Лекции по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:57, курс лекций

Описание работы

Тема 1: Понятие и сущность административного права Административное право как наука и отрасль права
При современном развитии русского языка и состоянии юридической науки понятие «административное право» применяется в трех значениях:
как самостоятельная отрасль системы права Российской Федерации;
как отрасль научного знания в правоведении;
как учебная дисциплина.

Файлы: 1 файл

Административка лекции (3).doc

— 565.00 Кб (Скачать файл)

Здесь следует отметить, что открытое рассмотрение дел реально  обеспечено лишь в суде. В государственных  органах исполнительной власти, в  иных организациях, являющихся субъектами рассмотрения дел об административных правонарушениях организационные вопросы реализации указанного принципа производства по делам об административных правонарушениях пока не решены - не предусмотрены специальные помещения для рассмотрения дел.

Так, дела о нарушениях таможенных правил рассматриваются  в служебных помещениях руководства  таможенного органа, а в соответствии с Инструкцией о пропускном и  внутриобъектовом режимах на объектах таможенных органов РФ3[1] несанкционированное проникновение лиц (в том числе желающих присутствовать при рассмотрении дела о нарушении таможенных правил) на территорию таможенного органа не допускается. Порядок пропуска (прохода) лиц на территорию объекта предполагает оформление разовых пропусков.

Принцип осуществления прокурорского надзора за законностью производства по делу об административном правонарушении сформулирован и закреплен в ст.24.6 КоАП РФ. По смыслу данной статьи, прокурор может, да и обязан обеспечивать соблюдение конституционных норм и положений, а также законодательства об административных правонарушениях в производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда. Это означает, что прокурор должен действовать не только в интересах государства, но и также в интересах лица, привлекаемого к административной ответственности.

Административное законодательство не наделило государственные органы полномочием обжаловать постановление  судьи по делу об административных правонарушениях. Поэтому право  прокурора приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении, независимо от участия в деле, является особенно важным для подобных ситуаций, т.к. указанное правомочие прокурора - реальный способ проверить законность и обоснованность вынесенного решения.

Принципы производства по делам об административных правонарушениях  обусловлены не только его задачами, которые определены в ст. 24.1 КоАП РФ, но и задачами законодательства об административных правонарушениях, предусмотренных ст.1.2 КоАП РФ.

Иными словами субъекты, осуществляющие производство по делам  об административных правонарушениях, решают две связанные между собой  задачи: юрисдикционную (разрешение дел) и профилактическую (предупреждение новых правонарушений

Тема 14: Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях  
Административная подведомственность: понятие, значение, признаки, виды

Государственный аппарат  в целом состоит из большого числа  органов, их структурных подразделении  и т.п. Очень многие из названных структурных  единиц аппарата наделены властными полномочиями. При этом чётко определяется, на кого распространяются такие полномочия, какими органами, материальными ресурсами, делами, действиями они ведают.

Подведомственность - это  определение объектов, на которые распространяется властные  полномочия.

Обычно подведомственность закрепляется юридическими нормами, которые  включаются в различные правовые акты, начиная от Конституции РФ и заканчивая должностными инструкциями. Определять подведомственность и понимать как средство распределения труда по осуществлению государственных и муниципальных дел.

Но особенно важна  административная подведомственность – распределение объектов, дел, которыми ведают структурные единицы исполнительной власти.

6 уровней подведомственности:

1. Государственная подведомственность  – законодательное решение вопросов  о том, органы какого государства  вправе решать дела. На этом  уровне можно различить три  разновидности подведомственности :

1) Между федеральным  центром и субъектами РФ;

2) Между суверенными  государствами; 

3) Между государственными  и международными органами.

2. Родовая подведомственность  – распределение полномочий между  разными видами государственной  власти: судебная подведомственность, административная подведомственность, подведомственность представительных органов, а также иных государственных органов: ЦБ, ЦИК, прокуратура.

3. Видовая подведомственность. Правила видовой подведомственности  определяет, какой вид органов  ведает делами (например, гл.23 КоАП  РФ).

