Восстановление голоса при нейрогенных расстройствах голосообразования — парезах или параличах гортани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 21:34, доклад

Описание работы

Заболевания каждого из этих органов могут вызывать сдавливание нерва отеком, опухолью, рубцовой тканью и т.п. Нередко во время операций сердца, легких, бронхов, пищевода, щитовидной железы происходит непосредственная травматизация возвратного нерва, сопровождающаяся парезом или параличом чаще одной, а иногда и обеих половин гортани. Такое же осложнение может вызвать давление на гортань интубационной трубки во время наркоза или пребывания человека на аппарате искусственной вентиляции легких.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 70.89 Кб (Скачать файл)

 

 Тренировки навыков  правильного физиологического дыхания  постоянно сочетаются с нормализацией  фонационного дыхания и активизацией  двигательной функции гортани,  поскольку они физиологически  связаны и взаимно обусловлены.

 

 Занятия начинаются  с упражнения «дутье в губную  гармошку», которое преследует  двоякую цель: удлинение выдоха, необходимого для правильного  голосоведения, и массаж гортани  вдыхаемой и выдыхаемой через  гармошку воздушной струей. Этот  прием содействует увеличению  подвижности здоровой половины  гортани и достижению некоторой  подвижности парализованной половины. Под действием воздушной струи  происходит стимуляция всех мышц  гортани — внутренних и наружных.

 

 Для выполнения этого  упражнения надо сесть на стул, прислонившись к его спинке, корпус  выпрямлен, ноги согнуты, ступни  прижаты к полу. Поднеся гармошку  вплотную к губам, следует дуть  в нее медленно, протяжно, вдувая  и выдувая воздух в одном  и том же месте (на одной  ноте). Для физически здоровых  людей объем тренировки может  быть вначале 30 с за прием  при постепенном, в течение  двух недель, увеличении нагрузки  до 1 мин. В первую неделю занятий  упражнения проводятся по 30 с  8—10 раз в день. В дальнейшем  их число может быть доведено  до 15. Максимальная дневная нагрузка  — 15 сеансов по 1 мин.

 

 Иногда в самом начале  занятий выполнение этого упражнения  может вызвать головокружение. В  таком случае рекомендуется сократить  продолжительность дутья до 15—20 с. По мере тренировок головокружение  проходит.

 

 Следует отметить, что  продолжительность каждого вдоха  и выдоха сначала значительно  укорочена. Плавность, длительность  вдоха и выдоха через гармошку  достигается постепенно с овладением  навыков правильного дыхания.  Дутье в губную гармошку хорошо  активизирует двигательную функцию гортани и продолжает проводиться до окончания восстановительного обучения.

 

 Параллельно с этими  тренировками начинается коррекция  дыхания. Оптимальные условия  для постановки дыхания создаются  на занятиях в кабинете лечебной  физкультуры. Врачом Э. Я. Золотаревой  (1984) был составлен комплекс специальной  дыхательной гимнастики для людей,  имеющих нарушения голоса (см. Приложение, с. 137, 138). Но не всегда условия  позволяют пользоваться специализированной  помощью. Часто логопеды сами  проводят дыхательную гимнастику  для постановки продуктивного  косто-абдоминального (реберно-брюшного) типа дыхания.

 

 Простейшее упражнение  для формирования косто-абдоминального  дыхания выполняется следующим  образом. Нужно лечь на спину  так, чтобы голова располагалась  невысоко, расслабиться и одну  руку положить на область грудной  клетки, другую — на живот.  Руки должны контролировать неподвижность  грудной клетки и экскурсию  стенки живота. Производится быстрый  короткий, неглубокий вдох через  нос и плавный, продолжительный  выдох через рот, как сквозь  узкую трубочку. При вдохе стенка  живота поднимается, при выдохе  — втягивается. Грудная клетка  должна оставаться неподвижной.  Таким способом необходимо дышать  по 2—3 мин два раза в день, утром и вечером.

 

 Через неделю тренировок  добавляется комплекс дыхательных  упражнений «А».

