Лекция по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:23, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Административное право"

Файлы: 1 файл

АП ТЕМА 2.docx

— 95.48 Кб (Скачать файл)

 

 Особенность  инкорпорации состоит в том,  что изменения в содержание  актов, помещаются в сборники, не вносятся Однако инкорпорация не сводится к простому воспроизводству актов в их первоначальной редакции У о оцеси инкорпорации из текста актов, помещаются в сборник, изымаются главы, статьи (пункты), отдельные абзацы, признаны утратившими силуть.

 

 Виды  инкорпораций:

 

- по юридическому  значению: официальная, неофициальная;

 

- по объему: общая, отраслевая, межотраслевая, специальная;

 

- по критерию  объединения: предметная, хронологическая,  субъективная Консолидация административно-правовых  актов - это вид систематизации,

 

 который  предполагает объединение двух  или более актов, изданных по  одному вопросу, в один единственный  новый нормативный акт, принимается  соответствующим органом Такой акт утверждается правотворческим органом как нов ве, самостоятельный источник права, а прежние нормативные акты признаются утратившими юридическую силу.

 

 В процессе  подготовки консолидированного  акта осуществляется определенное  редакционное исправление, внешняя  отделка распоряжений с тем  расчетом, чтобы все они излагались  единым стилем, чтобы использовалась  унифици фикована терминологии.

 

 Кодификация  - это способ систематизации административно-правовых  актов, основанный на содержательной  переработке и согласовании определенной  группы юридических норм, связанных  общим предметом регулирования,  и Объед нии их в едином новом акт.

 

 Кодификация  направлена ??на то, чтобы содержательно  устранить противоречие между  правовыми нормами Это форма совершенствования законодательства, и ее результатом является новый по форме и содержанию законодательный акт (кодекс, поло оження, устав).

 

 Наиболее  известный кодифицированный акт  - кодекс - единый законодательный  акт, обеспечивает детальное правовое  регулирование определенной сферы  общественных отношений Наличие  кодексов - характерная черта большинства  отраслей ей права.

 

 Устав,  положение - традиционная форма  кодифицированных актов, в которых  определяется статус определенного  вида государственных организаций  и органов Виды кодификаций::

 

- общая кодификация  (под которой понимается принятие  целой серии кодификационных  актов по всем основным отраслям  законодательства и создание  на этой основе объединенной, внутренне согласованной системы  таких х актов типа \"кодекса кодексов\")

 

- отраслевая  кодификация (охватывает законодательство  определенной отрасли права (Гражданский,  Уголовный кодексы);

 

 - специальная кодификация (издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (Налоговый, Бюджетный, Лесной, Таможенный кодексы).

 

 Характерные  черты кодификации:

 

 акт кодификации  имеет сложную структуру и  всегда значителен по объему;

 

- предмет  кодификации определяется делением  системы законодательства на  отрасли и институты;

 

- кодификация  рассчитана на создание более  устойчивых и стабильных норм  с длительным сроком действия;

 

- в кодифицированном  акте содержатся нормы, регулирующие  важные, принципиальные вопросы  общественной жизни;

 

- кодифицированный  акт представляет собой сводный  акт, который регулирует значительную  и достаточно широкую сферу  отношений.

6. Наука об управлении — это систематизированное учение об организации и деятельности публичного управления. Самостоятельной частью управленческой науки является система научных взглядов и представлений о правовом аспекте публичного управления. Пересечение с правовой наукой, особенно административно-правовой, допускается, когда речь идет о правовых нормах, которые придают общему предмету науки об управлении юридическую оболочку и устанавливают ее правовое содержание. Теоретические положения науки об управлении служат основой административно-правовой науки. Вместе с тем и наука административного права, выделившаяся с течением времени из структуры науки управления, заметно воздействует на последнюю. Наука об управлении, имея собственный арсенал составляющих ее предмет средств познания, учитывает также методы познания других научных дисциплин, например науки об организации производства и техники, социологии, политологии, психологии.

