Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:23, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Административное право"
На протяжении
многих десятилетий учеными
В общей части
административного права
понятие административного права;
вопросы предмета, метода и системы административного права;
административно-правовые нормы и отношения;
наука административного права;
субъекты административного права;
административно-правовой статус гражданина, органов исполнительной власти, государственных служащих; правовые акты управления;
административно-правовые методы реализации исполнительной власти и административное принуждение;
административное правонарушение и административная ответственность;
компетенция органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
В соответствии
с установившимся стандартом преподавания
административного права в
В системе общей части административного права целесообразно выделить четыре основных элемента:
институты и нормы административного права, регламентирующие отношения в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления (организация и принципы управления, формы и методы управленческой деятельности, государственная служба, государственное управление в установленной сфере деятельности, управление в межотраслевых сферах, в социально-культурной области и экономической сфере;
управление наукой, здравоохранением, образованием, транспортом, обороной, безопасностью, внутренними и внешними делами государства, статистикой, стандартизацией, сертификацией и т. д.), т. е. так называемое организационное административное право или институты и нормы, входящие в управленческое право;
правовые нормы, регламентирующие процесс управления (управленческий процесс, управленческие процедуры, административное нормотворчество, принятие нормативных и индивидуальных правовых актов);
нормы, устанавливающие порядок судебной зашиты прав и свобод граждан от действий и решений публичного управления (административная юстиция или административное судопроизводство);
институты и
нормы административно-
Особенная часть
включает главы о системе
В особенной
части административного права
рассматриваются организация
Часть отрасли административного права, которая состоит из норм, воздействующих на определенный вид однородных общественных отношений, называется административно-правовым институтом. Данный институт представляет собой совокупность норм, по объему и масштабу действия сравнительно меньшую, чем отрасль права. Институты административного права могут быть:
отраслевыми (например, институт правового акта управления) и межотраслевыми (институт административной ответственности);
материальными (институт административно-правовых форм управления) и процедурными (институт прохождения государственной службы, производства по делам об административных правонарушениях);
регулятивными (институт государственной службы) и охранительными (институт административного принуждения);
простыми (институт аттестации государственных служащих) и сложными (институт государственной службы, институт юридической ответственности должностных лиц).
Административное право может быть материальным (устанавливающим основные положения, административно-правовой статус субъектов управления и административного права, а также права, обязанности, запреты, ограничения, ответственность) и процессуальным (регламентирующим порядок реализации материальных норм административного права).
Административное право подразделяется также на внешнее и внутреннее. Внешнее административное право регулирует отношения (правоотношения) между управляющим государством (органами управления, учреждениями), с одной стороны, и гражданами, организациями — с другой. Внешнее административное право — это наиболее важная часть административного права, включающая такие институты, как институт административного акта, институт административного договора, институт государственной службы, институт административной ответственности, институт принуждения, применяемого в отношении физических или юридических лиц.
Внутреннее административное право регулирует правоотношения между государством, его органами и структурными подразделениями. В рамках этого права также осуществляется управленческая деятельность, принимаются акты управления, реализуется правовой статус данных субъектов, однако они не вступают в отношения внешнего характера.
5. Источники административного права
Природа источников или форм
права, состав источников, их
соотношение между собой
Источники административного
В зависимости от юридической
силы нормативно-правовых
Акты федеральных
органов подразделяются на Законы Российской
Федерации и подзаконные
Акты субъектов Российской Федерации подразделяются на Законы и подзаконные акты субъектов Федерации.
Акты органов местного самоуправления.
Союзные акты (акты органов бывшего СССР).
Международные акты.
Ограниченным по сфере
Источники административного
По уровню компетенции или юридической силе: международные, общие (общероссийские), межотраслевые, отраслевые, региональные, местные и корпоративные.
По государственному устройству: федеральные, субъектов федерации, региональные и МСУ.
По форме и виду: конвенция, соглашение, договор, конституции, законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции, ГОСТ, СНиП.
По субъектному составу: коллегиальные и единоначальные.
По направленности действия: внутренние (внутрисистемные или организационные) и внешние – (регулятивные, направленные на регулирование общественных отношений).
По содержанию: материальные и процессуальные.
Одним из источников
Административный договор - это
соглашение двух или более
субъектов административного
По предмету различают
~ о компетенции
(разграничение и
~ в сфере
управления государственной
~ обеспечивающие государственные нужды;
~ контракты с государственными служащими, студентами;
~ финансовые и налоговые соглашения;
~ о взаимодействии и сотрудничестве;
~ различного
рода концессии и
~ об оказании
некоторых услуг частным лицам
(содействия занятости
Многообразная система
Административное право
Административное право по
Систематизация административно-правовых актов административного праваа
Систематизация
нормативно-правовых актов - это
упорядочение действующих
В современных
государствах существует
Кроме
того, систематизация проводится
с целью устранения
Административное
законодательство представляет
собой систему тесно
Систематизация
административного права в
- учет нормативных актов;
- инкорпорация законодательства;
- консолидация законодательства;
- кодификация законодательства.
Учет
нормативных актов - это сбор
государственными органами и
негосударственными органами, предприятиями,
учреждениями организациями
Учет
административно-правовых
Виды учета:
- журнальный (фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах);
- картотечный или компьютерный учет;
- ведение контрольных текстов действующих административно-правовых актов (т.е. внесение в тексты официальных изданий законов, указов, постановлений отметок об отмене, изменении и дополнении актов или отдельных их х части.
Инкорпорация
- это такая форма