 

 Исходное положение  — сидя на стуле прямо или  стоя:

 

1) вдох и выдох через  нос;

 

2) вдох через нос, выдох  через рот;

 

3) вдох через рот, выдох  через нос;

 

4) вдох и выдох через  левую половину носа, затем через  правую (попеременно);

 

5) вдох через одну половину  носа, выдох через другую (попеременно);

 

6) вдох через нос, удлиненный  выдох через нос с усилением  давления воздуха в конце;

 

7) вдох через нос, выдох  через сжатые губы;

 

8) вдох через нос, выдох  через нос толчками, т.е. кратковременно  задерживая дыхание.

 

 Через 7—10 дней после  начала дыхательной тренировки  добавляются упражнения для активизации  мускулатуры шеи, наружных и  внутренних мышц гортани —  комплекс «Б» (выполняются сидя):

 

1) исходное положение  — пальцы рук, сложенные в  замок, на затылке. Отклонение  головы назад, преодолевая сопротивление  рук;

 

2) исходное положение  — сжатые в кулак кисти рук  подпирают подбородок. Наклоны головы  вперед через сопротивление рук;

 

3) исходное положение  — ладони прижаты к ушам. Наклоны  головы в стороны, преодолевая  сопротивление рук;

 

4) движение нижней челюсти  вниз, в стороны, вперед; сжимание  челюстей;

 

5) надувание щек;

 

6) прикасание кончиком  языка к мягкому нёбу;

 

7) поднимание мягкого  нёба как при зевке.

 

 Как правило, оба  эти комплекса упражнений не  представляют для пациентов трудностей. Их сразу же можно рекомендовать  для самостоятельных тренировок  дома 6 раз в день по 4—5 раз  на каждое упражнение.

 

 В единичных случаях  для людей, имеющих сопутствующие  соматические заболевания (гипертоническую  болезнь, стенокардию), эти упражнения  могут оказаться трудными. Тогда  предусматривается меньшая нагрузка: первый дыхательный комплекс  «А» рекомендуется проводить  дважды в день по 2—3 раза  каждое упражнение за сеанс,  комплекс «Б», активизирующий  мышцы гортани, присоединяется  только через 18—20 дней и назначается  с такими же ограничениями  по количеству и продолжительности  тренировок. Через неделю после  начала выполнения каждого комплекса  нагрузку можно увеличить до  обычной.

 

 Все упражнения этого  этапа восстановительных занятий  — и дутье в губную гармошку, и дыхательно-гимнастические упражнения  — подготавливают голосовой аппарата  к фонации. В результате тренировок  исчезает рефлекторный кашель, пропадает  ощущение инородного тела в  горле, значительно удлиняется  выдох.

 

 Для стимуляции двигательной  функции гортани используется  произнесение слогов с вибрантом  в различных сочетаниях:

 кра, кро, кру, крэ,  кры; 

 тра, тро, тру, трэ,  тры;

 

 гра, гро, гру, грэ,  гры;

 

 дра, дро, дру, дрэ,  дры;

 

 зра, зро, зру, зрэ,  зры; 

papa, papo, рару, рарэ, рары;

 

 ра, ро, ру, рэ, ры; 

 ара, аро, ару, арэ,  ары.

 

 

 Вибрант произносится  длительно, с утрированным раскатом, а гласные очень коротко, как  бы обрывая звучание, и в начале  слогов на твердой голосовой  атаке. Это вызывает большую  подвижность черпаловидных хрящей, что создает некоторую тенденцию  к сближению голосовых складок.

 

 При исследовании голосового  аппарата на данном этапе занятий  уже отмечается появление слабых  колебательных движений края  парализованной голосовой складки.  Таким образом достигается определенная  подготовка к фонации и можно  приступать к голосовым тренировкам.  Для голосовых упражнений используются  звонкие согласные звуки и  их сочетания с гласными.

