Исполнительная власть в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 05:57, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы в значительной степени обусловливается особенностями места и роли органов исполнительной власти в системе государственной власти. Именно органы исполнительной власти осуществляют непосредственное управление государством. В литературе приводится оценка, согласно которой 85 процентов государственной власти в России принадлежит исполнительной «ветви власти», а Президенту, Парламенту, судам, прокуратуре, другим органам в совокупности - порядка 15 процентов. Подавляющее большинство государственных органов являются исполнительными

Файлы: 1 файл

испол. власть.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)

Третьей функцией федеральных органов исполнительной власти является правоприменительная функция. Она состоит в издании индивидуальных правовых актов, а также в ведении реестров, регистров и кадастров.

Четвертая - функция по управлению государственным имуществом, которая заключается в осуществлении полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также в управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Министерство осуществляет правовое регулирование за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, а также координирует деятельность государственных внебюджетных фондов.

В основе построения федеральных министерств присутствуют различные критерии1.

Как правило, федеральные министерства создаются и функционируют на основе отраслевого принципа. На это, прежде всего, указывает управляемая сфера деятельности, то есть определенная область, границы, в пределах которых органы исполнительной власти распространяют свою деятельность. Например, сфера промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, а также область технического регулирования и обеспечения единства измерений, освоение месторождений полезных ископаемых на основе соглашений о разделе продукции находятся в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации2.

Выделяются и функциональные министерства. Так, Министерство финансов Российской Федерации, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной, страховой политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств1.

Компетенция и полномочия федеральных министерств определяются положениями о них, которые утверждаются либо Президентом Российской Федерации в отношении подведомственных ему органов, либо Правительством Российской Федерации. Компетенция министерств включает определение их основных задач, взаимоотношений с иными федеральными органами исполнительной власти, а также с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объем принадлежащих им административно-властных полномочий.

Аппарат федеральных министерств строится применительно к возлагаемым на них задачам. В качестве структурных подразделений федеральных министерств выступают создаваемые по основным направлениям их деятельности департаменты, в состав которых включаются отделы. Федеральные министерства могут создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные в установленной сфере деятельности, а также учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции министерств, подведомственных им федеральных служб и федеральных агентств. 
Федеральное министерство возглавляет федеральный министр, который наделяется широким спектром полномочий: утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении; вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников; вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств; вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной сфере деятельности и сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится к компетенции Правительства Российской Федерации; во исполнение поручений Президента Российской Федерации, председателя Правительства Российской Федерации дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение; имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом; назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации; вносит в Правительство Российской Федерации предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда; принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов; вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов; вносит в Правительство Российской Федерации предложение по представлению руководителя государственного внебюджетного фонда и об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда; назначает проверки деятельности внебюджетных фондов в случаях, устанавливаемых федеральным законом.

Федеральная служба является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Федеральные службы и федеральные агентства издают в пределах своей компетенции лишь индивидуальные правовые акты и не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной им сфере деятельности, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

На основе своих конституционных полномочий Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами непосредственно руководит деятельностью ряда федеральных органов исполнительной власти, а Правительство лишь координирует их деятельность. К таковым относятся: Министерство внутренних дел; Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел; Министерство обороны; Министерство юстиции; Федеральная миграционная служба; Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; Федеральная служба по оборонному заказу; Федеральная служба по техническому и экспортному контролю; Федеральная служба исполнения наказаний; Федеральная регистрационная служба; Федеральная служба судебных приставов; Государственная фельдъегерская служба; Служба внешней разведки; Федеральная служба безопасности; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков; Федеральная служба охраны; Федеральное агентство специального строительства; Главное управление специальных программ Президента (агентство); Управление делами Президента (агентство). 
Президент утверждает по представлению Председателя Правительства положения о них, назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности.

В Российской Федерации  в результате парламентского обновления состава федеральных органов  в 1996–1997 гг., что отражено в каскаде указов Президента РФ («О системе федеральных органов исполнительной власти» и «О структуре федеральных органов исполнительной власти», подписанных в августе, сентябре 1996 г. и марте 1997 г., уточненная редакция которых дана в указах от 9 июля 1997 г. №710 и от 22 июля 1997 г. № 727) и Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года, сформирована система федеральных органов исполнительной власти. Она выглядит следующим образом:

Органы при  Правительстве РФ:

  • Фонд социального страхования Российской Федерации
  • Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
  • Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации
  • Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные  агентства, руководство деятельностью  которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации

 

   Федеральная миграционная служба

  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  • Министерство иностранных дел Российской Федерации

 

   Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств

  • Министерство обороны Российской Федерации

 

   Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству  
   Федеральная служба по оборонному заказу  
   Федеральная служба по техническому и экспортному контролю  
   Федеральное агентство специального строительства

  • Министерство юстиции Российской Федерации

 

   Федеральная служба исполнения наказаний  
   Федеральная служба судебных приставов

  • Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
  • Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)
  • Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (федеральная служба)
  • Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
  • Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
  • Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

  Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

  • Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

   Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  
   Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития  
   Федеральная служба по труду и занятости  
   Федеральное медико-биологическое агентство

  • Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

 

   Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия  
   Федеральное архивное агентство

  • Министерство образования и науки Российской Федерации

 

   Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам  
   Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки  
   Федеральное агентство по науке и инновациям  
   Федеральное агентство по образованию

  • Министерство природных ресурсов Российской Федерации

 

   Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды    

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования    

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору  
   Федеральное агентство водных ресурсов  
   Федеральное агентство по недропользованию

  • Министерство промышленности и торговли Российской Федерации  
       Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
  • Министерство регионального развития Российской Федерации
  • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

 

   Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору  
   Федеральное агентство лесного хозяйства  
   Федеральное агентство по рыболовству

  • Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации

 

   Федеральное агентство по делам молодежи  
   Федеральное агентство по туризму  
   Федеральное агентство по физической культуре и спорту

  • Министерство транспорта Российской Федерации

 

   Федеральная аэронавигационная служба    

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта  
   Федеральное агентство воздушного транспорта  
   Федеральное дорожное агентство  
   Федеральное агентство железнодорожного транспорта  
   Федеральное агентство морского и речного транспорта

Информация о работе Исполнительная власть в Российской Федерации