Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:23, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Административное право"
ТЕМА 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА.
ПРЕДМЕТ И МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Вопросы для обсуждения
1. Понятие
административного права.
2. Предмет,
метод, функции
3. История
развития административного
4. Система
административного права:
5. Источники
административного права.
6. Административно-правовая
наука: понятие, предмет,
7. Административное
право зарубежных стран:
1.Основные
положения административного
Предметом административного
права как отрасли права
Государственное
управление и исполнительная власть,
представляя собой близкие
В юридической литературе управленческие отношения, регулируемые административным правом, классифицируют по особенностям их участников между:
соподчиненными
субъектами исполнительной власти различного
организационно-правового
несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства);
субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными предприятиями и учреждениями (например, получение государственным предприятием у соответствующего комитета по управлению государственным имуществом разрешения на аренду имущества);
субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными предприятиями, учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т. п.);
субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;
субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями;
субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
субъектами исполнительной власти и гражданами.Управленческие отношения можно также разделить в зависимости от конкретных целей их возникновения на внутренние и внешние.
Внутренние
или внутриорганизационные
Внешние отношения
закрепляют взаимоотношение субъектов
исполнительной власти и граждан, государственных
и негосударственных
Следовательно,
административное право представляет
собой отрасль российского
Методом административно-правового регулирования является применение юридически властных предписаний, исходящих от властеуполномоченного субъекта. Односторонность волеизъявления юридически властного характера предполагает между участниками административно-правового отношения сочетание власти и подчинения, т. е. юридическое неравенство, присущее в значительной степени управленческим общественным отношениям.
Односторонними
действиями, влекущими юридические
последствия, выступают приказ, предписание
субъекта административной власти, решение
о выдаче или изъятии лицензии,
постановление о наложении
Источники административного
права — это различные
К таким актам относятся:
1. Конституция
Российской Федерации — России
(в дальнейшем — Конституция
РФ), принятая 12 декабря 1993 г. (ст. 77 посвящена
формированию системы органов
государственной власти; ст. 110 —
117 — формированию и
2. Законодательные акты — законы, принимаемые Федеральным собранием РФ, и постановления его палат — Совета Федерации и Государственной думы (законы “Об органах федеральной службы безопасности” от 22 февраля 1995 г.; “О пожарной безопасности” от 18 ноября 1994 г.; “Об обеспечении единства измерений” от 27 апреля 1993 г.; “О Государственной границе РФ” от 1 апреля 1993 г. и др.).
Представительные
органы субъектов РФ (республик, краев,
областей, автономных образований, Москвы
и Санкт-Петербурга) также могут
принимать законодательные
3. Указы президента,
имеющие нормативный характер: указ
Президента РФ “Об утверждении
“Положения о Федеральном
4. Постановления
правительства РФ, имеющие нормативный
характер. Например, 18 августа 1995 г.
правительство РФ приняло
Правительство
Российской Федерации своими постановлениями
утверждает также различные уставы,
положения, стандарты. В частности,
18 августа 1995 г. правительством РФ утвержден
Государственный
5. Приказы,
постановления государственных
комитетов, министерств,
6. Законодательства
республик в составе РФ, указы
президентов, постановления
7. Постановления
и распоряжения глав
8. Акты органов местного самоуправления.
9. Нормативные
акты руководителей
Взаимосвязь
и разграничение
Административное
право взаимодействует с
Административное
и частное право различаются
исходными положениями, социальным
назначением, принципами и функциями.
Частное право допускает
Предмет публичного права (как минимум его важнейших частей — государственного и административного права) — государство как носитель верховной и суверенной власти, а также государственная власть в ее различных проявлениях. Административное право как отрасль публичного права является выражением публичного (общественного) интереса как в организации социальной жизни, так и в формах, методах и содержании административной деятельности, функционировании исполнительной власти.
В административном праве сложился ряд теорий, в которых разграничивается частное и административное (публичное) право. Остановимся на трех из них.
Теория интересов
определяет виды интересов, которые
обеспечиваются отдельными правовыми
нормами, и направления правового
регулирования конкретных общественных
интересов или действий. Публичное
право служит государственным (публичным)
интересам, частное право — частным
интересам. Публичное право —
это система правовых норм, которые
регламентируют общественные отношения
в целях установления основ социально-
Теория субординации
(соподчинения), используемая для разграничения
публичного и частного права, раскрывает
характер отношений между участниками
(субъектами) правовых отношений. Эта
теория видит сущность публичного права
в образуемом в рамках осуществления
публичной власти отношении подчиненности
(соподчинения). В публичном праве
нижестоящие и вышестоящие
Рассмотрим
теорию относительности и допустимости
правовых норм при регулировании
отношений. Административное право
содержит правовые нормы, которые имеют
адресатом государство или
Административное
право взаимодействует с
Административное
право конкретизирует своими нормами
конституционное право и
Очень интересные
и глубокие взаимосвязи можно
обнаружить между административным
правом и муниципальным правом. Предметом
муниципального права являются отношения
в сфере местного самоуправления.
Однозначное отделение органов
местного самоуправления от органов
государственной власти невозможно
не только с теоретической точки
зрения, но и с практической. Можно
привести несколько, на наш взгляд,
существенных аргументов в защиту тезиса
об известной относительности