Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств и психотропных веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:15, дипломная работа

Описание работы

Сначала Европа, а затем и Америка развили в мировом масштабе производство, торговлю и контрабанду табака, алкоголя, марихуаны, гашиша, опиума, кокаина. Китаю свободную торговлю опиумом навязала викторианская Англия при поддержке Франции. Более полувека тысячи тонн наркотиков (шесть тысяч ящиков в 1820 году и 100 тысяч ящиков в 1880-м) губили эту страну. Игнорируя запреты китайского императора на ввоз и употребление наркотиков, Англия продолжала расширять их рынок сбыта в Китае, получая на этом бизнессе огромные прибыли. Именно Англия навязала и выиграла в Китае две войны (1839 и 1856 годы), получившие название «опиумные» и закрепившие в то время за Великобританией ипостась самого крупного торговца наркотиками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ
1.1 Возникновение и развитие государственного уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Российской империи, СССР и за рубежом
1.2 Международное сотрудничество в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров
1.3 Модели борьбы с распространением и потреблением наркотиков в зарубежных странах
2. СОВРЕМЕННАЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ
2.1 Анализ ситуации потребления наркотиков, торговли наркотиками и борьбы с их незаконным оборотом в настоящее время
2.2 Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации
2.3 Совершенствование системы мер по сокращению наркомании и преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
Судебная практика
Статистические данные
Специальная и научная литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств и психотропных веществ.docx

— 262.47 Кб (Скачать файл)

Взаимодействие государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств в рамках определенного региона, а также на двусторонней основе является важной составляющей частью противодействия наркобизнесу во всем мире. Учет особенностей конкретного региона позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы государств, что положительным образом сказывается на ситуации, складывающейся в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков в целом по всему миру.

Учитывая данное обстоятельство, в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. были закреплены положения, в соответствии с которыми государствам-участникам рекомендуется использовать возможности двустороннего и многостороннего сотрудничества.

Так, в соответствии с пунктом 11 статьи 6 названной Конвенции «Стороны стремятся заключать двусторонние и многосторонние соглашения с целью  осуществления или повышения  эффективности выдачи». На основании  пункта 3 статьи 10 Конвенции 1988 г. государства  «...могут заключать двусторонние или многосторонние соглашения или  договоренности в целях повышения  эффективности международного сотрудничества во исполнение настоящей статьи и  могут в этой связи принимать  во внимание финансовые договоренности».[26]

Основу взаимодействия государств - участников СНГ в различных областях, в том числе в вопросах борьбы с наркобизнесом, составляют нормативные  акты, на основании которых было создано данное образование. В соответствии со статьей 4 Устава Содружества Независимых  Государств 1993 г., к сферам совместной деятельности государств-членов относятся, наряду с иными, вопросы борьбы с  организованной преступностью.

В качестве основной правовой базы межгосударственных отношений  в рамках Содружества Устав определяет (ст. 5) многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств-членов.

Вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств  нашли свое отражение в различных  соглашениях, принятых в рамках СНГ.

В первую очередь необходимо упомянуть соглашения, регулирующие такие сферы межгосударственных отношений, без организации четкого  взаимодействия в рамках которых нельзя говорить об эффективном противодействии наркобизнесу. Речь идет о сотрудничестве в пограничных и таможенных вопросах.

Так, в соответствии со статьей 4 Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества по обеспечению  стабильного положения на их внешних  границах 1992 г. стороны, в целях поддержания  стабильного положения на внешних  границах договорились о взаимодействии погранвойск, служб государственной (национальной) безопасности, внутренних дел, таможенных органов, служб фитосанитарного  контроля и консульских служб.

На основании Соглашения о Таможенном союзе между Республикой  Беларусь и Российской Федерацией 1995 г. государства-участники договорились об организации совместного контроля за перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств, что непременно повысит эффективность противодействия незаконному обороту наркотических средств.

