Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:35, реферат
Существуют много проблем в сфере реализации прав граждан на получение медицинских услуг. В частности, одной из таких проблем является проблема реализации права гражданина на выбор врача.
*(24) См.: Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" // Российская газета. 1992. 29 июля.
*(25) См.: Российская газета. 1998. 2 июня.
*(26) См.: Постановление Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. 14 января.
*(27) См.: Российская газета. 1995. 25 января.
*(28) См.: Российская газета. 1997. 12 февраля.
*(29) См.: Российская газета. 1997. 31 июля.
*(30) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4921.
*(31) Постановление Конституционного Суда от 27 февраля 2009 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 37, 52, 135, 222, 284, 286 и 379.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части четвертой статьи 28 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" в связи с жалобами граждан Ю.К. Гудковой, П.В. Штукатурова и М.А. Яшиной" // Российская газета. 2009. 18 марта.
(32) См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2007 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 402, 433, 437, 438, 439, 441, 444 и 445 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.Г. Абламского, О.Б. Лобашовой и В.К. Матвеева" // Российская газета. 2007. 28 ноября.
*(33) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 46. Ст. 4532.
*(34) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 50. Ст. 6242.
*(35) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
*(36) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.
Право граждан на доступ к природным ресурсам (проблемы реализации)*(1)
Правовые возможности граждан пользоваться природными ресурсами для удовлетворения своих личных потребностей ранее в теории обозначались как право общего природопользования, осуществляемого бесплатно и без получения каких-либо разрешений. В современной ситуации интересы населения в сфере пользования природными ресурсами, являющимися в соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ основой его жизни и деятельности, должны рассматриваться главным образом сквозь призму доступности природопользования.
Право граждан на доступ
к природным ресурсам шире права
общего природопользования, поскольку
в него могут быть включены и такие
виды природопользования, которые требуют
получения разрешений и являются
платными. Определяющее значение для
квалификации какого-либо интереса граждан
в качестве основания права на
доступ к природным ресурсам имеет
личный (не связанный с
Структурно, с учетом видов
природных ресурсов, представляющих
предмет личного
В исследовательских целях
виды природопользования могут классифицироваться
в зависимости от вида природных
ресурсов, оснований и условий
пользования. С практической же точки
зрения целесообразно обратиться к
тем из них, где возникают наиболее
острые проблемы обеспечения свободы
доступа к природным ресурсам*(
Общедоступность пользования береговой полосой водных объектов и водными объектами общего пользования закреплена в ст. 6 ВдК РФ. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено ВдК РФ, другими федеральными законами. Названная статья определяет водные объекты общего пользования (общедоступные водные объекты) как поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, но с оговоркой: если иное не предусмотрено ВдК РФ. Иное прямо Кодексом не предусмотрено, однако по смыслу на статус водного объекта как общедоступного может влиять предоставление его в пользование по договору водопользования или по решению органа государственной власти либо органа местного самоуправления.
Учитывая, что цели водопользования при этом весьма различны (ст. 11 ВдК РФ), может возникать необходимость в тех или иных ограничениях доступа к водным объектам общего пользования, основания наложения которых ВдК РФ не регулируются. В статье 6 ВдК РФ указывается на содержание ограничений водопользования и дается отсылка к иному законодательству: на водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми органом государственной власти субъекта РФ после их согласования с территориальным органом МЧС России, Минприроды России, Минздравсоцразвития России, а также с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в случае, когда водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставлены в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства*(3). Использование водных объектов общего пользования осуществляется также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также применены иные способы предоставления такой информации.
Гарантией доступности общего
водопользования граждан
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (п. 2 ст. 8 ВдК РФ). Учитывая запрет на приватизацию земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (п. 8 ст. 27 ЗК РФ), сфера распространения частной собственности на водные объекты является весьма ограниченной, что в целом обеспечивает право граждан на доступ к водным объектам. Однако в правоприменительной практике встречаются случаи посягательства на государственную собственность и незаконного ограничения доступа к водным объектам общего пользования. Так, по заявлению прокуратуры суд признал недействительным договор аренды земельного участка, заключенный администрацией муниципального образования с гражданином. Под видом земельного участка в аренду фактически был предоставлен водоем, к которому ответчик незаконно ограничил доступ местного населения*(5).
Полоса земли вдоль
береговой линии водного
Случаи незаконного
Повсеместной является практика
ограничения прохода граждан
через платные огражденные
Очевидно, что совмещение интересов населения, бизнеса и органов местного самоуправления, заинтересованных в передаче в аренду земельных участков, лежит в плоскости обременения договоров аренды обязанностью арендатора обеспечить свободный доступ к береговой полосе и такого урегулирования платности пользования пляжами, которое предполагало бы возможность взимания с населения платы не за сам факт входа на пляж, что противоречит вышеприведенным нормам закона, а только за предоставление дополнительных услуг. Размеры платы могут регулироваться органами местного самоуправления (в случаях распоряжения ими соответствующими земельными участками) как условие договора со стороны арендодателя. Соответственно, априори нелегитимны всевозможные виды платы "за вход", которые устанавливаются не только субъектами предпринимательской деятельности, но иногда и органами власти.
Названным Федеральным законом внесены также поправки в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части дополнения перечня вопросов местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов вопросом обеспечения свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам. Полагаем, что это надлежит рассматривать как обязанность соответствующих органов муниципальной власти.