Лекции по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:57, курс лекций

Описание работы

Тема 1: Понятие и сущность административного права Административное право как наука и отрасль права
При современном развитии русского языка и состоянии юридической науки понятие «административное право» применяется в трех значениях:
как самостоятельная отрасль системы права Российской Федерации;
как отрасль научного знания в правоведении;
как учебная дисциплина.

Файлы: 1 файл

Административка лекции (3).doc

— 565.00 Кб (Скачать файл)

Тема 11: Характеристика отдельных мер адм принуждения Применение огнестрельного оружия и специальных средств

Применение  огнестрельного оружия и спец средств - чаще всего эта мера связана с пресечением преступлений.

1. Огнестрельное оружие  прим субъектами адм власти  и только ими, все остальные  субъекты права используют оружие  не для реализации властных полномочий, а для необходимой обороны.

2. Регулируется эта  мера пресечения административным  правом.

3. Применение огнестрельного  оружия прямо не связано с  уголовным делом, то есть оно  может быть применено до возбуждения  уголовного дела и после него  может быть применено с целью пресечения невиновных опасных действий.

 

Единого правового акта о применении оружия нет, а есть в разных нормах:

1. Закон о милиции.

2. Огнестрельное оружие  могут применять субъекты специально  наделенные таким правом. Не входят  то есть лица, которым разрешено хранение и ношение оружия, военные руководители, начальник тира.

В зависимости  от целей виды применения оружия:

1. Не на поражение  людей:

  • использование не для пресечения;
  • с целью пресечения.

2. На поражение людей:

  • с целью необходимой обороны для защиты граждан от нападения;
  • в условиях крайней необходимости для освобождения заложников. для задержания лица, застигнутого в период совершения тяжкого преступления и пытающегося скрыться, попытка побега или побег из под стражи.

Закон допускает применение огнестрельного оружия в отношении любых лиц.

Но установлен ряд  ограничений.

Запрещено применять  оружие:

1. В отношении женщин, если это очевидно и известно.

2. В отношении лиц  с явными признаками инвалидности.

3. В отношении несовершеннолетних, если их возраст очевиден или неизвестен.

Ряд исключений для этого, закон разрешает применять оружие, если женщина, инвалид или несовершеннолетний:

  • оказывает вооруженное сопротивление;
  • совершает вооруженный грабеж;
  • в составе группы, совершающей нападение угрожающее жизни людей.

Существуют и другие ограничения по объективному признаку:

При скоплении людей: оружие не применяется, если задерживаемое  лицо находится в непосредственной близости от многоквартирных жилых  домов, складов оружия, бензоколонки, то есть около опасных мест.

При пресечении массовых беспорядков, оружие применяется только в отношении лиц, ведущих погромы, совершающих поджоги, самосуд. В  течение 24-х часов после применения оружия сообщается прокурору и пишется  рапорт. Правомерность применения огнестрельного оружия проводится путем специальной проверки лицом, назначенным начальником ОВД.

Применение  специальных средств.

Применяются резиновые  палки (ПР- 73), наручники, при массовых беспорядках - щиты, каски, шоковые дубинки, бронежилеты, приемы самбо - физическая сила, средства индивидуальной защиты.

Их применение регламентируется Законом о милиции и ведомственными нормативными актами,

Общие правила  для всех видов:

  • субъект, применяющий эти средства, обязан предупредить о намерении их применения.
  • должен предоставить время, достаточное для выполнения требований.
  • обязан стремиться, в зависимости от характера и степени опасности, чтобы причиненный его действиями ущерб, был минимальным.

Тема 11: Характеристика отдельных мер административного принуждения Административное задержание

Адм задержание - необходимо разгр как предупред меру, связ с правонарушением непоср и мерой пресечения, связанной с правонарушением.

Под задержанием понимается временное лишение личной свободы  не в результате применения наказания.

Адм задержание остро  затрагивает честь и достоинство  граждан, оказывает сильное психологическое  воздействие, поэтому существует необходимость  четкого нормативного регулирования  оснований и порядка производства задержания.

Адм задержанию не подлежат иностранцы, польз дипломатическим иммунитетом, военнослужащие, за исключением случаев, когда они серьезно нарушили порядок, судьи, депутаты.

Для законного задержания характерно водворение с целью пресечения или предупреждения правонарушения в официальное помещение - КПЗ или ИВС, либо в отдел милиции. Эта мера применяется различными органами, наделенными правами (милиция, таможня и др.) и нахождение его там под стражей в течение определенного времени.

Законодательство  признает два вида задержания граждан:

1. Превентивное - преследует  цель предотвр новых противоправных  деяний (мед. вытрезвитель). Лица, наход  в сост опьянения задерживаются  и помещаются в вытрезвитель  до вытрезвления, но не должны  находиться более 24 часов.

2. Процессуальные - регулируются КоАП, цель - предотвратить вредные последствия и уклонение виновного от ответственности (ст.ст.27.3 – 27.6 КоАП). Осуществляется при условии:

1. если есть серьезные  условия полагать, что активные  противоправные действия будут  продолжаться.

2. нет возможности составить протокол о правонарушении на месте.

Процессуальное  задержание делится на виды:

1. На общих основаниях.

2. Специальное - за  совершение прямо указанных в  законе проступков.

Общий срок задержания до 3-х часов - органы милиции.

Специальный срок – до 48 часов.

 В связи с задержанием  составляется протокол, а с просьбы  задержанного уведомляют родственников.

Тема 12: Административная ответственность Признаки и основания административной ответственности

Это особый вид юридической  ответственности, которая является составной частью административного принуждения.

Общие признаки юридической ответственности.

