Лекции по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:57, курс лекций

Описание работы

Тема 1: Понятие и сущность административного права Административное право как наука и отрасль права
При современном развитии русского языка и состоянии юридической науки понятие «административное право» применяется в трех значениях:
как самостоятельная отрасль системы права Российской Федерации;
как отрасль научного знания в правоведении;
как учебная дисциплина.

Файлы: 1 файл

Административка лекции (3).doc

— 565.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с ч.4 ст.28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента  составления уполномоченным должностным лицом первого процессуального документа по делу: протокола о применения мер обеспечения производства по делу, протокола об административном правонарушении, определения (постановления) о возбуждении дела, постановления – квитанции о наложении административного штрафа или постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения.

КоАП РФ в ст.24.5 устанавливает  перечень обстоятельств, при которых  производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению:

1) Отсутствие события  правонарушения, т.е. фактических  данных свидетельствующих о том,  что налицо очевидное отклонение  в поведении какого-либо лица, ответственность за которое предусмотрено  КоАП РФ.

2) Отсутствие состава  правонарушения, т.е. субъективных и объективных признаков, в совокупности дающих основание квалифицировать деяние как правонарушение.

3) Действия лица в  состоянии крайней необходимости.  Понятие крайней необходимости  раскрыто в ст.2.7 КоАП РФ.

4) Издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания за правонарушение. Пределы применения амнистии указываются в тексте соответствующего акта.

  1. Отмена закона, установившего административную ответственность. В соответствии со ст.1.7 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу. Закон, смягчающий или отменяющий ответственность, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Так, постановлением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга  от 10.07.2002 прекращено производство по делу о нарушении таможенных правил, возбужденное Кольцовской таможней в отношении авиакомпании Л. по ч.1 ст. 273 ТК РФ. Указанное дело прекращено по заявлению авиакомпании Л. о пересмотре решения Свердловского областного суда от 14.06.2002 о привлечении авиакомпании Л. к административной ответственности за нарушение таможенных правил и применении наказания в виде взыскания стоимости товаров, являющихся непосредственным объектом правонарушения, в связи с введением с 1 июля 2002 года КоАП РФ, в котором за таможенные правонарушения не предусмотрено наказание в виде взыскания стоимости товаров.

Вместе с тем, по мнению ГТК России[2], исключение взыскания стоимости товаров из перечня видов наказаний за административные правонарушения нельзя рассматривать как обстоятельство, улучшающее положение лица. Постановления о наложении взысканий в виде взыскания стоимости товаров, не исполненные на 01.07.2002, не подлежат пересмотру в порядке ст. 6 ФЗ "О введении в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях", за исключением случаев, когда нарушение таможенных правил, за совершение которого было наложено взыскание, не признается административным правонарушением в соответствии с КоАП РФ. Анализ статей главы 39 ТК России свидетельствует, что взыскание стоимости товаров было установлено не в качестве самостоятельного взыскания, а как альтернатива конфискации товаров. То есть взыскание стоимости товаров являлось по своей природе своеобразным эквивалентом конфискации, на что неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ (Постановление от 27.04.2001 N 7-П и Определение от 06.07.2002 N 144-О). Принимая во внимание, что КоАП РФ предусматривает возможность применения конфискации, улучшение положения лиц, на которые наложено взыскание стоимости товаров, не установлено.

  1. Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. В соответствии со ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев, а по отдельным видам проступков - одного года со дня совершения правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения таможенного правонарушения. В случае отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков правонарушения данный срок начинает исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении. В случае удовлетворения ходатайства лица, совершившего правонарушение, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, должностному лицу органа, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.
  2. Наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
  3. Естественным условием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, является смерть физического лица, в отношении которого оно ведется.

Поводом для возбуждения  дела об административном правонарушении является получение в установленном  законом порядке должностным  лицом государственного органа, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, информации о событии, имеющим признаки административного правонарушения.

КоАП РФ (ст.28.1) закрепляет перечень источников, из которых может  быть получена такая информация:

  1. Непосредственное обнаружение управомоченным должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
  2. Материалы, поступившие из правоохранительных  органов, иных публичных органов, а также от общественных объединений;
  3. Заявления и сообщения граждан и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации.

В государственных органах  организован учет указанных выше материалов, сообщений, заявлений. Основанием для учета поступающих в материалов, сообщений, заявлений является наличие  в них данных, содержащих реальную, конкретную и определенную информацию об обстоятельствах правонарушения (о месте, времени и способе его совершения). Принципами приема, учета и рассмотрения поступающей в государственные органы информации об административных правонарушениях являются обязательность приема и учета, законность, своевременность и объективность рассмотрения.

Фиксация стадии возбуждения  дела осуществляется протоколом дела об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении – «процессуальный документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом противоправного деяния и характеризующие личность нарушителя».[3] «Протокол – это своего рода обвинительный акт».[4] Он составляется во всех случаях, кроме тех, когда дело возбуждается прокурором (ч.1 ст.28.4    КоАП РФ) и когда административное наказание назначается без составления протокола (ст.28.6 КоАП РФ).

