Лекция по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:23, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Административное право"

Файлы: 1 файл

АП ТЕМА 2.docx

— 95.48 Кб (Скачать файл)

 

На протяжении многих десятилетий учеными предлагается примерно одинаковая система административного  права, состоящая из двух частей —  общей и особенной.

 

В общей части  административного права рассматриваются  основные институты административного  права. Общая часть включает главные  структурные элементы общего административного  права, например:

понятие административного  права;

вопросы предмета, метода и системы административного  права;

административно-правовые нормы и отношения;

наука административного  права;

субъекты  административного права;

административно-правовой статус гражданина, органов исполнительной власти, государственных служащих; правовые акты управления;

административно-правовые методы реализации исполнительной власти и административное принуждение;

административное  правонарушение и административная ответственность;

компетенция органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

 

В соответствии с установившимся стандартом преподавания административного права в общую  часть административного права  также входят: институт административно-процессуальной деятельности (сущность и виды административного  процесса, виды административно-процедурных  производств, административная юрисдикция и производство по делам об административных правонарушениях); обеспечение законности в сфере реализации исполнительной власти; виды государственного контроля (президентский контроль, контроль законодательных (представительных) органов  власти, контроль в системе исполнительной власти, судебный контроль); прокурорский надзор; административный надзор; административная юстиция; общественный контроль.

 

В системе  общей части административного  права целесообразно выделить четыре основных элемента:

институты и  нормы административного права, регламентирующие отношения в сфере  организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления (организация и принципы управления, формы и методы управленческой деятельности, государственная служба, государственное управление в установленной  сфере деятельности, управление в  межотраслевых сферах, в социально-культурной области и экономической сфере;

управление  наукой, здравоохранением, образованием, транспортом, обороной, безопасностью, внутренними и внешними делами государства, статистикой, стандартизацией, сертификацией  и т. д.), т. е. так называемое организационное  административное право или институты  и нормы, входящие в управленческое право;

правовые  нормы, регламентирующие процесс управления (управленческий процесс, управленческие процедуры, административное нормотворчество, принятие нормативных и индивидуальных правовых актов);

нормы, устанавливающие  порядок судебной зашиты прав и свобод граждан от действий и решений  публичного управления (административная юстиция или административное судопроизводство);

институты и  нормы административно-деликтного права, которые регулируют виды, меры административного принуждения и порядок их применения; определяют органы и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях; устанавливают принципы производства по делам об административных правонарушениях.

 

Особенная часть  включает главы о системе государственного управления в трех важнейших сферах: управление экономической сферой, управление социально-культурной сферой, управление административно-политической сферой.

 

В особенной  части административного права  рассматриваются организация государственного управления, вопросы соотношения  компетенции Российской Федерации  и ее субъектов в области организации  государственного управления; понятие  регионального управления; межотраслевое  государственное управление и его  организационные формы; соотношение  государственного управления и государственного регулирования; воздействие проводимой в России административной реформы  на формирование системы и структуры  федеральных органов исполнительной власти.

 

Часть отрасли  административного права, которая  состоит из норм, воздействующих на определенный вид однородных общественных отношений, называется административно-правовым институтом. Данный институт представляет собой совокупность норм, по объему и масштабу действия сравнительно меньшую, чем отрасль права. Институты  административного права могут  быть:

отраслевыми (например, институт правового акта управления) и межотраслевыми (институт административной ответственности);

 материальными (институт административно-правовых форм управления) и процедурными (институт прохождения государственной службы, производства по делам об административных правонарушениях);

регулятивными (институт государственной службы) и охранительными (институт административного принуждения);

простыми (институт аттестации государственных служащих) и сложными (институт государственной службы, институт юридической ответственности должностных лиц).

 

Административное  право может быть материальным (устанавливающим  основные положения, административно-правовой статус субъектов управления и административного  права, а также права, обязанности, запреты, ограничения, ответственность) и процессуальным (регламентирующим порядок реализации материальных норм административного права).

 

Административное  право подразделяется также на внешнее и внутреннее. Внешнее административное право регулирует отношения (правоотношения) между управляющим государством (органами управления, учреждениями), с одной стороны, и гражданами, организациями — с другой. Внешнее административное право — это наиболее важная часть административного права, включающая такие институты, как институт административного акта, институт административного договора, институт государственной службы, институт административной ответственности, институт принуждения, применяемого в отношении физических или юридических лиц.

 

Внутреннее  административное право регулирует правоотношения между государством, его органами и структурными подразделениями. В рамках этого права также  осуществляется управленческая деятельность, принимаются акты управления, реализуется  правовой статус данных субъектов, однако они не вступают в отношения внешнего характера.

 

5. Источники административного права

 

     Природа источников или форм  права,  состав источников, их  соотношение между собой зависят  от типа правовой системы и  конкретно-исторических условий  развития государства и общества. Выделяют наиболее типичные источники  права: правовой обычай, нормативно-правовой  акт, нормативные договоры, общие  принципы права, судебный прецедент,  идеи и доктрины, религиозные  тексты.

 

     Источники административного права  - юридические акты различных  государственных органов, в которых  содержатся административно-пра­вовые  нормы. Основными источниками  административного права являются  нормативно-правовые акты органов  управления, в которых получают  свое внешнее выражение и закрепление  нормы административного права. 