4. Территориальная подведомственность, какой из органов данного вида на определенной территории ведает делами (ст. 29.5 КоАП РФ).

5. В некоторых случаях,  исходя из важности дела, законодатель  устанавливает правила иерархической  подведомственности, т. е. поручает дела вышестоящему органу или предоставляет ему право брать дела у нижестоящих органов и принимать их к своему производству (вышестоящий ОВД, таможенный орган).

6. Должностная административная  подведомственность, т. е. в рамках  органа ведать (контролировать, решать) могут разные должностные лица (23.3 – в ОВД, 23.8 – в таможенных органах, 23.34 – в органах, осуществляющих государственный пожарный надзор и т.п.).

При решении вопросов о подведомственности следует строго последовательно использовать правила определения от 1-го к 6-му уровню.

Подведомственность может  быть однозначной (императивной) и альтернативной. Она может быть общей, установленной  общей нормой и специально установленной  в специальной норме, содержащей исключения из общего правила.

В науке административного права выделено четыре уровня подведомственности дел о правонарушениях (родовая (между разными видами государственной власти), видовая, территориальная, должностная).3[1]

Видовая подведомственность закреплена юридическими нормами, в  которых сказано, какой вид государственных органов занимается такими делами.

Какой конкретно орган  исполнительной власти данного вида должен заниматься делом об административном правонарушении определяет территориальная  подведомственность. В соответствии со ст.28.7 КоАП РФ административное расследование проводится по месту совершения или выявления правонарушения. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения, а по ходатайству лица - по месту жительства указанного лица. Если проводилось административное расследование, дело рассматривается по месту нахождения органа, проводившего данное расследование (ст.29.5 КоАП РФ).

Кто в государственном  органе должен заниматься делом об административном правонарушении определяется должностной подведомственностью? - Рассмотрим данный вопрос на примере таможенных органов. От имени таможенных органов рассматривают дела об административных правонарушениях председатель ГТК России и его заместители; начальники региональных таможенных управлений, их заместители; начальники таможен, их заместители; начальники таможенных постов (дела о правонарушениях, совершенных физическими лицами) (ч.2 ст.23.8 КоАП РФ).

Здесь следует отметить, что в штатной структуре руководства  ГТК России, региональных таможенных управлений, таможен предусматривается несколько заместителей руководителей указанных органов, в том числе заместители по кадрам, по тылу, по силовому обеспечению. КоАП РФ не определяет, какой из заместителей председателя ГТК России, начальника РТУ, таможни рассматривает дела о нарушениях таможенных правил. Поэтому от ГТК России требуется принятие отдельного нормативного акта по этому вопросу.

В целях реализации положений  КоАП РФ издан приказ ГТК России от 1 апреля 2002 г. № 295 «О должностных  лицах таможенных органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и проводить административное расследование». Данный нормативный акт предписывает составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.1 КоАП РФ, должностному лицу непосредственно обнаружившему указанное правонарушение при выполнении возложенных на него функций. Однако, кто из должностных лиц таможенных органов уполномочен составлять протоколы о других административных правонарушениях в области таможенного дела (ст.16.2-16.22 КоАП РФ) ГТК России не сообщает.

Представляется, что этот вопрос должен быть решен также как  в МВД РФ и ФСБ РФ. Этими ведомствами  изданы приказы, утверждающие Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.3[2]

Кроме того, в производстве по делу об административном правонарушении следует выделять подведомственность постадийную.  КоАП РФ четко определяет круг лиц, имеющих право составлять протоколы, то есть возбуждать дела. Такими субъектами являются лица, закрепленные в ст. 28.3 КоАП РФ, а также лица, имеющие право рассматривать дела об административном правонарушении. В законодательстве, однако, имеется некоторая неточность (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), так как не могут составлять протоколы судьи, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные комиссии и т.п. Такое право по смыслу настоящего Кодекса принадлежит исключительно государственно-властным субъектам органов и учреждений исполнительной ветви власти, а также выполняющих контрольно-надзорные функции в сфере административно-правового регулирования.

