Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:57, курс лекций
Тема 1: Понятие и сущность административного права Административное право как наука и отрасль права
При современном развитии русского языка и состоянии юридической науки понятие «административное право» применяется в трех значениях:
как самостоятельная отрасль системы права Российской Федерации;
как отрасль научного знания в правоведении;
как учебная дисциплина.
Такие меры адм принуждения как, врем лишение права пользования библиотечным фондом, отзыв лицензии и ряд иных не могут быть признаны адм наказаниями и применяться в порядке производства по делу об адм правонарушении.
Адм наказания прим за нарушения норм не только адм, но и конституционного (напр, ст.ст. 5.1 - 5.6, 5.8 – 5.16, 17.1, 17.2 и др.), трудового (ст.ст. 5.27 – 5.34 и др.), экологического (ст.ст. 8.1 – 8.5 и др.), гражданского (ст.ст. 7.12, 14.4, 14.11 и др.), семейного (ст.5.35), гражданско-процессуального, уголовно-процессуального (ст.17.4) и других отраслей права.
По правовой природе любое из адм наказ признается разновидностью мер адмо принужд. Адм наказ предст собой средства принудительно – карательного возд на правонарушителя. От иных мер адм принужд они отл тем, что явл, по содерж, карательными санкциями.
Каждое адм наказ явл карой, мерой ответств, назначаемой за адм деликты, применение любого означает наступление адм ответств, влечет неблагоприятные юр последствия для нарушителя. По сути, это - реакция государства на противоправное, порицаемое деяние, негативно влияющее на общ отношения. Адм наказание всегда выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения, произведенную официально, гласно.
Адм наказ наносит правовой урон нарушителю, временно ухудшает его правовое положение и, как правило, сост в лишении или огранич прав разл рода. За совершенный проступок деликвент либо лишается какого-то субъективного права (права управления транспортным средством, правом собственности и т.д.), либо на него возлагаются специальные “штрафные” обязанности (платить штраф, покинуть территорию России в определенный срок и т.п.).
Однако, для адм наказания «кара» не явл самоцелью, она необходимое средство воспитания, предупреждения правонарушений. Прим наказания необходимо, чтобы воспитать субъекта ответств в духе уваж к закону и правопорядку. Кроме того, наказание предупр новые наруш со стороны виновного (частная превенция) и правонарушения др лиц (общая превенция). В какой-то мере адм санкции способны оказывать содействие в борьбе и предупреждении преступности, особенно в связи с пьянством, оборотом оружия, наркотических средств и т.п.
Наказания отлич от иных средств адм принуждения тем, что их прим созд для нарушителей “сост наказанности”, кот прекращ, если лицо в теч одного года с момента окончания исп пост о назнач адм наказания не совершило нового правонаруш. Данное правовое сост явл одним из эл исправительно-воспитательного воздействия на правонарушителя.
След отметить, что КоАП РФ – первый в России офиц документ, кот назвал адм-карательные санкции «наказаниями». До этого они во всех офиц источниках и, соотв в учебной и научной литературе именовались адм «взысканиями». Новое наименование мер адм ответств, во-первых, лучше раскр их карательное содержание и предназначение, а, во-вторых, больше подчеркивает их связь, близость с мерами уг ответств – уг наказаниями, и, наконец, в-третьих, отражает общ черты предс видов юр ответств (а) применение карательных средств воздействия; б) за совершение правонаруш, составы кот четко закр законом; в) прим только субъектами публичной власти; г) прим только к лицам, не наход от них в служебной зависимости).
Адм наказания по смыслу ч.1 ст. 3.2 КоАП уст юр актами и примен путем издания спец индивид актов. Юр наука разл два вида правовых актов с адм санкциями. Первые – нормативные правовые акты – законы, уст санкции за опред адм правонарушения, руководствуясь их исчерпывающим перечнем, данным в ст.3.2. Иные фед законы, за искл КоАП РФ, законы субъектов РФ об адм правонарушениях не могут уст каких-либо иных адм наказаний. Однако, фед законодатель вправе расширить этот перечень, но только путем внесения соответствующих изменений в действующий КоАП РФ.
