Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:46, лекция
Как и любая отрасль права, административное право имеет свой предмет - тот круг общественных отношений, который регламентирован нормами данной отрасли. Характерная особенность административного права в том, что оно, по сути, в той или иной степени участвует в регулировании всего комплекса отношений в современном обществе. Традиционным в определении предмета административного права как отрасли является то, что оно как совокупность правовых норм регулирует общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления).
Коренным для
всех остальных является понятие
«прокурор». Прокурор - это физическое
лицо, состоящее на постоянной или
временной службе в органах прокуратуры,
принятое на работу в порядке, установленном
Законом о прокуратуре и
Помимо прокуроров
в системе прокуратуры работают
прокурорские работники. К ним относятся
работники органов и учреждений
прокуратуры, имеющие классные чины
(воинские звания - в органах и
учреждениях военной
Прокурорский надзор
- понятие, характеризующее: 1) основную
функцию прокуратуры как
Прокуратура как
федеральный государственный
Прокурорский надзор
как отрасль юридической науки
означает сумму знаний о законодательстве,
регулирующем деятельность прокуроров
по осуществлению надзора, о формах,
средствах и методах его
Прокурорский надзор как учебная дисциплина - часть образовательных программ высших и средних учебных заведений. По содержанию и структуре учебная дисциплина прокурорский надзор делится на общую и особенную части. В общей части обычно рассматриваются вопросы о задачах и принципах прокурорского надзора, о системе органов прокуратуры, полномочиях прокуроров и т.д. Содержанием особенной части может быть информация об особенностях осуществления прокурорского надзора в отдельных направлениях, специфика реагирования прокурора на различные виды правонарушений.
Предмет прокурорского
надзора. Из рассмотренного выше понятия
прокурорского надзора как вида
государственной деятельности, отрасли
юридической науки и учебной
дисциплины вытекает, что каждое из
них имеет свой предмет, которые
в теории нередко путают. В соответствии
с задачами настоящего издания будет
рассмотрен лишь предмет прокурорского
надзора как вида государственной
деятельности. В этом смысле под
предметом прокурорского
Перечень этих лиц
определен в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре.
Из текста этой же статьи следует, что
в предмет прокурорского
Объекты и субъекты
прокурорского надзора. Эти два
понятия тесно связаны между
собой, хотя и существенно различаются
по содержанию, поэтому на практике,
да и в юридической литературе
не редки случаи неправильного применения
каждого из них, когда объект называют
субъектом и - наоборот. Под объектом
прокурорского надзора следует
понимать предприятия, учреждения, организации,
и другие органы, в которых проводятся
прокурорские проверки исполнения законов.
В качестве примера можно назвать
любое федеральное
Полномочия прокурора
- это объем прав и обязанностей,
которыми располагает прокурор для
осуществления своих функций. Основные
полномочия определены в Законе о
прокуратуре. Для осуществления
различных видов деятельности или
осуществления надзора в
Правовые средства
прокурорского надзора. Это понятие
тесно связано с предыдущим понятием
полномочий прокурора. Нередко и
в литературе и на практике они
понимаются как однозначные. Различие
между ними состоит в том, что
в Законе о прокуратуре определяются
полномочия прокурора при осуществлении
надзора, однако прокурор не только осуществляет
надзор, но и выполняет иные функции.
Прокурорский надзор как вид государственной
деятельности осуществляется путем
проведения различного рода действий,
в числе которых есть предусмотренные
законом, но есть и законом не регулируемые
(организационные и некоторые
другие). К правовым средствам прокурорского
надзора относятся только те, которые
предоставлены прокурору
Правовые средства
прокурорского надзора, предоставленные
прокурору Законом о
Акт прокурорского реагирования - широко распространенное в теории и практике прокурорского надзора понятие, означающее закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения. Так, выявив незаконный правовой акт, прокурор применяет такое правовое средство, как опротестование. Материальным выражением этого действия, формой его реализации является протест, в котором излагаются требования прокурора об отмене незаконного акта.
Методика прокурорского надзора. Прокурорский надзор, как отмечалось выше, состоит в применении предусмотренных Законом о прокуратуре правовых средств. Закон не дает, да и не может дать обязательных рекомендаций о том, какие из этих средств и в каких случаях необходимо применять в целях выявления и устранения правонарушений. Такие рекомендации вырабатываются в результате научной деятельности и в процессе практики прокурорского надзора. Наиболее эффективные из них, апробированные на практике, закрепляются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, а также в методических пособиях, разработках, рекомендациях и информационных письмах.
Совокупность таких
научно обоснованных и проверенных
на практике методов и приемов (способов)
применения правовых средств составляет
методику прокурорского надзора. Составляющие
ее методические рекомендации имеют
различную степень
Тактика прокурорского надзора. Стоящие перед прокуратурой задачи, в том числе по выявлению и устранению нарушений законов, прокурор решает, прибегая к различным методам и используя различные приемы применения предоставленных ему правовых средств.
Приемы могут
применяться в различной
31. Судебный надзор за законностью осуществления административной властью.
Вопрос о необходимости
и преимуществах судебного
а) рассмотрение жалоб организаций;.
б) рассмотрение требований
и протестов органов
в) проверка судами (судьями) при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности административных актов, имеющих значение для разрешения дел;
г) проверка судами при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;
д) рассмотрение дел о преступлениях субъектов исполнительной власти.
С точки зрения порядка
обращения в суд можно
1) исключительно судебный (вопрос о законности решается только судом);
2) альтернативный (с жалобой,
протестом, требованием можно
обратиться в вышестоящий
3) последовательный или
ступенчатый (вначале
4) исключительно административный (дело не подведомственно суду).
Судебный надзор за исполнительной властью может осуществляться по жалобам (искам) граждан и организаций, по требованиям государственных органов, по протестам прокуроров, а также по инициативе самих судов. Он может быть прямым или косвенным.
Прямым считается контроль,
когда суд рассматривает
А косвенный контроль осуществляется при рассмотрении иных гражданских дел, а также всех уголовных и административных дел. В этих случаях вопрос о законности встает, если это влияет на решение главного вопроса, связанного с рассматриваемым судом делом (о наличии преступления, виновности подсудимого, взыскании ущерба и т. д.), и он рассматривается попутно. Специального решения о законности акта исполнительной власти суд (судья) не принимает. Установив несоответствие административного акта юридическим нормам, суд (судья) либо выносит частное определение (ст. 321 УПК, 225 ГПК), либо возвращает дело на доследование, либо кладет этот факт в основу принимаемого приговора (решение, постановления).
Надзор за законностью административной деятельности осуществляют все имеющиеся в России суды: общие, военные, арбитражные, конституционные (уставные).
В арбитражных судах созданы
специальные коллегии, рассматривающие
споры организаций и
Одним из главных направлений деятельности Конституционного суда РФ в период перехода к рыночной экономике является защита прав граждан и юридических лиц как собственников, свободных предпринимателей, равноправных участников договорных отношений. Он рассмотрел ряд индивидуальных жалоб граждан и признал неконституционной правоприменительную практику относительно увольнений граждан с работы по возрасту; установления ограничительного срока обжалования незаконных увольнений с работы, считая его ограничением права на судебную и иную защиту; выселение из незаконно занятых жилых помещений с санкции прокурора без права судебного обжалования такой санкции и др.