Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:46, лекция
Как и любая отрасль права, административное право имеет свой предмет - тот круг общественных отношений, который регламентирован нормами данной отрасли. Характерная особенность административного права в том, что оно, по сути, в той или иной степени участвует в регулировании всего комплекса отношений в современном обществе. Традиционным в определении предмета административного права как отрасли является то, что оно как совокупность правовых норм регулирует общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления).
Право на судебную жалобу (иск) теоретически всегда существует, но реально им пользуются далеко не все, поскольку для его реализации мало знать, что есть такое право, нужно знать, как его можно осуществить, иметь определенные финансовые средства, не испытывать опасений по поводу возможных неблагоприятных последствий. Если к тому же учесть, что суды рассматривают дела очень часто с нарушением процессуальных сроков, а исполнение решений организовано не лучшим образом, то становится более понятным, почему граждане, организации в нашей стране скупо используют право на судебную защиту от незаконных действий исполнительной власти. И это позволяет более трезво оценить возможности судебной защиты прав граждан, роль судов в обеспечении законности1.
32. Методы принуждения и убеждения
Слово, является огромным инструментом
в человеческом общении и имеет
безграничное воздействие на людей.
Руководители достаточно часто заботятся
о содержании своего словесного воздействия
и в тот же момент халатно относятся
к его форме, которая имеет
огромную важность. Следует помнить
о том, что убеждает не только одно
слова, а и дело, ведь при убеждении
рассчитывать на слова, которые не подтверждены
действиями никак не стоит. Поэтому
созданы определенные методы принуждения
и методы убеждения.
Метод убеждения
и метод принуждения ни в коем случае
никак нельзя отрывать один от одного,
ведь между ними создана диалектическая
связь, единый объективный характер, а
их использование определено уровнем
развития отношений общества.
Метод принуждения
– это метод воздействия, который
имеет две модификации: морально – психологический
и физический. Метод принуждения по своей
сути похож на метод убеждения. Ведь в
двух методах главная задача коммуникатора
– это то, чтобы собеседник принял его
точку зрения. Как при методе убеждения,
так и при методе принуждения человек
начинает обосновывать свою личную точку
зрения с помощью различных доказательств.
Поэтому метод убеждения и метод принуждения,
считаются основными методами при психологическом
воздействии на своего собеседника.
Методы убеждения
считаются ведущими среди методов в организаторском
воздействии, ведь это доказательство
правильности и разъяснения необходимости
какого-либо поведения либо же вовсе недопустимого
поступка.
Процесс убеждения, является самым сложным
и требует подержания определенных правил
убеждения. Основное место в данном процессе
занимает правильное аргументирование
принятой позиции и старание сделать так,
что б это позицию приняли остальные люди.
В методах убеждения
существует множество способов аргументирования,
которые сведены к четырем приемам:
Прием зацепки дает возможность очень
кратко изложить происходящую ситуацию
и использовать ее как исходную точку
во время обсуждения проблемы.
Прием снятия напряженности – следует
установить эмоциональный контакт с партнером.
Способствует созданию хорошей и позитивной
психологической обстановки в период
обсуждения.
Прием прямого подхода связан с непосредственным
переходом к определенному делу без преамбул
и вступлений.
Прием стимулирования связан с постановкой
огромного количества вопросов в самом
начале обсуждения.
Психологические приемы убеждения помогают
принять человеку ваше мнение и точку
зрения. Также, существуют правила убеждения,
которые помогают во время психокоррекционной
работе.
Первый психологический прием убеждения
– это убеждать человека – не означает
спорить. Недоразумения никак не уладить
спором, а только лишь тактом и стремлением
к желанию понять точку зрения собеседника.
Второй метод убеждения заключается в
уважении точки зрения остальных людей.
Никогда не следует, говорит очень резко
человеку, что он не прав, ведь ему будет
достаточно сложно согласиться с вашим
убеждением.
Третий метод говорит о том, что нужно
уметь признавать то, что вы, можете оказаться
неправы.
Четвертый психологический прием связан
с тем, что любой разговор следует вести
в спокойном и доброжелательном тоне.
Пятый метод – изначальное получение
от своего партнера утвердительного ответа.
Шестой метод – предоставление своему
собеседнику говорить намного больше
чем вы.
Метод принуждения
и метод убеждения помогут убедить
вашего собеседника делать то, что вам
нужно.
33. Принуждение и ответственность по административному праву
Принуждение можно понимать как отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение. Поскольку команда не исполнена, нарушена воля властвующего, последний воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу подвластного, чтобы преобразовать его волю, добиться подчинения.