Вторая группа актов с адм санкциями – правопримен акты. Это постановления по делам об адм правонаруш о назначении адм наказ лицу, виновному в соверш правонарушения, предусм соотв главой Особенной части КоАП.
Названные виды актов разл не только содержанием, но и субъектами, кот принимаются, а также другими признаками. Нормативные акты, уст адм наказания, принимаются только законодательными органами и только в форме законов. Акты применения санкций приним специально уполномоченными субъектами, перечень и подведомственность кот закр нормами главы 23 КоАП РФ. Такие акты прин в форме пост и в сл, когда акт издает судья, то это - акт правосудия, если же акт прин органом гос власти , либо его должностным лицом, то такой акт является актом государственной администрации.
Тема 13: Административные наказания Система административных наказаний
Все восемь названных выше наказаний тесно связаны между собой и образуют единую систему, кот вкл разн по содерж тяжести и иным признакам карательные санкции. В ст.3.2 дан систематизир и исчерпыв перечень адм наказаний.
В законе перечень наказаний дан, подобно тому, как это сделано в уг и трудовом праве, в строго опред последоват: от менее суровых к более суровым. Иными словами, законодатель сконструировал “лестницу наказаний”. Эта “лестница” нужна и для тех, кто издает нормы права, и для тех, кто их прим, она должна учитываться и законодательными органами субъектов РФ и многочисл органами и должн лицами, кот наделены полномоч по назн конкр адм санкций. В частности, велико ее знач, когда нормы содерж альтернативные санкции, что позвол субъектам адм юрисдикции при определении кары за правонарушение избирать ту, которая наиболее соответствует обстоятельствам дела и личности правонарушителя.
Все административные наказания принято подразделять по различным критериям на виды.
1. Среди административных наказаний по содержанию карательного воздействия выделяют:
2. В зависимости от последствий их применения административные наказания делят:
3. В зависимости от длительности состояния наказанности:
4. В зависимости от субъекта ответственности:
Данное деление предусмотрено ч.2 ст.3.2 КоАП РФ.
5. Выдел адм наказания, кот могут примен только в судебном порядке(конфискация, возмездное изъятие, арест, лиш спец права, дисквалификация), а также те, кот мб назн и судьями (судами) и гос органами (должн лицами), а также иными субъектами (комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, адм комиссиями и др.). Так, в адм порядке КоАП разреш применять только предупреждение, штраф и в особых случаях – административное выдворение за пределы России.
6. В соотв со ст.3.3 КоАП возмездное изъятие и конфискация предметов, адм выдворение могут примен в качестве как основных, так и доп наказаний, а все ост санкции мб только осн наказаниями. Осн законом призн адм наказания, назначаемые самостоятельно, а не в качестве дополнения к другим административным наказаниям.
Если статьей Особенной части КоАП предусм возм примен к виновному и основной и доп адм санкции, то на лицо, совершившее правонарушение, могут быть наложены сразу два наказания: одно основное и одно дополнительное.
В санкциях ряда статей Особенной части КоАП РФ содерж доп санкции. В одних сл прим доп наказания допуск на альтернативной основе (напр, санкция ст. 14.2 КоАП «штраф с конфискацией...или без таковой»). Значит по усмотр судьи, органа (должн лица), рассм дело, доп наказание может либо примен, либо не прим. В др случаях санкции статьей Особенной части КоАП предусм обяз одновременное применение осн и доп наказания (напр, ст.14.10 «штраф с конфискацией»). В подобных сл субъекты адм юрисдикции обязаны налагать на виновного наряду с осн и доп административное наказание.
7. В соотв со ст.72 К РФ, ч.3 ст.3.2 КоАП, все адм наказ можно подел на устанавливаемые централизованно и децентрализовано. Централизованно может быть установлено любое из 8 наказаний, а децентрализовано — законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях — только предупреждение и штраф.
Тема 13: Административные наказания Характеристика отдельных видов административных наказаний
Предупреждение-мера адм наказания,выраженная в офиц порицании физ или юр лица.Предупр вынос в письм форме
По содержанию это мера морально-правового воздействия. На лестнице адм наказаний предупрежд заним 1 ступеньку, как самая легкая по карательному воздействию.
