Предмет административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:46, лекция

Описание работы

Как и любая отрасль права, административное право имеет свой предмет - тот круг общественных отношений, который регламентирован нормами данной отрасли. Характерная особенность административного права в том, что оно, по сути, в той или иной степени участвует в регулировании всего комплекса отношений в современном обществе. Традиционным в определении предмета административного права как отрасли является то, что оно как совокупность правовых норм регулирует общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления).

Файлы: 1 файл

Зачёт по Ап.docx

— 123.57 Кб (Скачать файл)

Коренным для  всех остальных является понятие  «прокурор». Прокурор - это физическое лицо, состоящее на постоянной или  временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном  Законом о прокуратуре и исполняющее  должностные обязанности, предусмотренные  тем же законом или приказом вышестоящего прокурора. Понятие «прокурор» - собирательное, так как охватывает такие должности, как Генеральный прокурор Российской Федерации, прокурор субъекта федерации, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. Кроме  того, это же понятие охватывает должности заместителей Генерального прокурора РФ, его советников и  помощников, заместителей и помощников всех нижестоящих прокуроров, помощников прокуроров по особым поручениям, старших  помощников, старших прокуроров и  прокуроров, старших прокуроров-криминалистов  и прокуроров-криминалистов управлений и отделов.

Помимо прокуроров в системе прокуратуры работают прокурорские работники. К ним относятся  работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания - в органах и  учреждениях военной прокуратуры). Прокурорскими работниками обычно являются научные и педагогические работники учреждений прокуратуры и некоторые иные работники подразделений органов и учреждений прокуратуры.

Прокурорский надзор - понятие, характеризующее: 1) основную функцию прокуратуры как специфического вида государственной деятельности; 2) отрасль юридической науки и 3) учебную дисциплину.

Прокуратура как  федеральный государственный орган  осуществляет ряд функций (надзор, расследование  преступлений, участие в рассмотрении дел судами, в правотворческой  деятельности и другие), важнейшей  из которых является надзор за исполнением  законов. В юридической литературе и на практике употребление понятия  «прокурорский надзор» применительно  к деятельности прокурора подразумевает  проведение проверок точности исполнения требований всех законов, действующих  на территории РФ или любого из них  в каждом конкретном случае.

Прокурорский надзор как отрасль юридической науки  означает сумму знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, о формах, средствах и методах его осуществления, закономерностях развития общественных отношений в сфере осуществления  надзора и т.д. Как отрасль науки  прокурорский надзор тесно связан с  такими самостоятельными отраслями  юридической науки, как уголовный, гражданский и арбитражный процесс, криминалистика и рядом других.

Прокурорский надзор как учебная дисциплина - часть  образовательных программ высших и  средних учебных заведений. По содержанию и структуре учебная дисциплина прокурорский надзор делится на общую и особенную части. В общей части обычно рассматриваются вопросы о задачах и принципах прокурорского надзора, о системе органов прокуратуры, полномочиях прокуроров и т.д. Содержанием особенной части может быть информация об особенностях осуществления прокурорского надзора в отдельных направлениях, специфика реагирования прокурора на различные виды правонарушений.

Предмет прокурорского  надзора. Из рассмотренного выше понятия  прокурорского надзора как вида государственной деятельности, отрасли  юридической науки и учебной  дисциплины вытекает, что каждое из них имеет свой предмет, которые  в теории нередко путают. В соответствии с задачами настоящего издания будет  рассмотрен лишь предмет прокурорского  надзора как вида государственной  деятельности. В этом смысле под  предметом прокурорского надзора  следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой  направлена деятельность прокурора. Из самой сущности прокурорского надзора  вытекает, что деятельность прокурора  направлена на регулирование общественных отношений, связанных с исполнением  требований законов. Но поскольку эти  требования обязательны для всех юридических и физических лиц, то предметом прокурорского надзора  можно считать исполнение законов  юридическими и физическими (должностными) лицами.

Перечень этих лиц  определен в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. Из текста этой же статьи следует, что  в предмет прокурорского надзора  не входят высшие органы представительной и исполнительной власти РФ, а также  судебные органы.