Юриста принуждение интересует прежде всего как средство охраны правопорядка, как метод государственной деятельности. Юридическая наука изучает правовое принуждение, которое применяется на основе юридических норм и в связи с их нарушением, понуждает к соблюдению государственно-властных предписаний.
Принуждение можно различать по отраслевому критерию, т. е. какой отраслью законодательства установлены принудительные меры. Соответственно принято различать принуждение по государственному, гражданскому, уголовному, уголовно-процессуальному, трудовому, административному праву.
Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых исполнительной властью для обеспечения правопорядка. Рассматриваемый вид принуждения охраняет не только административно-правовые нормы, но и нормы гражданского, трудового, земельного и иных отраслей права, реализацию которых призваны обеспечить органы исполнительной власти.
Следует различать
меры административно-правового
Ответственность — разновидность принуждения, а меры ответственности — особый вид мер принуждения. Так, составной частью административного принуждения является административная ответственность, а дисциплинарное принуждение включает в себя дисциплинарную и материальную ответственность. В целом, ответственность по административному праву — часть принуждения по административному праву.
Административным
законодательством
Органы исполнительной власти участвуют в осуществлении разных видов принуждения. Они сами используют средства дисциплинарного и административного воздействия. Органы милиции, службы безопасности, налоговой полиции возбуждают уголовные дела, ведут предварительное расследование и применяют меры уголовно-процессуального принуждения. Одной из важнейших задач системы МВД является исполнение уголовных наказаний.
34.
Понятие и виды мер пресечения
Меры пресечения — это меры процессуального принуждения, применяемые дознавателем, следователем или прокурором для предотвращения попытки обвиняемого (подозреваемого) противодействовать нормальному производству по делу.
Для избрания меры пресечения необходимо наличие данных о том, что подозреваемый (обвиняемый):
— скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
— может продолжать заниматься преступной деятельностью;
— может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. Учитывая, что меры пресечения носят принудительный характер и влекут за собой ограничение прав и свобод человека, уголовно-процессуальный закон устанавливает несколько принципов, ограничивающих возможность применения данных мер.
Меры пресечения могут применяться только после возбуждения уголовного дела.
В круг субъектов, которые могут избрать меру пресечения, входят дознаватель, следователь, прокурор и суд.
Для избрания меры пресечения необходимо наличие хотя бы одного из оснований, указанных в ст. 97 УПК РФ.
Меры пресечения применяются к обвиняемому. В исключительных случаях мера пресечения может быть избрана и в отношении подозреваемого. При этом ему должно быть предъявлено обвинение не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу — в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется.
При избрании меры пресечения
должны учитываться тяжесть
В УПК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень мер пресечения. Их количество позволяет индивидуально подходить к вопросу о применении этих мер с учетом тяжести совершенного преступления, формы вины и личности виновного. Некоторые из них могут применяться ко всем обвиняемым (подозреваемым), условно их можно назвать общими. К ним относятся:
— подписка о невыезде (ст. 102 УПК РФ);
— личное поручительство (ст. 103 УПК РФ);
— залог (ст. 106 УПК РФ);
— домашний арест (ст. 107 УПК РФ);
— заключение под стражу (ст. 108 УПК РФ).
Другие называются специальными, так как применяются только в отношении конкретных лиц:
— в отношении военнослужащих — наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК РФ);
— в отношении несовершеннолетних — присмотр за несовершеннолетним обвиняемым (ст. 105 УПК РФ).
Подписка о невыезде и надлежащем поведении.
Подписка о невыезде и надлежащем поведении состоит в письменном обязательстве подозреваемого или обвиняемого:
— не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда;
— в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд;
— иным путем не препятствовать производству по уголовному
делу.
Подписка о невыезде и надлежащем поведении применяется к лицам, личность которых и обстоятельства совершения преступления свидетельствуют о невысокой вероятности воспрепятствования ими ходу расследования и разбирательства дела в суде. Сущность данной меры пресечения заключается во временном ограничении свободы передвижения обвиняемого (подозреваемого).
Обвиняемый (подозреваемый), которому избрана эта мера пресечения, может сохранять обычный уклад жизни, однако он не может без разрешения следователя выезжать за пределы населенного пункта, где он постоянно или преимущественно проживает, и каждый день, отлучаясь, обязан возвращаться к месту жительства. В случае нарушения обязательств, данных в подписке о невыезде и надлежащем поведении, к обвиняемому (подозреваемому) может быть применена более строгая мера пресечения, о чем он письменно предупреждается при отобрании подписки о невыезде.
