Лекции по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:57, курс лекций

Описание работы

Тема 1: Понятие и сущность административного права Административное право как наука и отрасль права
При современном развитии русского языка и состоянии юридической науки понятие «административное право» применяется в трех значениях:
как самостоятельная отрасль системы права Российской Федерации;
как отрасль научного знания в правоведении;
как учебная дисциплина.

Файлы: 1 файл

Административка лекции (3).doc

— 565.00 Кб (Скачать файл)

В ходе нового рассмотрения дела судьей Октябрьского районного суда была допрошена в качестве свидетеля гражданка Р., которая пояснила, что она передала гражданке Б., вылетавшей рейсом «Екатеринбург-Анталия» видеокассету в упакованном виде, в коробке которой находились 1700 долларов США, не сказав при этом о сокрытой валюте гражданке Б. Таким образом, судья установил, что вина гражданки Б. в совершении правонарушения отсутствует, так как она не знала, что в переданной ей коробке находятся доллары США, и поэтому не могла их продекларировать. Производство по делу о нарушении таможенных правил в отношении гражданки Б. было прекращено в связи с отсутствием в ее действиях состава таможенного правонарушения.

б) необходимость применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания. В этом случае постановление может быть отменено только по жалобе потерпевшего.

Постановление по делу об административном правонарушении отменяется и дело направляется на новое рассмотрение только в том случае, если не истекли сроки назначения административного наказания.

5) об отмене постановления  и о направлении дела на  рассмотрение по подведомственности. Принять такое решение можно  только, если установлен факт  вынесения постановления при  рассмотрении дела неправомочным  судьей, должностным лицом. Под неправомочными лицами понимается судья, должностное лицо, не наделенное полномочиями по рассмотрению дела данной категории.

Свои выводы судья, вышестоящее  должностное лицо, рассматривающие  жалобу, излагают в форме решения. Решение по результатам рассмотрения жалобы должно содержать те же сведения, что и постановление по делу об административном правонарушении (ч.1ст.29.10 КоАП РФ).

Особо следует обратить внимание, что в резолютивной части  решения по жалобе должен быть решен  вопрос об издержках, возникших в связи с рассмотрением жалобы, в случае отмены постановления и прекращении производства по делу или изменения постановления по делу – также о судьбе изъятых вещей и документов, товаров, транспортных средств и иных вещей, на которые наложен арест, об издержках по делу об административном правонарушении.

Решения по жалобе (протесту) должны быть в обязательном порядке  доведены до сведения заинтересованных лиц (ст.30.8 КоАП РФ).

Данное процессуальное действие подчиняется тем же правилам, что и объявление постановления по делу об административном правонарушении. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения. Копия решения вручается или высылается лицу, в отношении которого было вынесено постановление по делу, либо прокурору по его просьбе в течение трех суток после вынесения решения.

Решение, вынесенное по результатам  рассмотрения жалобы (протеста), также  может быть обжаловано (опротестовано) в вышестоящий суд (ст. 30.9, 30.10 КоАП РФ) в том же порядке, что и первоначальное решение.

Вступившее в законную силу постановление, решение может  быть опротестовано прокурором, занимающим должность не ниже заместителя прокурора  субъекта РФ. Такой протест рассматривается  в судах не ниже областного уровня, а в соответствующих случаях – в Высшем Арбитражном Суде (ст.30.11 КоАП РФ). С одной стороны, такой порядок обжалования гарантирует стабильность решений, выносимых судами, а с другой – обеспечивает лицу необходимые гарантии в случае, если в отношении него будет допущена судейская ошибка

Тема 14: Исполнение постановления по делу об административном правонарушении

Порядок исполнения постановлений  определяется федеральными законами "Об исполнительном производстве", "О  судебных приставах" в тех случаях, когда в соответствующей норме КоАП РФ имеется прямая ссылка на федеральный закон. Положения гл.31 КоАП РФ регламентируют вопросы, касающиеся вступления постановления по делу в силу, подчеркивают обязательность данного постановления для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.

Процесс исполнения постановления  также проходит ряд этапов.

Обращение постановления к исполнению происходит путем направления его юрисдикционным органом органу-исполнителю. КоАП РФ различает момент вступления постановления в силу и момент обращения постановления к исполнению. Обращение постановления к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление. Если постановление не было обжаловано в установленный срок, то оно направляется в течение 3 суток со дня вступления его в законную силу в тот орган, тому должностному лицу, в чью компетенцию входит обеспечение исполнения постановления. Если постановление было обжаловано, то оно обращается к исполнению со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение по жалобе. Законодатель предусматривает в определенных случаях возможность отсрочки и рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа (кроме штрафа, взимаемого на месте совершения правонарушения) (ст.31.5 КоАП РФ).

В Кодексе установлено  правило, в соответствии с которым  принесение прокурором протеста на вступившее в законную силу постановление (кроме постановления об административном аресте), суд, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, приостанавливают его исполнение до рассмотрения протеста.

Приведение  постановления в исполнение представляет собой практическую деятельность исполняющего органа, направленную на непосредственную реализацию административных наказаний в порядке, предусмотренном главами 31 и 32 КоАП РФ. Очень важное значение имеет ст.31.9 КоАП РФ, устанавливающая срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания. Административное наказание не подлежит исполнению, если постановление о нем не было приведено в исполнение в течение года со дня вступления постановления в законную силу. Однако течение срока давности прерывается, если лицо уклоняется от исполнения постановления.

