Лекции по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:57, курс лекций

Описание работы

Тема 1: Понятие и сущность административного права Административное право как наука и отрасль права
При современном развитии русского языка и состоянии юридической науки понятие «административное право» применяется в трех значениях:
как самостоятельная отрасль системы права Российской Федерации;
как отрасль научного знания в правоведении;
как учебная дисциплина.

Файлы: 1 файл

Административка лекции (3).doc

— 565.00 Кб (Скачать файл)

Адм штраф за нарушение законодательства РФ о  внутренних морских водах, терр море, континентальном шельфе, об исключ эк зоне РФ, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства РФ, а также законодательства РФ о естеств монополиях, о рекламе, об охране окр природной среды, о гос регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, получ преступным путем, и финансированию терроризма, налагаемый на должн лиц и юр лиц, мб уст с превыш размеров, указ в абзаце первом наст части, но не может превышать для должн лиц двести миним размеров оплаты труда, для юр лиц - пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Размер адм  штрафа, исчисл исходя из стоимости  предмета адм правонаруш, а также  исходя из суммы неуплач налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соотв предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.

Важно заметить, что в связи с «повальным»  неисполнением обяз по уплате штрафа в уст законом срок – 30 дней и  сложностью взыскания штрафов в  принудит порядке, законодатель вынужден был внести изм в КоАП, уст ответств за неисп данной обяз в ч.1 ст.20.25. При этом штрафная санкция предусм денежное взыскание в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа.

Сумма адм штрафа подлежит зачисл в бюджет в полном объеме в соотв с законодательством РФ. Так за нарушение норм КоАП РФ сумма штрафов зачисл в фед бюджет, а за наруш норм законов субъектов РФ об адм правонаруш – в бюджет соотв субъекта.

Тема 13: Административные наказания Изъятие и конфискация

Возмездным  изъятием орудия совершения или предмета адм правонарушения явл их принуд изъятие и послед реализация с передачей бывшему собств выруч суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Фактически речь идет о принудительной реализации имущества, находившегося в личной собственности нарушителя.

Возмездное  изъятие назначается только судьей.

Возмездное  изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и др дозвол орудий охоты  или рыболовства не может примен к лицам, для которых охота  или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Данная санкция  прим только в отношении предметов, явившихся орудием соверш или  непосредств объектом административного правонарушения.

Законодатель  очень редко исп эту меру в  качестве санкции за адм правонарушения, поскольку, порядок реализации этой санкции сложнее, чем конфискации. В КоАП РФ данное наказание пред только в частях 2 и 3 ст.20.8 и в ч.3 ст.20.12, во всех сл, в качестве  альтернативной санкции. При этом, нигде не говорится о возм прим возмездного изъятия «дозвол орудий рыболовства».

Конфискацией  орудия совершения или предмета адм  правонарушения явл принуд безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

Как административное наказание она имеет ряд особенностей.

Во-первых, конфискация  назнач только судьей. Данное положение, строго говоря, основано на конст норме  ч.3 ст.35 Осн закона РФ, где провозглашено: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по реш суда».                 Однако, данное положение К РФ относится к правам и свободам человека и гражданина. Административная же конфискация может применяться к гражданам, должностным лицам и юридическим лицам. В этом ее вторая особенность.

В-третьих,  она  явл спец санкцией, применяемой только в отношении орудий совершения или  предметов адм правонарушения. Как  правило, в санкции статьи КоАП четко  уст, какой предмет подлежит конфискации (напр, этиловый спирт, спиртосодержащая продукция, произв продукция, фашистская атрибутика или символика и т.п.). Необходимо учитывать, что не всякий предмет может быть конфискован. Так, не подлежат конфискации личные «носильные» вещи (одежда, белье и т.п.), вещи, исп в быту и необход для проживания (телевизор, холодильник и т.п.). Конфискация не может быть обращена и на предметы, находящиеся в общей собств лица, привлеч к ответств с супругами, родителями, др родственниками и лицами. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозв орудий охоты или рыболовства не может прим к лицам, для кот охота или рыболовство явл осн закон источником средств к существованию.

