Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:57, курс лекций
Тема 1: Понятие и сущность административного права Административное право как наука и отрасль права
При современном развитии русского языка и состоянии юридической науки понятие «административное право» применяется в трех значениях:
как самостоятельная отрасль системы права Российской Федерации;
как отрасль научного знания в правоведении;
как учебная дисциплина.
Также, разрешаются вопросы о возможности рассмотрения дела данным судьей, должностным лицом органа. Закон запрещает (ст.29.2 КоАП РФ) рассмотрение дела судьей, должностным лицом, если выяснится, что это лицо является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя либо прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела. При наличии указанных обстоятельств судья, должностное лицо обязаны заявить самоотвод, либо отвод может быть заявлен перечисленными выше участниками производства по делу и прокурором (ст.29.3 КоАП РФ).
Далее, судья, должностное лицо уполномоченного органа устанавливает, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, разрешает ходатайства и отводы, решает вопрос о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст.29.4 КоАП РФ решение перечисленных выше вопросов выносится в форме определения, при наличии обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу.
КоАП РФ (ст.29.6) устанавливает пятнадцатидневный срок рассмотрения дела об административном правонарушении. По ходатайству участников производства, либо для дополнительного выяснения обстоятельств дела определением судьи, должностного лица органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Далее осуществляется непосредственное слушание дела. Разбирательство дела об административном правонарушении несет особую правовую нагрузку, поскольку именно на этом этапе разрешается дело по существу.
«Главная цель рассмотрения дела по существу – установление фактических обстоятельств совершения правонарушения, объективная правовая оценка его и применение к виновному законной, обоснованной и справедливой меры административного наказания».[3]
На данном этапе уполномоченным органом (судьей, должностным лицом) на основании материалов, собранных по делу лицом, составившим протокол о нарушении таможенных правил, а также доказательств, исследуемых непосредственно при разбирательстве, разрешается вопрос о наличии в действиях (бездействии) привлекаемого к административной ответственности лица состава правонарушения, о виде и размере административного наказания, применяемого к правонарушителю.
КоАП РФ (ст.29.7) подробно регламентирует порядок рассмотрения дела об административном правонарушении. Здесь особо необходимо отметить, что лицам, участвующим в рассмотрении дела, обязательно разъясняются их права и обязанности с тем, чтобы они имели возможность принимать активное участие в процессе.
При рассмотрении дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, иные материалы дела; заслушиваются объяснения лица, совершившего таможенное правонарушение, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта; исследуются доказательства; заслушивается заключение прокурора при его участии в рассмотрении дела; осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.
Стадия рассмотрения дела – главная в производстве по делам об административных правонарушениях еще и потому, что здесь принимается акт, в котором компетентный орган официально признает наличие нарушения, наличие вины деликвента и определяет меру наказания.[4]
Итоговым документом, венчающим производство по делу об административном правонарушении, является постановление, выносимое судьей, должностным лицом, рассматривающим дело. При этом может быть вынесено либо постановление о назначении административного наказания, либо постановление о прекращении производства по делу в тех случаях, когда совершенное деяние малозначительно или содержит признаки преступления, или имеются обстоятельства, исключающие производство по делу (ч.1 ст.29.9 КоАП РФ).
Постановление о назначении
административного наказания
В случае если дело об административном правонарушении неподведомственно судье, должностному лицу, его рассматривавшему, либо санкция нарушенной нормы закона требует применения к нарушителю мер воздействия, которые данный орган наложить не вправе, выносится определение о передаче дела в надлежащий орган (судье, должностному лицу) (ч.2 ст.29.9 КоАП РФ).
В соответствии с КоАП РФ (ст. 29.11) постановление по делу об административном правонарушении доводится до сведения заинтересованных лиц, во-первых, путем его оглашения по окончании рассмотрения дела, а во-вторых, путем вручения его копии лицу, в отношении которого оно вынесено.
Законодатель, к сожалению, не предусмотрел направление копии постановления по делу, вынесенного судьей, должностному лицу органа, направившему дело в суд.
Тема 14: Стадия пересмотра постановлений и решений по делам об ад правонарушении
Данная стадия является факультативной и присутствует в производстве по делу об административном правонарушении только при наличии специальных процессуальных оснований. Такими основаниями являются наличие жалоб отдельных участников процесса, а также протест прокурора. Для стадии пересмотра характерно, что она по сути представляет собой новое рассмотрение дела по существу. В соответствии с ч.3 ст.30.6 судья, вышестоящее должностное лицо, т.е. субъекты пересмотра не связаны доводами по жалобе и проверяют дело в полном объеме.
Обжалование постановления по делу об административном правонарушении представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на восстановление нарушенных прав и охраняемых интересов граждан, средство выявления и устранения недостатков в деятельности органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.3[1]
Стадия пересмотра постановлений и решений по делам об административном правонарушении включает в себя следующие этапы:
1. подача жалобы (принесение протеста);
2. подготовка к рассмотрению жалобы (протеста);
3. рассмотрение жалобы (протеста);
4. доведение решения по жалобе (протесту) до сведения заинтересованных лиц.
