Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:35, реферат
Существуют много проблем в сфере реализации прав граждан на получение медицинских услуг. В частности, одной из таких проблем является проблема реализации права гражданина на выбор врача.
*(5) URL: http://genproc.gov.ru/news/
*(6) Это право граждан сохранено в проекте федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ст. 288).
*(7) Федеральной службой судебных приставов РФ разработаны Методические рекомендации по исполнению судебных актов о сносе самовольно возведенных строений (см.: Бюллетень ФССП РФ. 2012. N 2).
*(8) См., например, определение ВАС РФ от 5 августа 2010 г. N ВАС-7095/10 по делу N А32-38708/2009-15/550.
*(9) См. постановления Правительства РФ от 12 марта 2008 г. N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования", от 14 апреля 2007 г. N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона".
*(10) Утверждена постановлением Правительства РФ от 12 марта 2008 г. N 165.
*(11) Решение ВС РФ от 11 августа 2009 г. N ГКПИ09-678.
*(12) Любительская и спортивная охота осуществляется и на особо охраняемых природных территориях, которые формально не отнесены к какому-либо виду охотничьих угодий.
*(13) См.: Чкаников М. Охотник ступил на тропу рыбака // Российская газета. Столичный выпуск. 2011. 19 апр.
*(14) См. примерную форму охотхозяйственного соглашения (п. 8.2.7), утвержденную приказом Минприроды России от 31 марта 2010 г. N 93.
Регулирование управленческих отношений в вузе: природа и проблемы форм реализации
В статье обоснован публичный характер отношений, возникающих в вузе; показаны проблемы реализации принципов управления вузом в действующем законодательстве и практике образовательных организаций.
Субъекты государственного управления в высшей школе
Целенаправленное развитие
организаций образования, имеющих
преимущественно форму
Внедрение в практику государственного управления регулятивных инструментов существенно влияет на деятельность организаций социальной отрасли, получающих статус самостоятельного субъекта права. Присущие советскому периоду объекты в настоящий период являются полноправными субъектами управления с присущими им элементами: правами, обязанностью и ответственностью. В публичной сфере регулирование субъектов осуществляется с помощью административного права - традиционной отрасли, обслуживающей управленскую деятельность.
Процесс управления на различных
уровнях связывается с
Регулирование высшей школы как особого феномена и института в образовании, тем не менее, представляет некоторые трудности, определяемые сферой, с которой соприкасается образовательная организация в повседневной деятельности.
Вуз как система определенных
взаимосвязей характеризует их "внешнюю"
и "внутреннюю" стороны. В первом
случае это отношения власти и
подчинения, формируемые посредством
выполнения возложенных на образовательную
организацию публичных функций,
а во втором - сфера реализации автономии
частного субъекта, где образовательная
организация действует как
Разрешение проблемы природы
отношений внутри вуза имеет не только
теоретический, но и прикладной характер,
позволяющий определить сферу применимых
методов регулирования и
В то же время, являясь субъектом
управления, учебное заведение вправе
определять допустимые методы достижения
возложенных на него задач, с точки
зрения экономических, культурных и
территориальных особенностей наиболее
эффективные условия свей деятельности.
Необходимо рассмотреть категорию
субъекта административного права
применительно к сфере
Как полагает Д.Н. Бахрах, "субъектами административного права следует признать участников общественных отношений, которых нормы административного права наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения"*(2).
Несмотря на приоритет публичных интересов, в деятельности органов и учреждений не отрицается наличие некоторых частных, которые при этом не изменяют публичных качеств таких субъектов (например, в процессе оказания государственных услуг)*(3). Не случайно зарубежные ученые признают возможную эффективность децентрализации государственного управления в тех сферах и вопросах государственной деятельности, где не требуется проведения единой государственной политики*(4).
Если субъект публичного управления действует в частноправовой форме для непосредственной реализации публичной задачи, то, по мнению ряда авторов, в данном случае должно применяться административное частное право (Verwal-tungsprivatrecht)*(5).
Характерной чертой административного частного права является расхождение формы деятельности субъекта публичного управления (частноправовая) с целью его деятельности (публично-правовая), что приводит, по мнению А.Ф. Васильевой, к "сосуществованию" частного и публичного права*(6).
В связи с этим доктрина французского публичного правопорядка признает возможность публичных отношений с субъектом частного административного права. Не случайно во Франции при осуществлении публичных функций в сфере управления могут участвовать за вознаграждение частные организации, что позволяет выделять публичную и частную административно-правовую деятельность*(7). Примечательно, что опыт Франции связан с высокой степенью централизации высшего образования, что нередко ведет к отождествлению образовательного учреждения с органом государственной службы, и в отдельных исследованиях даже предлагается наделить преподавателя статусом госслужащего, выполняющего от имени государства властно-распорядительные и контрольные функции в отношении студентов*(8).