В-четвертых, ранее  в ст.29 КоАП РСФСР было закр, что  конфискован может быт лишь предмет, наход в личной собств нарушителя. К сожалению, новый КоАП такого правила не содержит. Некот составы правонаруш предусм примен конфискации к должн лицам, которые, чаще всего, не явл собств конфискуемых предметов (напр, ст. ст. 14.10, 14.16-14.18, 19.19). Получается, что конфискация может прим к лицу, явл собственником имущества, не явл субъектом адм правонар. Если конфискуется предмет, кот не принадл виновному, то наказ не он, а собственник, которого лишают законного права собственности навсегда, что противоречит букве и духу Конституции РФ.

И, наконец, в-пятых, не явл конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего адм правонарушение, орудия совершения или предмета адм правонарушения:

подлежащих  в соответствии с федеральным  законом возвращению их законному  собственнику;

изъятых из оборота, либо наход в противоправном владении лица, соверш адм правонаруш(напр, ранее украд вещь), по иным причинам и на этом осн подлеж обращению в собств гос или уничтож (напр, наркот, сильнод, психотропных веществ).

При конфискации  предмет из частной собств переходит в государственную собственность Российской Федерации.

Тема 13: Административные наказания Лишение специального права

Лишение спец права. Лишение физ лица, соверш адм правонарушение, ранее предост ему спец права уст за грубое или систематическое наруш порядка пользов этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП.

Лишение специального права назначается судьей.

Данное наказ  относится к числу длящихся, срок лишения спец права не мб менее  одного месяца и более двух лет. В  числе санкций КоАП наз два вида лишения спец права: упр транспортными средствами, и охоты. При этом, срок лишения права управления транспортным средством не превышает одного года, а вот лишение права охоты возможно до двух лет.

Лишение спец права  в виде права упр транспортным средством не может прим к лицу, кот пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключ случаев упр транспортным средством в сост опьянения, уклонения от прохожд в уст порядке мед освидет на сост опьянения, а также оставл указ лицом в наруш уст правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Лишение спец права  в виде права охоты не может  прим к лицам, для кот охота  явл осн законным ист средств к существ

Среди субъективных прав физ лица по правовому ист их возн можно выдел спец(относит)права, возн на осн индив адм акта. Чтобы возникло такое право, необходим спец индивид властный акт, предост его конкр субъекту (разрешение).

Лишение прав есть вр ограничение правосубъектности  гражданина в адм порядке за адм проступки. Эта мера прим только к лицам, им спец адм статус. Если гр неправильно исп предост ему право, орган исп власти на время лиш его этого пр

Многими нормативными актами предусм такие меры принудительного  воздействия, как отзыв лицензии, квалификационного аттестата (аттестаты выдаются только индивидуальным субъектам). Такие документы выдаются в порядке разреш системы и на опред срок. Лицензия, квалификационный аттестат предост право заниматься опред деят, а их отзыв лишает такого права. Поэтому названная мера — это тоже лишение специального права и применяется за совершение лицензиатами нарушений, связанных с деятельностью, предусмотренной лицензией (квалификационным аттестатом).

Чем отличается отзыв лицензии от лишения прав? Во-первых, последняя мера прим только к гр. А отзыв лицензии исп как мера возд и на юр лиц. Во-вторых, лиш прав произв на срок до двух лет. А лицензия, квалификационный аттестат отзыв навсегда. Это не означ, что лицо уже никогда не будет иметь такого разреш. Оно может вновь получить лицензию, но это будет новая лицензия, для получ кот необходимо выполнение уст требований: предст документов, уплата сборов и др. В некот случаях повторное заявление о выдаче лицензии может быть рассмотрено только по истечении установленного срока.

Тема 13: Административные наказания Административный арест

Адм арест закл в содержании нарушителя в усл изоляции от общества и уст на срок до пятнадцати суток, а за наруш требований режима чрезвыч положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток.

Административный  арест назначается судьей.

Адм арест явл  строгим, а для граждан России самым строгим адм наказанием. Эта мера ответств огранич конст  право человека и гражданина на свободу  передвижения и оказывает серьезное  психолог возд на личность, т.к. предусм его содерж под стражей в усл изоляции от общества в теч опред промежутка времени. Поэтому адм арест уст и назн лишь в исключ сл за отдельные виды адм правонар. Это правило обращ как к законодателю, так и к субъекту примен данного наказ.

Поскольку адм  арест уст только фед законом, значит, фед законодатель сам должен вводить ограничения для своей  деятельности, брать на себя обязательство  исп адм арест в качестве карательной  санкции норм об адм ответств лишь в исключ случаях. Данная мера ответственности устанавливается только за грубые нарушения общественного порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, порядок управления.