  1. Наступает на основе норм права.
  2. За нарушение правовых норм.
  3. Связана с государственным принуждением.
  4. Устанавливается правовыми актами компетентных органов.

Существует  три основания административной ответственности.

1. Нормативное основание,  то есть система норм, регулирующих  административную ответственность.

2. Фактическое основание,  то есть конкретные противоправные  деяния.

3. Процессуальное основание,  то есть акт компетентного субъекта о наложении взыскания.

Для поступл реальной ответств необходимо. чтобы присутств  все три оснований и именно в перечисл последоват.

Признаки административной ответственности (специфические):

  1. Основанием является административное правонарушение.
  2. Состоит в применении административных взысканий.
  3. К административной ответственности привлекают только специальные уполномоченные на это органы.
  4. Законодательно установлен особый порядок привлечения к административной ответственности.
  5. Административная ответственность урегулирована нормами административного права.
  6. Административная ответственность особый вид юридической ответственности.

В последнее время  повышается роль административной ответственности  в обеспечении правопорядка.

Нормативной основой адм ответственности являются многие нормативные акты, главный из низ КоАП, таможенный кодекс РФ, большое количество федеральных законов и норм, касающихся ответственности, не включенных в КоАП.

В наст вр наблюд процесс декодификации законодательства об адм ответств. В КоАП - ответств только граждан, а новое законодательство предусм ответств организаций или граждан. В стадии вопрос создания основ административного законодательства, которые бы могли объединить общие принципы административной ответственности.

Тема 12: Административная ответственность Административное нарушение (деликт) и административное правонарушение

Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение  правовых норм, охраняемых административными санкциями, то есть административный деликт или административное нарушение.

Адм нарушение мб совершено виновно  и невиновно. Гр несут ответств только в сл наличия вины, а организации  и при ее отсутствии.

Для организаций - объективное вменение, несут ответственность в случае наличия или отсутствия вины.

По действующему законодательству основанием  привлечения к адм  ответств явл адм правонарушение и для коллективных и для индивид  субъектов. В ст.2.1 КоАП содержится определение  административного правонарушения.

Признаки административного  правонарушения:

1. Антиобщ деяние, посягающее  на общ отнош, кот повлекло  или могло повлечь наступление  вредных последствий;

2. Противоправное деяние - это деяние, нарушающее административные  нормы;

3. Виновное деяние, то  есть волевое, сознательное;

4. Возможность применения  административных наказаний за  его совершение.

Этот признак присущ основной массе правонарушений, но не всем (например ст.2.5 КоАП - военнослужащие и т.д., несущие ответственность  за административное правонарушение по дисциплинарным уставам).

Тема 12: Административная ответственность Состав административного правонарушения

Под составом поним уст  правом совокупность признаков, при  наличии кот адм деяние считается  адм правонаруш.

Конструктивные признаки входят в состав, но есть признаки, не входящие в состав.

Состав проступка явл  юр осн правонаруш. Совершение деяния, содерж все признаки состава, есть фактическое  основание наступления ответственности.

Элементы состава  административного правонарушения:

1. Объект.

2. Объективная сторона.

3. Субъект.

4. Субъективная сторона.

Объект - это общественные отношения.

1. Общий объект адм правонаруш-общ  отношения, кот регулир разл отраслями права, а охран адм взысканиями.

2. Родовой объект - это блок общ  отношений являются неотъемлемой и самостоятельной частью общего объекта.

3. Видовой объект - разновидн родового, специфич группа общ отношений  общих для ряда проступков  одного рода.

4. Непосредственный объект правонарушений - это конкретное общественное  отношение, охраняемое административной санкцией или предмет посягательства как элемент конкретных правонарушений.

Объективная сторона проступка - система  признаков, внешнее проявление самого проступка.

1. длящий проступок - действие  или бездействие после кот  длительно не исп правовая обязанность. Для него характерно непрерывное осущ нарушения, чаще всего путем длит бездействия (сокрытие прибыли, неявка в военкомат).

2. продолжительные проступки - несколько  действий, каждое из которых является  самостоятельным проступком, но  все они объединены единым умыслом, совершаются в одном месте с использованием одних и тех же средств.

Субъект проступка - лицо, в деяние которого имеются описанные в законе проступки.

Субъектами признаются:

1. Юридические лица - коллективные  субъекты.

Различают:

общие;

специальные.

2. Физ лица - индивидуальные субъекты (граждане и лица, обладающие специальным  административным статусом).

Различают:

общие - любое лицо, привлекаемое к  административной ответственности, обладает признаками: 16 лет и вменяемость.

спец – облад признаками: связ с усл труда, прошлое противоправное повед, иные особ правов статуса (иностранцы).

особые - военносл, лица рядового и начальств сост, МВД, женщины  с детьми до 12 лет, инвалиды 1 и 2 группы, несовершеннолетние.

Субъективная сторона - совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному.

Ядром является вина в 2-х  формах: умысел и неосторожность.

Тема 13: Административные наказания Общая характеристика административных наказаний

В соотв с  ч.1 ст.3.1 КоАП РФ  адм наказание явл уст гос мерой ответств за соверш адм правонарушения.

Каждое адм  наказание преследует специфические  цели, прим в соотв с детально урегулированной правом процедурой. Очень важным явл и формальный момент – адм наказаниями могут  считаться только те принудительные меры, которые названы и охарактеризованы в КоАП РФ. Так в ст.3.2 КоАП закреплены следующие административные наказания:

  1. предупреждение;
  2. административный штраф;
  3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  6. административный арест;
  7. адм выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  8. дисквалификация;
  9. административное приостановление деятельности.

Информация о работе Лекции по "Административному праву"