 

В предмет  науки управления входят:

вопросы исторического  развития управления;

значение, положение  и роль управления в современном  государстве;

формы и методы управления;

установление  новых целей и задач управления;

организация управления в материальном и личностном (анализ проблем публичной службы) аспектах;

сущность  управленческих отношений;

реформа и  модернизация управления.

 

Наука управления включает и управленческую политику, цель которой — развитие системы  управления и моделирование реформы  управления, базирующиеся на критической  оценке современной управленческой ситуации и выводах научных исследований.

 

За последние  годы актуализировались следующие  вопросы науки управления: реформа  публичной службы (качества, необходимые  занятым в публичном управлении людям, подготовка и переподготовка административного персонала, формирование руководителей), административная статистика (подготовка, принятие, практическая реализация и правовое оформление управленческих решений), методы управления (особенно координация и повышение роли политики согласования в системе  управления, при принятии решений). Обсуждение этих и многих других вопросов является движущим фактором дальнейшего развития науки управления.

Административное  право как наука 

Яндекс.Директ

Все объявления

Office 365 для среднего бизнеса Ваш офис в «облаке». Контролируйте бизнес из любой точки мира! Подробнее

office.microsoft.com

«ПостНаука» - Все о научных идеях Статьи, интервью, видеоматериалы и обзоры книг о современной науке

postnauka.ru

 

Административное  право как наука — это составная  часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений  о законах, регламентирующих отношения  в сфере государственного управления (исполнительной власти), о его социальной обусловленности и эффективности, закономерностях, реформировании и  тенденциях развития административного  законодательства, принципах административного  права, истории и перспективах развития, зарубежном административном праве.

 

Позитивно (или  догматически) административно-правовая наука может быть представлена на основе конституций, обычного права, формальных законов, правовых положений, а также  деятельности управленческих органов  и судебной практики, в рамках которой  интерпретируется позитивно действующее  административное право. Российская административно-правовая наука состоит из двух основных частей: обшей и особенной. Данное разделение основывается на системе ныне действующего административного права. В западноевропейских странах административно-правовая наука в современном понимании подразделяется на общую (правовые источники, сущность, значение и положение управления внутри государственной деятельности, субъекты административного права, административно-правовые основы и обязанности, организация управления, управленческие действия, административно-правовая защита) и особенную (публичная служба, полицейское, коммунальное, строительное, дорожно-транспортное, промысловое, социальное, школьное, административно-хозяйственное, финансовое и налоговое право, право защиты окружающей природной среды) части.

 

Предметом административно-правовой науки является исследование правоотношений в сфере государственного управления, применения норм административного  права, действия административно-правовых законодательных актов, правотворчество  самих органов государственного управления.

 

Задачами  административно-правовой науки является выявление проблем административного  права, сложностей в применении его  норм, толкование административно-правовых норм, разработка новых понятий и  принципов, направленных на совершенствование  государственной управленческой деятельности.

 

Итоги научных  изысканий (выводы, рекомендации, предложения, проекты законов, справки по улучшению  управленческой деятельности и др.) способствуют повышению эффективности  правоприменительной административно-правовой деятельности и укрепляют механизм административно-правового регулирования.

 

Теоретической основой науки административного  права служат другие науки (философия, наука социального и государственного управления, общая теория государства  и права, политология и социология), научные труды отечественных  и зарубежных ученых. Важное значение для науки административного права имеет анализ законодательства (федерального и субъектов РФ) и административного правотворчества органов исполнительной власти (например, постановления о системе органов исполнительной власти и их структуре). Используя методы научного анализа (исторический, логический, формально-юридический, социологический, сравнительно-правовой), наука административного нрава способна раскрыть проблемы современного правового регулирования управленческой деятельности. Развитие этой науки немыслимо без постоянного изучения практической деятельности государственных и муниципальных органов (административной практики), без проведения социологических исследований в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления и государственных служащих.

 

Система науки  административного права обусловлена  системой административного права, его структурой, совокупностью правовых институтов, подотраслей административного права, норм и логической взаимосвязью между ними. Вместе с тем система отрасли административного права характеризуется меньшим объемом по сравнению с наукой административного права, так как последняя исследует не только правовую сторону управления, но и многие другие проблемы и отношения.

