Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств и психотропных веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:15, дипломная работа

Описание работы

Сначала Европа, а затем и Америка развили в мировом масштабе производство, торговлю и контрабанду табака, алкоголя, марихуаны, гашиша, опиума, кокаина. Китаю свободную торговлю опиумом навязала викторианская Англия при поддержке Франции. Более полувека тысячи тонн наркотиков (шесть тысяч ящиков в 1820 году и 100 тысяч ящиков в 1880-м) губили эту страну. Игнорируя запреты китайского императора на ввоз и употребление наркотиков, Англия продолжала расширять их рынок сбыта в Китае, получая на этом бизнессе огромные прибыли. Именно Англия навязала и выиграла в Китае две войны (1839 и 1856 годы), получившие название «опиумные» и закрепившие в то время за Великобританией ипостась самого крупного торговца наркотиками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ
1.1 Возникновение и развитие государственного уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Российской империи, СССР и за рубежом
1.2 Международное сотрудничество в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров
1.3 Модели борьбы с распространением и потреблением наркотиков в зарубежных странах
2. СОВРЕМЕННАЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ
2.1 Анализ ситуации потребления наркотиков, торговли наркотиками и борьбы с их незаконным оборотом в настоящее время
2.2 Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации
2.3 Совершенствование системы мер по сокращению наркомании и преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
Судебная практика
Статистические данные
Специальная и научная литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств и психотропных веществ.docx

— 262.47 Кб (Скачать файл)

На примере БССР и в  дальнейшем Республики Беларусь, то, необходимо отметить, что с момента введения в действие Уголовного кодекса Республики Беларусь 1960 г. (апрель 1961 г.) преступность на протяжении всех четырех десятилетий  имеет постоянную и устойчивую тенденцию  к росту.

При этом с каждым последующим  десятилетием ухудшаются как количественные, так и качественные ее показатели. Так, среднегодовое количество преступлений во втором десятилетии (1971-1980 гг.) увеличилось  на 32,1% по сравнению с первым, в  третьем (1981-1990 гг.) - на 52,8% по сравнению  со вторым, в четвертом (1991-1998 гг.) - на 105,0%, т.е. более чем в 2 раза по сравнению  с третьим, хотя это десятилетие  еще не закончилось. Соответственно возрастал и среднегодовой темп роста. Так, в первом десятилетии (1961-1970 гг.) он составил 2,7%, во втором - 7,1%, в  третьем - 22,5 и в четвертом - 50,5%. [14]

Среди основных детерминант  незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими следует  выделить социально-экономические, культурологические, семейно-педагогические, производственные, досуговые, правоохранительные и иные. Рассмотрим указанные детерминанты более подробно.

Социально-экономические  детерминанты трактуются с точки  зрения различных теорий.

Теория депрессии гласит, что масштабность злоупотребления  наркотиками в периоды экономического роста снижается, а в период упадка возрастает. Наблюдающийся в последние  годы экономический рост в России, а также рост экономики стран  ЕС и США опровергает данную теорию.

Теория экспансии утверждает, что обострение незаконного оборота  наркотиков и злоупотребления ими  происходит параллельно укреплению экономики и наоборот. Однако рост экономики в Китае и странах  Юго-осточной Азии непропорционален росту наркопотребления.[15]

Теория стабильной экономики  состоит в том, что смягчающе  воздействие на наркобизнес и  наркоситуацию в целом оказывает стабильная экономика, в то время как бурное развитие или спад усугубляют экономическую ситуацию в данной сфере. Вместе с тем относительно «ровные» с позиций экономического состояния государства, такие, как Австралия, Канада, ЮАР, подобной стабильностью в сфере наркопотребления похвастаться не могут.

Культурологические детерминанты развития наркопотребления основаны на широком распространении коммуникативных источников информации и СМИ, способных помимо позитивных установок прививать и антисоциальные навыки. Подавляющее большинство молодежи то или иное представление о наркотиках получает через телевидение, Интернет, видеофильмы, литературу. Сформировалась и определенная субкультура потребителей наркотиков, с характерными музыкальными пристрастиями (альтернативная музыка, т.н. «кислотные вечеринки»), своеобразной философией наркомании.

Своеобразным культурным противовесом здесь является мода на здоровый образ жизни, появление  большого числа анекдотов про  наркоманов.

Семейно-педагогические детерминанты связаны, с одной стороны, с низким культурным, образовательным и профессиональным уровнем родителей, примитивным  кругом интересов, пьянством, скандалами, насилием в семье, с другой стороны - с педагогическими просчетами образовательных  учреждений. Тенденция такова: в  образовании в связи с низкооплачиваемостью этой деятельности все больше остается «неуспешных» людей, не нашедших себя в жизни. Соответственно воспитательная работа не может такими людьми вестись на должном уровне.[16]

Производственные детерминанты связаны с тем, что значительная часть молодежи занята подработкой, что, с одной стороны, бесспорно  положительно, но, с другой стороны, нередко ведет к появлению  негативных знакомств и средств для приобретения наркотиков.

