Предмет административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:46, лекция

Описание работы

Как и любая отрасль права, административное право имеет свой предмет - тот круг общественных отношений, который регламентирован нормами данной отрасли. Характерная особенность административного права в том, что оно, по сути, в той или иной степени участвует в регулировании всего комплекса отношений в современном обществе. Традиционным в определении предмета административного права как отрасли является то, что оно как совокупность правовых норм регулирует общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления).

Файлы: 1 файл

Зачёт по Ап.docx

— 123.57 Кб (Скачать файл)

На уровне субъектов РФ источниками административного  права являются:

  • законодательные и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов (конституции республик — субъектов РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);
  • правовые акты органов местного самоуправления, их администрации и исполнительных органов, принимаемые в пределах предоставленных им полномочий.

Нормативные правовые акты органов федеральной исполнительной власти и субъектов РФ, а также  органов местного самоуправления, являясь  источниками административного  права, представляют собой форму  реализации компетенции данных органов.

В силу многообразия административных правовых норм возникает проблема их систематизации, кодификации и инкорпорации. Теория источников административного  права позволяет систематизировать  эти нормативные акты.

7. Понятие и виды административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления). Признаки административных правоотношений:

  • являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес;
  • носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление;
  • являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений;
  • в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты.

Административные правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных  ситуаций, возникающих в процессе существования административного  правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, административные правоотношения разрешаются внутри самой системы.

Структура административно-правовых отношений:

  • объект административных правоотношений – то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений;
  • субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления – это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе государственный орган;
  • юридические факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;
  • содержание, которое включает в себя субъективные права и юридические обязанности;
  • метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений;
  • способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).

Виды административно-правовых отношений:

1) по характеру правоотношений:

  • материальные, основанные на нормах материального права;
  • процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:

  • горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;
  • вертикальные – возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;
  • субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);
  • координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;

3) по целям:

  • регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;
  • охранительные – направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.

8. Структура административного правоотношения

Непосредственным объектом административных правоотношений является волевое поведение  человека, его деяния. Нормами административного  права точно определяется, между  какими субъектами должны возникать  правоотношения, каковы будут права  и обязанности сторон. Так, отношения  граждан, связанные с призывом на военную службу, получением прав на управление транспортными средствами, возникают при заранее определенных обстоятельствах, с определенными  органами исполнительной власти, при  этом права и обязанности сторон четко закреплены юридическими нормами. В определенные сроки, по определенной форме, определенным адресатам организации, к примеру, должны направлять статистические данные, отчеты, справки. Существующие в административно-правовых отношениях права и интересы могут защищаться в судебном порядке, но такие случаи не являются доминирующими. В основном же права участников таких отношений, споры между ними решаются в административном порядке: субъектом управления, который был (является) стороной административного правоотношения, вышестоящим или иным органом исполнительной власти. Субъекты исполнительной власти наделены правом решать, а другие участники отношений имеют право обжаловать такие решения. Более того, субъекты исполнительной власти во многих случаях наделены правом применять самые разнообразные меры воздействия к другим субъектам правоотношений. В частности, они могут потребовать объяснений, дать указания, отказать в просьбе, не присвоить звание, использовать средства административного, дисциплинарного принуждения. Следует также подчеркнуть, что для гражданско-правовых отношений характерна ответственность одной стороны перед другой. Административным правом установлен иной порядок ответственности сторон административно-правовых отношений в случае нарушения ими требований административно-правовых норм. В этом случае ответственность одной стороны не перед другой стороной правоотношения, а непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа (должностного лица). Именно исполнительные органы (должностные лица) наделяются полномочиями по самостоятельному воздействию на нарушителей требований административно-правовых норм (дисциплинарная, административная ответственность). Сами субъекты управления также отвечают за нарушение аналогичных требований (например, дисциплинарная ответственность работника аппарата исполнительной федеральной власти перед Президентом или Правительством Российской Федерации). Субъекта административного правоотношения можно рассмотреть на основе квалификации административных правоотношений на виды. В зависимости от особенностей участников административных отношений выделяются наиболее типичные их виды: " между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (к примеру, вышестоящие и нижестоящие органы); " между субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например: 2 министерства, администрация 2-х областей); " между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями; " между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т. п.); " между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления; " между субъектами исполнительной власти и хозяйственными негосударственными и социально-культурными объединениями и предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т. п.); " между субъектами исполнительной власти и гражданами.

9. Коллективные субъекты административного права

Коллективные субъекты административного подчинения (общая  характеристика). 
Коллективный субъект-организованное, обособленное  самостоятельная группа людей, выступающих во вне, как нечто единое персонифицированные, обладающее пассивной административной правоспособностью. 
2 предпосылки 
-Социальная 
-Юридическая

Условия 
!.Соц будет иметь место если присутствует внешняя обособленность 
!.персонификация-выступает как одна персона 
!.способность выражать, выробатывать персонифицированную волю 
Признаки хар-е 
!.данная группа должна иметь нормативно установочные цели 
!.должна быть функционально дифференцирована  
!.действовать на законном основании 
!. должна обладать правосубъектностью, свои права реализовывать через уполномоченных лиц. Замена личного состава не влияет на его название и правовое положение 
Виды 
-государственные,муниципальные, частное 
-коммерческие  и некомерчесские 
Внутреннее строение  
-организация,структурное подразделение,трудовой коллекти 
Документы 
-устав или иной учредительный акт 
Документ свидетельства:::об административном разрешении,либо по регистрации,либо всё остальное по любой форме публичности

2 формы публичного  признания 
-явочная и регистрационная

!явочная-в силу официального дозволения правоспособность коллективного субъекта возникает с момента- принятия решения о его создании,-утверждение учредительных документов,формирование руководящих органов.

