Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств и психотропных веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:15, дипломная работа

Описание работы

Сначала Европа, а затем и Америка развили в мировом масштабе производство, торговлю и контрабанду табака, алкоголя, марихуаны, гашиша, опиума, кокаина. Китаю свободную торговлю опиумом навязала викторианская Англия при поддержке Франции. Более полувека тысячи тонн наркотиков (шесть тысяч ящиков в 1820 году и 100 тысяч ящиков в 1880-м) губили эту страну. Игнорируя запреты китайского императора на ввоз и употребление наркотиков, Англия продолжала расширять их рынок сбыта в Китае, получая на этом бизнессе огромные прибыли. Именно Англия навязала и выиграла в Китае две войны (1839 и 1856 годы), получившие название «опиумные» и закрепившие в то время за Великобританией ипостась самого крупного торговца наркотиками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ
1.1 Возникновение и развитие государственного уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Российской империи, СССР и за рубежом
1.2 Международное сотрудничество в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров
1.3 Модели борьбы с распространением и потреблением наркотиков в зарубежных странах
2. СОВРЕМЕННАЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ
2.1 Анализ ситуации потребления наркотиков, торговли наркотиками и борьбы с их незаконным оборотом в настоящее время
2.2 Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации
2.3 Совершенствование системы мер по сокращению наркомании и преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
Судебная практика
Статистические данные
Специальная и научная литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств и психотропных веществ.docx

— 262.47 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в специальных  соглашениях по вопросам борьбы с  наркобизнесом необходимо особо  регламентировать вопросы, связанные  с уголовным преследованием руководителей  организованных преступных групп, занимающихся незаконным оборотом наркотиков. На этот аспект обращает особое внимание Международный  комитет по контролю над наркотиками.

Учет вышеназванных положений, мог бы положительным образом  сказаться на деятельности государств - участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств.

Злоупотребление наркотиками  и связанная с ними преступная активность дельцов наркобизнеса, насилие  и расширяющаяся коррупция затрагивают  миллионы людей во всем мире. Они  не только разрушают человеческую жизнь, но ставят под угрозу социальную структуру  и даже стабильность правительств. Связанные с наркотиками проблемы все шире затрагивают различные  страны большинства регионов мира, невзирая на национальные границы и  социальное устройство.

На это расходуются  миллиарды долларов. Такая опасность  угрожает всем странам, независимо от их географического местоположения, политической ориентации или уровня экономического развития.

Ввиду огромных масштабов  данного явления злоупотребление  наркотиками все чаще рассматривается  в качестве растущей глобальной проблемы, требующей принятия глобальных ответных мер. Нет никаких сомнений в том, что необходимо активизировать международное  сотрудничество в этой области.

Государства не в состоянии  справиться с этим бедствием в  одиночку - необходимы международная  солидарность и сбалансированные, коллективные и одновременные действия международного сообщества. На протяжении XX века состоялись многочисленные международные форумы, на которых обсуждались проблемы противодействия наркотизму, принимались  соответствующие решения, в том  числе закрепляемые в международно-правовых нормах.[34]

Импульсом к созыву и проведению международных форумов служит фактическое  состояние наркотизма в мире и  в отдельных государствах, определяемое на основе статистических данных изучения, анализа и обобщения практики, экспертных оценок специалистов. На таких  форумах разрабатываются, формулируются  и закрепляются международно-правовые нормы, которые становятся нормами  национального законодательства государств, ратифицировавших данные документы.

Вместе с тем, мировое  сообщество давно пришло к пониманию  того, что во всем комплексе мер  борьбы с наркотизмом первостепенное значение следует уделять мерам  профилактического характера.

Согласно статье 38 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в  нее в соответствии с Протоколом 1972 года, и статье 20 Конвенции о  психотропных веществах 1971 года, сторонам этих конвенций надлежит принимать  все возможные меры, направленные на предотвращение злоупотребления  наркотическими средствами или психотропными  веществами, на раннее выявление, лечение, воспитание, восстановление трудоспособности, возвращение в общество соответствующих  лиц и на наблюдение за ними после окончания ими лечения.[35]

В статье 14 Конвенции Организации  Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических  средств и психотропных веществ 1988 года предусмотрено, что «в целях  уменьшения страдания людей и  ликвидации финансовых стимулов для  ликвидации незаконного оборота Стороны принимают надлежащие меры, направленные на ликвидацию или сокращение незаконного спроса на наркотические средства и психотропные вещества».

В результате обобщения многолетнего опыта борьбы с наркоманией и  незаконным оборотом наркотиков и психоактивных веществ выработаны две основные стратегические линии, которые зафиксированы в документах ООН:

1) сокращение незаконного  спроса на наркотики и психоактивные вещества;

2) сокращение незаконного  предложения наркотиков и психоактивных веществ.