Досуговые детерминанты связаны  с тем, что «культурный» досуг  доступен небольшой части обеспеченной молодежи. Вообще в условиях экономического расслоения общества шансов стать успешным человеком у подростка из необеспеченной семьи значительно меньше, чем  у его пусть даже менее способного, но обеспеченного сверстника. Это  влечет различные формы молодежного  протеста, одним из проявлений которого является употребление наркотиков.[17]

Правоохранительные детерминанты связаны с тем, что развал одной  правоохранительной структуры и  становление другой неизбежно сопровождались издержками и упущениями кадрового, агентурно-оперативного, информационно-аналитического, методического характера.

Нравственные устои общества являются основой процесса самовоспитания всех членов общества, и в первую очередь молодого поколения. Эти  устои, взгляды, правила поведения, традиции, представления формируются  человечеством на протяжении всего  периода его существования и  поддерживаются им, в том числе  и с помощью норм уголовного права.

1.2 Международное сотрудничество  в сфере борьбы с незаконным  оборотом наркотических средств,  психотропных веществ и прекурсоров

В национальном законодательстве не всегда учитываются и находят  закрепление отдельные стадии незаконного  оборота, предусмотренные в международных  соглашениях.

Наиболее развернутое  понятие незаконного оборота  наркотических средств содержится в пунктах 1 и 2 статьи 3 Конвенции  Организации Объединенных Наций  о борьбе против незаконного оборота  наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. Действия, предусмотренные  в ней, можно условно разделить  на две группы: относящиеся к стадиям  незаконного оборота наркотических  средств и психотропных веществ, указанных в таблице I и таблице II, и те, которые способствуют его осуществлению. Например, изготовление, транспортировка или распространение оборудования, материалов или веществ в целях незаконного культивирования, производства или изготовления наркотических средств или психотропных веществ и др. [18]

Иногда предложения о  криминализации приобретения или хранения наркотиков без цели сбыта обосновываются ссылкой на то, что это будто  бы соответствует положениям международно - правовых конвенций, и в первую очередь Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

В ч. 2 ст. 3 Конвенции говорится, что «с учетом своих конституционных  положений и основных принципов  своей правовой системы каждая Сторона  принимает такие меры, которые  могут потребоваться для того, чтобы признать правонарушениями согласно своему законодательству, когда они  совершаются преднамеренно, хранение, приобретение или культивирование  любого наркотического средства или  психотропного вещества для личного  потребления...».[19]

Данное положение необходимо сопоставить с содержанием ч. 1 ст. 3 Конвенции, формулирующей состав уголовно наказуемого незаконного  оборота наркотиков: «Каждая Сторона  принимает такие меры, которые  могут потребоваться, чтобы признать уголовными преступлениями согласно своему законодательству следующие действия, когда они совершаются преднамеренно:

- производство, изготовление, экстрагирование, приготовление,  предложение, предложение с целью  продажи, распространение, продажу,  поставку на любых условиях, посредничество, переправку, транзитную переправку, транспортировку, импорт или экспорт любого наркотического средства или любого психотропного вещества в нарушение положений Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, данной Конвенции или Конвенции 1971 года;

- хранение или покупку  любого наркотического средства  или психотропного вещества для  целей любого из видов деятельности, перечисленных выше в подпункте».[20]

Нетрудно заметить, что  второе положение носит обязывающий  для Сторон характер, а первое - всего  лишь рекомендательный.

Таким образом, международно-правовое значение (в части обсуждаемой  проблемы) имеют лишь положения о  приобретении и хранении наркотических  средств и психотропных веществ (как разновидности их уголовно наказуемого  оборота) только в целях сбыта. То есть Конвенция 1988 года устанавливает  обязательный минимум деяний, влекущих за собой уголовную ответственность, оставляя Сторонам право расширять  такой перечень.

Однако в случае такого расширения бланкетность соответствующей уголовно-правовой нормы теряет международно-правовой и приобретает чисто внутренний (внутригосударственный) характер. Последнее влечет за собой серьезные последствия правоприменительного плана.