!регистрационная-нужно обратиться в инстанцию, которая принимает решение 
Коллективный субъект возникает при регистрации 
Факультативная форма имеет место тогда когда ранне созданный когда ранне созданный коллективный субъект сам обращается в надлежащий орган с просьбой его зарегистрироваться 
2 вида формы 
Заявительная- 
Уведомительная-ставит в известность орган

Признаки административных органов 
-наименование 
-юридический адрес 
-место фактического нахождения 
-место нахождения руководящего органа 
-реквизиты 
Цели деятельности 
ФИО,виды деятельности,форма собсьвенности,численогсть работников,

Правила взаимодействия  
-По общиму правилу адм. Орган не вправе принимать акты или совершать действия ограничивающие самостоятельность этих субъектов, создании дискриминационных или благотворительных условий их деятельности 
-административным органам запрещается совмещение функций с функциями этих субъектов,

Варианты взаимодействия 
Позитивное регулирований,негативное регулирование

Позитивное-распорядительная и сервисная деятельность 
Негативное-меры пресечения, меры ответственности,меры пресечения,ответственность

 

11. Виды индивидуальных субъектов

Субъектом права  традиционно называют лицо, которое  в силу юридических норм может  выступать в качестве участника (стороны) правоотношения, носителя субъективных юридических прав и обязанностей. Признание лица субъектом права  происходит в результате распространения  на данное лицо действия правовых норм. «Юридические нормы образуют обязательную основу выступления индивидов, организаций, общественных образований как субъектов  права» Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2011..

В теории государства  и права понятие «субъект права» разработано достаточно детально. Многие российские правоведы-теоретики определяли указанное понятие в своих  трудах. В частности, профессор В.С. Нерсесянц определяет субъекты права как «лица или организации, за которыми признано законом особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями» Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства: учебник для юрид. вузов и факультетов / В.С. Нерсесянц. М., 2004. С. 518.. Следовательно, ключевым аспектом в обозначении субъектного состава конкретной отрасли права является понятие правосубъектности, которое, в свою очередь, включает в себя понятия правоспособности и дееспособности.

Субъектами любой  отрасли права признаются участники  общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Характерной  особенностью административного права  является огромное разнообразие субъектов  административно-правовых отношений. Еще одной особенностью, административного  права, по мнению Звоненко Д.П., является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений. К числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие. В качестве субъектов административного права выступают Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. - "Юстицинформ", 2007 .

Субъектами административного  права следует признать участников общественных отношений, которых нормы  административного права наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения. Правоотношения - это основной канал реализации правовых норм, поэтому  носитель прав и обязанностей, как  правило, становится субъектом правоотношений, и в общем круг тех и других совпадает.

Понятие «субъект административного права» следует  отличать от понятия «субъект (участник) административного правоотношения». Субъект правоотношения - это лицо, участвующее в конкретном правоотношении и, таким образом, реализующее уже  принадлежащие ему субъективные права и обязанности. Субъект  права - это не участник конкретного  правоотношения, а лицо потенциально способное выступать в правоотношениях, приобретать и осуществлять в  них субъективные права и обязанности  в силу принадлежащего ему качества правосубъектности. Субъект правоотношения - субъект права, непосредственно реализующий свою правосубъектность в конкретном правоотношении.

Ц.А. Ямпольская выделила три основные группы субъектов административного  права: «1. Органы государства и их агенты. 2. Общественные организации  и их органы. 3. Граждане СССР» Ямпольская Ц.А. О месте административного права в системе советского социалистического права. // Сов. Государство и право. 1956. N 8. С. 9.. Попов Л.Л. выделяет четыре основные группы субъектов административного права: 1. Граждане, 2. Органы исполнительной власти, 3. Государственные корпорации, предприятия и учреждения, 4. Некоммерческие организации Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). - М.: "Проспект", 2010..

Более развернутый перечень дает Г.И. Петров. «Субъектами административного права, - пишет он, - являются: 1) граждане СССР, лица без гражданства и иностранцы; 2) органы государственного управления и внутренние части их аппарата; 3) государственные и общественные предприятия и учреждения и внутренние части их аппарата; 4) органы общественных организаций, деятельность которых регулируется правом, их внутренние части; 5) организации общественного содействия государственному управлению; 6) служащие, являющиеся носителями административных обязанностей и прав».

Таким образом, административно-правовая наука выделяет три группы субъектов  административного права: а) индивидуальные субъекты (граждане РФ, иностранные  граждане, лица без гражданства); б) коллективные субъекты (организации, органы государственной власти и местного самоуправления); в) общественно-территориальные  образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования) Смоленский М.Б., Дригола Э.В. Административное право: учебник. М.: КНОРУС. 2010. 320 с..

По Н.М. Конину, система индивидуальных субъектов административного права состоит из следующих субъектов:

1) граждане:

- обладающие общим административно-правовым статусом,

- обладающие особенным  административно-правовым статусом: предприниматель, фермер, менеджер, клиент, пассажир, абитуриент, студент,  пациент, допризывник, военнослужащий, военнообязанный и т.д.;

Информация о работе Предмет административного права