 

 Известно, что различие  в звучании звонких и глухих  фонем создается работой голосовой  щели. При произнесении глухих  согласных она раскрыта, а весь  артикуляционный аппарат, особенно  язык, напряжен. Источником звука  является только шум. Гласные  и звонкие согласные порождаются  колеблющимися голосовыми складками  и формируют импеданс — противодавление  в надставной трубке, возникающее  за счет разных объемов полостей  и сужений в ротоглоточном  канале. Устанавливается взаимосвязанная  система колебаний резонаторов  и голосовых складок. Величина  импеданса зависит от индивидуального  анатомического строения голосового  и речевого аппаратов. Однако  отдельные звуки всегда имеют  больший импеданс, чем другие. При  правильном нахождении (или, как  принято говорить, «подгонке») этого  важнейшего защитного акустического  механизма в работе голосового  аппарата появляется возможность  при минимальном напряжении голосовых  складок достигать хорошего акустического  эффекта.

 

 При первых попытках  получения звучного голоса для  тренировок рекомендуется кратко, на твердой атаке произносить  фонему [м]. Выбор этой фонемы определяется  ее наилучшей физиологической  основой — незначительной напряженностью  и довольно большим импедансом. Если при ее произнесении корень  языка опускается и подача  звука подбирается так, чтобы  он «ударился» в какую-либо  точку по средней линии твердого  нёба, легко достигается звучание, именуемое в фониатрической практике  «в маске». В описанной позиции  увеличивается объем ротовой  полости, а звук, ударяясь в  твердое нёбо, вызывает резонацию  вышележащих полостей. Резонаторные  явления возбуждают лицевой и  тройничные нервы, которые рефлекторно  связаны с голосовыми складками.  Импеданс и резонанс, возникающие  в придаточных пазухах, активизируют  работу голосового аппарата.

 

 Произносить [м] предлагается  следующим образом: губы спокойны  сомкнуты, между резцами расстояние  приблизительно 1 мм, мягкое нёбо  слегка напряжено. Звук произносится  кратко, при этом должна возникнуть  легкая вибрация костей черепа. Когда постепенно, методом проб  и ошибок, достигается оптимально  возможное звучание голоса, продолжительность  фонации увеличивается.

 

 Далее следует переходить  к тренировкам в произнесении  слогов — [м] сочетается с  гласными, которые добавляются в  определенной последовательности [а,  о, у, э, и], т.е. по мере  увеличения импеданса — ма, мо, му, мэ, ми. Звук [а] считается наиболее  простым, при его образовании  расширяется объем ротовой полости.  Он самый громкий и при фонации  не требует очень плотного  смыкания голосовых складок, поэтому  для людей с патологией голосового  аппарата более доступен. Фонация  [и] должна вызывать плотное  замыкание голосовой щели. В процессе  тренировок достигается полноценная  фонация всех слогов, однако предпочтение  в длительности звучания отдается  фонеме [м].

 

 Закрепление голосовых  кинестезии достигается упражнениями  с использованием всех звонких  согласных — сонорных и щелевых:

 ма, мо, му, мэ, мы; 

 ва, во, ву, вэ, вы;

 

 на, но, ну, нэ, ны; 

 за, зо, зу, зэ, зы;

 

 ла, ло, лу, лэ, лы; 

 жа, жо, жу, жэ, жи.

 

 

 Следующим этапом в  фонопедических занятиях является  произношение пар слогов на  одном выдохе с ударением на  втором слоге. Согласный звук  произносится длительно:

 мама, мамо, маму, мамэ, 

 вава, ваво, ваву, вавэ,

 

 мамы; 

 вавы;

 

 нана, нано, нану, нанэ, наны; 

 заза, зазо, зазу, зазэ, зазы;

 

 лала, лало, лалу, лалэ, лалы; 

 жажа, жажо, жажу, жажэ,

 

 

 

 

 жажи.

 

 

 Постепенно голос становится  достаточно звучным, увеличивается  фонационный выдох. Для координации  фонации и дыхания цепочки  слогов удлиняются.

