Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:23, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Административное право"
С учетом структуры общей части административного права (включающей организацию и функционирование государственного управления, управленческий процесс, различные формы управленческих действий, административно-правовые акты, судебную защиту прав и свобод человека, административно-юрисдикционный процесс) традиционно выделяют две основные функции административного права: регулятивную и охранительную. Таким образом, в этих функциях административного права проявляется сущность административно-правового регулирования отношений в области публичного управления, которое осуществляется для решения задач исполнительной власти.
Регулятивная
функция выражается в воздействии
на общественные отношения посредством
установления прав, обязанностей, запретов,
ограничений, полномочий, компетенции
субъектов административного
Потенциал регулятивной
функции административного
Организационный вид этой функции административного права обеспечивает должный уровень и пределы нормативного правового регулирования организации и функционирования как исполнительной власти, так и всех видов, форм и методов государственного управления.
Исполнительный
вид этой функции способствует реализации
субъектами административно-правовых
отношений их правового статуса.
Административное право в этом смысле
обеспечивает исполнение российского
административного
Разрешительный
вид этой функции административного
права реализуется в
Нормотворческий
вид этой функции административного
права произволен от функции правотворчества,
осуществляемого органами государственной
исполнительной власти. Вместе с этим
порядок принятия нормативных правовых
актов федеральными органами исполнительной
власти устанавливается
Контрольно-надзорный
вид этой функции административного
права проявляется в
Охранительная
функция проявляется в
С учетом последних тенденций развития административного права выделяют также его обеспечивающую функцию, которая выражается в деятельности административных органов и судов по оспариванию нормативных и ненормативных правовых актов органов государственной исполнительной власти, действия (бездействия) государственных или муниципальных служащих, а также должностных лиц (административное судопроизводство). Реализация этой функции основывается на содержащихся в ГПК РФ и АПК РФ процессуальных механизмах и производствах, а также на определенных правовыми актами административных процедурах осуществления государственных функций, взаимодействия государственных органов, урегулирования административно-правовых споров.
3. Эта наука
сравнительно молодая. В ее
развитии на территории России
можно выделить три этапа:
Хотя первые публикации по вопросам деятельности государственной администрации появились в России во второй половине XVIII в., только через сто лет, в конце XIX, а особенно в начале XX в. сформировалась специальная отрасль правовой науки. Называлась она в то время полицейским правом. Большое внимание российские полицеисты уделяли организации государственной администрации в условиях монархии, охране общественного порядка («полицейской» деятельности). В последние предреволюционные годы ученые много внимания уделяли реализации и защите прав подданных Российской империи. Работы И. Андриевского, И. Белявского, В. Гессена, В. Дюрижинского, А. Елистратова, В. Лешкова, И. Тарасова были широко известны в России, в них немало полезного найдет и современный читатель.
После революции 1917 г. науку административного права дважды (в 1918–1921, 1929–1938 гг.) «закрывали» – прекращали исследования и преподавание. Она была первой из наук, подвергшихся большевистским репрессиям. Потом ее судьбу разделили генетика, кибернетика, социология. Общее, что характерно для репрессированных отраслей знаний – они основывались на достижениях ученых западных стран, не соответствовали взглядам руководства КПСС.
В первые годы советской власти появились работы А. И. Елистратова, И. Н. Ананова, М. Д. Загряцкова, В. Л. Ковалевского и ряда других административистов, которые пытались объяснить советскую действительность с позиций административно-правовой доктрины.
Репрессии и война задержали развитие советской науки административного права. Но в конце первой половины XX в. начался быстрый рост административно-правовых исследований и публикаций. Работы И. И. Евтихиева, С. С. Студеникина, Г. И. Петрова, Ц. А. Ямпольской и других советских административистов второго поколения заложили основы науки советского административного права.
В 60–80-х гг.
