Предмет административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:46, лекция

Описание работы

Как и любая отрасль права, административное право имеет свой предмет - тот круг общественных отношений, который регламентирован нормами данной отрасли. Характерная особенность административного права в том, что оно, по сути, в той или иной степени участвует в регулировании всего комплекса отношений в современном обществе. Традиционным в определении предмета административного права как отрасли является то, что оно как совокупность правовых норм регулирует общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления).

Файлы: 1 файл

Зачёт по Ап.docx

— 123.57 Кб (Скачать файл)

 

37. рименение огнестрельного оружия

По истечении шести  месяцев с момента помещения  лица в пси¬хиатрический стационар в недобровольном порядке заключение комиссии врачей-психиатров о необходимости продления такой госпитализации направляется администрацией психиатрического стационара в суд по месту нахождения психиатрического учреж¬дения. Судья постановлением может продлить госпитализацию. В дальнейшем решение о продлении госпитализации лица, поме¬щенного в психиатрический стационар в недобровольном поряд¬ке, принимается судьей ежегодно.  
Все пациенты стационара являются обладателями специально¬го административно-правового статуса. В частности, они вправе:  
— обращаться непосредственно к главному врачу или заведу¬ющему отделением по вопросам лечения, обследования, выписки из психиатрического стационара и соблюдения прав, предостав¬ленных законом;  
— встречаться с адвокатом и священнослужителем наедине; — подавать без цензуры жалобы и заявления в органы предста¬вительной и исполнительной власти, прокуратуру, суд и адвокату;  
— исполнять религиозные обряды, соблюдать религиозные ка¬ноны, в том числе пост, по согласованию с администрацией иметь религиозные атрибутику и литературу; — выписывать газеты и журналы;  
— получать образование по программе общеобразовательной школы или специальной школы для детей с нарушением интел¬лектуального развития, если пациент не достиг 18 лет.  
Они также имеют право обжаловать в суд, вышестоящий ор¬ган, прокуратуру действия медицинских работников, иных спе¬циалистов, работников социального обеспечения и образования, врачебных комиссий, ущемляющие их права и законные интересы.  
§ 4. Применение огнестрельного оружия  
Чаще всего использование огнестрельного оружия связано с пресечением преступлений. Поэтому возникает вопрос, является ли эта мера административно-пресекательной, входит ли она в систему административного принуждения?  
Положительный ответ на этот вопрос можно аргументировать следующими положениями. Огнестрельное оружие применяется субъектами административной власти и только ими, а все осталь¬ные субъекты права (должностные лица, граждане) используют его не для реализации властных полномочий, а для необходимой обороны. Регулируется эта мера пресечения административным правом.


38. Административное задержание граждан(примерно)

В последнее время  одним из любимых способов повышать собираемость штрафов у сотрудников  ГИБДД стало административное задержание граждан (для последующего препровождения в суд). Подобные действия автоинспекторов вызывают дружное негодование среди автомобилистов. При этом вроде бы и спорить бесполезно, на первый взгляд, все по закону. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что представители ГИБДД подходят к этому вопросу с чрезмерным рвением. 
 
Напомним, что в соответствии со ст. 32.2. КоАП РФ штраф должен быть уплачен в течение 30 дней с момента вступления в законную силу постановления о наложении штрафа. При этом само постановление вступает в законную силу спустя 10 дней с момента его вынесения или получения копии (ст. 30.3. КоАП РФ). Таким образом, у автомобилистов есть законные 40 дней, до истечения которых они имеют полное право не оплачивать штраф. 
 
По окончании этого срока вовремя неоплаченный штраф уже дает основания сотруднику правоохранительных органов составить протокол об административном правонарушении по ст. 20.25. КоАП РФ и направить материалы дела в суд, который будет решать судьбу неплательщика.

 Однако на  практике это выглядит следующим  образом. Гражданин в отделении  ГИБДД или на стационарном  посту узнает, что у него задолженность  по штрафам. Его задерживают  в административном порядке до  суда на основании ст. 27.3. КоАП РФ. Так как за неуплату штрафа "светит" арест до 15 суток, то задержать "забывчивого" автомобилиста можно на срок до 48 часов (ст. 27.5. КоАП РФ). Условия содержания при этом, ясно, далеко не санаторные. В связи с этим возникает вполне закономерный вопрос: насколько оправданы подобные действия сотрудников ГИБДД и не являются ли они еще одним средством добиться уплаты штрафов или "развести" автолюбителя на деньги? 
 
Административное задержание – крайняя мера 
 
Ст. 27.3. КоАП РФ признает административное задержание крайней мерой, которая может применяться только в исключительных случаях. Это правило – умышленно или по незнанию - игнорируется при решении вопроса об административном задержании. Основной аргумент сводится к тому, что раз есть право на задержание, то знать условия, при котором оно может производиться, необязательно. 
 
