Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:15, дипломная работа
Сначала Европа, а затем и Америка развили в мировом масштабе производство, торговлю и контрабанду табака, алкоголя, марихуаны, гашиша, опиума, кокаина. Китаю свободную торговлю опиумом навязала викторианская Англия при поддержке Франции. Более полувека тысячи тонн наркотиков (шесть тысяч ящиков в 1820 году и 100 тысяч ящиков в 1880-м) губили эту страну. Игнорируя запреты китайского императора на ввоз и употребление наркотиков, Англия продолжала расширять их рынок сбыта в Китае, получая на этом бизнессе огромные прибыли. Именно Англия навязала и выиграла в Китае две войны (1839 и 1856 годы), получившие название «опиумные» и закрепившие в то время за Великобританией ипостась самого крупного торговца наркотиками.
ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ
1.1 Возникновение и развитие государственного уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Российской империи, СССР и за рубежом
1.2 Международное сотрудничество в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров
1.3 Модели борьбы с распространением и потреблением наркотиков в зарубежных странах
2. СОВРЕМЕННАЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ
2.1 Анализ ситуации потребления наркотиков, торговли наркотиками и борьбы с их незаконным оборотом в настоящее время
2.2 Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации
2.3 Совершенствование системы мер по сокращению наркомании и преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
Судебная практика
Статистические данные
Специальная и научная литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Взаимодействие государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств в рамках определенного региона, а также на двусторонней основе является важной составляющей частью противодействия наркобизнесу во всем мире. Учет особенностей конкретного региона позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы государств, что положительным образом сказывается на ситуации, складывающейся в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков в целом по всему миру.
Учитывая данное обстоятельство, в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. были закреплены положения, в соответствии с которыми государствам-участникам рекомендуется использовать возможности двустороннего и многостороннего сотрудничества.
Так, в соответствии с пунктом
11 статьи 6 названной Конвенции «Стороны
стремятся заключать
Основу взаимодействия государств - участников СНГ в различных областях, в том числе в вопросах борьбы с наркобизнесом, составляют нормативные акты, на основании которых было создано данное образование. В соответствии со статьей 4 Устава Содружества Независимых Государств 1993 г., к сферам совместной деятельности государств-членов относятся, наряду с иными, вопросы борьбы с организованной преступностью.
В качестве основной правовой
базы межгосударственных отношений
в рамках Содружества Устав определяет
(ст. 5) многосторонние и двусторонние
соглашения в различных областях
взаимоотношений государств-
Вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств нашли свое отражение в различных соглашениях, принятых в рамках СНГ.
В первую очередь необходимо упомянуть соглашения, регулирующие такие сферы межгосударственных отношений, без организации четкого взаимодействия в рамках которых нельзя говорить об эффективном противодействии наркобизнесу. Речь идет о сотрудничестве в пограничных и таможенных вопросах.
Так, в соответствии со статьей 4 Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах 1992 г. стороны, в целях поддержания стабильного положения на внешних границах договорились о взаимодействии погранвойск, служб государственной (национальной) безопасности, внутренних дел, таможенных органов, служб фитосанитарного контроля и консульских служб.
На основании Соглашения
о Таможенном союзе между Республикой
Беларусь и Российской Федерацией 1995
г. государства-участники
Особую роль в правовой регламентации взаимодействия государств - участников СНГ в борьбе с наркобизнесом играют соглашения по вопросам борьбы с преступностью.[27]
Так, в соответствии с Соглашением
о сотрудничестве государств - участников
Содружества Независимых
В этом же Соглашении имеется указание на особую роль специальных органов, осуществляющих борьбу с преступностью. В соответствии со статьей 1 названного нормативного акта государства «...через свои компетентные органы осуществляют сотрудничество в борьбе с преступностью, особенно в ее организованных формах, в соответствии с положениями настоящего Соглашения и при соблюдении своего законодательства и международных обязательств».[28] Тем самым поощряется заключение международных соглашений межведомственного характера.
В рамках СНГ уже заключен
ряд таких международно-
Отдельные явления, с которыми сталкивается мировое сообщество на современном этапе, создают предпосылки для осложнения криминогенной ситуации. Одним из таких явлений можно назвать незаконную миграцию, которая способствует активизации деятельности преступных групп, в том числе и занимающихся незаконным оборотом наркотиков.
Вопросы оказания правовой помощи в процессе борьбы с преступностью регламентированы в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и в Протоколе 1997 г. к названной Конвенции.
