Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:23, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Административное право"
На протяжении последнего десятилетия административное право стремительно развивается в трудах многих российских ученых-административистов. В 1995—2003 гг. было издано много учебной административно-правовой литературы. Профессора А. Б. Агапов, А. П. Алехин, Д. Н. Бахрах, Ю. М. Козлов, Н. М. Конин, А. П. Коренев, В. М. Манохин, Д. М. Овсянко, Л. Л. Попов, Б. В. Российский, Ю. А. Тихомиров и другие ученые опубликовали учебники и учебные пособия по административному праву.
Предметом теоретического анализа отношений в сфере действия норм административного права все чаще в настоящее время становятся главные содержательные характеристики административно-правового регулирования. Административное право как публично-правовая система формирует и поддерживает функционирование юридического механизма, созданного для осуществления исполнительной власти, обеспечения общественной безопасности, эффективности управления государственными и общественными делами, для защиты прав и свобод человека и гражданина, установления режима законности управленческих действий.
В качестве доктрины развития современного российского административного права можно считать совокупность научных взглядов или основных идей на цели, задачи, принципы, составные части и главные направления развития административного права и его подотраслей и институтов. В этой доктрине важное место должно занимать обеспечение законной организации и функционирования публичного управления в российском государстве, основанном на принципе разделения властей и признании высшей ценностью самого человека, его прав и свобод.
Современная доктрина административного права заключается в обосновании:
а) главных направлений развития административно-правового регулирования;
б) необходимости
изменения его структуры в
соответствии с новыми потребностями
государственно-правового и
в) установления в системе публичного управления административных процедур, правовых режимов и порядков, способствующих появлению эффективного государственного и муниципального управления, защите прав и свобод физических и юридических лиц;
г) развития
административного права в
д) формирования административного законодательства, отвечающего принципам и назначению современного правового государства.
Практически все административно-правовые институты, входящие как в Общую, так и в Особенную часть российского административного права требуют сейчас позитивного развития или необходимого реформирования. Однако в настоящее время доктрина административного права должна, по нашему мнению, строиться с учетом уже достигнутого в теории и «практике» административного права преимущественно по таким направления, как управленческий процесс, административные процедуры и административная юстиция (административное судопроизводство). Именно данные институты являются сегодня наиболее актуальными и спорными, именно они составляют основу административно-правового регулирования в новой системе экономических и политико-правовых отношений, складывающихся в правовом государстве.
Масштабность
и многоплановость возможного реформирования
административного права
Простейший
анализ действующего законодательства
РФ показывает, что современное российское
административное право не в полной
мере соответствует стандартам и
масштабам правового
Если задать
вопрос, что происходит в настоящее
время с наукой и отраслью административного
права, то ответ будет традиционным:
о сложности преодоления
Думается, что
процесс коренного изменения
системы административно-
Будет ли полезной
для науки «перестройка»
Создание нового «базиса» административного права предполагает появление иных теоретических догм в доктринальном осмыслении перспектив административно-правового регулирования. В связи с этим нужно формировать базисные условия для развития российского административного права. Новая сущность административного права, по нашему мнению, состоит в том, что административное право регламентирует отношения не только в сферах исполнительной власти и публичного управления, но и в сферах судебной и законодательной власти. Оно создает правовые средства их организации, эффективного функционирования и необходимого взаимоконтроля. Контрольные полномочия, например, судебной власти (судей и судов), устанавливающие и обеспечивающие режим законности организации и деятельности органов публичного управления и их должностных лиц, а также ограничивающие произвольное применение правовых норм и исправляющие юридические ошибки, применяются в целях реализации принципа разделения властей и соответствия административной практики признанным стандартам современного правового государства.
В ближайшие годы ученым-административистам предстоит нелегкая и длительная работа по созданию современной теории административного права, определению его понятий и институтов, выделению подотраслей административного права и уточнению его системы и структуры.
7. Выбор данной темы был сделан мною не случайно. Каждому из нас хорошо известно, что в Российской Федерации в данное время проходит процесс административной реформы, я думаю, что наше административное право тоже нуждается в реформировании, так как проведение данной реформы является своевременным и необходимым, и поэтому, мне кажется, было бы очень интересно проанализировать различные особенности административного права других стран; и в качестве таковых я предлагаю рассмотреть Францию, Великобританию, Германию, США и Европейский Союз.
Причины, по
которым, я выбрала именно эти
пять систем очень просты. Франция,
Германия и Великобритания представляют
три различные европейские
Поскольку предстоящее обсуждение должно быть достаточно кратким, остановимся всего на нескольких отличительных чертах каждой из пяти систем.
Этими чертами будут:
1. Историческое основание.
2.
Основные характеристики
Франция
Французская
система административного
Наверное, самой
значительной чертой французской Конституции,
имеющей отношение к
Данный анализ
позволяет сделать вывод, что
административному праву
Великобритания
Длительный период внутренней стабильности в сочетании с защищённостью от иностранных вторжений позволил Великобритании разрабатывать конституционное и административное право, медленно, органично, постепенно накапливался опыт.
Раньше с гордостью утверждалось, что в Великобритании нет системы административного права. Исполнительная власть и правительство, от министра до ведомства, подчиялось обычным законам страны, декларируемым обычными судами. На деле это не означало, что администрирование каким – то образом оказывалась вне закона, а скорее свидетельствовало об отсутствии чёткой системы административного права в том виде, в каком она была известна другим европейским государствам. Сейчас административное право рассматривается как основная черта современного руководства, и суды проявляют беспрецедентную готовность расширить область и основания для проведения проверок.
Для административного права Великобритании характерны следующие моменты:
верховенство
парламента, являющегося высшим государственным
органом Великобритании. Издавая
законы, он формирует право страны,
в том числе и
оно не имеет
общего административно-