Любые положения отечественного уголовного законодательства, расширяющие  перечень наказуемых деяний, установленный  в международной конвенции, теряют свой «универсальный» характер в  смысле универсального принципа действия уголовного закона в пространстве, и потому, например, иностранные  граждане, если они совершат указанные  деяния (не подпадающие под обязательный минимальный перечень соответствующей  конвенции) не могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Незаконный оборот наркотических  средств и психотропных веществ  составляют следующие действия: производство, изготовление, экстрагирование, приготовление, предложение, предложение с целью  продажи, распространение, продажа, поставка на любых условиях, посредничество, переправка, транзитная переправка, транспортировка, импорт или экспорт любого наркотического средства или любого психотропного  вещества в нарушение положений  Конвенции 1961 г. или Конвенции 1971 г.; культивирование опийного мака, кокаинового  куста или растения каннабис в целях производства наркотических средств в нарушение положений Конвенции 1961 г.; хранение или покупка любого наркотического средства или психотропного вещества с нарушением положений соответствующего законодательства; легализация доходов, полученных в результате вышеперечисленных действий.[21]

В двусторонних международных  соглашениях, в том числе межведомственного  характера, как правило, употребляется  понятие «незаконный оборот наркотических  средств и психотропных веществ». Однако в некоторых двусторонних международных соглашениях наблюдается  определенное разночтение употребления данного понятия.

Так, в Соглашении о сотрудничестве между министерствами внутренних дел  Республики Беларусь и Республики Италия по вопросу обмена компьютеризированной информацией о незаконных перевозках наркотических средств и психотропных веществ по «Балканскому пути» от 11 января 1993 г. стадия распространения  наркотических средств и психотропных веществ отделяется от их незаконного  оборота.

В Соглашении между Правительством Республики Беларусь и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в борьбе с международной организованной преступностью и международной  нелегальной торговлей наркотиками  и международным терроризмом  от 24 июля 1996 г. из всех стадий незаконного  оборота наркотических средств  внимание обращено только на незаконные транспортировку, продажу, распространение и торговлю наркотиками.[22]

Нет единообразия в употреблении рассматриваемого термина и в  документах Организации Объединенных Наций. Так, в Миланском плане  действий, принятом на Седьмом Конгрессе  ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями  в 1985 г. и одобренном резолюцией Генеральной  Ассамблеи ООН 40/32 от 4 декабря 1985 г., содержатся рекомендации о необходимости  координации усилий по борьбе с незаконной торговлей и злоупотреблением наркотиками  как одним из факторов, подрывающих  и дестабилизирующих общество6. Таким образом, в данном документе также речь идет лишь о незаконной торговле наркотическими средствами.[23]

В Декларации о борьбе против незаконного оборота наркотиков и злоупотребления наркотическими средствами от 14 декабря 1984 г. (резолюция 39/142 Генеральной Ассамблеи ООН) в названии документа фигурирует понятие «незаконный оборот наркотиков», но в самом тексте незаконное производство наркотических средств выделяется из их незаконного оборота.

В Справочной записке № 1 от 15 февраля 1997 г. к Ежегодному докладу  Международного комитета по контролю над наркотиками употребляются  такие термины, как «незаконный  оборот наркотиков», «потребление и  производство наркотиков», «производство, оборот и употребление наркотиков», «незаконное изготовление метамфетамина и незаконный оборот этого вещества и его прекурсоров».[24]

Анализ текста Справочной записки позволяет сделать вывод  о том, что при употреблении этих терминов авторы документа подразумевают  «незаконный оборот наркотических  средств» в том смысле, в каком  это понятие употребляется в  Конвенции 1988 г. Согласно этому документу  незаконный оборот наркотических средств включает в себя также их производство и изготовление.

Например, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь к  жизненно важным интересам государства  в политической сфере относит  наряду с другим противодействие незаконному распространению наркотических, психотропных и других опасных веществ, а к приоритетным направлениям обеспечения безопасности Республики Беларусь в политической сфере - развитие международного сотрудничества по вопросам борьбы с наркобизнесом.[25]

Таким образом, можно утверждать, что понятие «незаконный оборот наркотических средств» в международном  праве рассматривается в широком  смысле. В национальном законодательстве оно используется в узком смысле. Кроме того, в национальном уголовном  законодательстве ряда государств понятие  «незаконный оборот наркотических  средств» не используется, а перечисляются  лишь его отдельные (и далеко не все) стадии. В результате содержание данного  понятия как бы «размывается», отчего утрачивается осознание его международного характера, повышенной степени опасности  не только для конкретного государства  и его граждан, но и для всего  мирового сообщества.

Ответственность за незаконные операции с наркотическими средствами в Республике Беларусь предусмотрена  в статьях 327-330 Уголовного кодекса, содержание которых в целом соответствует  положениям вышеназванных международно-правовых актов.

Отсутствие единого подхода  к содержанию понятия «незаконный  оборот наркотических средств», имеющее  место в международно-правовых актах  и доктрине международного права, не способствует улучшению организации  сотрудничества государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и повышению эффективности правотворческой деятельности на национальном уровне, а ведет к снижению ее эффективности. Вместе с тем такое понятие, единое для всех государств, должно находить отражение в международно-правовых актах и имплементироваться в национальные законодательства государств.

Информация о работе Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств и психотропных веществ