 

Камералистика

 

Начало развитию науки административного права  положила камералистика — наука  о финансах, экономике, хозяйстве, управлении (так называемая старая камералистика). Корни этой старейшей науки уходят в XVI столетие. Повышенная потребность  в финансах для содержания двора (государства), чиновничества и военных, а также развитие меркантильной  экономической политики выступили  главными причинами становления  научных знаний и представлений  в областях, изучаемых камералистикой.

 

Камеральная наука (которая считалась в ту эпоху также полицейской наукой) выработала свой инструментарий изучения управления, его структурную организацию  и процесс совершенствования. Будучи политической по сути, камеральная наука учитывала также учение об экономике и о государственных финансах. На созданных теоретических основах возникла и новая наука административного права XIX столетия.

 

Практически до XIX в. назначением полицейской государственной деятельности считалось обеспечение «счастья граждан», безопасности и благосостояния. Соответственно этому с термином «полиция» идентифицировалось внутреннее управление (за исключением управления финансами). Поэтому и литература по управлению именовалась «полицейской наукой». Она составляла комбинацию из описаний управленческих дел (случаев, мероприятий) и изданных в связи с этим инструкций и практических указаний по осуществлению административных действий.

 

С развитием  управления в важную правовую отрасль  постепенно превращалось и административное право. Оно вырабатывало свою терминологию и создавало специальные правовые нормы, систему категорий, устанавливало  формы и методы деятельности. Одновременно административное право представлялось и в качестве самостоятельной  юридической дисциплины, которая  стала предметом отдельной юридической  доктрины. В процессе дальнейшего  развития камералистики происходило  одновременное обособление входящих в нее дисциплин. Наиболее значимым в деле формирования самостоятельной  науки административного права  явилось выделение из камералистики  полицейского права.

 

Переход в XIX в. развитых европейских стран от аграрного хозяйства к индустриализации обусловил быстрое развитие населенных пунктов и их укрупнение. Концентрация больших групп людей на ограниченном пространстве уменьшала их возможность самообеспечения при удовлетворении своих потребностей. Следствием этого стало проведение глубоких социальных и экономических перемен, появление новых задач публичного управления, осуществление правовых реформ, развитие правоведения, законодательства, применения права, а также внедрение в практику государственного строительства и управления нормативных нововведений. Административное право в те годы развивалось соответственно общим тенденциям понимания и развития права, всей правовой системы и законодательства.

Полицейское право

 

В XIX в. развитие учения об управлении достигло апогея под воздействием научных представлений  о предмете управления выдающихся ученых Р. Моля и Л. Штейна. Система управления либерального правового государства  характеризуется разделением властей, сокращением задач государства (и  вместе с этим задач управления), «связыванием» законом административной власти правителей и установлением  субъективных правовых позиций каждого  индивидуума по отношению к государственной  власти. Таким образом, с образованием государственно-правового порядка  и новых общественных отношений  началось формирование предпосылок  для создания науки административного  права. Сначала эта наука называлась «государственно-правовой наукой» (наукой государственного права), что показывало ее взаимосвязь как с государственным правом, так и с публичным правом.

 

Административное  право отделилось от науки государственного права в качестве самостоятельной  части дисциплины публичного права  в результате длительного и противоречивого  процесса развития. Предпосылкой выделения  нового административного права  послужило появление уже в XVII—XVIII вв. новой кадровой профессиональной категории, т. е. чиновников. В те времена  сильной центральной государственной  власти требовался корпус профессиональных администраторов, который послушно и качественно исполнял бы свои задачи. Возникновение чиновничества с  их верностью закону, беспристрастностью и деловитостью являлось важным условием формирования буржуазного правового  государства. В XIX в. произошло дальнейшее укрепление бюрократии, необходимой  для выполнения зарождавшегося в то время «управленческого государства».

Информация о работе Лекция по "Административному праву"