Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:46, лекция
Как и любая отрасль права, административное право имеет свой предмет - тот круг общественных отношений, который регламентирован нормами данной отрасли. Характерная особенность административного права в том, что оно, по сути, в той или иной степени участвует в регулировании всего комплекса отношений в современном обществе. Традиционным в определении предмета административного права как отрасли является то, что оно как совокупность правовых норм регулирует общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления).
На уровне субъектов РФ источниками административного права являются:
Нормативные правовые акты
органов федеральной
В силу многообразия административных
правовых норм возникает проблема их
систематизации, кодификации и инкорпорации.
Теория источников административного
права позволяет
7. Понятие и виды административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления). Признаки административных правоотношений:
Административные
Структура административно-правовых отношений:
Виды административно-правовых отношений:
1) по характеру правоотношений:
2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:
3) по целям:
8. Структура административного правоотношения
Непосредственным объектом административных
правоотношений является волевое поведение
человека, его деяния. Нормами административного
права точно определяется, между
какими субъектами должны возникать
правоотношения, каковы будут права
и обязанности сторон. Так, отношения
граждан, связанные с призывом на
военную службу, получением прав на
управление транспортными средствами,
возникают при заранее
9. Коллективные субъекты административного права
Коллективные субъекты
административного подчинения (общая
характеристика).
Коллективный субъект-организованное,
обособленное самостоятельная группа
людей, выступающих во вне, как нечто единое
персонифицированные, обладающее пассивной
административной правоспособностью.
2 предпосылки
-Социальная
-Юридическая
Условия
!.Соц будет иметь место если присутствует
внешняя обособленность
!.персонификация-выступает как одна персона
!.способность выражать, выробатывать
персонифицированную волю
Признаки хар-е
!.данная группа должна иметь нормативно
установочные цели
!.должна быть функционально дифференцирована
!.действовать на законном основании
!. должна обладать правосубъектностью,
свои права реализовывать через уполномоченных
лиц. Замена личного состава не влияет
на его название и правовое положение
Виды
-государственные,
-коммерческие и некомерчесские
Внутреннее строение
-организация,структурное подразделение,трудовой
коллекти
Документы
-устав или иной учредительный акт
Документ свидетельства:::об административном
разрешении,либо по регистрации,либо всё
остальное по любой форме публичности
2 формы публичного
признания
-явочная и регистрационная
!явочная-в силу официального дозволения правоспособность коллективного субъекта возникает с момента- принятия решения о его создании,-утверждение учредительных документов,формирование руководящих органов.
!регистрационная-нужно
обратиться в инстанцию, которая принимает
решение
Коллективный субъект возникает при регистрации
Факультативная форма имеет место тогда
когда ранне созданный когда ранне созданный
коллективный субъект сам обращается
в надлежащий орган с просьбой его зарегистрироваться
2 вида формы
Заявительная-
Уведомительная-ставит в известность
орган
Признаки административных
органов
-наименование
-юридический адрес
-место фактического нахождения
-место нахождения руководящего органа
-реквизиты
Цели деятельности
ФИО,виды деятельности,форма собсьвенности,численогсть
работников,
Правила взаимодействия
-По общиму правилу адм. Орган не вправе
принимать акты или совершать действия
ограничивающие самостоятельность этих
субъектов, создании дискриминационных
или благотворительных условий их деятельности
-административным органам запрещается
совмещение функций с функциями этих субъектов,
Варианты взаимодействия
Позитивное регулирований,негативное
регулирование
Позитивное-распорядительная
и сервисная деятельность
Негативное-меры пресечения, меры ответственности,меры
пресечения,ответственность
11. Виды индивидуальных субъектов
Субъектом права традиционно называют лицо, которое в силу юридических норм может выступать в качестве участника (стороны) правоотношения, носителя субъективных юридических прав и обязанностей. Признание лица субъектом права происходит в результате распространения на данное лицо действия правовых норм. «Юридические нормы образуют обязательную основу выступления индивидов, организаций, общественных образований как субъектов права» Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2011..
В теории государства и права понятие «субъект права» разработано достаточно детально. Многие российские правоведы-теоретики определяли указанное понятие в своих трудах. В частности, профессор В.С. Нерсесянц определяет субъекты права как «лица или организации, за которыми признано законом особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями» Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства: учебник для юрид. вузов и факультетов / В.С. Нерсесянц. М., 2004. С. 518.. Следовательно, ключевым аспектом в обозначении субъектного состава конкретной отрасли права является понятие правосубъектности, которое, в свою очередь, включает в себя понятия правоспособности и дееспособности.
Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Характерной особенностью административного права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще одной особенностью, административного права, по мнению Звоненко Д.П., является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений. К числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие. В качестве субъектов административного права выступают Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. - "Юстицинформ", 2007 .
Субъектами административного
права следует признать участников
общественных отношений, которых нормы
административного права
Понятие «субъект
административного права» следует
отличать от понятия «субъект (участник)
административного
Ц.А. Ямпольская выделила три основные группы субъектов административного права: «1. Органы государства и их агенты. 2. Общественные организации и их органы. 3. Граждане СССР» Ямпольская Ц.А. О месте административного права в системе советского социалистического права. // Сов. Государство и право. 1956. N 8. С. 9.. Попов Л.Л. выделяет четыре основные группы субъектов административного права: 1. Граждане, 2. Органы исполнительной власти, 3. Государственные корпорации, предприятия и учреждения, 4. Некоммерческие организации Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). - М.: "Проспект", 2010..
Более развернутый перечень дает Г.И. Петров. «Субъектами административного права, - пишет он, - являются: 1) граждане СССР, лица без гражданства и иностранцы; 2) органы государственного управления и внутренние части их аппарата; 3) государственные и общественные предприятия и учреждения и внутренние части их аппарата; 4) органы общественных организаций, деятельность которых регулируется правом, их внутренние части; 5) организации общественного содействия государственному управлению; 6) служащие, являющиеся носителями административных обязанностей и прав».
Таким образом, административно-правовая наука выделяет три группы субъектов административного права: а) индивидуальные субъекты (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства); б) коллективные субъекты (организации, органы государственной власти и местного самоуправления); в) общественно-территориальные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования) Смоленский М.Б., Дригола Э.В. Административное право: учебник. М.: КНОРУС. 2010. 320 с..
По Н.М. Конину, система индивидуальных субъектов административного права состоит из следующих субъектов:
1) граждане:
- обладающие общим административно-правовым статусом,
- обладающие особенным
административно-правовым