Также, говоря о сотрудничестве государств как форме профилактики наркомании и наркопреступности, следует отметить, что основные усилия стран (в том числе и России) в этом направлении реализуются следующими способами:

1) заключение многосторонних  и двусторонних договоров и  соглашений государствами в области  контроля над наркотиками и  борьбы с распространением наркомании;

2) сотрудничество государств  с международными региональными  организациями, занимающимися борьбой  со злоупотреблением наркотиками  и их незаконным оборотом, в  том числе с Европейским союзом;

3) сотрудничество государств в рамках Программы ООН по международному контролю над наркотиками;

4) сотрудничество государств  по вопросам выявления и пресечения  фактов «отмывания» наркодоходов;

5) поддержание на постоянной  основе контактов между правоохранительными  органами и специальными службами  государств по вопросам организации  противодействия незаконному обороту  наркотиков;

6) расширение института  офицеров связи по линии борьбы  с незаконным оборотом наркотиков  в государствах - крупных производителях  и распространителях наркотиков, прежде всего Центрально-Азиатского региона, Латинской Америки и Прибалтики, а также в государствах-участниках СНГ и при Генеральном секретариате Интерпола;

7) проведение международных  оперативно-профилактических операций («Канал», «Синтез», «Пограничное  братство» и «Мак»).[36]

Кроме того, заметим, что развёртывание  многоуровневой системы международного сотрудничества выступает своеобразным механизмом координации усилий и  средств всех участников борьбы с транснациональным наркобизнесом. И среди его первоочередных приоритетов государства выделяют формирование антинаркотического «пояса безопасности» вокруг Афганистана в виде системы пресечения контрабанды наркотиков на границах с этой страной и на границах государств, находящихся на пути наркотрафика.

В последнее время также  наибольшую актуальность приобретает  создание в Центрально-Азиатском  регионе надежных механизмов пресечения распространения наркотиков, прежде всего через тесное региональное взаимодействие.

Например, одним из действенных  методов реагирования на изменение  наркоситуации и эффективного противодействия афганской наркоугрозе стало проведение международных оперативно-профилактических операций «Канал», направленных на выявление и перекрытие каналов контрабанды наркотиков. Благодаря взаимодействию правоохранительных и специальных ведомств удалось пресечь устойчивые каналы контрабандного перемещения наркотиков, разоблачить ряд крупных преступных транснациональных наркогруппировок, скоординировать и объединить усилия по противодействию наркоугрозе. [37]

Вместе с тем, различия в законодательстве государств-участников международного взаимодействия в определенной степени снижают его результативность.

Несмотря на то, что правовой основой национальных законодательств  государств являются одни и те же универсальные  конвенции ООН, имеются определённые расхождения в терминологии; по критериям  формирования перечня наркотических  средств, психотропных веществ и  их прекурсоров, подлежащих контролю; по порядку установления мер контроля за оборотом указанных средств и веществ; критериям установления ответственности за правонарушения, связанные с их нелегальным оборотом и т.д.

Особо следует подчеркнуть, что между государствами, участвующими в противодействии наркотрафику, необходимы более тесные формы сотрудничества, гарантирующие такие условия, при которых предпринимаемые одной страной антинаркотические усилия не будут подорваны менее строгими мерами контроля над наркотиками в сопредельной стране.

Одной из форм такого сотрудничества может стать процесс использования  модельного законодательства в национальном законотворчестве.

 

1.3 Модели борьбы с распространением  и потреблением наркотиков в  зарубежных странах

Проблема наркомании - проблема все большего числа государств. Национальные модели борьбы с распространением и  потреблением наркотиков можно условно  свести в три группы.

Первая - «группа жесткой  политики», в которой борьба ведется  самыми крайними средствами, вплоть до смертной казни. К ней относятся  в первую очередь Малайзия, Иран и Пакистан, но, несмотря на такие  меры, согласно данным Совета по внешней  и оборонной политике количество преступлений, связанных с наркотиками, все же возрастает ежегодно на 2-3 процента .[38]

Вторая группа - «группа  менее жесткого контроля». Здесь  осуществляется строгий контроль за всеми видами наркотиков, идет активное противостояние наркомафии, но крайние меры не предпринимаются. К ней относятся, в частности, США, Великобритания, Франция. В США, например, в большинстве штатов существует наказание не только за хранение и употребление, но и за попытку приобретения наркотиков. В Англии и Франции наркоманов в судебном порядке отправляют на принудительное лечение. Однако надо отметить, что в последние три года в этих странах отмечается движение в сторону большего ужесточения .[39]

Одновременно в этой группе стран, прежде всего в США, борьба с наркотиками в сфере закона сочетается с мощнейшей информационно-пропагандистской кампанией, направленной прежде всего на наиболее уязвимые категории населения - безработных, учащихся школ и студентов.