Личное поручительство
Сущность личного
Речь идет о том, что подозреваемый (обвиняемый) не должен покидать постоянное или временное место жительства без разрешения следователя, дознавателя, прокурора или суда, а также должен являться по вызовам указанных субъектов и никаким иным образом не препятствовать производству по уголовному делу.
Избрание личного
Главное, чтобы эти лица заслуживали доверия и имели реальную возможность оказывать благотворное влияние на обвиняемого (подозреваемого). Однако даже при соблюдении указанных условий данная мера пресечения не может применяться без согласия лица, в отношении которого дается поручительство.
Лицу, которое выступает в качестве поручителя, обязательно должны быть разъяснены:
— сущность подозрения или обвинения;
— обязанности поручителя,
связанные с выполнением
— ответственность поручителя, которая наступает в случае неисполнения своих обязательств. В этом случае суд может наложить на поручителя денежное взыскание в размере до ста минимальных размеров оплаты труда (ч. 4 ст. 103 УПК РФ).
35. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
Персональный административный
надзор осуществляется органами внутренних
дел за отдельными категориями граждан,
прибывших из заключения. Правовым
основанием применения этой принудительной
меры является «Положение об административном
надзоре органов внутренних дел за лицами,
освобожденными из мест лишения свободы»,
утвержденное Указом Президиума Верховного
Совета СССР от 26 июля 1966 г. В настоящее
время это Положение действует в редакции
от 22 сентября 1983 г.
Административный надзор устанавливается
с целью наблюдения за поведением лиц,
ранее судимых, оказания на них необходимого
воспитательного воздействия, предупреждения
новых преступлений. Эта мера применяется
в отношении трех групп субъектов:
а) признанных особо опасными рецидивистами
(по новому УК лица, преступление которых
признано особо опасным рецидивом);
б) осужденных к лишению свободы за тяжкие
преступления или осужденных два и более
раза к лишению свободы за любые умышленные
преступления, либо ранее освобождавшихся
из мест лишения свободы до полного отбытия
назначенного судом срока наказания условно-досрочно
или условно с обязательным привлечением
к труду и вновь совершивших умышленное
преступление в течение неотбытой части
наказания или обязательного срока работы,
если их поведение в период отбывания
наказания в местах лишения свободы свидетельствует
об упорном нежелании встать на путь исправления
и приобщения к честной трудовой жизни;
в) осужденных к лишению свободы за тяжкие
преступления или судимых два и более
раза к лишению свободы за любые умышленные
преступления, либо ранее освобождавшихся
из мест лишения свободы до полного отбытия
назначенного судом срока наказания условно-досрочно
или условно с обязательным привлечением
к труду и вновь совершивших умышленное
преступление в течение неотбытой части
наказания или обязательного срока работы,
если они после отбытия наказания либо
условно-досрочного освобождения от наказания
систематически нарушают общественный
порядок и правила общежития, несмотря
на предупреждения органов внутренних
дел о прекращении антиобщественного
образа жизни. Административный надзор
не может быть установлен в отношении
лица, хотя и судимого за тяжкое преступление,
но приговоренного к наказанию, не связанному
с лишением свободы. Административный
надзор устанавливается:
• за лицами, указанными в п. «а» и «б»,
при их освобождении из исправительно-трудовых
учреждений;
• за лицами, указанными в п. «в», — по
месту их постоянного жительства, но не
позднее трех лет с момента освобождения
из исправительно-трудовых учреждений.
Об установлении административного надзора
в отношении лиц, указанных в п. «а» и «б»,
начальник исправительно-трудового учреждения
выносит мотивированное постановление,
в котором указываются основания для установления
надзора, срок надзора и определяется
срок прибытия поднадзорного к избранному
им месту жительства. Постановление направляется
в ОВД по избранному поднадзорным месту
жительства в день его освобождения. По
прибытии поднадзорного к избранному
месту жительства начальником ОВД устанавливаются
предусмотренные Положением ограничения.
В случае неприбытия поднадзорного в определенный
срок к избранному им месту жительства
ОВД объявляется его розыск.
Об установлении административного надзора
за лицами, указанными в п. «в», начальник
органа внутренних дел выносит мотивированное
постановление, в котором указывается
основание для установления надзора, срок
надзора и ограничения, предусмотренные
Положением.
Установление административного надзора
в случае, предусмотренном п. «б», согласовывается
с наблюдательной комиссией, а в случаях,
предусмотренных п. «б» и «в», -- санкционируется
прокурором.