Нормами главы 23 КоАП РФ устанавливается перечень субъектов, обладающих правом рассмотрения дел, то есть правом назначать административные наказания. Также, в этом смысле, важное значение имеют нормы главы 3 КоАП РФ, определяющие круг лиц, назначающих отдельные виды административных наказаний.

Законодатель установил  подведомственность и на пересмотр дел об административном правонарушении и на исполнение отдельных видов наказаний.

Тема 14: Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях  
Виды производства по делу об административном правонарушении

В зависимости от объема и сложности процессуальной деятельности можно выделить три основных вида производства по делу об административном правонарушении: обычное, особое и упрощенное.

Обычное производство по делам об административных правонарушениях – это система процессуальных действий, совершаемых уполномоченными должностными лицами государственных органов и судьями в отношении лиц, совершивших правонарушения, по применению административного наказания при наличии четырех стадий: возбуждения дела, рассмотрения дела, пересмотра постановлений по делу и исполнения вынесенного постановления.

Особое производство по делу об административном правонарушении характеризуется наличием дополнительной стадии – административного расследования.

Упрощенное производство по делу об административном правонарушении характеризуется тем, что все стадии «слиты» воедино, а назначение наказания не требует составления протокола и осуществляется на месте выявления правонарушения.

Содержание производства по делам об административных правонарушениях составляет совокупность последовательно осуществляемых процессуальных действий, совершаемых в интересах эффективного достижения задач, поставленных КоАП РФ. Соответственно можно выделить определенные стадии производства, каждая из которых имеет свое процессуальное назначение, закрепленное в нормах КоАП РФ.

«Стадия – это относительно самостоятельная часть административной деятельности, необходимая для достижения общего результата».[1] Более развернутое понятие о стадиях дает Масленников М.Я., он определяет, что «стадиями производства по делам об административных правонарушениях являются логически связанные, следующие друг за другом этапы совершения действий субъектов правоприменения, направленные на решение определенной промежуточной задачи».[2]

Козлов Ю.М. выделяет следующие  обязательные стадии производства по делам об административных правонарушениях: возбуждение дела; рассмотрение дела; вынесение постановления; исполнение постановления. И факультативную стадию: пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.[3]

Исходя из структуры  КоАП РФ, можно выделить следующую  последовательность стадий производства по делу об административном правонарушении:

  1. возбуждение дела;
  2. рассмотрение дела;
  3. пересмотр постановления и решения по делу;
  4. исполнение постановления.

Каждую из стадий, в  свою очередь, можно разбить на несколько  этапов

Тема 14: Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях  
Возбуждение дела об административном правонарушении

Возбуждение дела об административном правонарушении – имеет предопределяющее значение для всего правоприменительного процесса, так как на этой стадии «правомочные должностные лица соответствующих органов административной юрисдикции совершают комплекс процедурно-процессуальных действий, в ходе которых устанавливается факт совершения проступка, производится его фиксация в протоколе об административном правонарушении, определяется круг допустимых доказательств и средств доказывания, подведомственность дела для рассмотрения по существу, и дело направляется по подведомственности».[1]

Стадия возбуждения  дела об административном правонарушении включает в себя следующие действия: выявление факта правонарушения, выяснение всех обстоятельств совершенного деяния, в т.ч. личности правонарушителя, (реквизитов юридического лица). На этой стадии осуществляется сбор и закрепление доказательств по делу об административном правонарушении, первичная квалификация действий правонарушителя. Впервые лицу, привлекаемому к ответственности, разъясняются его процессуальные права и обязанности. В необходимых случаях на данной стадии применяются меры процессуально-обеспечительного характера (доставление, административное задержание, личный досмотр и т.п.). Завершается данная стадия составлением протокола по делу об административном правонарушении и передачей его на рассмотрение по подведомственности.

Информация о работе Лекции по "Административному праву"