Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:15, дипломная работа
Сначала Европа, а затем и Америка развили в мировом масштабе производство, торговлю и контрабанду табака, алкоголя, марихуаны, гашиша, опиума, кокаина. Китаю свободную торговлю опиумом навязала викторианская Англия при поддержке Франции. Более полувека тысячи тонн наркотиков (шесть тысяч ящиков в 1820 году и 100 тысяч ящиков в 1880-м) губили эту страну. Игнорируя запреты китайского императора на ввоз и употребление наркотиков, Англия продолжала расширять их рынок сбыта в Китае, получая на этом бизнессе огромные прибыли. Именно Англия навязала и выиграла в Китае две войны (1839 и 1856 годы), получившие название «опиумные» и закрепившие в то время за Великобританией ипостась самого крупного торговца наркотиками.
ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ
1.1 Возникновение и развитие государственного уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Российской империи, СССР и за рубежом
1.2 Международное сотрудничество в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров
1.3 Модели борьбы с распространением и потреблением наркотиков в зарубежных странах
2. СОВРЕМЕННАЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ
2.1 Анализ ситуации потребления наркотиков, торговли наркотиками и борьбы с их незаконным оборотом в настоящее время
2.2 Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации
2.3 Совершенствование системы мер по сокращению наркомании и преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
Судебная практика
Статистические данные
Специальная и научная литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Кроме того, в специальных соглашениях по вопросам борьбы с наркобизнесом необходимо особо регламентировать вопросы, связанные с уголовным преследованием руководителей организованных преступных групп, занимающихся незаконным оборотом наркотиков. На этот аспект обращает особое внимание Международный комитет по контролю над наркотиками.
Учет вышеназванных положений, мог бы положительным образом сказаться на деятельности государств - участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств.
Злоупотребление наркотиками
и связанная с ними преступная
активность дельцов наркобизнеса, насилие
и расширяющаяся коррупция
На это расходуются
миллиарды долларов. Такая опасность
угрожает всем странам, независимо от
их географического
Ввиду огромных масштабов
данного явления
Государства не в состоянии справиться с этим бедствием в одиночку - необходимы международная солидарность и сбалансированные, коллективные и одновременные действия международного сообщества. На протяжении XX века состоялись многочисленные международные форумы, на которых обсуждались проблемы противодействия наркотизму, принимались соответствующие решения, в том числе закрепляемые в международно-правовых нормах.[34]
Импульсом к созыву и проведению международных форумов служит фактическое состояние наркотизма в мире и в отдельных государствах, определяемое на основе статистических данных изучения, анализа и обобщения практики, экспертных оценок специалистов. На таких форумах разрабатываются, формулируются и закрепляются международно-правовые нормы, которые становятся нормами национального законодательства государств, ратифицировавших данные документы.
Вместе с тем, мировое сообщество давно пришло к пониманию того, что во всем комплексе мер борьбы с наркотизмом первостепенное значение следует уделять мерам профилактического характера.
Согласно статье 38 Единой
конвенции о наркотических
В статье 14 Конвенции Организации
Объединенных Наций о борьбе против
незаконного оборота
В результате обобщения многолетнего опыта борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков и психоактивных веществ выработаны две основные стратегические линии, которые зафиксированы в документах ООН:
1) сокращение незаконного
спроса на наркотики и
2) сокращение незаконного
предложения наркотиков и
Также, говоря о сотрудничестве государств как форме профилактики наркомании и наркопреступности, следует отметить, что основные усилия стран (в том числе и России) в этом направлении реализуются следующими способами:
1) заключение многосторонних
и двусторонних договоров и
соглашений государствами в
2) сотрудничество государств
с международными
3) сотрудничество государств в рамках Программы ООН по международному контролю над наркотиками;
4) сотрудничество государств
по вопросам выявления и
5) поддержание на постоянной
основе контактов между
6) расширение института
офицеров связи по линии
7) проведение международных
оперативно-профилактических
Кроме того, заметим, что развёртывание многоуровневой системы международного сотрудничества выступает своеобразным механизмом координации усилий и средств всех участников борьбы с транснациональным наркобизнесом. И среди его первоочередных приоритетов государства выделяют формирование антинаркотического «пояса безопасности» вокруг Афганистана в виде системы пресечения контрабанды наркотиков на границах с этой страной и на границах государств, находящихся на пути наркотрафика.
В последнее время также наибольшую актуальность приобретает создание в Центрально-Азиатском регионе надежных механизмов пресечения распространения наркотиков, прежде всего через тесное региональное взаимодействие.
Например, одним из действенных методов реагирования на изменение наркоситуации и эффективного противодействия афганской наркоугрозе стало проведение международных оперативно-профилактических операций «Канал», направленных на выявление и перекрытие каналов контрабанды наркотиков. Благодаря взаимодействию правоохранительных и специальных ведомств удалось пресечь устойчивые каналы контрабандного перемещения наркотиков, разоблачить ряд крупных преступных транснациональных наркогруппировок, скоординировать и объединить усилия по противодействию наркоугрозе. [37]
Вместе с тем, различия
в законодательстве государств-участников
международного взаимодействия в определенной
степени снижают его
Несмотря на то, что правовой основой национальных законодательств государств являются одни и те же универсальные конвенции ООН, имеются определённые расхождения в терминологии; по критериям формирования перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю; по порядку установления мер контроля за оборотом указанных средств и веществ; критериям установления ответственности за правонарушения, связанные с их нелегальным оборотом и т.д.
