Лекция по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:23, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Административное право"

Файлы: 1 файл

АП ТЕМА 2.docx

— 95.48 Кб (Скачать файл)

местное самоуправление (муниципальное управление) представляет собой одну из форм демократии, т. е. способ формирования власти в государстве  путем народного волеизъявления;

местное самоуправление — один из главных способов взаимодействия общества и власти на местном (муниципальном) уровне;

понятие «местное самоуправление» объединяет понятия  «местное» и «управление», указывая на его главным образом управленческую сущность;

важнейшие функции  местного самоуправления реализуются  через специальные муниципальные  органы, при этом местное самоуправление имеет те же практические цели, что  и государственное управление;

муниципальное право регулирует отношения в  сфере публичного управления, т. е. управления, осуществляемого органами управления, должностными лицами и служащими  муниципального образования. Субъекты муниципального управления используют традиционные для административного  права формы, механизмы, методы и  средства управления;

органы местного самоуправления обладают административной правосубъектностью, т. е. установленной законодательными и иными нормативными правовыми актами компетенцией. Для должностных лиц и муниципальных служащих установлен их правовой статус: традиционный набор полномочий, прав, обязанностей, запретов, ограничений и ответственности;

правовая  защита физических и юридических  лиц от незаконных действий органов  местного самоуправления обеспечивается административным правом;

в сфере местного самоуправления доминируют традиционно  понимаемые управленческие отношения;

органы местного самоуправления и государственного управления практически в каждой отрасли и сфере публичного управления тесно взаимосвязаны;

органы местного самоуправления реализуют отдельные  государственные полномочия, которыми они могут наделяться.

 

Таким образом, наука административного права, изучая различные аспекты проблемы управления, включает в предмет своего исследования и такой вид социального  управления, как местное самоуправление. Изучение местного самоуправления —  это логическое продолжение анализа  более обширной темы управления в  Российской Федерации, организации  и сущности государственной власти, построения исполнительной власти и  осуществления ее функций, а также  децентрализации управления.

 

Финансовое  право как система правовых норм, регламентирующих финансовую деятельность государства, основывается в определенных сферах и пределах на методах, используемых в системе административно-правового  регулирования. Административно-правовые нормы устанавливают порядок осуществления финансовой деятельности государства, правовой режим деятельности налоговых органов, систему государственного финансового контроля, административную ответственность за совершение нарушений в финансово-правовой, бюджетной или налоговой сферах. Современная концепция методов правового регулирования финансовых отношений включает в себя применение дозволительного, обязывающего, запрещающего, рекомендательного, поощрительного, договорного, согласительного правовых методов при юридической регламентации отношений, возникающих в процессе осуществления финансовой деятельности государства, субъектов РФ и муниципальных образований.

 

Метод финансового  права является самостоятельным, оригинальным инструментом правового регулирования, специфика которого проявляется  в его властно-имущественном характере, обусловленном особенностями предмета данной отрасли права, а также  непосредственной связью с финансовой политикой государства.

 

Таможенное  право, которое регулирует отношения  в области таможенного дела, использует методы административно-правового  регулирования и административные процедуры (хотя они и называются таможенными). Основной сферой правового  регулирования в области таможенного  дела являются отношения, возникающие  в процессе: установления порядка  перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; таможенного оформления; таможенного  контроля; обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и  должностных лиц; установления и  применения таможенных режимов; установления, введения и взимания таможенных платежей.

 

Административное  право включает в себя, а порой  и обеспечивает действие норм экологического и земельного права. Нормы законодательства об охране окружающей среды, санитарного  законодательства используют многие административно-правовые институты для управления в соответствующих  сферах государственной деятельности (например, экологический контроль, санитарно-эпидемиологический надзор). При этом для применения норм экологического или земельного права часто требуется  административно-процессуальное обеспечение, т. е. нормы административного права  позволяют на практике реализовывать  потенциал норм указанных отраслей права (например, применение административной ответственности за нарушения экологического законодательства, при совершении нарушений  санитарного законодательства).

 

Трудовое  право сравнивают с административным, как правило, на примере институтов государственной службы и административного принуждения. В системе государственной службы в определенных пределах действуют нормы трудового законодательства. Такое положение устанавливается федеральными законами «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» содержатся рекомендации судам по применению трудового законодательства к отношениям, регулируемым нормами публичного служебного права. Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение трудового законодательства РФ.

 

Административное  право, уголовное, а также уголовно-исполнительное право используют одинаковый метод  правового регулирования — запрет, за нарушение которого наступает  соответственно административная или  уголовная ответственность. В уголовном  праве установлена ответственность  за преступления против интересов государственной  и муниципальной службы, а также  за нарушения правил, устанавливаемых  нормами административного права (например, в области осуществления  предпринимательской деятельности, против военной службы, против общественной безопасности и общественного порядка). Правоохранительная служба осуществляет свои задачи и функции в сфере  действия как уголовного, так и административно-деликтного права. Управление в области исполнения уголовных наказаний основывается на традиционных характеристиках государственного управления, обеспечивающего выполнение конкретных задач уголовно-исполнительного права.

 

Административное  право взаимодействует со многими  другими отраслями как материального, так и процессуального права. Проводимые сравнительно-правовые исследования показывают наличие у многих отраслей права сходных с административным правом черт: порядка реализации правовых норм, отдельных правовых институтов, методов правового регулирования.

