Лекции по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:57, курс лекций

Описание работы

Тема 1: Понятие и сущность административного права Административное право как наука и отрасль права
При современном развитии русского языка и состоянии юридической науки понятие «административное право» применяется в трех значениях:
как самостоятельная отрасль системы права Российской Федерации;
как отрасль научного знания в правоведении;
как учебная дисциплина.

Файлы: 1 файл

Административка лекции (3).doc

— 565.00 Кб (Скачать файл)

Еще одна особенность  административного выдворения состоит  в порядке применения данной санкции. Закон допускает судебный и административный порядок применения такой меры ответственности.

Суд порядок  предусм за совершение иностр гражданином  или лицом без гражданства  нарушения режима пребывания в РФ (ст.18.8 КоАП), иммиграционных правил (ст.18.11). Судебный порядок прим в тех сл, когда иностр гр или лицо без гр законно прибыли и уже наход на терр РФ, но наруш уст для них правила пребыв. Прим судьями судов общей юрисдикции.

Адм порядок  прим при соверш нарушения режима Гос границы РФ (ч.2 ст.18.1 КоАП), а  также при нарушении режима в  пунктах пропуска через Гос границу (ч.2 ст. 18.4 КоАП) – должностными лицами Федеральной пограничной службы.

Иностр гр и  лицо без гражданства, виновные в нарушении законодательства РФ и незаконно наход в РФ, подлежат учету, фотографированию и обяз дактилоскопической регистр с последующим помещ получ сведений в центр банк данных.

Адм выдворение как адм наказ примен к иностр гражданам и лицам без гражданства, кот на законном осн пересекают Гос  границу РФ. Адм выдворение не стоит  смешивать с мерой адм пресечения, прим уполномоченными должн лицами в отношении граждан, пересек границу с терр иностр гос без уст документов, незаконно проникших на территорию России. В таких случаях речь идет о пресечении попытки незаконного проникновения на территорию Российской Федерации.

Также нельзя отождествлять  данное наказание с депортацией. Так, в соотв с Фед законом от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностр граждан в РФ» депортация – это принуд высылка иностр гражданина и лица без гражданства  из РФ в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания  (проживания) в РФ, т.е. мера адм принуждения пресекательного характера. Депортация применяется при несоблюдении иностранным гражданином обязанности выехать за пределы РФ в 3-х дневный срок при сокращении срока проживания или временного пребывания в РФ, а также в случаях аннулирования разрешения на временное проживание или вида на жительство в 15-ти дневный срок.

КоАП, содержащих такое наказание, как адм выдворение, оно закр как доп наказание  наряду со штрафом, которое судья (должностное лицо) может присоед к осн. Очевидно, что судья вправе ограничить прим только адм штрафа.

Последствия прим такой меры адм ответств для иностр граждан и лиц без гражданства  довольно серьезные. Фед законом  «О правовом положении иностр граждан  В Российской Федерации» установлено, что в течение пяти лет с момента исполнения данного наказания они лишаются права въезда на территорию РФ. Таковы же последствия и депортации.

Тема 13: Административные наказания Дисквалификация

Дисквалификация заключ в лишении физ лица права занимать руководящие должности в исп органе упр юр лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осущ предпринимательскую деят по упр юр лицом, а также осущ управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

До 2002 г. такое  наказание в адм праве было неизвестно. Однако, по правовой природе  это наказание очень похоже на уг санкцию – лишение права  занимать опред должн или заниматься опред деятельностью. С др стороны, у этой меры  адм ответственности есть много общего с лишением специального права. Но между ними существуют и серьезные различия.

Во-первых, речь идет о временном лишении разных прав, т.к. спец права предост гражданам  в рамках разрешит системы. Возможн  реализации таких прав облад не все субъекты, они явл элементом спец адм-правового статуса личности. В адм порядке гражданин может быть лишен права на упр транспортным средством и охоту. А дисквалификация касается конституционных прав, которыми обладает каждый гражданин. По содерж эти права связаны с осуществл предпринимат деятельности, с возможностью участвовать в управлении. Для чистоты следует заметить, что дисквалификация не предусматривает запрет занятия предпринимательской деятельностью, в целом, а только специальными его видами.

