Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 05:57, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы в значительной степени обусловливается особенностями места и роли органов исполнительной власти в системе государственной власти. Именно органы исполнительной власти осуществляют непосредственное управление государством. В литературе приводится оценка, согласно которой 85 процентов государственной власти в России принадлежит исполнительной «ветви власти», а Президенту, Парламенту, судам, прокуратуре, другим органам в совокупности - порядка 15 процентов. Подавляющее большинство государственных органов являются исполнительными
Третьей функцией федеральных органов исполнительной власти является правоприменительная функция. Она состоит в издании индивидуальных правовых актов, а также в ведении реестров, регистров и кадастров.
Четвертая - функция по управлению государственным имуществом, которая заключается в осуществлении полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также в управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.
Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Министерство осуществляет правовое регулирование за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, а также координирует деятельность государственных внебюджетных фондов.
В основе построения федеральных министерств присутствуют различные критерии1.
Как правило, федеральные министерства создаются и функционируют на основе отраслевого принципа. На это, прежде всего, указывает управляемая сфера деятельности, то есть определенная область, границы, в пределах которых органы исполнительной власти распространяют свою деятельность. Например, сфера промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, а также область технического регулирования и обеспечения единства измерений, освоение месторождений полезных ископаемых на основе соглашений о разделе продукции находятся в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации2.
Выделяются и функциональные министерства. Так, Министерство финансов Российской Федерации, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной, страховой политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств1.
Компетенция и полномочия федеральных министерств определяются положениями о них, которые утверждаются либо Президентом Российской Федерации в отношении подведомственных ему органов, либо Правительством Российской Федерации. Компетенция министерств включает определение их основных задач, взаимоотношений с иными федеральными органами исполнительной власти, а также с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объем принадлежащих им административно-властных полномочий.
Аппарат федеральных
министерств строится применительно к
возлагаемым на них задачам. В качестве
структурных подразделений федеральных
министерств выступают создаваемые по
основным направлениям их деятельности
департаменты, в состав которых включаются
отделы. Федеральные министерства могут
создавать координационные, совещательные
и экспертные органы (советы, комиссии,
группы, коллегии), в том числе межведомственные
в установленной сфере деятельности, а
также учреждать в установленном порядке
печатные средства массовой информации
для публикации нормативных правовых
актов в установленной сфере деятельности,
официальных объявлений, размещения других
материалов по вопросам, отнесенным к
компетенции министерств, подведомственных
им федеральных служб и федеральных агентств.
Федеральное министерство возглавляет
федеральный министр, который наделяется
широким спектром полномочий: утверждает
ежегодный план и показатели деятельности
федеральных служб и федеральных агентств,
а также отчет об их исполнении; вносит
в Правительство Российской Федерации
по представлению руководителя федеральной
службы, федерального агентства проект
положения о федеральной службе, федеральном
агентстве, предложения о предельной численности
федеральной службы, федерального агентства
и фонде оплаты труда их работников; вносит
в Министерство финансов Российской Федерации
предложения по формированию федерального
бюджета и финансированию федеральных
служб и федеральных агентств; вносит
в Правительство Российской Федерации
проекты нормативных правовых актов, относящихся
к определенной сфере деятельности и сферам
деятельности федеральных служб и федеральных
агентств, находящихся в его ведении, если
принятие таких актов относится к компетенции
Правительства Российской Федерации;
во исполнение поручений Президента Российской
Федерации, председателя Правительства
Российской Федерации дает поручения
федеральным службам и федеральным агентствам
и контролирует их исполнение; имеет право
отменить противоречащее федеральному
законодательству решение федерального
агентства, федеральной службы, если иной
порядок отмены решения не установлен
федеральным законом; назначает на должность
и освобождает от должности по представлению
руководителей федеральных служб, федеральных
агентств, за исключением заместителей
руководителей федеральных служб, федеральных
агентств, руководство деятельностью
которых осуществляет Президент Российской
Федерации; вносит в Правительство Российской
Федерации предложение о назначении на
должность (освобождении от должности)
руководителя государственного внебюджетного
фонда; принимает нормативные правовые
акты по сферам деятельности государственных
внебюджетных фондов; вносит в Правительство
Российской Федерации проекты нормативных
правовых актов, регулирующих деятельность
государственных внебюджетных фондов;
вносит в Правительство Российской Федерации
предложение по представлению руководителя
государственного внебюджетного фонда
и об исполнении бюджета государственного
внебюджетного фонда; назначает проверки
деятельности внебюджетных фондов в случаях,
устанавливаемых федеральным законом.
Федеральная служба является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
Федеральные службы и федеральные агентства издают в пределах своей компетенции лишь индивидуальные правовые акты и не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной им сфере деятельности, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
На основе своих
конституционных полномочий Президент
Российской Федерации в соответствии
с Конституцией, федеральными конституционными
законами и федеральными законами непосредственно
руководит деятельностью ряда федеральных
органов исполнительной власти, а Правительство
лишь координирует их деятельность. К
таковым относятся: Министерство внутренних
дел; Министерство по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий; Министерство
иностранных дел; Министерство обороны;
Министерство юстиции; Федеральная миграционная
служба; Федеральная служба по военно-техническому
сотрудничеству; Федеральная служба по
оборонному заказу; Федеральная служба
по техническому и экспортному контролю;
Федеральная служба исполнения наказаний;
Федеральная регистрационная служба;
Федеральная служба судебных приставов;
Государственная фельдъегерская служба;
Служба внешней разведки; Федеральная
служба безопасности; Федеральная служба
по контролю за оборотом наркотиков; Федеральная
служба охраны; Федеральное агентство
специального строительства; Главное
управление специальных программ Президента
(агентство); Управление делами Президента
(агентство).
Президент утверждает по представлению
Председателя Правительства положения
о них, назначает их руководителей, а также
осуществляет иные полномочия как Верховный
Главнокомандующий Вооруженными Силами
Российской Федерации и Председатель
Совета Безопасности.
В Российской Федерации в результате парламентского обновления состава федеральных органов в 1996–1997 гг., что отражено в каскаде указов Президента РФ («О системе федеральных органов исполнительной власти» и «О структуре федеральных органов исполнительной власти», подписанных в августе, сентябре 1996 г. и марте 1997 г., уточненная редакция которых дана в указах от 9 июля 1997 г. №710 и от 22 июля 1997 г. № 727) и Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года, сформирована система федеральных органов исполнительной власти. Она выглядит следующим образом:
Органы при Правительстве РФ:
Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:
Федеральная миграционная служба
Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств
Федеральная служба
по военно-техническому сотрудничеству
Федеральная служба
по оборонному заказу
Федеральная служба
по техническому и экспортному контролю
Федеральное агентство
специального строительства
Федеральная служба
исполнения наказаний
Федеральная служба
судебных приставов
Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:
Федеральная служба
по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека
Федеральная служба
по надзору в сфере здравоохранения и
социального развития
Федеральная служба
по труду и занятости
Федеральное медико-биологическое
агентство
Федеральная служба
по надзору за соблюдением законодательства
в сфере массовых коммуникаций и охране
культурного наследия
Федеральное архивное
агентство
Федеральная служба
по интеллектуальной собственности, патентам
и товарным знакам
Федеральная служба
по надзору в сфере образования и науки
Федеральное агентство
по науке и инновациям
Федеральное агентство
по образованию
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Федеральная служба
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
Федеральное агентство
водных ресурсов
Федеральное агентство
по недропользованию
Федеральная служба
по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Федеральное агентство
лесного хозяйства
Федеральное агентство
по рыболовству
Федеральное агентство
по делам молодежи
Федеральное агентство
по туризму
Федеральное агентство
по физической культуре и спорту
Федеральная аэронавигационная служба
Федеральная служба
по надзору в сфере транспорта
Федеральное агентство
воздушного транспорта
Федеральное дорожное
агентство
Федеральное агентство
железнодорожного транспорта
Федеральное агентство
морского и речного транспорта
Информация о работе Исполнительная власть в Российской Федерации