Не так давно на официальном сайте ГИБДД РФ появилась перепечатка материала из "Российской газеты" о том, что Верховный Суд РФ якобы разъяснил автоинспекторам, как им сажать водителей за решетку, мол, все будет четко и быстро. При внимательном изучении документа главного судебного органа страны становится ясно, что в нем нет ответов на главные вопросы: правомерно ли задержание водителя за неуплату штрафа, если тот не скрывается от правоохранительных органов и как быть с теми, кого задержали в выходные и праздничные дни, например, 1 января, когда впереди еще 10 дней каникул, а максимальный срок задержания – 2 суток. 
 
Верховный суд разъяснил судам, что возвращать материалы дел в ГИБДД по причине того, к ним не "приложены" нарушители, нельзя. Суды обязаны откладывать заседание в случае неявки "обвиняемого", а при повторной неявке – поручить органам МВД доставить его силой. В тоже время верховные судьи не сказали свое однозначное "нельзя" такому способу выбивания долгов по штрафам, как задержание должников. 
 
Остается только добиваться признания такого задержания незаконным, но уже постфактум, как это сделал гражданин Г. из города Иваново. Верховный Суд РФ в своем Постановлении от 11.04.2005 г. по делу №7-ад04-2, которое было инициировано вышеуказанным жителем Иваново, пояснил, что сам по себе факт составления в отношении лица протокола об административном правонарушении, за которое может быть назначено наказание в виде административного ареста, не может служить основанием для административного задержания этого лица. Настоятельно рекомендуем всем автолюбителям распечатать данный документ и возить с собой в качестве контраргумента при общении с сотрудниками ГИБДД и судьями на тему административного задержания. 
 
Что необходимо знать о процедуре административного задержания 
 
При задержании обязательно должен быть составлен протокол об административном задержании. Не путайте его с протоколом об административном правонарушении. В соответствии со ст. 27.4. КоАП РФ в этом протоколе обязательно должны быть указаны: 
 
∙ дата, 
 
∙ место составления, 
 
∙ должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, 
 
∙ сведения о задержанном лице, 
 
∙ время, 
 
∙ место 
 
∙ мотивы задержания. 
 
Запомните! Необходимость обеспечения присутствия гражданина при рассмотрении дела мировым судьей не является мотивом для его задержания (при наличии сведений о его месте жительства и отсутствии сведений о его намерении уклониться от явки в суд). 
 
Как правило, перед посадкой в "обезьянник" производится личный досмотр (ст. 27.7. КоАП РФ). Проводится он должен в присутствии двух понятых (сотрудники МВД в данном случае понятыми быть не могут) и лица производящего досмотр. Все они должны быть одного пола с досматриваемым. О досмотре составляется либо отдельный протокол, либо делается отметка в протоколе об административном задержании. Во избежание недоразумений с пропажей ценных вещей и денег после освобождения настоятельно рекомендуем требовать подробного описания всех идентифицирующих признаков таких предметов. У денежных купюр достаточно указать общую сумму и номинал банкнот (монет). В случае отказа со стороны сотрудников милиции необходимо по возможности сделать это самому. Кроме того, обязательно сделайте отметку о том, что просите предоставить копию этого протокола в ваше распоряжение, так как выдача копии производится только по просьбе задержанного. 
 
Не помешает запомнить 
 
В соответствии со ст. 31.9. КоАП РФ административное наказание не подлежит исполнению по истечении 1 года с момента вступления постановления в законную силу. То есть, если в течение года никто не потребовал от вас оплаты штрафа, то по окончании этого срока никто не вправе требовать от вас это делать. Однако на практике нередки случаи, когда водителей заставляют оплачивать штрафы годичной и более давности, мотивируя это тем, что якобы они "висят" в региональной базе. Платить такой штраф вы не обязаны, а проблемы ведения местной базы данных вас не касаются.

39. Понятие и особенности административной ответственности

Позитивная административная ответственность - это требование к будущей активной, инициативной деятельности субъектов административного права.

Традиционная (ретроспективная) административная ответственность - это вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Особенности административной ответственности:

  1. является разновидностью мер как юридической ответственности, так и административного принуждения;
  2. регулируется нормами административного права, которые в совокупности образуют институт административного права;
  3. нормативные основания административной ответственности закрепляются исключительно в законах;
  4. фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;
  5. субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);
  6. реализуется посредством применения мер административных наказаний;
  7. к реализации административной ответственности привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);
  8. привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы (службы);
  9. к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке;
  10. меры административной ответственности реализуются в определенном процессуальном порядке (производство по делам об административных правонарушениях).