Следует, полагаем, весьма осторожно относиться к повсеместному внедрению такой практики на российской почве. Фундаментальные, исторически традиционные принципы организации вузов определяют значительное влияние университета на развитие общества и государства. В то же время публичные интересы в сфере образования не могут быть в ближайшее время обеспечены без публичного элемента в деятельности высших учебных заведений.
Таким образом, следует, на наш взгляд, отталкиваться от целей создания образовательной организации, которые формируют задачи ее деятельности. Задачи, реализуемые образовательными организациями в сфере их деятельности, имеют публичный характер и могут быть определены как общественно значимые вопросы, решение которых возложено на организацию для достижения целей ее функционирования. Следовательно, основная природа отношений внутри образовательного учреждения публичная и является определяющей для всей палитры взаимосвязей в рамках локальной организации юридического лица.
Самоуправление между публичными и частными интересами
Если в российской правовой
концепции образования делаются
попытки рассматривать его
Сугубо либеральный, или социальный, подход не может отражать направления развития демократии управления в высшей школе. Принципы государственной политики, выраженной в образовательном законодательстве, определяют обеспечение образования как одну из важнейших функций государства, что показывает приоритеты развития Российской Федерации. Поиск разумного баланса между автономией и демократией является основной, если не главной задачей, которую предстоит решать в современных условиях развития высшей школы.
Рассмотрение внутривузовских отношений как административных, властных, управленческих возможно в контексте действующего законодательства.
Во-первых, сфера образования
- это особая область общественных
отношений, где всегда присутствовал
государственный, а значит публичный,
общественный интерес. Не случайно государственно-общественный
характер управления образованием был
воспринят и нашел закрепление
в образовательном
Одновременно связь целей,
назначение, функции образования
с общественно значимыми
Массив образовательного
законодательства традиционно рассматривался
как составная часть
В рассматриваемой сфере, на наш взгляд, отсутствуют принципы регулирования, традиционные для частных отраслей (например, диспозитивности, автономии воли).
Управленческие отношения в вузе возникают внутри структурно дифференцированного целого, которым является общественный коллектив*(10), наделяемый административной правоспособностью в рамках организационного единства юридического лица. Например, факультет не юридическое лицо, но обладает административной правоспособностью. Формы реализации управленских отношений могут присутствовать в низших организационных ячейках, в том числе на кафедрах как линейных подразделениях вузов. Вряд ли можно отрицать обязанность преподавателя принимать участие в жизни кафедры, присутствовать на ее заседаниях и исполнять поручения, полученные от заведующего, хотя непосредственно это не связано с трудовыми обязанностями преподавателя.
Тем не менее надо признать,
что взаимоотношения сотрудника и администрации
вуза нередко могут носить характер трудовых
отношений. Но даже в этом случае трудовые
отношения существуют параллельно с управленческими
отношениями, поскольку, например, порядок
избрания на должности профессорско-
Кроме того, даже назначение администрации государственных и муниципальных вузов может рассматриваться как элемент структуры государственного управления.
Наконец, в рассматриваемой сфере, на наш взгляд, отсутствуют принципы регулирования, традиционные для частных отраслей (например, диспозитивности, автономии воли и т.п.).
Во-вторых, неверно связывать управление лишь с административными методами воздействия, поскольку все большую роль в управлении образовательными учреждениями играют методы координации, а не субординации.
Меняется природа построения отношений высшей школы и государства, которое осуществляет в отношении вузов не управление, а государственное регулирование их деятельности. Непосредственное управление и даже руководство деятельностью образовательных учреждений было характерно для советского периода, когда применялись адекватные используемому методу инструменты - директивные письма, телеграммы, указания и т.п.
То же самое можно отнести и к деятельности негосударственной высшей школы. "Административно-правовое начало" является стержневым и в их деятельности. Это начало выражено в ряде правовых нормативных актов, принятых на федеральном уровне. К ним относятся, помимо системообразующих законодательных актов, ГОС ВПО - акты, которые свидетельствуют об императивном государственном участии в образовательной деятельности любого вуза независимо от организационно-правовой формы. Эти акты отражают требования общества и государства к каждому высшему учебному заведению, чтобы педагогическая деятельность в нем осуществлялась на должном профессиональном уровне и в соответствующих формах.
Это государственное участие
дополняет государственный
Отсюда следует также,
что образовательные
В-третьих, внутривузовское управление рассматривается как один из уровней управления, который вытекает из действующей системы управленских методов. В рамках внутривузовского управления используются современные инструменты, характеризующие управленческие связи высшей школы и государства, прежде всего регулирование и саморегулирование.