Третья - «либеральная группа». Наиболее известными ее представителями  являются Голландия, а также некоторые  районы Швейцарии. Несмотря на то, что  начавшаяся с середины 50-х гг. легализация  «мягких» наркотиков (прежде всего  марихуаны) не привела в конечном счете к расширению списка разрешенных к распространению наркосредств, Голландия укрепляет свое положение как центр распространения наркотических средств, и это вызывает более чем беспокойство многих государств, прежде всего Франции, где рост преступлений в области распространения наркотиков, связанных с «голландским следом», составляет более десяти процентов.[40]

В свою очередь испанцы  в борьбе с этим злом делают акценты  на человеческих аспектах. Так, с 2000 года в Испании действует новый Национальный план по борьбе с наркотиками, который был разработан после подписания в декабре 1999 года королевского указа о национальной стратегии по наркотикам на период 2000- 2008 гг.[41] Основными направлениями Национального плана является продвижение превентивной политики по снижению спроса и предложения на наркотики, укрепление центров помощи и реабилитации наркоманов и содействие их инкорпорации в общество. Главные координирующие и курирующие функции возложены на МВД Испании.[42]

Организационно структура  Национального плана по борьбе с  наркотиками представлена межминистерской  группой, возглавляемой министром  внутренних дел Испании, в состав которой входят министр юстиции, министр образования и культуры, министр здравоохранения и потребления, министр труда и социальных дел, а также представитель министерства экономики и развития и по связям с парламентом.

Взаимодействие между  центральной властью и автономными  сообществами осуществляется в рамках двух структур - так называемой «секториальной конференцией» и Межавтономной комиссией. Кроме того, законодательством Испании предусмотрен механизм привлечения к консультациям по этой проблеме неправительственных организаций, различных общественных образований, фондов и предприятий.

На пути борьбы с наркотиками  наибольшего успеха добились США - за последнее десятилетие количество лиц, употребляющих наркотики, сократилось  вдвое.

Одна из главных причин этого - борьба с наркотиками стала  действительно общенациональной и  включает в себя как усилия по правительственной  линии, так и по линии неправительственных  структур типа движения «За Америку, свободную от наркотиков».[43] При  этом необходимо отметить, что расходы  на антинаркотическую кампанию в  США за последние годы составляли порядка миллиарда долларов ежегодно.

На международном уровне определенные усилия предпринимаются  со стороны прежде всего Организации Объединенных Наций, где действует Комитет по контролю за оборотом наркотиков. Прежде всего это шаги информационного плана, связанные с проведением глобального мониторинга состояния дел с наркотиками и выработки общих рекомендаций правительствам в плане борьбы с наркоманией.

Проблема наркомании поднимается  практически во всех ключевых документах ООН и ее специализированных организаций. Кроме того, ООН позаботилась о  введении реестра запрещенных нарковеществ. В настоящее время он включает в себя около 200 разновидностей, из которых только семь являются натуральными, а остальные - синтетическими.

Китай относится к странам  с жесткой политикой относительно борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Приведем в пример недавний случай, произошедший с русской гражданкой, жительницей Приморского края в  Китае. Гражданка России приговорена  в Китае к расстрелу за распространение  наркотиков. Имя этой жительницы Приморского  края известно только правоохранительным органам Пекина и представителям российского посольства в столице  Китая. Наш консул пытался договориться с китайской стороной о выдаче российской гражданки нашему правосудию, однако все попытки оказались  тщетны.

Оказывается, между РФ и  КНР нет соответствующего соглашения.

Двадцатичетырехлетняя Б. уехала в Китай два года назад на заработки. Заработки свелись к проституции в ночном клубе «Голливуд» в одном из районов Пекина, где живут русские.

Известно, что сама Б. пристрастилась к наркотикам, которыми наших девушек  в Пекине снабжали отнюдь не китайцы, а азербайджанцы и таджики. Они  вполне легально работают в Китае, отправляют ширпотреб на родину и в Россию, однако основной свой капитал делают не на этом. По версии, с Б. произошло  следующее:

Ее попросили, заставили  или предложили заработать на транспортировке  партии героина из китайского городка  Куньмин в столицу КНР. К слову, этим наши девушки в Китае грешат, однако обычно провозят наркотики в желудке. Б. же просто, уложив их в пояс, обмотала его вокруг талии.

Естественно, при досмотре в аэропорту она не прошла через  металлодетектор. Кстати, она пыталась пролететь по чужому паспорту, создав тем самым проблемы его владелице. Общий вес так и непровезенных наркотиков превысил 1 килограмм 200 граммов. Приговор вынесен с отсрочкой его исполнения на два года. Если у девушки за это время не сдадут нервы и она «хорошо себя проявит», приговор может быть изменен. Все два года Б. будет находиться в тюрьме города Куньмин.[44]

Распространение наркотиков уже стало одной из серьезных  проблем, угрожающих развитию не только отдельно взятой страны, но и человечества в целом. Одним из крупнейших производителей наркотиков является регион «Золотого  треугольника», граничащий с Юго-Западным Китаем. В настоящее время Китай  превратился из страны, страдавшей исключительно от транзитной контрабанды  наркотиков, в страну, где появилось  немало их потребителей.

Информация о работе Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств и психотропных веществ