Административная ответственность  может быть возложена в судебном порядке и в административном (внесудебном) порядке, судебными или  исполнительными органами.

В зависимости  от наступивших последствий могут применяться материальные, психологические или организационные лишения.

40. Состав административного проступка (примерно)

Признаки административного правонарушения, закреплённые  в  праве,  в совокупности образуют сложный юридический  состав,  являющийся  единственным основанием административной ответственности правонарушителя. Практическое значение состава административного  проступка  состоит  в том,  что  он  представляет собой законодательную   модель   квалификации конкретных   административных   проступков,   то    есть    административное правонарушение должно быть квалифицировано в точном соответствии с  законом, предусматривающим  ответственность  именно   за   это   деяние   и   никакие отступления от этих требований недопустимы,    т.е.    квалификация административного проступка по аналогии не  допускается  и  является  грубым нарушением закона.     В теории административного права под составом   административного правонарушения  понимается  единство  установленных   КоАП  РФ объективных   и субъективных  признаков,  характеризующих  конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение.

41. Виды административных наказаний

закреплены . в КоАП. В отношении юридического лица могут быть применены: предупреждение; административный штраф; безвозмездное (конфискация) или возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Помимо названных санкций, к физическим лицам могут применяться: лишение специального права; административный арест (на срок до 15 суток); 
странного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация (запрет занимать определенные должности). Административный арест назначается судом в исключительных случаях и не может применяется по отношению к некоторым категориям лиц (напр., к беременным женщинам). Остальные виды наказаний применяются должностными лицами, которым правонарушитель не подотчетен по спужбе. 
Предупреждение, административный штраф, лишение 
цу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. 
ний являются: а) штраф; б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; г) обязательные работы; д) исправительные работы; е) ограничение по военной спужбе; ж) конфискация имущества; з) ограничение свободы; и) арест; к) содержание в дисциплинарной воинской части; л) лишение свободы на определенный срок; м) пожизненное лишение свободы; н) смертная казнь. При назначении наказания учитываются смягчающие или отягчающие обстоятельства.

42. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное  правонарушение;

1.1) добровольное  сообщение лицом о совершенном  им административном правонарушении;

2) предотвращение  лицом, совершившим административное  правонарушение, вредных последствий  административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного  ущерба или устранение причиненного  вреда;

3) совершение административного  правонарушения в состоянии сильного  душевного волнения (аффекта) либо  при стечении тяжелых личных  или семейных обстоятельств;

4) совершение административного  правонарушения несовершеннолетним;

5) совершение административного  правонарушения беременной женщиной  или женщиной, имеющей малолетнего  ребенка Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с  посл изм. от 20.04.2007). Ст. 4.2. Ч. 1..

Таким образом, обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение, включают наличие признаков, позволяющих квалифицировать степень  общественной опасности проступка  и применение менее суровых санкций  к правонарушителю. По смыслу КоАП такие обстоятельства учитываются непосредственно перед назначением наказания, когда наличие признаков состава административного правонарушения уже выявлено. Первым из них является раскаяние физического лица, совершившего правонарушение. Раскаяние означает негативную оценку лицом факта правонарушения и причиненного им вреда, всегда является следствием личной оценки правонарушителем совершенного им проступка. При этом гражданин основывается на собственном мировоззрении, характеризующем его негативное отношение к правонарушению. Раскаяние лица под воздействием мер морального или физического принуждения означает отсутствие обстоятельств, смягчающих ответственность.

К смягчающим обстоятельствам  КоАП относит и предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда. При оценке этих признаков следует иметь в виду следующее:

а) предотвратить  причинение вредных последствий  физическое лицо может только в случае добровольного или вынужденного отказа от совершения правонарушения, т.е. до его совершения;

б) поскольку иным способом предотвратить общественно  опасные последствия правонарушения невозможно, лицо не может быть признано виновным ввиду отсутствия события  и состава административного  проступка; административное производство по делу в этом случае исключается;

в) в отличие  от вышеуказанных особенностей предотвращения вреда от правонарушения, возмещение вреда, причиненного проступком, или  его устранение возможны только в  случае уже совершенного административного  правонарушения. Добровольность возмещения или устранения общественно опасных  последствий означает, что лицо действует  самостоятельно, без внешнего принуждения.

Подразумевается физическое или юридическое лицо, вина которого в совершении проступка установлена  вступившим в законную силу постановлением о назначении административного  наказания: должностное лицо или  орган при назначении административного  наказания обязаны учесть возмещение виновным ущерба или причиненного вреда;

Информация о работе Предмет административного права