Объекты и субъекты прокурорского надзора. Эти два  понятия тесно связаны между  собой, хотя и существенно различаются  по содержанию, поэтому на практике, да и в юридической литературе не редки случаи неправильного применения каждого из них, когда объект называют субъектом и - наоборот. Под объектом прокурорского надзора следует  понимать предприятия, учреждения, организации, и другие органы, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. В качестве примера можно назвать  любое федеральное министерство, в котором могут быть проведены  проверки исполнения законов. Субъектом  прокурорского надзора следует  считать участников прокурорско-надзорных  отношений. Им является как сам прокурор, осуществляющий надзор, так и физическое (должностное) лицо, исполнение закона которым проверяется прокурором. На одном объекте прокурорского  надзора может быть несколько  объектов и субъектов надзора. Так, в том же федеральном министерстве может проводиться проверка исполнения законов в счетно-бухгалтерской  службе, в контрольных и иных подразделениях (объекты надзора) и законность актов, принятых должностными лицами (субъектами надзора).

Полномочия прокурора - это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для  осуществления своих функций. Основные полномочия определены в Законе о  прокуратуре. Для осуществления  различных видов деятельности или  осуществления надзора в различных  направлениях законом определяются различные по объему и содержанию полномочия прокурора. Так, для осуществления надзора за исполнением законов в ст. 22 Закона о прокуратуре определены такие полномочия, как требование от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений и др. Для осуществления надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокурору предоставлено полномочие отмены незаконных решений названных органов и ряд других. Эти полномочия определяются не только ст. 30 Закона о прокуратуре, но и уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.

Правовые средства прокурорского надзора. Это понятие  тесно связано с предыдущим понятием полномочий прокурора. Нередко и  в литературе и на практике они  понимаются как однозначные. Различие между ними состоит в том, что  в Законе о прокуратуре определяются полномочия прокурора при осуществлении  надзора, однако прокурор не только осуществляет надзор, но и выполняет иные функции. Прокурорский надзор как вид государственной  деятельности осуществляется путем  проведения различного рода действий, в числе которых есть предусмотренные  законом, но есть и законом не регулируемые (организационные и некоторые  другие). К правовым средствам прокурорского  надзора относятся только те, которые  предоставлены прокурору Законом  о прокуратуре или иным федеральным  законодательством для осуществления  надзора. Они носят процессуально  значимый характер. В применении этих правовых средств в целях выявления и устранения правонарушений и состоит суть прокурорского надзора.

Правовые средства прокурорского надзора, предоставленные  прокурору Законом о прокуратуре  по своему содержанию они могут быть разделены на средства выявления правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений.

Акт прокурорского  реагирования - широко распространенное в теории и практике прокурорского  надзора понятие, означающее закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения. Так, выявив незаконный правовой акт, прокурор применяет такое правовое средство, как опротестование. Материальным выражением этого действия, формой его реализации является протест, в котором излагаются требования прокурора об отмене незаконного акта.

Методика прокурорского  надзора. Прокурорский надзор, как отмечалось выше, состоит в применении предусмотренных  Законом о прокуратуре правовых средств. Закон не дает, да и не может  дать обязательных рекомендаций о том, какие из этих средств и в каких  случаях необходимо применять в  целях выявления и устранения правонарушений. Такие рекомендации вырабатываются в результате научной  деятельности и в процессе практики прокурорского надзора. Наиболее эффективные  из них, апробированные на практике, закрепляются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, а также в методических пособиях, разработках, рекомендациях  и информационных письмах.

Совокупность таких  научно обоснованных и проверенных  на практике методов и приемов (способов) применения правовых средств составляет методику прокурорского надзора. Составляющие ее методические рекомендации имеют  различную степень конкретности. Одни из них определяют методы осуществления  надзора в целом, методы обеспечения  его эффективности и т.п. Другие носят более частный характер. Они определяют методику надзора  за исполнением отдельных видов  законов. В соответствии с этим можно  различать общую методику прокурорского  надзора и частную методику прокурорского  надзора.