 

 Рекомендуется произнесение  семи слогов с перемещающимися  ударениями:

 

 мама — мама —  мамама, момо — момо — момомо, муму — муму — мумуму, мэмэ  — мэмэ — мэмэмэ, мымы —  мымы — мымымы;

 

 нана — нана —  нанана, ноно — ноно — нононо, нуну — нуну — нунуну, нэнэ  — нэнэ — нэнэнэ, ныны —  ныны — ныныны;

 

 лала — лала —  лалала, лоло — лоло — лололо, лулу — лулу — лулулу, лэлэ  — лэлэ — лэлэлэ, лылы —  лылы — лылылы;

 

 вава — вава —  вавава, вово — вово — вовово, вуву — вуву — вувуву, вэвэ  — вэвэ — вэвэвэ, вывы —  вывы — вывывы;

 

 заза — заза —  зазаза, зозо — зозо — зозозо, зузу — зузу — зузузу, зэзэ  — зэзэ — зэзэзэ, зызы —  зызы — зызызы;

 

 жажа — жажа —  жажажа, жожо — жожо — жожожо, жужу — жужу — жужужу, жеже  — жеже — жежеже, жижи —  жижи — жижижи.

 

 Далее можно начинать  тренировку сочетаний гласных  звуков с сонантом [j], который  образуется с незначительным  шумом и колебанием голосовых  складок: ай—яй, ой—ей, уй—юй,  эй—ей — гласный звучит кратко, а [j] — продленно. Большой импеданс  этой фонемы оказывает активизирующее  влияние на функцию голосовой  щели. Ее сочетание с гласными, произносимыми на твердой атаке,  служат действенной тренировкой  звучной фонации.

 

 Хорошей тренировкой  по координации дыхания и голосообразования  является длительное произнесение  гласных фонем [а, о, у, э,  и] и их сочетаний:

 

 а, ао, ау, аэ, аи, аоу,  аоэ, аои, аоуэ, аоуи, аоуэи;

 

 о, оа, оу, оэ, ои, оау,  оаэ, оаи, оауэ, оауи, оауэи;

 

 у, уа, уо, уэ, уи, уао,  уаэ, уаи, уаоэ, уаои, уаоэи;

 

 э, эа, эо, эу, эи, эао,  эау, эаи, эаоу, эаои, эаоуи;

 

 и, иа, ио, иу, иэ, иао,  иау, иаэ, иаоу, иаоэ, иаоуэ.

 

 Все голосовые упражнения  сначала произносятся отраженно  вслед за логопедом, затем самостоятельно. Данный этап занятий может  быть завершен, если голос на  всех тренировках звучит легко,  без напряжения, обладает достаточной  силой и звучностью, жалобы на  утомление отсутствуют.

 

 Для закрепления навыков  полноценного звучания приступают  к произнесению слов, сначала  таких, которые начинаются с  прямых ударных слогов типа  ма, мо, му, мэ, мы, на, но, ну, нэ, ны и  т. п.:

 

мама, манка, маг, магма, мазь, мак, маковый, май, майский, магия, магний, майка, маклер, манго, мания;

 

моль, море, мост, моют, молча, мопс, мокнуть, можно, мода, модно, мойщик, модуль, молвить, море, морфий;

 

мука, муха, мудро, мудрый, муж, музыка, мужество, мумия, мусор, муфта, мутный, мучить, мускул, муза, мул;

 

мел, мель, мельница, мелко, мебель, мебельщик, медик, медь, мера, мелочь, месяц, место, метод, метр, метко;

 

мыло, мылить, мыть, мыс, мыши, мыза, мысль, мыслить, мыкать, мыть, мытарь, мызгать, мышца, мыльница, мылкий;

 

набело, набережная, навзничь, наволочка, навык, наглость, наглухо, наглый, наголо, надвое, наземь, наискось, накипь, накрепко, наледь;

 

новость, ноготь, нож, норма, норов, нос, нота, ночка, ноша, норд, ножницы, новшество, ноздри, ноги;

 

нудный, нужно, нутрия, нуль, нукать, нужный, нюхать, нюнить; нюня;

 

небо, невидаль, невод, нега, негде, недоросль, недра, неженка, нельма, немец, немощь, ненависть, нерв, нерпа, неслух;

Информация о работе Восстановление голоса при нейрогенных расстройствах голосообразования — парезах или параличах гортани