Метод принуждения в административной деятельности полиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Административная деятельность полиции осуществляется посредством целенаправленного воздействия субъекта деятельности на объект деятельности, на волю людей и их способность совершать целенаправленные действия. Приемы, средства и способы, которыми осуществляется воздействие, именуются методами административной деятельности. Административная деятельность полиции осуществляется посредством различных методов. Множество методов обусловлено сложностью процессов административной деятельности. Методы дополняют друг друга, так как каждый из них характеризуется способом реализации общих целей административной деятельности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Административная деятельность органов внутренних дел 4
1.1. Понятие, основные черты и формы административной
деятельности органов внутренних дел 4
1.2. Принципы Административной деятельности органов
внутренних дел 12
1.3. Виды методов административной деятельности полиции 23
Глава 2. Метод убеждения в административной деятельности
полиции 28
Глава 3. Метод принуждения в административной деятельности
полиции 34
3.1. Меры административного предупреждения, применяемые
милицией 37
3.2. Меры административного пресечения, применяемые милицией…41
3.3. Меры обеспечения производства по делу, применяемые
милицией 45
3.4. Меры административного наказания 52
Заключение 55
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

diplom_ad_ovd).doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

Внешняя административная деятельность характеризуется обязательностью указаний (распоряжений) органа внутренних дел (или его полномочного представителя) для другой стороны данного правоотношения. Таковы, например, указания инспектора государственной противопожарной службы об устранении нарушений правил пожарной безопасности, требования инспектора разрешительной системы о предоставлении необходимых документов при выдаче разрешений на приобретение и хранение огнестрельного оружия и других объектов, подпадающих под разрешительную систему, требование работника полиции о прекращении правонарушения и т.п.

Сказанное ни в  коей мере не дает оснований для утверждения, что все отношения, участниками которых являются органы внутренних дел, строятся по принципу «власть-подчинение». Профилактический характер внешней административной деятельности органов и их сотрудников обусловливает необходимость в целях достижения наибольшего результата вступления в отношения, характеризующиеся равенством сторон, сотрудничеством.

В целях более  полной характеристики административной деятельности отдельных аппаратов, служб органов внутренних дел следует иметь в виду, что каждая из них наряду с общими имеет свои конкретные задачи, охватывающие определенную сторону охраны общественного порядка. Например, конкретные задачи полиции определены в специальном законе. Выполнение конкретных  задач  осуществляется  в специфических  формах: например, обеспечение порядка на улицах, в парках и т.п. достигается путем несения службы патрульно-постовыми нарядами полиции и патрулирования членов добровольных народных дружин. Возникающие в процессе выполнения этих задач отношения регулируются соответствующим законодательством.

Таким образом, специфика общественных отношений, складывающихся в том или ином конкретном направлении административной деятельности, обусловливает, с одной стороны, наличие специальных правовых актов, с другой — особые формы действий в ходе внедрения этих актов в жизнь.

Решение однородных задач административно-правовыми средствами осуществляется путем совершения однотипных действий, определяемых характером возникающих при этом общественных отношений. Совокупность такого рода действий составляет вид административной деятельности.

Форма административной деятельности органов внутренних дел  — это организационно-правовое внешнее выражение конкретных однородных действий, совершаемых в целях практического осуществления стоящих перед ними задач. Следовательно, форма есть объективированное выражение сущности деятельности органов внутренних дел и их должностных лиц, которые осуществляют административную деятельность. При этом форма, раскрывая содержание деятельности, показывает вместе с тем конкретные пути ее осуществления.

Административная  деятельность органов внутренних дел осуществляется в следующих формах:

1. правотворческая – издание уставов, положений, приказов;

2. правоприменительная, которая в свою очередь подразделяется на:

- регулятивную – направляющую, вносящую порядок, планомерность во что-либо – издание приказа начальника органа внутренних дел о назначении на должность того или иного сотрудника;

- правоохранительную – охрана общественного порядка,  по  плану при проведении массовых мероприятий;

3. проведение организационных мероприятий (инструктирование);

4. совершение материально-технических действий, операций – являясь необходимой предпосылкой для правотворческой, правоприменительной и организационной деятельности, выражается в подготовке и обработке информационных материалов, справок, отчетов, осуществлении учетно-статистической работы, делопроизводства.

 

1.2. Принципы Административной деятельности органов внутренних дел

 

Принципы административной деятельности органов внутренних дел - это система основных, исходных положений, которые служат основой  правового регулирования, организации  и функционирования органов внутренних дел.

Понятие принципов  отражает и включает в себя три основных момента:

1) принципы - это  идеи, отражающие обобщение опыта  и выражающие отношение к административной  деятельности органов внутренних  дел; 

2) принципы - это  требования, предъявляемые к организационному  построению и правовому обеспечению административной деятельности;

3) принципы - это  система (режим) регулятивного  воздействия на общественные  отношения, возникающие при осуществлении  административной деятельности.

Идеи, требования и режим составляют субъективную характеристику принципов административной деятельности органов внутренних дел так как они формируются людьми и отражают социальные ценности.

Принципы отражают также законы общественного развития и закономерности управления, которые  являются одним из источников административной деятельности и носят объективный характер.

Принципы можно  подразделить на социально-правовые и  организационные. К социально-правовым принципам относятся: уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, гуманизм, демократизм, сочетание  гласности и профессиональной тайны, научность. К организационным принципам относятся: принципы построения аппаратов (отраслевой, функциональный, территориальный, двойного подчинения) и принципы их деятельности (рационального распределения полномочий, ответственности за результаты работы, сочетания единоначалия и коллегиальности).