Тактика прокурорского  надзора. Стоящие перед прокуратурой задачи, в том числе по выявлению  и устранению нарушений законов, прокурор решает, прибегая к различным  методам и используя различные  приемы применения предоставленных  ему правовых средств.

Приемы могут  применяться в различной последовательности в зависимости от стоящих перед  прокуратурой задач, конкретной обстановки, собственного опыта работы прокурора  и от многих других факторов. Более  того, приемы применяемые в ходе, например, одной проверки исполнения законов на месте могут оказаться нерезультативными при проведении другой проверки. Поэтому под тактикой прокурорского надзора понимается совокупность приемов, способов и методов применения каждого правового средства прокурорского надзора.

31. Судебный надзор за законностью осуществления административной властью.

Вопрос о необходимости  и преимуществах судебного контроля за государственной администрацией — один из важнейших в административном праве. Выше (см. § 7 глава 3) уже рассматривался его существенный аспект — право граждан на судебную защиту. Но административная юстиция — только один из каналов судебного надзора за исполнительной властью. Существуют и другие его формы:

а) рассмотрение жалоб организаций;.

б) рассмотрение требований и протестов органов государственной  власти о признании незаконными административных актов;

в) проверка судами (судьями) при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности административных актов, имеющих значение для разрешения дел;

г) проверка судами при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;

д) рассмотрение дел о преступлениях субъектов исполнительной власти.

С точки зрения порядка  обращения в суд можно различать:

1) исключительно судебный (вопрос о законности решается  только судом);

2) альтернативный (с жалобой,  протестом, требованием можно  обратиться в вышестоящий государственный  орган или в суд);

3) последовательный или  ступенчатый (вначале заинтересованный  субъект вправе обратиться в  вышестоящий исполнительный орган,  иногда вплоть до центрального, а при несогласии с его решением вправе обратиться в суд);

4) исключительно административный (дело не подведомственно суду).

Судебный надзор за исполнительной властью может осуществляться по жалобам (искам) граждан и организаций, по требованиям государственных  органов, по протестам прокуроров, а  также по инициативе самих судов. Он может быть прямым или косвенным.

Прямым считается контроль, когда суд рассматривает гражданское  дело по жалобе (требованию, протесту) о незаконности правоприменительного акта в соответствии с нормами  ГПК, АПК. По существу это дела о законности властных действий, выяснение этого — главная цель правосудия, и решение суда посвящается оценке законности правового акта.

А косвенный контроль осуществляется при рассмотрении иных гражданских  дел, а также всех уголовных и  административных дел. В этих случаях  вопрос о законности встает, если это  влияет на решение главного вопроса, связанного с рассматриваемым судом  делом (о наличии преступления, виновности подсудимого, взыскании ущерба и  т. д.), и он рассматривается попутно. Специального решения о законности акта исполнительной власти суд (судья) не принимает. Установив несоответствие административного акта юридическим  нормам, суд (судья) либо выносит частное  определение (ст. 321 УПК, 225 ГПК), либо возвращает дело на доследование, либо кладет этот факт в основу принимаемого приговора (решение, постановления).

Надзор за законностью  административной деятельности осуществляют все имеющиеся в России суды: общие, военные, арбитражные, конституционные (уставные).

В арбитражных судах созданы  специальные коллегии, рассматривающие  споры организаций и предпринимателей с властными структурами.

Одним из главных направлений  деятельности Конституционного суда РФ в период перехода к рыночной экономике  является защита прав граждан и юридических  лиц как собственников, свободных  предпринимателей, равноправных участников договорных отношений. Он рассмотрел ряд индивидуальных жалоб граждан и признал неконституционной правоприменительную практику относительно увольнений граждан с работы по возрасту; установления ограничительного срока обжалования незаконных увольнений с работы, считая его ограничением права на судебную и иную защиту; выселение из незаконно занятых жилых помещений с санкции прокурора без права судебного обжалования такой санкции и др.

Информация о работе Предмет административного права