Признак «исключительности» явл оценочным для правоприменителя, коим в данном сл явл судья. За соотв деяния может быть наложен штраф, но если по обстоятельствам дела или с учетом личности нарушителя применение этих мер будет признано недостаточным, избирается адм арест. Он обязан дать оценку всем обстоятельствам дела, и исходя из тяжести содеянного, личности виновного и иных, связ, а также напрямую не связ с адм правонарушением обстоятельств, решить вопрос о необходимости назначения виновному  ареста в качестве кары за содеянное. Это означает, что судья, прежде чем избрать такое наказание, должен установить, что применение иных мер воздействия к правонарушителю нецелесообразно.

Одним из ярких  проявлений гуманизма закона явл  запрещ прим адм ареста к четырем  категориям лиц:

  • к беременным женщинам;
  • женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет;
  • лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет;
  • инвалидам I и II групп.

При назн данного  наказ в обяз порядке должны быть выяснены обст, препятствующие применению  ареста. Беременность, инвалидность должны быть подтверждены документально, возраст  лица, привлек к ответств, уст в любых случаях, а для выявл наличия у женщины детей в возрасте до 14 лет могут быть исп любые доказательства.

Срок адм  ареста исчисл сутками, начиная с  того часа, когда виновный был взят под стражу. Срок адм задержания включ в срок адм ареста, но в данном сл речь идет только о процессуальном задерж, урегулир ст. ст. 27.3 - 27.6 КоАП РФ.

Законодатель  исп адм арест не только в альтернативных санкциях (например, ст.6.12, 18.7, ст.20.1, ст.20.5 и др.), но и в качестве единственно  возможного наказания, безальтернативно (ч.2 ст.20.25).

Тема 13: Административные наказания Административное выдворение

Адм выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства заключ в принудительном и контролируемом перемещении указ граждан и лиц через Гос границу РФ за пределы РФ, а в сл, предусм законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Адм выдворение за пределы РФ как мера адм наказания  уст в отнош иностр граждан или лиц без гражданства и назн судьей, а в случае совершения ин гражданином или лицом без гражданства адм правонарушения при въезде в РФ- соответствующими должностными лицами.

Первая особ адм выдворения за пределы РФ сост в том, что эта мера адм наказания прим только в отношении иностр граждан и лиц без гражданства. Российские граждане не могут быть лишены гражданства, выданы другому гос, выдворены за пределы России. В соотв с ч.3 ст.62 К РФ «иностр граждане и лица без гражданства пользуются в нашей стране правами и несут обяз наравне с гр РФ, кроме случаев, уст фед законом или международным договором РФ». Ст.3.10 КоАП РФ относится к числу тех норм фед законов, кот уст особенности правового положения лиц, находящихся на территории России, но не являющихся ее гражданами. В данном случае закрепляется особенность административной деликтоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства – применение данной меры административной ответственности.

Вторая особенность  сост в том, что данное наказ закрепл в санкциях статей КоАП, по кот субъектом ответственности могут выступать только иностранные граждане и лица без гражданства (ч.2 ст.18.4, ст. 18.8, ч.2 ст.18.10, ст.18.11 КоАП).

Очень специфично содержание рассм наказания. Оно  сост в контролируемом перемещении лиц, не явл гражданами России, с ее терр через гос границу. Перемещ через гос границу лица, подвергнутому такому наказанию, может произв принудительно, либо путем самост контролируемого выезда выдворяемого из РФ. Кто же контролирует такое перемещение? Такая функция возложена на органы внутр дел, в частности ОВИРы и мигрционную службу, а также на военносл фед пограничной службы.

Важно еще опред  с местом выдворения и гос, в кот  выдворяется нарушитель. Так, при  въезде на терр России, все достаточно просто: нарушитель, будь то иностр гр или лицо без гражданства, возвр в страну, откуда он прибыл. Гораздо сложнее в тех случаях, когда речь идет о выдворении нарушителя – лица без гражданства, либо иностр гр неизвестно откуда прибывшего в Россию. В этих сл подлежат прим нормы междунар договоров, в кот участв РФ, и урегулир данные вопросы.

Информация о работе Лекции по "Административному праву"