Современные проблемы реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:35, реферат

Описание работы

Существуют много проблем в сфере реализации прав граждан на получение медицинских услуг. В частности, одной из таких проблем является проблема реализации права гражданина на выбор врача.

Файлы: 1 файл

реферат апп.docx

— 260.54 Кб (Скачать файл)

Несмотря на то что уполномоченные государственные органы имеют широкий круг полномочий в области контроля, существуют изъятия, позволяющие гражданам беспрепятственно использовать лекарственные средства без их государственной регистрации. Так, государственной регистрации не подлежат лекарственные препараты, приобретенные физическими лицами за пределами территории Российской Федерации и предназначенные для личного использования (подпункт 3 п. 5 ст. 13 ФЗ "Об обращении лекарственных средств").

Возможность применения лекарственных  средств, не разрешенных к применению, но находящихся на рассмотрении в  установленном порядке, допускается статьей 43 Основ законодательства об охране здоровья граждан. Такие средства "могут использоваться в интересах излечения пациента только после получения его добровольного письменного согласия".

Государственное регулирование  данной сферы отношений заключается  и в регистрации лекарственных  средств, ввозимых на территорию Российской Федерации. Однако статья 47 ФЗ "Об обращении лекарственных средств" допускает ввоз конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям юридических лиц, осуществляющих ввоз лекарственных средств на территорию Российской Федерации. Несомненно, данное положение направлено на обеспечение своевременного обеспечения граждан необходимыми лекарственными средствами.

Кроме того, в соответствии со ст. 50 ФЗ "Об обращении лекарственных средств" без учета установленных требований к ввозимым лекарственных средствам на территорию Российской Федерации могут ввозиться лекарственные средства для личного пользования и некоммерческих целей, если они предназначены для:

1) личного использования физическими лицами, прибывшими на территорию Российской Федерации;

2) использования работниками дипломатического корпуса или представителями международных организаций, аккредитованных в Российской Федерации;

3) лечения пассажиров и членов экипажей транспортных средств, поездных бригад и водителей транспортных средств, прибывших на территорию Российской Федерации;

4) лечения участников международных культурных, спортивных мероприятий и участников международных экспедиций;

5) лечения конкретных животных в зоопарках, а также животных, ввозимых на территорию Российской Федерации для участия в спортивных и зрелищных мероприятиях.

Таким образом, законодатель, установив прямой запрет использования  не разрешенных к применению, незарегистрированных, фальсифицированных лекарственных  средств, закрепив приоритет государственного контроля в сфере производства и  обращения лекарственных средств, наряду с этим дозволил в определенных законом случаях и в установленных  целях использовать необходимые  лекарства, что, безусловно, является условием реализации гражданами конституционного права на охрану здоровья.

Вопрос о реализации права  на охрану здоровья граждан и медицинскую  помощь неоднократно получал свое разъяснение  Конституционным Судом РФ. Позиция Суда ясна: данное право "должно обеспечиваться всеми возможными средствами, способствующими эффективному, качественному и оперативному предоставлению медицинских услуг, в том числе в условиях конкуренции - на основе свободного выбора гражданином медицинского учреждения или лица, оказывающего медицинскую помощь, при соблюдении равенства всех форм собственности в сфере здравоохранения"*(7).

Часть 2 ст. 41 Конституции РФ закрепляет положение об осуществлении в Российской Федерации мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. Статья 17 Основ законодательства об охране здоровья граждан закрепляет право граждан на охрану здоровья. Это право обеспечивается следующими способами: охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Ввиду особого положения  отдельных категорий граждан  законодатель определяет право на получение  медицинской помощи:

- семьи, беременных женщин  и матерей;

- несовершеннолетних;

- военнослужащих;

- граждан, подлежащих  призыву на военную службу  и поступающих на военную службу  по контракту;

- лиц, задержанных, отбывающих  наказание в виде ограничения  свободы, ареста, заключенных под  стражу, отбывающих наказание в  местах лишения свободы либо  административный арест (ст. 22-29 Основ законодательства об охране здоровья граждан).

Статья 12 Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"*(8) закрепила право лица, прошедшего медицинское освидетельствование, на повторное медицинское освидетельствование в том же учреждении, а также в ином учреждении государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения по своему выбору независимо от срока, прошедшего с момента предыдущего освидетельствования*(9).

Статьи 30 и 58 Основ законодательства об охране здоровья граждан закрепляют право пациента на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования.

В соответствии с п. 4 и 5 ст. 16 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" застрахованное лицо имеет право на выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, пункт 1 Правил предоставления платных медицинских услуг*(10) содержит норму о том, что платные медицинские услуги вправе оказывать лечебно-профилактические учреждения независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в том числе научно-исследовательские институты и государственные медицинские образовательные учреждениями высшего профессионального образования.

Статья 37.1 Основ прямо закрепляет норму о том, что медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учрежденных физическими лицами, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Медицинская помощь оказывается также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии у них лицензии на медицинскую деятельность. Данная норма обеспечивает реализацию права пациента на получение квалифицированной медицинской помощи, выбор лечебного учреждения и врача.