Особую роль в правовой регламентации взаимодействия государств - участников СНГ в борьбе с наркобизнесом  играют соглашения по вопросам борьбы с преступностью.[27]

Так, в соответствии с Соглашением  о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью 1998 г. стороны обязались сотрудничать в предупреждении, пресечении, выявлении, раскрытии и расследовании целого ряда преступных деяний, в том числе незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

В этом же Соглашении имеется  указание на особую роль специальных  органов, осуществляющих борьбу с преступностью. В соответствии со статьей 1 названного нормативного акта государства «...через  свои компетентные органы осуществляют сотрудничество в борьбе с преступностью, особенно в ее организованных формах, в соответствии с положениями  настоящего Соглашения и при соблюдении своего законодательства и международных  обязательств».[28] Тем самым поощряется заключение международных соглашений межведомственного характера.

В рамках СНГ уже заключен ряд таких международно-правовых актов: Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых  государств в борьбе с преступностью 1992 г., Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1994 г. и др.

Отдельные явления, с которыми сталкивается мировое сообщество на современном этапе, создают предпосылки  для осложнения криминогенной ситуации. Одним из таких явлений можно назвать незаконную миграцию, которая способствует активизации деятельности преступных групп, в том числе и занимающихся незаконным оборотом наркотиков.

Вопросы оказания правовой помощи в процессе борьбы с преступностью  регламентированы в Конвенции о  правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным  делам 1993 г. и в Протоколе 1997 г. к  названной Конвенции.

Борьба с преступностью  на территории государств СНГ осуществляется в различных формах. В целях  ее координации в 1997 г. было создано  Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых  государств, а также были учреждены: Совет Министров внутренних дел  государств - участников Содружества  Независимых Государств (1996); Координационный  совет Генеральных прокуроров государств - участников Содружества Независимых  Государств (1995).

В соглашениях, специально посвященных  вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, формы сотрудничества конкретизируются применительно к  данному направлению деятельности. Так, в Соглашении о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб  в борьбе с незаконным оборотом наркотических  средств и психотропных веществ 1994 г. достаточно детализированы вопросы  информационного обмена. Информация разделена на две группы:

- направляемая постоянно депозитарию Соглашения, который по запросу рассылает такую информацию любой стороне;

- направляемая по собственной инициативе или по запросу заинтересованной стороне.

К первой группе относятся:

- информация о методах  борьбы с незаконным оборотом  наркотиков;

- информация об использовании  технических средств и специально  тренированных собак;

- информация о специалистах, имеющих опыт обучения методам  борьбы с незаконным оборотом  наркотиков;

- нормативные акты, публикации, научные, профессиональные и учебные  работы по вопросам борьбы  с незаконным оборотом наркотиков;

- информация о новых  видах наркотиков, технологиях и  местах их производства, маршрутах  их незаконной перевозки и  способах их сокрытия;

- информация об изменениях  цен на наркотики в различных  странах и регионах;

- информация о принципах  организации таможенного контроля за наркотиками, новых способах и методах их обнаружения и др.

Во второй группе представлена информация:

- о конкретных фактах  и событиях, связанных с обнаружением  незаконного перемещения наркотиков  с территории одного государства;

- участника Соглашения  на территорию другого;

- о подозреваемых или  известных лицах, причастных к  незаконному обороту наркотиков;

- о транспортных средствах,  грузах и почтовых отправлениях, используемых в незаконном обороте  наркотиков, следующих транзитом  через территорию любого государства-участника  или нелегально ввозящихся на  такую территорию;

- о методах сокрытия  и маскировки, применяемых при  транспортировке наркотиков.[29]

В отношении передаваемой и получаемой информации введено  требование о ее конфиденциальности, а также ограничение на передачу сведений (без согласия одного из государств-участников, если распространение сведений может  нанести ущерб его интересам  или интересам совместных действий) средствам массовой информации.

Кроме того, в названном  Соглашении предусматриваются и  иные формы сотрудничества:

- осуществление наблюдения  за въездом и выездом лиц,  подозреваемых в участии в  незаконном обороте наркотических  средств, а также за грузами,  транспортными средствами и почтовыми  отправлениями, в отношении которых  имеются подозрения, что они используются  в незаконном обороте наркотиков;

- осуществление согласованных  мероприятий и операций по  перекрытию каналов незаконного  перемещения наркотических средств,  включая проведение контролируемых  поставок;

- обеспечение выступления  официальных лиц одного государства-участника  в качестве свидетелей или  экспертов перед судом или  властями другого государства  на основании официального запроса  последнего в связи с нарушением  законов, касающихся оборота наркотиков  и др.[30]

Названные формы сотрудничества в обобщенном виде нашли свое закрепление  в Соглашении о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступностью 1998 г.

