Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:35, реферат
Существуют много проблем в сфере реализации прав граждан на получение медицинских услуг. В частности, одной из таких проблем является проблема реализации права гражданина на выбор врача.
Проведенный анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие категории граждан, которые имеют право на санаторно-курортное лечение, обеспечиваемое за счет средств бюджета:
1) сотрудники государственных органов (судьи, военнослужащие внутренних войск, работники таможенных органов, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, ветераны боевых действий);
2) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы и члены их семей;
3) лица, перечисленные в ст. 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", и лица, занятые на работах с химическим оружием.
Согласно п. 5 ст. 19 Закона "О статусе судей"*(24), судья и члены его семьи имеют право на медицинское обслуживание, включая обеспечение лекарственными средствами, которое оплачивается за счет средств федерального бюджета. Они также имеют право на санаторно-курортное лечение, которое судье, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается за счет средств федерального бюджета. Эти права сохраняются и после ухода (удаления) в отставку или на пенсию. При этом медицинское обслуживание находящегося в отставке или на пенсии судьи и членов его семьи определяется за счет средств федерального бюджета в тех же лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете.
Согласно п. 4 ст. 5 Закона РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", данная категория граждан бесплатно обеспечивается санаторно-курортным лечением. Дополнительным является предоставление права бесплатного проезда к месту лечения и обратно железнодорожным транспортом в двухместных купе спальных вагонов скорых и пассажирских поездов, воздушным или водным транспортом в каютах 1-го класса.
Аналогичное право для указанных в этом законе категорий содержит и норма п. 4 ст. 2 Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".
Таким образом, по признаку финансирования санаторно-курортного лечения право судей, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы можно назвать абсолютным - данные лица обеспечиваются подобным лечением бесплатно за счет средств бюджета. В свою очередь реализация этого права в отношении иных субъектов имеет относительный, вариативный характер.
Так, законодатель в п. 4 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"*(25) разделил военнослужащих на две категории:
1) проходящие военную службу по контракту и поступившие на военную службу по контракту после 1 января 2004 г., а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования;
2) поступившие на военную службу по контракту после 1 января 2004 г.
Воспользоваться правом на
санаторно-курортное лечение
При получении увечья (ранения,
травмы, контузии) или заболевания
при исполнении обязанностей военной
службы, после госпитального лечения
военнослужащие, отнесенные к рассматриваемой
категории, имеют право на внеочередное
получение путевок в санаторно-
Аналогичным правом обладают и сотрудники ОВД, а также члены их семей (ст. 54 постановления ВС РФ "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации"*(26)).
Для второй из названных
категорий военнослужащих вместо ежегодного
обеспечения санаторно-
Преимущественное получение
путевок в санаторно-курортные
организации лишь при наличии
медицинских показаний
Кроме того, правом на курортно-санаторное лечение наряду с осуществляющими свои полномочия военнослужащими обладают, согласно ст. 46 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"*(28), и военнослужащие внутренних войск, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей.
Сотрудники таможенных органов и члены их семей также имеют право на санаторно-курортное лечение в санаториях, пансионатах, домах отдыха и на туристических базах Федеральной таможенной службы (п. 3 ст. 45 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации"*(29)).
Компенсация санаторно-курортного лечения и проезда к месту его получения выплачивается гражданам, занятым на работах с химическим оружием (ст. 8 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием").
Согласно ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний как одной из составляющих набора социальных услуг, могут претендовать:
1) инвалиды войны;
2) участники Великой Отечественной войны;
3) ветераны боевых действий;
4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
8) инвалиды;
9) дети-инвалиды.
Таким образом, в реализации
права на санаторно-курортное лечение
как составной части
Такое положение, на наш взгляд, не соответствует Конституции РФ, в силу ч. 1 ст. 19 которой установлена гарантия абсолютного равенства всех перед законом и судом. Статья 41 Конституции РФ также гарантирует право каждого (без каких-либо ограничений и изъятий) на охрану здоровья и медицинскую помощь. Это означает, что вне зависимости от социального статуса каждый человек на территории Российской Федерации имеет право на охрану своего здоровья. При этом, как следует из официального толкования Конституционного Суда РФ, право на санаторно-курортное лечение является составляющей права на охрану здоровья, а значит, на него распространяются и все конституционные гарантии. Ввиду данных обстоятельств имеющее место законодательное закрепление положений о возможности получения определенными законом группами граждан санаторно-курортного лечения только при условии выполнения неких дополнительных условий вступает в противоречие с основными началами Конституции РФ и может быть признано нарушающим права граждан.
В связи с этим, целесообразно законодательно установить безоговорочный порядок реализации данного права, а именно предусмотреть бесплатность предоставления санаторно-курортного лечения для всех категорий граждан, перечисленных в ст. 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", ст. 8 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", п. 4 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 3 ст. 45 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации", ст. 46 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", подпункт 2. п. 2 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах", ст. 54 Постановления ВС РФ "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации...".
Наряду с закреплением права на медицинскую помощь действующее законодательство предусматривает и осуществление принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших преступление, в целях их излечения или улучшения их психического состояния, а также предупреждения совершения ими новых преступлений (ст. 98 УК РФ).
Общее понимание ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 46 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ дает нам основание полагать, что любое лицо имеет право на судебную защиту; каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, а ограничение прав допускается только федеральным законодательством и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Однако ч. 3 ст. 376, ч. 2 ст. 407, ст. 437, 441, 445 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ*(30) (далее - УПК РФ) устанавливают обязательность предоставления права лично участвовать в судебном заседании лицу, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, только в случае, если его психическое состояние позволяет ему участвовать в судебном заседании. При этом учитываются заключение экспертов, участвующих в производстве судебно-психиатрической экспертизы, и при необходимости медицинское заключение психиатрического стационара.
Разъясняя данные положения, Конституционный Суд РФ постановил: "Лишение лица, в отношении которого подлежат применению или применены принудительные меры медицинского характера, возможности самостоятельно реализовывать свои процессуальные права, даже если психическое заболевание этому не препятствует, означает не согласующееся с конституционно значимыми целями, закрепленными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ограничение прав, гарантированных каждому ее статьями 45 (часть 2) и 46 (часть 1)"*(31).
Кроме того, Конституционный Суд РФ в другом постановлении по делу в связи с жалобами граждан С.Г. Абламского, О.Б. Лобашовой и В.К. Матвеева постановил признать не соответствующими Конституции положения ст. 402, ч. 3 ст. 433, ст. 437, 438, ч. 3 и 6 ст. 439, ч. 1 ст. 441, ст. 444 и ч. 1 ст. 445 УПК РФ, не позволяющие лицам, в отношении которых осуществляется производство о применении принудительных мер медицинского характера, лично участвовать в уголовном процессе и самостоятельно реализовывать свои процессуальные права, а именно знакомиться с материалами уголовного дела, участвовать в судебном заседании при его рассмотрении, заявлять ходатайства, инициировать рассмотрение вопроса об изменении и прекращении применения указанных мер и обжаловать принятые по делу процессуальные решения*(32).
Таким образом, законодательное установление зависимости осуществления права на защиту своих прав и свобод лицом, к которому применены принудительные меры медицинского характера, от состояния его психики не соответствует позициям Конституционного Суда РФ.
Правомочие лично обращаться к суду за защитой своих прав и свобод имеет универсальный характер и является неотъемлемым элементом нормативного содержания данного права. Указанного правомочия не могут быть лишены и лица, в отношении которых разрешается вопрос о применении принудительных мер медицинского характера либо об их продлении, изменении или прекращении.
Именно такое регулирование
предусмотрено для решения