 

2. 1.Понятие,  предмет и метод административного  права.

Административное  право — это отрасль права (совокупность правовых норм), которая  регулирует с целью реализации задач  и функций государства общественные отношения управленческого характера, возникающие в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов  исполнительной власти, внутри- организационной деятельности других государственных органов, а также в процессе осуществления негосударственными субъектами внешних юридически-властных полномочий.

 

Административное  право является самостоятельной  отраслью права, с помощью которой  государство регулирует однородные общественные отношения в сфере  публичного управления, развивает и  укрепляет его демократические  основы.

 

Административное  право занимает особу роль в механизме  правового влияния - оно выступает  необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Иначе говоря, административное право — это управленческое право, которое отличается от других отраслей права спецификой предмета, методом  регулирования и структурными особенностями (системой расположения нормативного материала).

 

Предмет административного  права (как отрасли) составляет широкий  комплекс общественных отношений, возникающих  в сфере публичного управления.

 

^ Круг общественных  отношений, регулируемых этой  отраслью прав, достаточно разнообразен. Наряду с управленческими отношениями,  в рамках которых непосредственно  реализуются функции и полномочия  органов исполнительной власти, в его предмет включаются также  охранительные и правообеспечительные отношения, отношения внутриорганизационной деятельности других государственных органов, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением некоторыми общественными органам и и организациями внешне - властных функций и полномочий.

 

Вместе с  тем благодаря используемому  административным правом методу правового  воздействия на регулируемые им общественные отношения создается определенный правовой режим организации и  деятельности всех участников упомянутых общественных отношений, которые составляют предмет административного права. Это значит, что для характеристики административного права как отрасли права и элемента единой правовой системы кроме выяснения круга регулируемых им общественных отношений чрезвычайно важно установить также особенности используемого им метода правового регулирования.

 

Под методом  правового регулирования понимается совокупность приемов, средств и  способов правового воздействия  на общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли права. Для  административного права, как в  принципе и для любой другой отрасли, характерно использование всей совокупности приемов и средств, обусловленных  самой природой юридических норм, призванных упорядочивать и регулировать общественные отношения.

 

В процессе реализации правового воздействия  на общественные отношения им используются:

 

1) предписание  (т. е. возложение прямой юридической  обязанности совершить определенное  действие);

 

2) запрет (возложение  прямой юридической обязанности  не совершать определенные действия);

 

3) дозволения (т. е. предусмотренное правом разрешением совершать определенные действия по своему усмотрению).

 

В административно-правовом регулировании проявляются определенные особенности правового воздействия  на общественные отношения, составляющие предмет административного права. Наиболее отчетливо эти особенности  проявляются в следующем:

 

Во-первых, для  него характерны юридически властные предписания (распоряжения) субъекта управления, обязывающие другую сторону подчиниться  заключенному в этих предписаниях требованию. В силу этого другая сторона управленческого  отношения (объект управления) не может  занимать равного положения с  органом выступающим в роли управляющего субъекта. Она находится у субъекта управления в известном подчинении.

 

Во-вторых, юридически властные предписания субъекта управления выражают его одностороннюю волю как полномочного представителя  соответствующего государственного органа, которому принадлежит решающая роль в организации соответствующих  общественных отношений.

 

Односторонность юридически властных (обязательных) предписаний  соответствующих органов государственной  исполнительной власти выражается в  том, что только они уполномочены принимать окончательные решения  по вопросам, возникающим в практике государственной управленческой, правоохранительной или правообеспечительной деятельности.

 

Суть административно-правового  регулирования состоит в том, что ни кто, кроме данного органа, являющегося субъектом управления в данном правоотношении, не располагает  достаточными полномочиями для решения  тех или иных вопросов, возникающих  в процессе исполнительно-распорядительной, правоохранительной или правообеспечительной деятельности. Иными словами, властность, односторонность и юридическая обязательность предписаний соответствующих органов государственной исполнительной власти являются неотъемлемыми свойствами административно- правового регулирования во всех возможных случаях его конкретного использования. Практически они характерны не только для предписаний и запретов, где односторонность и властность выражены особенно рельефно (например, приказ руководителя предприятия или учреждения; применение административной ответственности за нарушение правил техники безопасности и т. п.), но и для дозволений, где нет прямой юридической обязанности совершить определенные действия или воздержаться от них.

 

Из всего  вышеизложенного можно сделать  вывод о том, что административно-правовой метод отображает властную природу  государственного управления, односторонность  и юридическую обязательность предписаний  его участников, которые осуществляют управление, а урегулированные этим методом отношения определяются как отношения власти и подчиненности.

 

Функции административного  права

 

 

Яндекс.Директ

Все объявления Останови беспредел ДПС!

Узнай чего боятся инспектора ГИБДД. Кого они не трогают или отпускают. DVD

zakon-i-gibdd.ru

Незаконная  остановка ТС

Узнай чего боятся инспектора ГИБДД. Кого они не трогают или отпускают. DVD

0+

закон-гибдд.рф 0+

 

 

Под функциями  административного права понимаются основные направления правового  отраслевого воздействия на общественные отношения. Функции административного  права обусловливают его значение и роль в установлении административных правоотношений, отражают природу и  роль управленческих общественных отношений, возникающих в сфере организации  и функционирования исполнительной власти.

Информация о работе Лекция по "Административному праву"