Статьи 12 и 14 Основ законодательства об охране здоровья граждан систему здравоохранения разделяют на государственную, муниципальную и частную.

В частную систему здравоохранения  входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые  юридическими и физическими лицами*(11).

Признание законодателем  государственной, муниципальной и  частной систем здравоохранения, возможность  получения лицензий на осуществление  медицинской деятельности как физическими, так и юридическими лицами, означают создание условий для реализации права пациента на выбор лечебного  учреждения и выбор врача.

В рамках вопроса о развитии государственной, муниципальной и  частной систем здравоохранения  стоит обратить внимание на определение Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2003 г., в котором утверждается: "Защита права на охрану здоровья и медицинскую помощь является обязанностью не только органов государственной власти на уровне Российской Федерации и ее субъектов, но и органов местного самоуправления"*(12).

Эта позиция Конституционного Суда РФ также нашла свое отражение  в нормативно-правовых актах РФ.

Нормы ст. 2, 6 и 41 Конституции РФ закрепляют равенство прав и обязанностей граждан, а также право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Данным правам корреспондирует обязанность государства обеспечить реализацию установленных неотъемлемых прав.

Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.

Согласно ст. 20 Основ законодательства об охране здоровья граждан, граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме того, статьи 1, 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относят к вопросам местного значения вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, в том числе содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения*(13).

Таким образом, приведенные  положения свидетельствуют о  гарантированности обеспечения  граждан прав на медицинскую помощью на федеральном, региональном и местном уровне.

В настоящее время общественному  вниманию представлен Научный макет  новой Конституции России, разработанный  Центром проблемного анализа  и государственно-управленческого  проектирования*(14). Ряд статей предложенного макета посвящены вопросам здравоохранения. В частности, разработчиками предлагается в ч. 1 ст. 92 закрепить положение, гарантирующее гражданам России доступность и бесплатность минимума лекарственной помощи.

В связи с этим напомним, что Конституционный Суд РФ в  одном из своих разъяснений применительно  к ст. 41 действующей Конституции указал на обязанность государства принимать все необходимые меры к тому, чтобы обеспечить возможность пользоваться необходимыми лекарственными средствами в рамках реализации права на охрану здоровья*(15). То есть в настоящее время признается, что гражданин имеет право на получение необходимых для его выздоровления лекарств. Взамен этого права разработчики научного макета новой Конституции сохраняют за пациентом возможность получить лишь минимальный их набор. Гарантируя бесплатное обеспечение минимумом лекарственной помощи, государство тем самым, вполне вероятно, обеспечит невозможность получения жизненно необходимых лекарств пациентами.

Действующая Конституция РФ не регламентирует порядок предоставления лекарственной помощи гражданам. Поэтому данный вопрос регулируется федеральным законодательством.

Анализ нормативно-правовых актов позволяет определить категории  граждан, обладающие правом на получение  бесплатных лекарственных средств:

1) лица, перечисленные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"*(16) (инвалиды, участники Великой Отечественной Войны, дети-инвалиды, ветераны боевых действий и др.);

2) работники прокуратуры (п. 6 ст. 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"*(17));

3) работники полиции (п. 2 ст. 45 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"*(18));

4) Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы"*(19));

5) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы (п. 2 ст. 4 Закона РФ от 15 января 1993 г. N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы"*(20));

6) ВИЧ-инфицированные лица (ст. 4 Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)");

7) лица, больные туберкулезом (п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2004 г. N 645 "Об утверждении Правил обеспечения лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом бесплатными медикаментами для лечения туберкулеза в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях");

8) граждане, занятые на работах с химическим оружием, и граждане, получившие профессиональные заболевания в результате проведения работ с химическим оружием (ст. 7 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием"*(21));

9) дети в возрасте до 6 лет из состава многодетных семей (п. 1 Указа Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей"*(22)).

Единственным условием бесплатного  получения препаратов является рецепт врача. Закон не ограничивает количество необходимых лекарственных средств.

Безусловно, принимая во внимание реалии финансовой обеспеченности названных  категорий граждан, конституционное  закрепление нормы о бесплатном предоставлении только минимума необходимых  лекарств станет причиной невозможности приобретения зачастую дорогостоящих препаратов, что, в свою очередь, повлияет на рост заболеваемости, увеличение численности тяжело больных лиц, а также смертности населения.

В связи с этим предлагается пересмотреть изложение ч. 1 ст. 192 макета Конституции РФ, исключить из нее упоминание о гарантированности доступности и бесплатности лишь минимума лекарственной помощи.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, право на охрану здоровья и  медицинскую помощь подразумевает  в том числе право на санаторно-курортное  лечение*(23). При этом Конституционный Суд РФ в своем решении отметил, что "...вопрос о формах и способах реализации этого права, в том числе о размерах и порядке выплаты взамен путевки в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение денежной компенсации, не получил разрешения в Конституции РФ и по своему характеру и значению не относится к числу конституционных. Его решение входит в компетенцию законодателя".

Информация о работе Современные проблемы реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь