Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 05:57, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы в значительной степени обусловливается особенностями места и роли органов исполнительной власти в системе государственной власти. Именно органы исполнительной власти осуществляют непосредственное управление государством. В литературе приводится оценка, согласно которой 85 процентов государственной власти в России принадлежит исполнительной «ветви власти», а Президенту, Парламенту, судам, прокуратуре, другим органам в совокупности - порядка 15 процентов. Подавляющее большинство государственных органов являются исполнительными
Гражданин А. обратился с жалобой на неправомерные действия администрации г. Дербента, отказавшейся разрешить строительство жилого помещения, расположенного на его приусадебном участке.2
Граждан В., изъявивший желание вести крестьянское хозяйство, но не являющиеся фермером, предъявил иск к администрации с требованием предоставить земельный участок для ведения крестьянского хозяйства конкретном месте из земель АО «М-Пласт». Истец сослался на то, что он подал заявление в районную администрацию о предоставлении ему этого участка, однако постановлением главы администрации района он был распределен между другими хозяйствами. Считая данное постановление незаконным, истец просил обязать ответчика предоставить ему земельный участок в указанном месте, полагая, что имеет преимущественное право на него, так как он необходим для ведения крестьянского хозяйства.1
Упомянутые акты органов местного самоуправления суды признали незаконными, нарушающими права граждан, в обоих случаях был возмещен материальный ущерб.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо их должностных лиц, в том числе в результате издания не соответствующего закону акта, возмещается за счет казны муниципального образования согласно ст. 1069 ПС. Данная статья сформулирована с учетом требований ст. ст. 33 и 153 Конституции РФ ист. 16 ГК и является специальной. В ней предусмотрены особенности, отличающие ее от общих правил деликтной ответственности. Они выражаются, во-первых, во властно-административном, т.е. юридически обязательном, одностороннем характере действий органов местного самоуправления, а также их должностных лиц; во-вторых, в том, что причинение вреда вызвано противоправными действиями указанных субъектов.
Статья 1069 ГК говорит о незаконных действиях (бездействии). Под ними понимаются деяния, противоречащие не только законам, но и другим правовым актам. Виды и формы подобных деяний весьма многообразны. Ими могут быть различные приказы, распоряжения, постановления, указания и иные властные предписания (не имеет значения, сделаны они в письменной или устной форме), которые направлены гражданам и юридическим лицам и подлежат обязательному исполнению. Таковым может быть и противоправное бездействие, ибо в области властно-административных отношений требуется активность, а непринятие необходимых мер, предусмотренных законами и иными правовыми актами, может привести к причинению вреда.
Признание актов органов
местного самоуправления незаконными
и недействительными
Ответственность местных
администраций по ст. 1069 ГК наступает
при нанесении вреда как
Если вред причиняется
не в сфере властно-
Возмещение ущерба может быть осуществлено как добровольно, так и по решению суда.
В настоящее время в Дагестане продолжается законотворческий процесс. В марте 2007 года приступило к работе Народное Собрание Республики Дагестан четвертого созыва. Впервые парламент республики был сформирован по партийному принципу и представлен 72 депутатами, которые входили в депутатские фракции от политических партий «Единая Россия», «Справедливая Россия», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Патриоты России». В парламенте представлены все народы, города и районы республики, что для многонационального Дагестана очень важно.
В Народном Собрании было образовано 10 комитетов: по законодательствуоуправления (ст. 16 ГК), а сам его чиновник может быть привлечен к мат, законности и государственному строительству; по бюджету, финансам и налогам; по межнациональным отношениям, делам общественных и религиозных объединений; по здравоохранению и социальной политике; по экономической политике; по аграрной политике; по образованию, науке и культуре; по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству; по местному самоуправлению; по экологии и природным ресурсам.
Деятельность парламента республики пришлась на нелегкое время мирового экономического кризиса, борьбы с террористическим бандподпольем.
Народное Собрание четвертого созыва провело значительную законотворческую работу по реализации основных направлений социально-экономического и общественно-политического развития республики. Парламентарии, несмотря на разные политические взгляды, активно взаимодействовали в ходе работы над законопроектами, обращались с депутатскими запросами, вносили законодательные инициативы в Государственную Думу ФС РФ, обменивались опытом с коллегами из законодательных органов субъектов РФ, принимали участие в мероприятиях Совета Федерации ФС РФ. В рамках своих представительских функций депутаты регулярно встречались с избирателями, своевременно реагировали на происходившие в республике события.
Проведена большая работа по приведению законодательства республики в соответствие с федеральным законодательством. В истекшем созыве шло постоянное совершенствование бюджетного законодательства. В частности, изменилась процедура принятия бюджета, который с 2009 года стал приниматься на трехлетний период. За последние годы было утверждено более 30 республиканских целевых программ и приняты законы, направленные на повышение уровня и качества жизни дагестанцев, усовершенствована правовая база для инвестиций и предпринимательской деятельности, приняты законы по развитию политической системы и повышению качества управления.
Развитию парламентаризма в республике способствовало создание в 2009 году Молодежного парламента при Народном Собрании РД, в состав которого вошли юноши и девушки с активной жизненной позицией. Члены Молодежного парламента участвовали в обсуждении проектов законов и республиканских целевых программ в области защиты прав и интересов молодежи, готовили рекомендации по основным направлениям развития законодательства республики в сфере молодежной политики.
Народным Собранием четвертого созыва принято 310 законов и 587 постановлений.
Дальнейшая деятельность Народного Собрания будет направлена на консолидацию дагестанского общества, принятие важных для социально-экономического развития республики законов, усиление контроля за расходованием бюджетных средств и исполнением законов.3 марта 2010 г., президент Республики Дагестан Магомедсалам Магомедов подписал Указ «О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан», сообщает пресс-служба главы республики. Установлено, что председатель правительства Республики Дагестан имеет шесть заместителей, в том числе 2-х первых вице-премьеров.
Преобразованы: министерство по делам молодежи РД – в Комитет по молодежной политике РД; министерство инвестиций и внешнеэкономических связей РД – в Агентство инвестиций и внешнеэкономических связей РД; министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД – в министерство по национальной политике, делам религий и внешним связям РД, которому переданы функции упраздняемого Комитета правительства РД по делам религий; министерство труда и социального развития РД – в министерство социального развития РД и Агентство по занятости населения РД с соответствующим распределением функций между ними; министерство промышленности, транспорта и связи РД – в министерство промышленности, энергетики и связи РД, Комитет по транспорту РД и Комитет по народным художественным промыслам РД с соответствующим распределением функций между ними; Комитет правительства РД по делам архивов – в Управление правительства РД по делам архивов.
Одним из важнейших и
необходимых условий
Проведенное исследование показывает, что за последние годы приняты решительные меры по утверждению исполнительной власти как самостоятельной, независимой и сильной ветви государственной власти, реализующей свои полномочия в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя единого экономического и правового пространства Российской Федерации.
В то же время темпы реформы исполнительной власти остаются неудовлетворительными, не решен пока целый ряд проблем.
На основе проведенного
анализа и всестороннего
1. Правовая база, обеспечивающая
в полной мере
2. Не обеспечивается
согласованность
3. Несмотря на наличие концепции реформы исполнительной власти, до настоящего времени не преодолены многие теоретические противоречия как в подходах к построению системы федеральных органов исполнительной власти, так и в принципах ее функционирования.
4. Система федеральных органов исполнительной власти нуждается в совершенствовании механизма формирования кадрового корпуса. Авторитет исполнительной власти и эффективность ее деятельности зависят от профессионализма работников всех звеньев.
Между тем существуют большие претензии к качеству работы многих звеньев. В то же время средств на повышение квалификации работников федеральных органов исполнительной власти выделяется недостаточно. Требуют совершенствования вопросы, связанные с отбором кандидатов на должности в системе исполнительной власти, с повышением профессионализма работников всех уровней и их ответственности за злоупотребление властью и другие действия, умаляющие авторитет исполнительной власти.
Реформирование системы
федеральных органов
Все вышеперечисленные выводы, предложения, рекомендации ставят своей целью привлечь внимание общества к активному процессу реформирования исполнительной власти в целом и федеральных органов исполнительной власти в частности в современной России.
1. Конституция РФ 1993 года - М.:Норма, 2011.
2. Конституция Республика Дагестан. Изд-во «Дагпресс» Махачкала, 2011.
3. Федеральный закон от 11 декабря 2004 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета. 2004 г. 15 декабря.
4. Федеральный закон от 29 марта 2010 г. №29-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
5. Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. № 42-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с установлением требований к числу депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта российской федерации".
6. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
7. Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. № 42-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с установлением требований к числу депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта российской федерации".
Информация о работе Исполнительная власть в Российской Федерации