Борьба с преступностью на территории государств СНГ осуществляется в различных формах. В целях ее координации в 1997 г. было создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых государств, а также были учреждены: Совет Министров внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств (1996); Координационный совет Генеральных прокуроров государств - участников Содружества Независимых Государств (1995).
В соглашениях, специально посвященных
вопросам борьбы с незаконным оборотом
наркотических средств, формы сотрудничества
конкретизируются применительно к
данному направлению
- направляемая постоянно депозитарию Соглашения, который по запросу рассылает такую информацию любой стороне;
- направляемая по собственной инициативе или по запросу заинтересованной стороне.
К первой группе относятся:
- информация о методах борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
- информация об использовании
технических средств и
- информация о специалистах, имеющих опыт обучения методам борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
- нормативные акты, публикации,
научные, профессиональные и
- информация о новых видах наркотиков, технологиях и местах их производства, маршрутах их незаконной перевозки и способах их сокрытия;
- информация об изменениях цен на наркотики в различных странах и регионах;
- информация о принципах
организации таможенного
Во второй группе представлена информация:
- о конкретных фактах
и событиях, связанных с обнаружением
незаконного перемещения
- участника Соглашения на территорию другого;
- о подозреваемых или
известных лицах, причастных к
незаконному обороту
- о транспортных средствах,
грузах и почтовых
- о методах сокрытия
и маскировки, применяемых при
транспортировке наркотиков.[
В отношении передаваемой и получаемой информации введено требование о ее конфиденциальности, а также ограничение на передачу сведений (без согласия одного из государств-участников, если распространение сведений может нанести ущерб его интересам или интересам совместных действий) средствам массовой информации.
Кроме того, в названном Соглашении предусматриваются и иные формы сотрудничества:
- осуществление наблюдения
за въездом и выездом лиц,
подозреваемых в участии в
незаконном обороте
- осуществление согласованных
мероприятий и операций по
перекрытию каналов
- обеспечение выступления
официальных лиц одного
Названные формы сотрудничества в обобщенном виде нашли свое закрепление в Соглашении о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступностью 1998 г.
Таким образом, правовая основа сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств представлена различными категориями международно-правовых актов:
- уставными документами Содружества;
- нормативными актами, регламентирующими
отдельные сферы сотрудничества
(пограничные, таможенные и др.
- международно-правовыми
документами, специально
Вместе с тем, нормативная база сотрудничества, нуждается в дальнейшем развитии.
Необходимо заключение государствами - участниками СНГ специального международно-правового акта, подробно регламентирующего вопросы борьбы именно с наркобизнесом. Имеющиеся договоры регламентируют вопросы борьбы с организованной преступностью, где наряду с иными рассматриваются вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.
Однако каждая преступная
деятельность имеет свои, только ей
присущие особенности. В связи с
этим и меры по противодействию такой
деятельности также будут специфическими.
Они и должны оговариваться в
специальном соглашении. Имеющаяся
правовая база регламентирует вопросы
борьбы с наркобизнесом в комплексе
с мерами по противодействию другим
преступным деяниям. Поэтому в данных
нормативно-правовых актах отсутствует
конкретика и не в полной мере учитываются
вопросы противодействия именно
незаконному обороту
В международных соглашениях
межведомственного характера
Так, в соответствии со статьей 7 Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1994 г., по мнению автора, недостаточно четко регламентированы вопросы осуществления контролируемых поставок.
Основа для их осуществления,
заложенная в Конвенции ООН о
борьбе против незаконного оборота
наркотических средств и
Важным является вопрос о
совершенствовании
Неоднократно отмечалось, что на территории СНГ «...многие криминальные сообщества теперь уже самостоятельных государств активно налаживают межгосударственные и транснациональные связи.
Особенно это характерно
для таких видов преступности,
как торговля оружием и радиоактивными
материалами, наркобизнес, фальшивомонетничество,
разбои и грабежи, преступления в
кредитно-банковской сфере. В совершении
этих преступлений нередко участвуют
лица, являющиеся гражданами разных стран.
Поэтому преступные группировки
уже давно вышли за рамки одного
государства и являются, по существу,
межгосударственными и
Кроме того, на проходившей
в г. Минске в январе 1999 г. конференции
государств - участников СНГ на тему
«О совершенствовании
Однако в большинстве
соглашений по вопросам борьбы с организованной
преступностью речь идет преимущественно
о преследовании и наказании,
по существу, отдельных лиц, причастных
к преступной деятельности. По мнению
автора, необходимо конкретизировать
положения соответствующих