 

     В зависимости от юридической  силы нормативно-правовых актов,  их можно разделить на следующие  группы:

 

Акты федеральных  органов подразделяются на Законы Российской Федерации и подзаконные федеральные  акты.

 

Акты субъектов  Российской Федерации подразделяются на Законы и подзаконные акты субъектов  Федерации.

 

Акты органов  местного самоуправления.

 

Союзные акты (акты органов бывшего СССР).

 

Международные акты.

 

     Ограниченным по сфере действия  источником административного права  являются нормативные акты руководителей  государственных предприятий, учреждений.

 

     Источники административного права  можно классифицировать по различным  основаниям:

 

По уровню компетенции или юридической  силе: международные, общие (общероссийские), межотраслевые, отраслевые, региональные, местные и корпоративные.

 

По государственному устройству: федеральные, субъектов  федерации, региональные и МСУ.

 

По форме  и виду: конвенция, соглашение, договор,  конституции, законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции, ГОСТ, СНиП.

 

По субъектному  составу: коллегиальные и единоначальные.

 

По направленности действия: внутренние (внутрисистемные  или организационные) и внешние  – (регулятивные, направленные на регулирование  общественных  отношений).

 

По содержанию: материальные и процессуальные.

 

     Одним из источников административного  права в постсоветский период  стал административный договор.  По своей правовой природе  это вид нормативно-правового  акта, который граничит с конституционными  нормами. 

 

     Административный договор - это  соглашение двух или более  субъектов административного права,  влекущее установление, изменение  и прекращение административных  прав и обязанностей. Органы испол­нительной власти (Правительство РФ, центральные федеральные органы РФ, органы субъектов Федерации) заключают межправительственные соглашения, соглашения ведомств разных стран (по вопросам связи, борьбы с преступностью, др.), договоры Российской Федерации с ее субъектами.

 

     По предмету различают договоры:

 

~ о компетенции  (разграничение и делегирование  полномочий и предметов ведения);

 

~ в сфере  управления государственной собственностью;

 

~ обеспечивающие  государственные нужды;

 

~ контракты  с государственными служащими,  студентами;

 

~ финансовые  и налоговые соглашения;

 

~ о взаимодействии  и сотрудничестве;

 

~ различного  рода концессии и инвестиционные  соглашения;

 

~ об оказании  некоторых услуг частным лицам  (содействия занятости населения,  коммунальные услуги, перевозка  в общественном транспорте).

 

     Многообразная система источников  административного права для  упорядочивания требует систематизации  и кодификации административно-правовых  норм.

 

 

     Административное право относится  к числу самых несистема­тизированных, а тем более — некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.

 

     Административное право по сравнению  с другими отраслями отличается  подвижностью, постоянными изменениями.  Это требует обновления административно-правовых  актов, устранение пробелов в  административно-правовом регулировании  - инкорпорации административного  права (объединение и расположение  в систематизированном порядке  норм по его важнейшим институтам) и т.п.

 

Систематизация  административно-правовых актов административного праваа

 

 

 Систематизация  нормативно-правовых актов - это  упорядочение действующих нормативно-правовых  актов, приведение юридических  норм к единой, согласованной системы.

 

 В современных  государствах существует немало  нормативно-правовых актов, принятых  различными правотворческими органами Если вовремя не заниматься составлением этой базы, в будущем могут возникнуть трудности с использо истанням действующих норм права.

 

 Кроме  того, систематизация проводится  с целью устранения противоречий  между нормативными актами, отмены  тех, которые прекратили свое  действие, обеспечения доступности  законодательства для всех граждан.

 

 Административное  законодательство представляет  собой систему тесно взаимосвязанных  законодательных актов, регламентирующих  отношения в области организации  и функционирования государственного  управления, исполнительной власти  правового статуса субъектов  управленческой деятельности, определение  административно-правовых режимов,  реализации административного принуждения  [25, с395].

 

 Систематизация  административного права в целом  не отличается от систематизации  общего права и состоит из  следующих форм (способов):

 

- учет нормативных  актов;

 

- инкорпорация  законодательства;

 

- консолидация  законодательства;

 

- кодификация  законодательства.

 

 Учет  нормативных актов - это сбор  государственными органами и  негосударственными органами, предприятиями,  учреждениями организациями действующих  административно-правовых актов,  их обработка и расположение  по определенной системы стем, хранения, а также выдача довод.

 

 Учет  административно-правовых актов  необходимо для квалифицированного  применения этих норм в повседневной  практической деятельности государственных  органов Учет необходим и для  правотворческой деятельности [10, С14 499].

 

 Виды  учета:

 

- журнальный (фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах);

 

- картотечный  или компьютерный учет;

 

 

 - ведение контрольных текстов действующих административно-правовых актов (т.е. внесение в тексты официальных изданий законов, указов, постановлений отметок об отмене, изменении и дополнении актов или отдельных их х части.

 

 Инкорпорация - это такая форма систематизации, когда нормативные акты определенного  уровня объединяются в различного рода сборники в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном).

Информация о работе Лекция по "Административному праву"