Уважение прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип отражает одно из главных  положений Конституции Российской Федерации - человек, его права и  свободы являются высшей ценностью  и занимает ведущее место в  иерархии принципов административной деятельности органов внутренних дел. Органы внутренних дел, осуществляя административную деятельность, обязаны: во-первых, признавать права и свободы человека и гражданина, которые принадлежат каждому от рождения и являются неотчуждаемыми и непосредственно действующими на всей территории Российской Федерации. Пренебрежение, презрение прав и свобод человека и гражданина, их игнорирование являются проявлением деформации правосознания сотрудников и самой системы органов внутренних дел в целом.

Во-вторых, органы внутренних дел обязаны соблюдать  права и свободы человека и  гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В-третьих, осуществляя  административную деятельность органы внутренних дел защищают права и свободы человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств. Для этого они наделяются правом применения мер принуждения (предупреждения, пресечения, процессуального обеспечения, взыскания), которые связаны с определенными ограничениями морального, материального и физического характера.

Всякое ограничение  граждан в их правах и свободах допустимо лишь на основании и  в порядке, прямо предусмотренных  федеральными законами и только в  той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и свобод других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Во всех случаях  ограничения прав и свобод гражданина сотрудники органов внутренних дел  обязаны разъяснить ему основания и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности и предоставить необходимую помощь. При этом разрешение правового спора должно быть справедливым, то есть соответствовать характеру и степени опасности правонарушения, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Признание, соблюдение и защита как основные элементы уважения прав и свобод человека и гражданина обеспечиваются соответствующими механизмами  надзора, контроля за административной деятельностью органов внутренних дел и ответственности их сотрудников.

Законность  как принцип административной деятельности органов внутренних дел находит  свое выражение в ее подзаконном  характере и предполагает такое  состояние общественных отношений, при котором обеспечивается верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности.

Подзаконность административной деятельности органов  внутренних дел означает то, что  она осуществляется на основании  и во исполнении законов, в пределах и порядке, указанных в законе или ином нормативном правовом акте, составляющем ее правовую основу.

Верховенство  закона состоит в том, что:

1) Конституция  Российской Федерации имеет высшую  юридическую силу, прямое действие  и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы внутренних дел, осуществляя административную деятельность, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;

2) законы и  иные нормативные правовые акты  субъектов Российской Федерации  не должны противоречить федеральным  законам, принятым по вопросам  организации и деятельности органов  внутренних дел. В случае противоречия  между федеральным законом и иным правовым актом, издаваемым в Российской Федерации, действует федеральный закон;

3) общепризнанные  принципы и нормы международного  права и международные договоры  Российской Федерации, являясь  составной частью правовой системы  Российской Федерации и одобренные Российским государством, имеют приоритет по отношению к российскому законодательству. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Единство законности означает:

1) единство правового  регулирования, то есть упорядочение  общественных отношений, возникающих  при осуществлении административной  деятельности органов внутренних  дел в процессе нормотворческой  и правоприменительной деятельности, предполагающее верховенство федерального законодательства, единство в понимании, толковании, исполнении и применении законов и иных нормативных правовых актов;

2) единство организации  административной деятельности, включающее  единство системы органов внутренних дел, одинаковость в понимании целей, задач, поставленных перед службами и подразделениями органов внутренних дел, сочетание "жестких" (иерархических) и "гибких" (в зависимости от особенностей среды функционирования) структур, единство основных требований, предъявляемых к службе в органах внутренних дел; 3) единство форм и методов, обеспечивающих административную деятельность, раскрывающих механизм реализации полномочий органов внутренних дел и способы соблюдения законности в органах внутренних дел (контроль и проверка исполнения решений, административный надзор, обжалование незаконных действий сотрудников органов внутренних дел и др.).

В тесном единстве с законностью находится целесообразность. Целесообразность - это важнейшее  правовое и нравственное требование правильного принятия управленческого и иного решения, направленного на оптимальное достижение цели в конкретной ситуации.

Основными чертами  и свойствами целесообразности является то, что она вытекает из оперативной  самостоятельности органов внутренних дел, предполагает возможность оценки необходимых данных о состоянии оперативной обстановки в конкретной ситуации, выбор процедуры принятия решения, тесно связана с административным усмотрением, не противоречит законности, возможна и допустима только в рамках законности.

Реальность  законности означает фактическое осуществление  предписаний правовых норм в управленческой, оперативно-исполнительной, правоохранительной, правовосстановительной деятельности органов внутренних дел и неотвратимость ответственности за любое нарушение.

Гуманизм. По своей сути деятельность органов внутренних дел (полиции) и ее сотрудников носит гуманный характер, так как она направлена на защиту человека от преступных и иных противоправных посягательств, на охрану общественного порядка и общественной безопасности, на обеспечение благоприятных условий для труда, отдыха и спокойствия людей.

Реализация  данного принципа в деятельности полиции предполагает, прежде всего, гуманное, человечное отношение ко всем гражданам, вовлеченным, так или иначе, в сферу ее функционирования.

Гуманизм как  принцип административной деятельности органов внутренних дел следует  рассматривать по отношению к  способам и средствам воздействия на общественные отношения, среди которых можно выделить следующие:

- сотрудникам органов внутренних дел запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению;

- сотрудников  органов внутренних дел (полиции) запрещается вооружать специальные средства и огнестрельное оружие, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска;

- сотрудникам  органов внутренних дел (полиции) запрещается применять специальные средства и огнестрельное оружие в отношении конкретных категорий граждан и соответствующей обстановке, предусмотренных, в частности, Законом Российской Федерации "О полиции";

- сотрудники  органов внутренних дел (полиции) обязаны при применении исключительных мер административного пресечения (физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия);

Информация о работе Метод принуждения в административной деятельности полиции