Раскрывая содерж
предупрежд, законодатель говорит о
том, что оно явл «офиц
Любое адм наказ налаг на основе материалов имеющегося дела об адм правонарушении, по результатам его рассм компетентным субъектом и путем вынесения письм акта – пост по делу. Именно поэтому в ст.3.4 прямо закрепл правило, что, предупрежд вынос в письм форме. Устные предупрежд о недопустимости противопр повед, кот должн лица дел гр, организациям, конечно же, не могут рассм как наказ. Также не явл адм наказ и письм предупрежд(предписания, предостережения)кот нап гр и организациям, но не в порядке произв по делу об адм правонар и не оформл в пост по делу.
О профилактической роли адм возд свидет широкое примен такой меры пресечения, как предупрежд о прекращении противоправного поведения (ряд гос инспекций дают предписания). Данная мера сост в том, что нарушителю разъясняют противоправный характер его действий, обяз их прекр, устран допущен наруш и предостер о возм примен более строгих мер принужд. Это произв письм компетентными гос органом, одновременно может быть установлен конкретный срок выполнения обязанности.
Предупреждение о прекращении противоправного повед явл самост пресекательным средством, если закон уст, что вначале к нарушителю должна прим эта мера, а в сл дальнейшего неисп правовой обяз более строгая. Так, снести самовольно возведенное строение, сооружение можно, если и после сделанного ему предупреждения лицо продолжает нарушать закон.
Предупрежд
о прекращении противоправного
поведения произв, когда правонаруш
еще не окончено, с целью пресечения
противопр повед и в уст
законодательством случаях
Ст.2.8 КоАП разреш субъектам адм юрисдикции при малозначительности совершенного адм правонаруш «освободить лицо, совершившее адм правонаруш от адм ответств и огранич устным замеч». Хотя устное замечание, как и предупрежд, выноситься по результатам рассм дела, между ними им серьезные разл. Устное замеч также явл мерой моральн возд, но не явл адм наказанием, т.к. связано с освобожд виновного от адм ответств и не влечет неблагопр правов последствий.
Тема 13: Административные наказания Административный штраф
Адм штраф явл денежным взысканием. Штраф как мера принуждения известен ряду отраслей права и чтобы отличить данный вид наказания от уголовного и иных его разновидностей, в КоАП РФ его назвали административным.
Такую имуществ санкцию как штраф, т.е. взыскание опред денежной суммы в борьбе с адм правонаруш исп чаще всего. Адм ответств безо всякого преувелич можно назвать «штрафной», т.к. почти 90% виновных в соверш таких деяний подвергаются штрафу. Все статьи Особенной части КоАП РФ, за исключ ч.2 ст.20.25, содержат такую санкцию как штраф.
В наст время
санкциями правовых норм предусмотрены
несколько вариантов
Так штраф может выражаться в величине, кратной:
1) миним размеру
оплаты труда(без учета
Для опред размера штрафа в данном случае необходимо руководствоваться нормами Фед закона от 19 июня 2002 г. №82-ФЗ«О миним размере оплаты труда». Так в соотв со ст.5 данного закона исчисление штрафов «до внесения изменений в соотв фед законы, опред порядок исчисления налогов, сборов, штрафов...» произв «исходя из базовой суммы, равной 100 рублям». Таким обр, размер «штрафной» МРОТ по административным штрафам равен, на сегодняшний день, 100 рублям.
Интересным предст мнение
Генеральной Прокуратуры
2) стоимости предмета адм правонарушения на момент окончания или пресечения адм правонарушения.
Данный порядок исчисления штрафа предусмотрен только по делам о нарушении таможенных правил, в соответствии с нормами гл.16 КоАП, а также за правонарушения в области предпринимательской деятельности;
3) сумме неуплаченных
налогов, сборов, подлеж уплате
на момент окончания или
Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда.
Размер адм штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из миним размера оплаты труда, не может превышать двадцать пять миним размеров оплаты труда, на должн лиц - пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.