление на имя руководителя структурного подразделения с указанием врача, выбор которого осуществил пациент. Время оказания плановой специализированной помощи руководитель структурного подразделения назначает с учетом выбора пациентом врача.
Что еще необходимо учесть при разработке внутреннего порядка медицинской организации, определяющего выбор пациентом врача.
А как действовать, если пациент по какой-либо причине откажется выбирать врача?
В этом случае целесообразно
сделать соответствующую
Есть еще один важный аспект
реализации права пациента на выбор
врача, на котором считаем необходимым
остановиться, и который также
должен найти свое отражение во внутреннем
порядке медицинской
Подчеркнем, что необходимые
действия по максимально возможному
сокращению таких ситуаций администрация
медицинской организации должна
предпринять до того, когда такие
отказы могут появиться. Для этого
все врачи медицинской
Во-первых, Основы четко указывают, что лечащий врач может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения только по согласованию с соответствующим должностным лицом (руководителем) медицинской организации (подразделения медицинской организации).
Во-вторых, не менее ясно Основы говорят и о том, что отказ возможен только тогда, когда он (отказ) непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих. На практике это означает, что если при отказе, например, от лечения больного с гипертонической болезнью через неделю у пациента случится острое нарушение мозгового или коронарного кровообращения, что, как известно, вполне возможно на любых стадиях гипертонии, только суд будет решать, есть ли в этом вина отказавшегося врача или нет.
Иными словами, право врача отказаться от наблюдения и лечения пациента на практике имеет очень жесткие ограничения. И врачи обязаны об этом знать.
Если же врач, выбор которого осуществил пациент, все-таки отказался от наблюдения за данным пациентом и от его лечения, и при этом отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих, то в этом случае, как указывает ч. 3 ст. 70 Основ, руководитель медицинской организации организует замену лечащего врача. Следует обратить внимание на то, что указанная замена, исходя из требований Основ, также должна осуществляться с учетом соблюдения права пациента на выбор врача.
И еще одна ситуация, которая вполне возможна в наших медицинских организациях. Как быть в том случае, когда пациент не желает лечиться у врача, а этот врач - единственный специалист данного профиля в медицинской организации?
Очевидно, что в соответствии с Основами руководителю медицинской организации необходимо исходить из требований соблюдения прав пациента. Следовательно, при отсутствии врача(ей) необходимой специальности в медицинской организации и при желании пациента заменить врача руководитель медицинской организации обязан оказать пациенту содействие в выборе другой медицинской организации, в которой имеются врачи соответствующей специальности, и где пациент может реализовать свое право на выбор врача.
Рассмотренные выше случаи
и возможные при этом действия
администрации медицинской
Кроме того, в указанном порядке надо прописать и следующие немаловажные вопросы.
- Назначение в медицинской
организации ответственного
- Организация не реже
одного раза в год обучения
всех руководителей
- Организация внутреннего
контроля в медицинской
В заключение еще раз подчеркнем,
что соблюдение в медицинской
организации так, как это предписывает
закон, права пациента на выбор врача
просто невозможно при отсутствии четкого
регламента реализации данного права
внутренними документами
Д.В. Пивень,
д.м.н., профессор, эксперт по вопросам
нормативно-правового
деятельности здравоохранения,
г. Санкт-Петербург, Россия
И.С. Кицул,
д.м.н., профессор, заведующий кафедрой
общественного здоровья и здравоохранения
Иркутской государственной медицинской академии
последипломного образования,
г. Иркутск, Россия
"Менеджер здравоохранения", N 7, июль 2013 г.
Главная правовая проблема при реализации работниками права на дополнительный отпуск за работу во вредных и (или) опасных условиях труда
Чем следует руководствоваться
при определении вредных
На рассмотрении в Верховном Суде РФ в 2012 г. находилось дело, непосредственно затрагивающее интересы тысяч работников, занятых на производствах с вредными и (или) опасными условиями труда. Высшая судебная инстанция рассматривала вопрос о соответствии Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 (далее - Список), и Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. N 273/П-20 (далее - Инструкция), о возможности применения данных актов на территории России. Ознакомимся с ходом разбирательства, для того чтобы уяснить суть правовой позиции, занятой Верховным Судом РФ.
В Верховный Суд РФ обратилось с заявлением о проверке законности нормативных правовых актов акционерное общество "Монди Сыктывкарский ЛПК". В своем заявлении акционерное общество просило признать в определенной части недействующими Список и Инструкцию. При этом общество ссылалось на нормы Трудового кодекса для обоснования своей позиции (ст.ст. 10, 12, 116, 117, 209, 219). Верховный Суд определением от 4 апреля 2012 г. N АКПИ12-317 рассмотрение прекратил по следующим основаниям.
Трудовой кодекс РФ в редакции, действующей до 7 октября 2006 г., предусматривал, что условия предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с вредными и (или) опасными условиями производства определяются Правительством РФ. Редакция Трудового кодекса, введенная Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, изменила данный порядок. В соответствии с новой редакцией условия должны быть определены в порядке, установленном Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Несмотря на то что Верховный Суд сослался на ст. 423 ТК и указал, что до внесения изменений в кодекс Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ Список и Инструкция применялись, Суд пришел к такому заключению: "В связи с изменением федеральным законодателем определения порядка установления минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, вышеназванные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, устанавливающие перечни указанных работ, не применяются, поскольку противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации и являются недействующими".