Во-вторых, дисквалификация  уст на срок от шести месяцев до трех лет, а лишение специ права  –от месяца до двух лет.

В-третьих, по примен лиш спец права имеется колоссальный опыт, а практика дисквалификации  только начала формир

Адм наказание  в виде дисквалификации назн судьей, причем, как фед, так и мировым, а, кроме того, данную меру может назначить и судья арбитражного суда.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осущ организационно-распорядительные или адм-хозяйственные функции  в органе юр лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

В практике часто  встает вопрос о применимости данной санкции в отношении лиц, осущ функции упр в иностр юр лице, либо в совместных предприятиях. Предст, что никаких препятствий по данному поводу законодатель не установил и суд вправе назначать данное наказание и в отношении этих субъектов.

Дисквалификация является основным административным  наказанием и может быть назначена не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся нарушении – в течение года со дня обнаружения правонарушения.

Тема 13: Административные наказания Административное приостановление деятельности

Адм приостановление деятельности закл во временном прекращ деятельности лиц, осущ предпринимат деятельность без образования юр лица, юр лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осущ отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Адм приост деятельности прим в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникн эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения сущ вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения адм правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Адм приостановление  деятельности назн судьей только в  случаях, предусм статьями Особенной  части наст Кодекса, если менее строгий  вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление  деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

Судья на основании ходатайства  лица, осущ предпринимательскую деятельность без образования юр лица, или юр лица досрочно прекращ исп адм наказания в виде адм приостанов деят, если будет уст, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Тема 13: Административные наказания Общие принципы назначения административных наказаний

Глава 4 КоАП наз  “Назначение адм наказания”. Заголовок  начин эту главу ст. 4.1 КоАП такой: “Общие правила назначения адм наказания”. В ней и в последующих статьях  этой главы содержатся материально-правовые нормы, устанавливающие общие правила - принципы наложения административных наказаний, а не процессуальные нормы.

Можно сказать, что глава 4 КоАП закрепляет следующие  общие правила (принципы) карательного воздействия:

1) законность;

2) целесообразность;

3) своевременность,  оперативность воздействия;

4) сложение наказаний,  налаг за совокупность нарушений  (применение санкции за каждое  нарушение в отдельности).

Хотя и в  разных формах, эти же вопросы решаются и в налоговом праве, и актах трудового, уголовного, административного права, регламентирующих дисциплинарную ответственность.

Есть достаточные  осн для вывода о том, что назв общие правила явл принципами примен любых карательных санкций.

Тема 13: Административные наказания Законность применения административных наказаний

Законность — важнейший принцип юрисдикционной деятельности. Его проявления многообразны: противоправность как основание привлечения к ответств, правильная квалификация действий, компетентность органа(должн лица), приним решен по делу, назн взыскания в пределах, установленных санкцией той статьи, по которой квалифицированы действия и т.д.

Наказание может  быть наложено только в том случае, когда в деянии лица установлен состав конкретного правонарушения. Иными  словами, если нормой права предусмотрена ответственность за деяние, а в противоправных действиях выявлены все предусмотренные правом признаки правонарушения, деликвент может быть привлечен к ответственности по соответствующей статье КоАП РФ, либо закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

Орган (должностное  лицо) вправе рассматривать лишь те дела, которые ему подведомственны. Он может применять наказание  только в пределах санкции той  статьи, по которой квалифицированы  действия лица, избирать вид и размер взыскания в рамках предоставленных ему полномочий.

Так, за совершение мелкого хулиганства виновный может  быть подвергнут штрафу или административному  аресту. Начальник ОВД вправе рассматривать  такие дела, но он может только оштрафовать  виновного. Если же он считает целесообразным применение иного взыскания, то должен направить дело судье.

