Лекции по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:57, курс лекций

Описание работы

Тема 1: Понятие и сущность административного права Административное право как наука и отрасль права
При современном развитии русского языка и состоянии юридической науки понятие «административное право» применяется в трех значениях:
как самостоятельная отрасль системы права Российской Федерации;
как отрасль научного знания в правоведении;
как учебная дисциплина.

Файлы: 1 файл

Административка лекции (3).doc

— 565.00 Кб (Скачать файл)

Ст.4.5 КоАП уст, что адм наказание Мб наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности равняется двум календарным месяцам. Датой начала исчисления срока является день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Юр днем окончания срока считается день, когда было вынесено постановление о назначении наказания, а фактически - фактическое окончание срока. Никаких изъятий в течении рассматриваемого срока давности законодательство не знает.

Из этого  общего правила ст. 4.5 КоАП предусматривает  ряд исключений.

Во-первых, по ряду правонарушений (нарушения налогового, таможенного, валютного, антимонопольного законодательства и др.)  срок давности равен одному году со дня совершения правонарушения. Данные категории дел наиболее сложные, как правило требуют значительных временных затрат, поэтому законодатель увеличил срок давности.

Во-вторых, в  случае отказа в возбуждении уголовного дела или при прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях виновного признаков проступка административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев (одного года), но со дня принятия постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела.

В-третьих, при  назначении дисквалификации срок давности составляет один год со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – один год со дня обнаружения.

В-четвертых,при  длящемся правонаруш срок давности(два  месяца, один год) нач исчисл со дня  обнаруж правонаруш

В-пятых, в сл удовлетворения ходатайства лица, привлекаемого  к административной ответственности, о рассмотрении дела по месту его  жительства срок давности приостанавливается с момента удовлетворения данного  ходатайства и до момента поступления  материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело.

Таким образом, в ст. 4.5 КоАП названы три варианта определения старта срока давности: день совершения проступка, день обнаружения  и день вынесения постановления  о прекращении уголовного дела.

Тема 13: Административные наказания Наложение взысканий за множественность административных проступков

Множественность административных проступков — это  выполнение одним лицом нескольких составов, не утративших юридического значения на день решения вопроса об ответственности виновного.

Первым признаком  множественности проступков явл  наличие нескольких самост составов правонарушений. Здесь имеет значение не количество действий, а количество составов. Второй признак множественности  — все противоправные деяния совершаются одним лицом, которое одновременно или разновременно выполняет несколько самостоятельных составов нарушений. Третий признак множественности состоит в том, что каждый из образующих ее составов сохраняет свою юридическую значимость на момент рассмотрения дела о нескольких или о последнем деликте. Иными словами, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие привл деликвента к ответств за несколько нарушений сразу или за рецидив.

Самый существ  критерий классификации множественности  адм проступков — совершение нового нарушения до или после привлечения к ответственности за предыдущее нарушение. Соответственно выделяются совокупность и рецидив.

Под совокупностью поним соверш одним лицом неск наруш до привл к ответств.может быть идеальной и реальной.

Идеальная совокупность — это одновр выполнение одним  действием (действиями) нескольких составов нарушений. Реальная совокупность представляет собой систему составов, выполненных  разными действиями, а значит, разновременно (например, нарушение правил дорожного движения, а затем правил охоты). Разновременность их совершения высвечивает еще одну характерную черту данной системы — связь со сроком давности.

Реальная совокупность может быть совокупностью разнородных, однородных, тождественных антиобщественных действий. Если в действиях деликвента имеется реальная совокупность противоправных деяний, то он привлекается за каждое из них. В ч.1 ст. 4.4 КоАП сказано, что взыскание налагается на каждое совершенное правонарушение. Иными словами, фактически установлен принцип сложения взысканий. А поглощение одного наказания другим допускается ч. 2 ст. 4.4 как исключение при наличии двух обстоятельств: если дела рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом) и притом одновременно. Надо сказать, что новый КоАП значительно усложнил применение данного правила, т.к. если ранее наказание назначалось в пределах только более строгой санкции, то в настоящий момент - может быть применено и более строгое и минимальное наказание («..в пределах только одной санкции»).

Рецидив проступка — это совершение нового нарушения после привлечения к ответственности за предыдущее. При рецидиве лицо наказывается за новое деяние, так как за предыдущее оно уже понесло ответственность. Если первое и второе деяние тождественны, — рецидив называется специальным.