вопросы сущности, предмета административного
права, административно-правовых норм
и отношений плодотворно
Проблемам государственного управления, органов и актов управления посвятили свои труды Б. М. Лазарев, Р. Ф. Васильев, В. Г. Вишняков, В. С. Пронина, М. И. Пискотин, Ю. А. Тихомиров, А. П. Алехин, И. Л. Бачилло, Б. В. Дрейшев, А. Ф. Ноздрачева и др.
Многие аспекты государственной службы подробно рассмотрены в работах В. М. Манохина, Ю. В. Розенбаума. Монографии А. Е. Лунева, В. И. Ремнева, Е. В. Додина, О. М. Якубы, А. П. Шергина стали первыми в ряду работ по административной ответственности, обеспечению законности в деятельности аппарата государственного управления, административной деликтологии. Большой вклад в развитие теории административного процесса внесли Н. Г. Салищева, В. Д. Сорокин, И. А. Галаган, В. А. Лория.
Явный недостаток в исследовании административно-правового статуса граждан в какой-то мере был устранен после опубликования трудов В. И. Новоселова и Н. Ю. Хаманевой.
Очень полезными для науки административного права стали работы М. И. Еропкина, Г. А. Дороховой, В. Ф. Воловича, Н. М. Конина, М. С. Студенкиной, Ю. П. Соловья, И. М. Чемакина и других административистов, в которых рассматриваются вопросы государственного управления отдельными сферами общественной жизни.
Итоги развития
советской науки
Советский этап
развития науки административного
права нельзя оценить однозначно.
С одной стороны, она была проводником
марксистско-ленинской
С другой стороны, усилиями целой плеяды советских административистов были разработаны многие аспекты организации и функционирования аппарата государственного управления (государственной администрации), механизма административно-правового регулирования. Были заложены основы теории административного процесса, административных актов, административной юстиции. А научные положения об административном принуждении, административной ответственности оправдали себя в практике правотворчества и правоприменения и вполне соответствуют современной юридической науке.
Начало третьему
этапу развития науки административного
права положили политические и экономические
реформы в России 1990– 1993 гг. Распад
СССР, крах КПСС, принятие новой Конституции,
развитие в России федерализма, частной
собственности, признание человека,
его прав и свобод высшей ценностью,
реализация учения о разделении властей
и др. потребовали внесения существенных
коррективов в науку о
На третьем этапе развития наука административного права пока делает первые шаги. Число опубликованных монографий немного больше десяти. Среди них можно назвать книги «Исполнительная власть в Российской Федерации (проблемы развития)», подготовленную коллективом авторов, «Служебное право» Ю. Н. Старилова, «Служба и служащие в Российской Федерации» В. М. Манохина, «Феноменология административного права» К. С. Бельского. В книгах, статьях, учебниках, диссертациях разрабатываются новые проблемы (средств административно-правового регулирования, административно-правовых режимов и др.). Одновременно делаются попытки по-новому решить старые вопросы о предмете административного права, государственной службе, государственном регулировании экономики, защите прав граждан от неправильных действий государственной администрации.
Новые реалии
обязывают ученых рассматривать
соотношение понятий «
В ближайшие
годы, в начале нового тысячелетия
можно ожидать бурного развития
административно-правовой теории. На чем
основан этот оптимизм? Во-первых, в
XIX и XX вв. создан значительный задел
в теории административного права,
который можно плодотворно
Во-вторых, активизировались
отношения с зарубежными
В-третьих, представители наук общей теории права, конституционного, гражданского и других отраслей юридической науки разработали многие важные для административно-правовой теории вопросы.
В-четвертых,
в новейшем законодательстве закреплены
многие важные для науки положения
(понятия государственной
В-пятых, исследователи
могут использовать новые технические
возможности для сбора и
В-шестых, деятельность
государственной администрации
стала более открытой: в средствах
массовой информации, на пресс-конференциях
и иными способами
4. Административное право, являясь частью правовой системы России, имеет собственную структуру, оригинальную систему, характеризующуюся непосредственной связью входящих в нее административно-правовых институтов (например, институт правового акта управления), подотраслей права (например, административно-деликтное, служебное право) и норм.
Необходимо
различать систему