Таким образом, правовая основа сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств представлена различными категориями международно-правовых актов:

- уставными документами  Содружества;

- нормативными актами, регламентирующими  отдельные сферы сотрудничества (пограничные, таможенные и др.);

- международно-правовыми  документами, специально посвященными  данной проблеме.[31]

Вместе с тем, нормативная  база сотрудничества, нуждается в  дальнейшем развитии.

Необходимо заключение государствами - участниками СНГ специального международно-правового  акта, подробно регламентирующего вопросы  борьбы именно с наркобизнесом. Имеющиеся  договоры регламентируют вопросы борьбы с организованной преступностью, где  наряду с иными рассматриваются вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.

Однако каждая преступная деятельность имеет свои, только ей присущие особенности. В связи с  этим и меры по противодействию такой  деятельности также будут специфическими. Они и должны оговариваться в  специальном соглашении. Имеющаяся  правовая база регламентирует вопросы  борьбы с наркобизнесом в комплексе  с мерами по противодействию другим преступным деяниям. Поэтому в данных нормативно-правовых актах отсутствует  конкретика и не в полной мере учитываются  вопросы противодействия именно незаконному обороту наркотических  средств.

В международных соглашениях  межведомственного характера необходимо развивать и конкретизировать с  учетом особенностей региона положения  универсальных международных договоров. Однако это правило не всегда учитывается.

Так, в соответствии со статьей 7 Соглашения о взаимодействии и  сотрудничестве таможенных служб в  борьбе с незаконным оборотом наркотических  средств и психотропных веществ 1994 г., по мнению автора, недостаточно четко  регламентированы вопросы осуществления  контролируемых поставок.

Основа для их осуществления, заложенная в Конвенции ООН о  борьбе против незаконного оборота  наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., на практике не всегда трактуется, а следовательно, и применяется государствами однозначно. В связи с этим в региональных нормативных актах должно закрепляться положение, не вызывающее различий в правоприменительной практике.

Важным является вопрос о  совершенствовании взаимодействия правоохранительных органов государств Содружества в вопросах оперативно-розыскной  деятельности. В этой связи хотелось бы обратиться к опыту европейских государств, где на основе международных договоренностей существуют такие специфические формы взаимодействия, как транснациональное наблюдение и транснациональное преследование, в соответствии с которыми специально выделенным сотрудникам правоохранительных органов разрешается проведение наблюдения за незаконными действиями подозреваемого в совершении таких тяжких преступлений, как убийство, фальшивомонетничество, перевозка наркотиков и т. д., а также в исключительных случаях его преследование на территории другого государства - участника специального соглашения

Неоднократно отмечалось, что на территории СНГ «...многие криминальные сообщества теперь уже  самостоятельных государств активно  налаживают межгосударственные и транснациональные  связи.

Особенно это характерно для таких видов преступности, как торговля оружием и радиоактивными материалами, наркобизнес, фальшивомонетничество, разбои и грабежи, преступления в  кредитно-банковской сфере. В совершении этих преступлений нередко участвуют  лица, являющиеся гражданами разных стран. Поэтому преступные группировки  уже давно вышли за рамки одного государства и являются, по существу, межгосударственными и межнациональными».[32]

Кроме того, на проходившей  в г. Минске в январе 1999 г. конференции  государств - участников СНГ на тему «О совершенствовании сотрудничества государств - участников Содружества  Независимых Государств в борьбе с преступностью» было отмечено, что недостаточно проводятся исследования совершения преступлений международными преступными группами.[33]

Однако в большинстве  соглашений по вопросам борьбы с организованной преступностью речь идет преимущественно  о преследовании и наказании, по существу, отдельных лиц, причастных к преступной деятельности. По мнению автора, необходимо конкретизировать положения соответствующих международно-правовых актов, акцентировав внимание на вопросах борьбы именно с организованными сообществами наркодельцов, что, безусловно, имеет свои специфические черты по сравнению с противодействием отдельным преступникам.

Информация о работе Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств и психотропных веществ