При решении  вопроса об ответственности за специальный  рецидив очень важен вопрос о  сроке действия первого взыскания. Иными словами, в течение какого срока гражданин считается привлекавшимся к административной ответственности. Ответ дан в ст. 4.6 КоАП. “Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания”.

Эта норма закрепляет давность погашения взыскания, которая  равна одному году. По общему правилу  годичный срок начинает течь со дня  окончания исполнения наказания(например, окончания срока лишения прав).

Важными для  характеристики административных наказаний являются положения ч.2 ст.3.1 КоАП РФ в которой конкретизированы и расширены общие положения, закрепленные в ч.3 ст.1.6 КоАП. Так, норма ст.1.6 запрещает субъектам публичной власти принимать решения, производить действия, унижающие человеческое достоинство при применении любых мер административного принуждения (карательных, пресекательных, восстановительных и др.).  Конкретизируя эти требования, ч.2 ст.3.1 КоАП устанавливает, что административное наказание не может преследовать цель унижение человеческого достоинства гражданина, привлеченного к административной ответственности. Углубляя смысл ч.3 ст.1.6, ч.2 ст.3.1, КоАП запрещает применение административных наказаний с целью причинения гражданам физических страданий (например, арест беременной женщины, лица, нуждающегося в постоянной медицинской помощи, коими являются инвалиды 1 и 2 групп, лишение права управления транспортным средством лица, пользующегося этим правом в связи с инвалидностью и т.п.). Кроме того, данная норма закрепляет и положения, направленные на защиту прав юридических лиц: «Административное наказание не может иметь своей целью…также нанесение вреда деловой репутации юридических лиц».

Тема 14: Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях  
Понятие и признаки производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам  об административных правонарушениях  как часть административно-юрисдикционного  процесса - это «нормативно урегулированный  порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающих законное и объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел, объединенных общностью предмета».[1]

На основе анализа  правовой природы данного адм  производства можно выделить ряд  его специфических признаков.

Во-первых, это опред совокупность процессуальных действий, осущ в уст нормами права послед и в опред сроки.

Во-вторых, это деятельность, осущ спец уполномоч, компетентными субъектами, наделенными законом правом применения процессуальных норм. Субъектами производства по делу об административном правонарушении являются, прежде всего, должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях (ст.28.3 КоАП РФ), а также субъекты, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.22.1 КоАП).

Следует особо отметить, что в связи с расшир подведомственности на рассм дел судьям среди субъектов данного адм производства значительная роль отводится именно им (судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировым).

В-третьих, порядок производства по делам об административных правонарушениях, включая установление мер обеспечения производства, а также порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний КоАП РФ относит к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях (ст.1.3). Т.е.  производство по делам об административных правонарушениях урегулировано, с учетом положений ст.1.1 КоАП РФ, настоящим Кодексом. В КоАП РФ вопросам производства по делам об административных правонарушениях и исполнения вынесенных при этом постановлений посвящено 95 статей.

Действующее законодательство Российской Федерации об административной ответственности также допускает  применение норм АПК РФ, ГПК РФ, Налогового кодекса РФ.

Издание центральными федеральными органами исполнительной власти нормативных  правовых актов, регулирующих порядок  производства по делам об административных правонарушениях, возможно в случаях, прямо предусмотренных Законом, например, ч. 2. ст. 27.3, ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ. Если КоАП РФ устанавливает общие правила ведения производства, осуществления отдельных процессуальных действий, но не определяет конкретный механизм реализации таких правил, возможно издание нормативного акта федерального органа исполнительной власти, устанавливающего конкретный механизм выполнения предписаний закона должностными лицами данного органа. Например, ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ устанавливает срок проведения административного расследования, возможность продления этого срока по делам о нарушении таможенных правил и должностных лиц, уполномоченных продлевать указанные сроки. Однако конкретный механизм продления таких сроков, определенные должностные лица в системе таможенных органов, уполномоченные продлевать сроки, Законом не установлены. В целях обеспечения единообразного подхода к применению норм КоАП России должностными лицами таможенных органов, соблюдения прав лиц, привлекаемых к ответственности, во избежание необоснованного продления сроков производства, указанные вопросы требуют дополнительного урегулирования нормативными правовыми актами ГТК России.[2] Например, приказ ГТК России от 27 апреля 2002 г. №425 «Об утверждении временной инструкции о порядке продления сроков проведения административного расследования…», приказы ГТК России от 27.04.2002 №423 «Об утверждении форм процессуальных документов»[3] и от 01.04.2002 №295 «О должностных лицах таможенных органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и проводить административное расследование».

