Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:57, реферат
Одна из сущностных характеристик правового статуса личности, его ядро и системообразующий элемент – права, свободы и обязанности личности.
Правовой статус личности включает в себя всю совокупность прав, свобод, законных интересов и обязанностей человека и гражданина, предусмотренных в принципах и нормах всего текущего законодательства. В то же время конституционное законодательство содержит основные права, свободы и обязанности, образующие конституционный статус личности.
Введение
Права и обязанности граждан в сфере государственного управления. Обращение граждан.
Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
Обращение граждан.
Обеспечение законности при осуществлении государственного управления.
Заключение.
Список литературы.
Органы исполнительной власти
действуют на основе законов, но многие
из них при этом обладают правом
издания нормативных актов, которые
регулируют деятельность предприятий,
учреждений и организаций, а также
граждан, т.е. участвуют в определении
их прав и обязанностей. Гражданин
может, конечно, не реализовать право,
предоставленное ему, но он не может
отказаться от самого этого права, поскольку
оно установлено властным путем
- законом или на основе закона. Все
это связано с тем, что государственный
орган, должностное лицо, осуществляющее
исполнительно-распорядительную деятельность,
действует по поручению государства,
выражает государственную волю, участвует
в выполнении функций государства,
обеспечивая и защищая
Важнейшей обязанностью граждан,
как субъектов
В Конституции, законах и
других актах предусмотрен целый
ряд гарантий, т.е. специальных экономических,
политических, организационных и
юридических (в том числе административно-
Судебная защита прав и свобод гражданина может осуществляться в соответствии с внутригосударственным законодательством, а также международными договорами РФ.
Статьи 18 и 46 Конституции особо подчеркивают роль судов в защите прав и свобод граждан. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой зашиты.
В современном законодательстве
России заметна тенденция к расширению
возможностей судебной защиты прав и
свобод граждан, а также совершенствованию
процессуального
В современных условиях административно-правовой статус гражданина в сфере государственного управления существенно меняется.
Во-первых, права и свободы человека признаны ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью, и их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства.
Во-вторых, корреспондирующая ст. 2 Конституции РФ ст. 18 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, в том числе и в сфере государственного управления.
В-третьих, административно-правовой
статус граждан в сфере
В-четвертых, административно-правовой статус граждан становится по своему содержанию значительно полнее, богаче, разностороннее, расширяется диапазон его регулирования во многих сферах экономической, политической, социальной жизни. Подтверждением этого важного положения являются, например, Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г., отменивший прописку и установивший взамен ее регистрацию граждан и уведомительный порядок ее реализации; Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 18 июля 1996 г, который установил право граждан РФ свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться в свою страну; Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г., значительно расширивший права граждан в сфере торговли, предоставления услуг и работ; эти права и обязанности граждан получили дальнейшую конкретизацию и развитие в правилах продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998г.
В-пятых, значительно повышается роль суда в защите прав граждан в сфере государственного управления. В соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. (с изменениями и дополнениями, которые внес в него Федеральный закон от 14 декабря 1995 г.) каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) или бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных или муниципальных служащих нарушены его права и свободы.
Конкретизируя, дополняя, детализируя
нормы конституционного права, а
также других отраслей права, например
налогового, таможенного, бюджетного,
экологического права в сфере
государственного управления, нормы
административного права
Обращения граждан.
Одним из важнейших элементов административно-правового
статуса граждан является их конституционное
право (ст. 40 Конституции) направлять личные
или коллективные обращения в государственные
органы.
Государственные органы, а также должностные
лица обязаны рассмотреть обращение и
дать ответ по существу в определенный
законом срок. Отказ от рассмотрения поданного
заявления должен быть письменно мотивированным.
Основные понятия, применяемые в Законе
Республики Беларусь «Об обращениях граждан»,
и их определения:
1) обращение — индивидуальное или коллективное
предложение, заявление, жалоба гражданина
(граждан) в государственный орган, иную
организацию (должностному лицу), изложенные
в устной или письменной форме;
2) предложение — рекомендации по улучшению
деятельности государственных органов,
иных организаций (должностных лиц), совершенствованию
правового регулирования отношений в
государственной и общественной жизни,
решению вопросов экономической, политической,
социальной и других сфер деятельности
государства и общества;
3) заявление — ходатайство о реализации
прав, свобод и законных интересов гражданина
(граждан), не связанных с их нарушением;
4) жалоба — требование о восстановлении
прав, свобод и законных интересов гражданина
(граждан), нарушенных действиями (бездействием)
должностных лиц государственных органов,
иных организаций или граждан;
5) индивидуальное обращение — обращение
одного гражданина в государственный
орган, иную организацию (к должностному
лицу);
6) коллективное обращение — обращение
двух и более граждан в государственный
орган, иную организацию (должностному
лицу);
7) письменное обращение — обращение гражданина
( дан) в государственный орган, иную организацию
(к должностному лицу), изложенное в письменной
форме;
8) устное обращение — обращение гражданина
(граждан), высказанное им (ими) на личном
приеме должностному лицу государственного
органа, иной организации;
9) повторное обращение — обращение гражданина
(граждан) по одному и тому же вопросу в
один и тот же государственный орган, иную
организацию (к должностному лицу);
10) анонимное обращение — обращение гражданина
(граждан) в государственный орган, иную
организацию (к должностному лицу), в котором
не указаны его (их) фамилия, имя, отчество
либо данные о месте жительства и (или)
работы (учебы) либо отсутствует личная
подпись гражданина (граждан).
В законодательстве предусмотрено: общее
право жалобы, которым обладают все граждане.
Общие жалобы рассматриваются в установленном
Законом «Об обращениях граждан» порядке.