Административный надзор устанавливается
на срок от шести месяцев до одного года;
он может быть продлен каждый раз еще на
шесть месяцев, но не свыше сроков, предусмотренных
законом для погашения или снятия судимости
за данное преступление. Продление административного
надзора осуществляется органами внутренних
дел, о чем они уведомляют прокурора.
Надзор прекращается:
• по истечении срока, на который он был
установлен;
• досрочно, если будет установлено, что
поднадзорный твердо встал на путь честной
трудовой жизни, положительно характеризуется
по работе и в быту;
• в случае погашения или снятия судимости
с поднадзорного.
О прекращении административного надзора
выносится специальное постановление.
Надзор может быть отменен прокурором
в случае признания его установления необоснованным.
Надзор за ранее судимыми лицами связан
с ограничением их общего административного
статуса. На поднадзорных налагаются обязанности
соблюдать следующие правила:
• являться по вызову в ОВД в указанный
срок и давать объяснения по вопросам,
связанным с исполнением правил надзора;
• уведомлять ОВД о перемене места работы
или жительства;
• при выезде за пределы района (города)
по служебным делам уведомлять ОВД.
Кроме этих правил (общих ограничений)
в постановлении об установлении надзора
могут быть закреплены такие персональные
ограничения:
• запрещение ухода из дома в определенное
(как правило, ночное) время;
• запрещение пребывания в определенных
пунктах района, города (например, на рынках,
вокзалах);
• запрещение выезда или ограничение
времени выезда по личным делам за пределы
района, города. В таких случаях поднадзорный
обязан получать разрешение ОВД на выезд
по личным делам на срок более суток и
регистрироваться в ОВД по месту прибытия;
• обязанность явки в ОВД в определенное
время дня от одного до четырех раз в месяц.
Персональные ограничения устанавливаются
в зависимости от образа жизни, семейного
положения и других обстоятельств, характеризующих
личность судимого. При осуществлении
надзора начальник ОВД вправе ослаблять
или усиливать ограничения.
Постановления об установлении, продлении
надзора и ограничений, изменении ограничений
объявляются поднадзорному под расписку.
Ему разъясняются общие и персональные
ограничения, а также ответственность
за нарушение правил и ограничений.
Работники милиции обязаны контролировать
поведение поднадзорных и вправе вызывать
их в милицию на беседы, требовать от них
объяснений, связанных с исполнением правил
надзора, посещать в любое время суток
их жилища.
Таким образом, изменения общегражданского
статуса поднадзорного носят карательный
характер и состоят во временном ограничении
прав на свободу передвижения, неприкосновенности
жилища, возложении обязанности являться
в ОВД, расширении административной деликтоспособности.
Можно сказать, что в законе сформулированы
три самостоятельных состава правонарушения,
при наличии которых за виновными устанавливается
административный надзор. Среди конструктивных
признаков каждого состава — судимость
за умышленные преступления, предварительное
пребывание в местах лишения свободы.
В связи с этим возникает вопрос, является
ли административный надзор институтом
административного права.
Представляется, что это смежный институт,
включающий в себя нормы разных отраслей
права. Если в отношении первой из названных
категорий лиц надзор является автоматическим
следствием признания их деяния особо
опасным рецидивом и обязательным средством
принудительного воздействия, то в отношении
лиц, принадлежащих к третьей категории,
дело обстоит иначе. Здесь наличие судимости
— только предпосылка для надзора, а непосредственным
основанием является антиобщественный
образ жизни, систематические нарушения
общественного порядка, которые продолжаются,
несмотря на предупреждения органов милиции.
В одном случае основание для установления
надзора — преступление, в другом — проступок.
Ко второй категории лиц надзор также
применяется не за преступления, а за систематическое
нарушение дисциплины в местах лишения
свободы.
Есть серьезные основания для отнесения
всех норм об административном надзоре
к административному праву. Во-первых,
он устанавливается после исполнения
приговора. Во-вторых, эта мера применяется
органами исполнительной власти. В-третьих,
органы внутренних дел устанавливают
ограничения, ослабляют или усиливают
их с учетом личности и поведения поднадзорного,
решают вопрос о сроке надзора, его продлении
или досрочном прекращении. И даже в отношении
особо опасных рецидивистов ОВД решает,
на какой срок установить надзор, какие
избрать ограничения, ослабить их или
усилить, прекратить или продлить надзор.
Если, например, принимается решение продлить
его, то основанием является проступок,
а не преступление. В-четвертых, рассматриваемая
мера применяется в административном
порядке. В-пятых, в большинстве случаев
она применяется за правонарушения, которые
не являются преступлением. В-шестых, законодатель
сам называет надзор административным.