В-четвертых, производство по делу об административном правонарушении имеет собственные цели, задачи, отличающие его от других видов административных производств.

Основная цель производства по делу об административном правонарушении – разрешение конфликта публичных интересов, вызываемого неправомерными действиями участников различных общественных отношений, охраняемых административными санкциями.

Задачи производства по делу об административном правонарушении закреплены в ст.24.1 КоАП РФ:

  • Всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
  • Разрешение каждого дела в строгом соответствии с законом.
  • Обеспечение исполнения вынесенного постановления по делу.
  • Выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что производство по делу об административном правонарушении – это часть административного юрисдикционного процесса, состоящая из установленной законодательством Российской Федерации совокупности процессуальных действий, осуществляемых в определенной последовательности и в определенные сроки, специально уполномоченными компетентными государственными органами и должностными лицами при решении вопроса о применении административной ответственности.

Тема 14: Общая хар производства по делам об адм правонарушениях Принципы производства по делам об адм правонаруш

Производство по делам  об административных правонарушениях должно осуществляться в строгом соответствии с общими принципами законодательства об административных правонарушениях, так как они выражают сущность, основное содержание, характерные свойства административной юрисдикции в целом.

Принцип законности – это основополаг принцип производства по делам об административном правонарушении.

Принцип приоритета прав и законных интересов  человека  и гражданина при решении любого спора вытекает из положений ст.2, 18 Конституции РФ, согласно которым высшей ценностью является человек, его права и свободы, а обязанность государства – соблюдать и защищать указанные права. Административным законодательством закреплено положение об охране прав и свобод человека (ст.1.2 КоАП РФ), установлены права участников производства по делам об административных правонарушениях (глава 25 КоАП РФ).

Принцип равенства граждан перед законом и органом, разрешающим дело, провозглашенный ст.19 Конституции РФ, практически идентично отражен в ст. 1.4 КоАП РФ, согласно которой физические лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т.д. Юридические лица подлежат ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности и др.

Необходимо отметить, что новеллой КоАП РФ является закрепление принципа презумпции невиновности для лиц, привлекаемых к административной ответственности (ст. 1.5). Эти лица считаются невиновными пока их вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа либо должностного лица, имеющего право на рассмотрение дела. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в которых установлена его вина.

Лицо, привлекаемое к  административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в  виновности лица, привлекаемого к  ответственности, толкуются в его  пользу. Таким образом, КоАП РФ обязывает  государственные органы и их должностных лиц доказывать вину лица в совершении правонарушения, в том числе и вину юридических лиц. Этот принцип является основой объективного и непредвзятого разрешения дела.

Важной особенностью производства по делу об административном правонарушении является наличие особых, специфических принципов данного вида административно-процессуальной деятельности.

Принцип объективной истины означает обязанность должностного лица государственного органа, ведущего процесс, установить действительную материальную истину. Например, ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ возлагают на данных лиц обязанность выявить все факты по делу и проверить соответствие данных административного протокола фактическим обстоятельствам дела.

Обеспечение гражданину права на защиту – основополагающий принцип юрисдикционной деятельности государственных органов. Указанный принцип гарантирует лицу, в отношении которого ведется производство по делу, право давать объяснения и делать замечания по содержанию протокола; при рассмотрении дела – знакомиться со всеми материалами, заявлять ходатайства, пользоваться услугами защитника, а после вынесения решения обжаловать его в судебном, либо в административном порядке и т.д.

Важно выделить принцип оперативности в производстве по делам об административных правонарушениях, так как он выступает в качестве определенной гарантии реализации субъективных прав граждан. Для реализации указанного принципа КоАП РФ установлены точные сроки составления протокола (ст.28.5), проведения административного расследования (ст.28.7), направления протокола для рассмотрения (ст.28.8), рассмотрения административного дела (ст.29.6), исправления недостатков протокола (п.3 ст.28.8).

Принцип гласности также присущ производству по делам об административных правонарушениях. Ст. 24.3 КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению за исключением случаев, когда это может привести к разглашению охраняемой законом тайны, или если это требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

Информация о работе Лекции по "Административному праву"