С 01.07.2002 жалобы физических и юридических лиц, а также протесты прокуроров на постановления по делам об административном правонарушении подлежат рассмотрению в соответствии с порядком, определенном главой 30 КоАП РФ. Статья 30.1 КоАП РФ, определяя категории лиц, имеющих право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, отсылает к ст.ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, которые, в свою очередь, предоставляют право обжалования постановления:
В соответствии со ст.25.11 КоАП РФ право принесения протеста на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле предоставлено прокурору.
В КоАП РФ не содержится норм о форме и содержании жалобы на постановление по делу.
В соответствии с КоАП РФ подача жалобы производится заинтересованным лицом через то должностное лицо, судью, акт которого обжалуется (ст.30.2). Однако, законодатель не исключает возможности обращения с жалобой непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
Вопрос о правомочности постановления (решения), вынесенного в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, рассматривается в арбитражном суде в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством (ст.30.1 КоАП РФ).
Итак, КоАП РФ определяет следующий перечень органов, которые рассматривают жалобу на постановление по делу об административном правонарушении: вышестоящий суд, районный суд, арбитражный суд, вышестоящий орган.
Срок обжалования
В целях обеспечения возможности проверки соблюдения лицами установленных сроков обжалования копии постановлений по делам об административном правонарушении направляются с уведомлением о вручении.
В соответствии с КоАП РФ (ст.30.4) судья, должностное лицо таможенного в процессе подготовки к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении: выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данным судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу; разрешают ходатайства, назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают необходимых лиц; направляют жалобу на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение жалобы не относится к их компетенции с вынесением определения об этом.
Должностное лицо, правомочное рассматривать жалобу, на стадии подготовки к ее рассмотрению извещает о дате, времени и месте рассмотрения жалобы лицо, обратившееся с жалобой, а также прокурора в случаях, если дело об административном правонарушении возбуждалось по инициативе прокурора либо рассматривалось с его участием, а также вызывает лиц, участие которых является необходимым при рассмотрении жалобы. Извещения и вызовы направляются с уведомлением о вручении.
Жалоба должна быть рассмотрена в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган или должностному лицу правомочным ее рассматривать по существу.
Статья 30.6 КоАП РФ четко регламентирует процедуры рассмотрения жалобы, устанавливая порядок ведения дела, который в основном тот же, что и при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Отложение рассмотрения жалоб и протестов допускается только в случае: неявки лица, обратившегося с жалобой, или прокурора при отсутствии сведений о надлежащем извещении их о дате, времени и месте рассмотрения жалобы или протеста; неявки вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц, если их отсутствие препятствует рассмотрению жалобы по существу; удовлетворения ходатайства лица об отложении рассмотрения жалобы, о назначении экспертизы или об истребовании дополнительных доказательств.3[2]
Рассматривая жалобу, судья, должностное лицо проверяют соблюдение норм как материального, так и процессуального закона, в том числе и на стадии возбуждения производства по делу об административном правонарушении.
В целях удостоверения
совершения должностным лицом, рассматривающим
жалобу, и иными участниками
В результате рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо вышестоящего таможенного органа принимают одно из решений, предусмотренных ст.30.7 КоАП РФ:
1) об оставлении постановления
без изменения. Постановление
по делу оставляется без
2) об изменении постановления. Постановление по делу об административном правонарушении может быть изменено только в благоприятную сторону для лица, в отношении которого оно вынесено. Судья вправе изменить меру наказания в пределах, предусмотренных законом с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих ответственность.
3) об отмене постановления и прекращении производства по делу. Такое решение принимается при малозначительности совершенного правонарушения; при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу; при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, должностному лицу органа, правомочному рассмотреть дело. Основаниями принятия такого решения являются:
а) существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ. Данный термин в КоАП отсутствует. Однако, анализируя главы 25-29 КоАП, существенным нарушением процессуальных норм следует признавать такие нарушения, которые путем ограничения, стеснения гарантированных законом прав участников производства по делу при рассмотрении дела или иным путем помешали судье, должностному лицу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Так, по жалобе гражданки Б. решением Свердловского областного суда от 20.09.2002 отменено постановление Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга о привлечении гражданки Б. к административной ответственности за нарушение таможенных правил по ст. 16.1 КоАП РФ и применении административного наказания в виде конфискации товаров (1700 долларов США), являющихся непосредственным объектом правонарушения. Удовлетворяя жалобу, суд указал, что при рассмотрении дела о нарушении таможенных правил в отношении гражданки Б. судьей Октябрьского районного суда не были опрошены свидетели, сведения о которых имеются в материалах дела.