Окончание исполнения является финальным этапом производства по делу об административном правонарушении. Оно фиксируется отметкой исполняющего органа, должностного лица на постановлении, возвращаемом судье, должностному лицу, это постановление вынесшему. В случае если по каким-либо причинам исполнение не будет произведено, исполнитель составляет соответствующий акт, утверждаемый вышестоящим должностным лицом.

Тема 14: Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях  
Особое производство

Такой вид производства по делам об административных правонарушениях  установлен нормами КоАП РФ впервые. Следует заметить, что данный вид  производства применяется при наличии дел, отличающихся повышенной сложностью, зачастую по ним требуется получение дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного разрешения дела.

Особое производство может быть применено только по отдельным  категориям дел, прямо перечисленным законом:

  • в области антимонопольного законодательства;
  • законодательства о рекламе;
  • валютного законодательства;
  • законодательства о защите прав потребителей;
  • законодательства в области налогов и сборов;
  • законодательства в области таможенного дела;
  • охраны окружающей среды;
  • производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • пожарной безопасности;
  • в сфере безопасности дорожного движения;
  • на транспорте.

Особое производство прим после выявления административного  правонарушения при наличии одного из двух условий:

  • если необходимо провести экспертизу, или
  • провести иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.

В этом случае согласно ст.28.7 КоАП РФ должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, о чем выносится определение. Решение должно быть принято немедленно (выделено автором) после выявления правонарушения.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правовнарушения.

Срок проведения административного  расследования не может превышать  один месяц с момента возбуждения  дела об административном правонарушении. В соответствии с ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ  в исключительных случаях срок может быть продлен еще до одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил срок проведения административного расследования может быть продлен начальником вышестоящего таможенного органа до шести месяцев.

Остановимся подробнее  на порядке назначения экспертизы, так как она является весьма распространенным источником доказательств по делам об административных правонарушениях. Так, например, согласно Инструкции о назначении должностными лицами таможенных органов экспертиз или исследований и об оценке заключений эксперта и результатов исследований3[i] при производстве по делам о нарушениях таможенных правил экспертизу назначает должностное лицо таможенного органа, в производстве которого находится дело, оформляя свое решение в виде определения о назначении экспертизы. Проведение экспертизы поручается, как правило, таможенным лабораториям. Если таможенная лаборатория не может провести экспертизу по какой-либо причине, проведение ее можно поручить другим экспертным организациям (эксперту).

Основанием назначения экспертизы или исследования является необходимость использования специальных  познаний в области науки, техники, искусства или ремесла при  решении вопросов, возникающих при  ведении производства и рассмотрении дел о нарушении таможенных правил.  При проведении экспертиз или исследований в отношении товаров на разрешение сотрудника таможенной лаборатории, в том числе эксперта, могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением: места происхождения товара; свободной (рыночной) стоимости; идентификации, в том числе сырья в товаре после проведения операций по его переработке; физических и химических свойств, состава; марки, сорта, вида и качества; принадлежности к наркотическим, психотропным средствам и их прекурсорам, а также к сильнодействующим, ядовитым, отравляющим веществам; эксплуатационной и экологической безопасности и т.д.

При назначении экспертизы должностное лицо таможенного органа должно убедиться в том, что организация, которой поручается проведение экспертизы, правомочна осуществлять такую деятельность (выяснить наличие лицензии на данный вид деятельности, аттестата аккредитации и др.), а также в том, что в ней есть сотрудники соответствующего профиля, которые имеют требуемые документы (сертификат, удостоверение, свидетельство и т.п.), и в том, что она располагает научно - техническими возможностями для проведения необходимых исследований.

Заключение эксперта или результат исследования не является обязательным для должностного лица таможенного органа, назначившего экспертизу или исследование, и подлежит оценке им на общих основаниях, установленных для оценки доказательств административным законодательством РФ. В случае несогласия должностного лица таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, с заключением эксперта мотивировка несогласия должна быть отражена в постановлении, вынесенном по окончании рассмотрения дела.

По окончании административного  расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела (ч.6 ст.28.7 КоАП РФ

Тема 14: Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях Упрощенное производство

Упрощенное  производство

КоАП РФ предусматривает ускоренное (упрощенное) производство по делам об административных правонарушениях. Общие правила применения упрощенного производства таковы:

  1. В случае, если при совершении административного правонарушения может быть назначено одно из наказаний – либо предупреждение, либо административный штраф. Т.е. санкция статьи, предусматривающей ответственность за данное правонарушение должна содержать эти виды административных наказаний;
  2. Имеет значение и размер административного штрафа, предусмотренный санкцией. Он не должен превышать 1 МРОТ, а при нарушениях таможенных правил – 10 МРОТ;
  3. Нарушитель не должен оспаривать наличие события правонарушения;
  4. Нарушитель не должен оспаривать назначенное ему административное наказание;
  5. Нарушитель должен быть готов и согласен уплатить штраф на месте совершения адм правонарушения.

В этом случае сливаются  воедино все обязательные стадии производства по делам об административных правонарушениях. Должностным лицом, обнаружившим правонарушение, при отсутствии возражений лица, привлекаемого к административной ответственности, самостоятельно назначается административное наказание и им же назначенное наказание приводится в исполнение. При  этом протокол об административном правонарушении не составляется.

Документом, фиксирующим событие правонарушения в области безопасности дорожного движения и произведенные в связи с этим процессуальные действия, является постановление-квитанция, требования к форме и порядку оформления которого изложены в ст.32.3 КоАП РФ. Вместе с тем Кодексом не уточняется, каким органом оно должно быть установлено.

Информация о работе Лекции по "Административному праву"