Общее право жалобы может быть разделено
на право на административное обжалование
и право на судебное обжалование;
специальное право жалобы, предоставленное
лицам как участникам гражданского и уголовного
процесса, административного и дисциплинарного
производства, трудовых споров и т.д. (например,
правонарушитель может подать жалобу
на постановление по делу об административном
правонарушении), т.е. специальные жалобы
регламентируются специальными нормами.
Особенности специальной жалобы:
1) наличие специальных норм, устанавливающих
особый порядок ее рассмотрения;
2) специальные основания для обжалования
(например, постановление по делу об административном
правонарушении), прямо названные в законе;
3) четкое определение адресатов жалобы;
4) специальные сроки подачи жалобы (в течение
10 дней со дня вынесения постановления);
5) специальные, более короткие сроки их
рассмотрения (в 10 дневный срок со дня
поступления жалобы).
Обращения, по которым не требуется дополнительных
проверок, должны быть рассмотрены не
позднее чем в 15-дневный срок; общий срок
рассмотрения обращений граждан — не
позднее одного месяца.
При необходимости проведения специальных
проверок, запроса исполнительных материалов
руководитель может продлить указанный
срок, но не более чем на один месяц, одновременно
сообщив об этом заявителю. Письменные
обращения, не соответствующие требованиям
ст. 7 Закона «Об обращениях граждан», могут
быть оставлены без рассмотрения с уведомлением
граждан в пятидневный срок о причинах
оставления обращений без рассмотрения.
Анонимные обращения рассмотрению не
подлежат, за исключением обращений, содержащих
сведения о готовящемся, совершаемом или
совершенном преступлении.
Направление гражданами предложений и
заявлений в государственные органы, иные
организации (должностным сам) сроком
не ограничено.
Жалобы могут быть направлены гражданами
в государственные органы, иные организации
(должностным лицам) не позднее трех лет
со дня нарушения прав, свобод и (или) законных
интересов граждан или со дня, когда им
стало известно об их нарушении.
Для начала следует отметить, что
законность — это политико-правовое
явление, которое характеризует
процесс совершенствования
Сущность законности составляет требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства всеми участниками правовых отношений.
Признаками законности являются:
1) причинно-следственная
2) высокая степень абстракции, которая
объясняется собирательным
3) всеобщность и
4) объективный характер
5) пресечение любых
6) обеспечение государственной защиты законности.
Субъектами законности можно назвать всех участников общерегулятивных правовых отношений. Нарушением законности является совокупность фактов нарушения юридической нормы. Принципы законности — это исходные начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения субъектов по поводу необходимости соблюдения законом. Данные принципы законности обусловлены закономерностями общественного развития. К принципам законности можно отнести следующие принципы:
• единство законности,
• гарантированность основных прав и свобод граждан,
• неотвратимость наказания за совершенное правонарушение,
• недопустимость противопоставления законности и целесообразности,
• взаимосвязь законности и культурности.
Основным способом обеспечения законности являются государственный и общественный контроль, прокурорский и административный надзор.
Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.
В зависимости от объема и содержания государственный контроль делится на общий (охватывает все направления деятельности подконтрольного объекта) и специальный (осуществляется по какому-либо конкретному направлению деятельности, какому-либо конкретному вопросу– финансовый, таможенный, санитарный, экологический и др.).
В зависимости от направленности и организационно-правовых форм государственный контроль делится на внешний (осуществляется в отношении объектов, непосредственно не подчиненных контролирующему органу) и внутренний (осуществляется в пределах системы данного органа исполнительной власти или иного органа).
В зависимости от субъекта деятельности существует контроль Президента РФ, контроль органов представительной (законодательной) власти и контроль органов исполнительной власти.
Контрольные полномочия Президента РФ:
1) назначает с согласия
2) назначает на должность и
освобождает от должности по
предложению Председателя
3) имеет право приостанавливать постановления и распоряжения Правительства РФ;
4) имеет право приостанавливать
действие актов органов
5) назначает на должность и
освобождает от должности
6) назначает на должность и
освобождает от должности
7) осуществляет иные контрольные полномочия как Верховный
Согласно ст. 32 Конституции РФ граждане
России имеют право участвовать
в управлении делами государства. Это,
в частности, предполагает общественный
контроль за органами государственного
управления, за деятельностью государственного
аппарата и должностных лиц.
Субъектами такого контроля являются
общественные объединения граждан (политические
партии, профессиональные союзы, молодежные
и другие организации, органы общественной
самодеятельности, трудовые коллективы),
а также отдельные граждане, выступающие
как частные лица. Все эти субъекты выступают
от имени общественности или от себя лично,
а не государства. Поэтому их контрольные
полномочия, как правило, лишены юридически
властного характера. Для общественного
контроля характерно предупреждение нарушений
законности в деятельности органов исполнительной
власти посредством использования мер
общественного воздействия. Как и государственный,
общественный контроль опирается на правовые
основы.
Общественные объединения, действующие
согласно Федеральному закону от 19 мая
1995 г., наделены достаточно широкими контрольными
полномочиями в сфере исполнительной
власти. В частности, они участвуют в формировании
органов исполнительной власти и выработке
их решений; представляют и защищают свои
права и законные интересы своих членов
(участников), а также других граждан; выступают
с инициативами по различным вопросам
общественной жизни и вносят предложения
в органы государственной власти.
Особо важна роль профсоюзов. Согласно
Федеральному закону "О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности"
от 12 января 1996 г., они имеют право осуществлять
контроль за соблюдением работодателями,
должностными лицами законодательства
о труде, требовать от них устранения выявленных
нарушений. Работодатели, должностные
лица обязаны в недельный срок сообщить
профсоюзу о результатах рассмотрения
требования и принятых мерах.