Ст. 28.2 КоАП РФ устанавливает  определенные требования к содержанию протокола об административном правонарушении. В нем должны быть отражены следующие сведения:

  • касающиеся материалов и обстоятельств совершения таможенного правонарушения (место, время, существо противоправного деяния, его соответствующая квалификация по КоАП, объяснение лица, совершившего правонарушение);
  • касающиеся обстоятельств, характеризующих нарушителя (место работы, жительства и т.д.); Эти сведения имеют особое значение, так как ошибки в сведениях о личности нарушителя приводят к затруднениям, а то и невозможности исполнения постановления о назначении административного наказания.
  • относящиеся к форме протокола и к его составлению (дата и место составления; фамилия и должность лица, его составившего; фамилии и адреса свидетелей).

Протокол подписывается  должностным лицом, его составившим, и лицом, совершившим правонарушение. По просьбе указанного лица ему вручается копия данного протокола. Следует заметить, что ранее КоАП РСФСР предусматривал обязательное вручение копии протокола о правонарушении лицу, его совершившему, что являлось гарантией защиты прав граждан и организаций при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях. Жаль, что данная норма отсутствует в действующем Кодексе.

В случае неправильного  составления протокола об административном правонарушении, составления его  неправомочным лицом протокол возвращается в орган, должностному лицу, которые его составили (ст.29.4 КоАП РФ). При этом КоАП РФ не разъясняет, каким образом в этом случае могут быть исправлены недостатки: путем дописывания недостающих сведений, исправления недостоверных данных или переписывания протокола заново? Для разъяснения указанного вопроса, на наш взгляд, требуется принятие специального нормативного акта.

Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе указываются не только достаточные данные, указывающие  на наличие события правонарушения, но и другие сведения, необходимые для разрешения дела. В зависимости от того, какой объем сведений, необходимых для разрешения дела, известен должностному лицу на момент выявления правонарушения, законом установлены следующие сроки составления протокола:

а) известны все сведения, необходимые для разрешения дела, - протокол составляется немедленно после  выявления совершения административного  правонарушения (ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ);

б) отсутствуют сведения об отдельных обстоятельствах дела либо данные о физическом лице или сведения о юридическом лице, привлекаемых к ответственности, которые возможно получить до истечения двух суток с момента выявления совершения правонарушения, - протокол составляется в течение двух суток с момента выявления совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ);

в) отсутствуют сведения об отдельных обстоятельствах дела, либо данные о лице, в отношении  которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо сведения о свидетелях, которые возможно получить путем осуществления процессуальных действий, требующих значительных (более двух суток) временных затрат, - протокол составляется по окончании административного расследования в сроки, предусмотренные ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ (ч. 3 ст. 28.5 КоАП РФ).

Согласно ст.28.8. КоАП РФ протокол (постановление прокурора) должен быть направлен в уполномоченный орган (судье, должностному лицу) для  рассмотрения дела об административном правонарушении в течение суток  с момента его составления.

Тема 14: Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях Рассмотрение дела

  Рассмотрение дела является центральной стадией производства по делам об административном правонарушении. «Деятельность органов административной юрисдикции на данном этапе носит комплексный характер, предопределяемый необходимостью правильного установления предмета административно-правового деликта, его подведомственности, а также необходимостью рассмотрения дела по существу и вынесения постановления».[1] На этой стадии производства реализуются как административно-материальные, так и административно-процессуальные нормы.

Таким образом, рассмотрение дела об административном правонарушении представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на проверку и юридическую оценку фактических обстоятельств дела и принятие решения по делу.[2]

На данной стадии происходит рассмотрение дела по существу. При  этом оцениваются представленные доказательства, проверяется законность и обоснованность предыдущих процессуальных действий, решается вопрос о необходимости привлечения свидетелей для дачи показаний и т.п. Субъект, обладающий правом применения административного наказания, производит окончательную квалификацию действий лица, привлеченного к ответственности, учитывает все обстоятельства, имеющие юридическое значение как для назначения наказания, так и для определения его вида и размера.

Заканчивается данная стадия принятием решения о назначении административного наказания, либо о прекращении производства и  оформляется постановлением по делу об административном правонарушении.

Анализируя нормы КоАП РФ можно выделить следующие этапы  рассмотрения дела об административном правонарушении:

  1. подготовка дела к рассмотрению;
  2. слушание дела;
  3. доведение постановления до сведения участвующих в деле лиц.

На первом этапе судьей, должностным лицом государственного органа  выясняется относится ли к их компетенции рассмотрение данного  дела, проводится первичный анализ поступивших к нему на рассмотрение материалов дела с точки зрения достаточности и допустимости собранных по делу доказательств, соблюдения возбудившим дело лицом процессуальных и материальных норм КоАП РФ, т.к. ненадлежащее оформление протокола об административном правонарушении и иных материалов дела свидетельствует о недостаточно полном исследовании события правонарушения и лица, его совершившего. В этом случае протокол с замечаниями направляется должностному лицу органа, его составившему (ч.3 ст. 28.8 КоАП РФ).

Информация о работе Лекции по "Административному праву"