Адм наказание  за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных  законом, предусматривающим ответственность  за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Тема 13: Административные наказания Целесообразность

Это важнейший  принцип применения ответств. Его  главные проявл: индивидуализация кары и экономия репрессии. Законодатель обязывает правоприменителя при выборе меры возд учитывать как обстоятельства, при которых было совершено деяние, так и обст, характериз нарушителя, его имущ положение, степень его вины. В значительной степени эти требования конкретизированы в перечнях, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств (ст. 4.2, 4.3 КоАП).

При назначении адм наказания физ лицу учит характер совершенного им адм правонарушения, личность виновного, его имущ положение, обстоятельства, смягчающие адм ответств, и обстоятельства, отягчающие адм  ответственность.

При назнач адм  наказ юр лицу учит характер совершенного им адм правонарушения, имущ и финансовое положение юр лица, обстоятельства, смягчающие адм ответств, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Последовательное  обесп целесообразности карательного возд обеспеч и нормами, предоставл правоприменителю возм или прямо обяз его заменить взыскание иными мерами возд. КоАП закрепляет несколько альтернатив административной ответственности. Их применение означает смягчение или вообще отказ от применения карательных мер.

Альтернатива  первая (ст. 2.9 КоАП): при малозначит совершенного правонарушения судья, орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить виновного  от ответственности и ограничиться устным замечанием.

Альтернатива вторая (ст. 2.5 КоАП): передача материалов об адм правонарушениях военносл, лиц, призванных на военные сборы, сотрудников ОВД, органов уголовно-исп системы, таможенных органов и др лиц, на кот распр действие спец положений о прохождении службы, их командирам (начальникам) для привлеч их к дисциплинарной ответств. Расширительно толкуя данную статью, дела о проступках студентов, учащихся тоже часто напр руковод учебных заведений.

Альтернатива  третья (ст. ст. 2.3, 23.2 КоАП): материалы  об адм правонарушениях лиц, не достигших 18-летнего возраста, напр в комиссии по делам несовершеннолетних, кот могут освободить лицо от административной ответственности и применить к нему меры воздействия, предусмотренные федеральным законом о защите прав несовершеннолетних.

Все альтернативы основаны на дискреционных полномочиях  правоприменителя.

Тема 13: Административные наказания Оперативность назначения административных наказаний

Эфф деятельности гос адм зависит и от последовательного  осущ принципа оперативности, своеврем ее действий. Одно из проявл этого принципа — уст нормами права сроков совершения действий субъектами адм-правовых отношений.

Важное положение  о сроке давности назначения административного  наказания содержится в ст. 4.5 КоАП. Речь идет о времени, в течение которого правонарушитель может быть привлечен к административной ответственности. По истечении этого срока производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению (“поезд ушел”).

Нарушения как  особый вид юр фактов порождают охран  правоотношения, в кот одна сторона обязана претерпевать меры принуждения, а др сторона имеет право их применять. Если своевременно будет вынесено пост о назн наказания, охранит правоотношение вступит в новый этап своего разв — этап ответств. Но если в теч давностного срока юрисдикционный акт не будет принят, факт совершения проступка утратит за давностью юридическое значение, а порожденное им правоотношение прекратится, не достигнув этапа ответственности. В подобных случаях противоправное деяние порождает, а событие прекращает правоотношение.

Для того, чтобы  юр грамотно решить вопрос о сроке, нужно учитывать четыре юридически значимых обстоятельства: во-первых, установленный  законом размер срока; во-вторых, когда, с какого юридического факта он начинает исчисляться; в-третьих, когда, какой юридический факт прекращает его исчисление или прерывает его; в-четвертых, какое время закон не включает (включает) в исчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление имеют ряд различий.

Информация о работе Лекции по "Административному праву"