Особо следует подчеркнуть,
что между государствами, участвующими
в противодействии
Одной из форм такого сотрудничества
может стать процесс
1.3 Модели борьбы с
Проблема наркомании - проблема все большего числа государств. Национальные модели борьбы с распространением и потреблением наркотиков можно условно свести в три группы.
Первая - «группа жесткой политики», в которой борьба ведется самыми крайними средствами, вплоть до смертной казни. К ней относятся в первую очередь Малайзия, Иран и Пакистан, но, несмотря на такие меры, согласно данным Совета по внешней и оборонной политике количество преступлений, связанных с наркотиками, все же возрастает ежегодно на 2-3 процента .[38]
Вторая группа - «группа менее жесткого контроля». Здесь осуществляется строгий контроль за всеми видами наркотиков, идет активное противостояние наркомафии, но крайние меры не предпринимаются. К ней относятся, в частности, США, Великобритания, Франция. В США, например, в большинстве штатов существует наказание не только за хранение и употребление, но и за попытку приобретения наркотиков. В Англии и Франции наркоманов в судебном порядке отправляют на принудительное лечение. Однако надо отметить, что в последние три года в этих странах отмечается движение в сторону большего ужесточения .[39]
Одновременно в этой группе
стран, прежде всего в США, борьба
с наркотиками в сфере закона
сочетается с мощнейшей информационно-
Третья - «либеральная группа». Наиболее известными ее представителями являются Голландия, а также некоторые районы Швейцарии. Несмотря на то, что начавшаяся с середины 50-х гг. легализация «мягких» наркотиков (прежде всего марихуаны) не привела в конечном счете к расширению списка разрешенных к распространению наркосредств, Голландия укрепляет свое положение как центр распространения наркотических средств, и это вызывает более чем беспокойство многих государств, прежде всего Франции, где рост преступлений в области распространения наркотиков, связанных с «голландским следом», составляет более десяти процентов.[40]
В свою очередь испанцы в борьбе с этим злом делают акценты на человеческих аспектах. Так, с 2000 года в Испании действует новый Национальный план по борьбе с наркотиками, который был разработан после подписания в декабре 1999 года королевского указа о национальной стратегии по наркотикам на период 2000- 2008 гг.[41] Основными направлениями Национального плана является продвижение превентивной политики по снижению спроса и предложения на наркотики, укрепление центров помощи и реабилитации наркоманов и содействие их инкорпорации в общество. Главные координирующие и курирующие функции возложены на МВД Испании.[42]
Организационно структура
Национального плана по борьбе с
наркотиками представлена межминистерской
группой, возглавляемой министром
внутренних дел Испании, в состав
которой входят министр юстиции,
министр образования и
Взаимодействие между
центральной властью и
На пути борьбы с наркотиками
наибольшего успеха добились США - за
последнее десятилетие
Одна из главных причин этого - борьба с наркотиками стала действительно общенациональной и включает в себя как усилия по правительственной линии, так и по линии неправительственных структур типа движения «За Америку, свободную от наркотиков».[43] При этом необходимо отметить, что расходы на антинаркотическую кампанию в США за последние годы составляли порядка миллиарда долларов ежегодно.
На международном уровне определенные усилия предпринимаются со стороны прежде всего Организации Объединенных Наций, где действует Комитет по контролю за оборотом наркотиков. Прежде всего это шаги информационного плана, связанные с проведением глобального мониторинга состояния дел с наркотиками и выработки общих рекомендаций правительствам в плане борьбы с наркоманией.
Проблема наркомании поднимается практически во всех ключевых документах ООН и ее специализированных организаций. Кроме того, ООН позаботилась о введении реестра запрещенных нарковеществ. В настоящее время он включает в себя около 200 разновидностей, из которых только семь являются натуральными, а остальные - синтетическими.
Китай относится к странам
с жесткой политикой
Оказывается, между РФ и КНР нет соответствующего соглашения.
Двадцатичетырехлетняя Б. уехала в Китай два года назад на заработки. Заработки свелись к проституции в ночном клубе «Голливуд» в одном из районов Пекина, где живут русские.
Известно, что сама Б. пристрастилась к наркотикам, которыми наших девушек в Пекине снабжали отнюдь не китайцы, а азербайджанцы и таджики. Они вполне легально работают в Китае, отправляют ширпотреб на родину и в Россию, однако основной свой капитал делают не на этом. По версии, с Б. произошло следующее:
Ее попросили, заставили или предложили заработать на транспортировке партии героина из китайского городка Куньмин в столицу КНР. К слову, этим наши девушки в Китае грешат, однако обычно провозят наркотики в желудке. Б. же просто, уложив их в пояс, обмотала его вокруг талии.
Естественно, при досмотре в аэропорту она не прошла через металлодетектор. Кстати, она пыталась пролететь по чужому паспорту, создав тем самым проблемы его владелице. Общий вес так и непровезенных наркотиков превысил 1 килограмм 200 граммов. Приговор вынесен с отсрочкой его исполнения на два года. Если у девушки за это время не сдадут нервы и она «хорошо себя проявит», приговор может быть изменен. Все два года Б. будет находиться в тюрьме города Куньмин.[44]
Распространение наркотиков уже стало одной из серьезных проблем, угрожающих развитию не только отдельно взятой страны, но и человечества в целом. Одним из крупнейших производителей наркотиков является регион «Золотого треугольника», граничащий с Юго-Западным Китаем. В настоящее время Китай превратился из страны, страдавшей исключительно от транзитной контрабанды наркотиков, в страну, где появилось немало их потребителей.