Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:46, лекция
Как и любая отрасль права, административное право имеет свой предмет - тот круг общественных отношений, который регламентирован нормами данной отрасли. Характерная особенность административного права в том, что оно, по сути, в той или иной степени участвует в регулировании всего комплекса отношений в современном обществе. Традиционным в определении предмета административного права как отрасли является то, что оно как совокупность правовых норм регулирует общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления).
г) Общественно опасные последствия проступка отождествляются КоАП с моральным, телесным (физическим) вредом или имущественным ущербом, причиненным правонарушителем физическому лицу, либо материальным ущербом или моральным вредом, причиненным юридическому лицу.
Несовершеннолетний, совершивший административный проступок, чаще всего не способен самостоятельно оценить общественную опасность деяния, поэтому КоАП и квалифицирует совершение противоправных действий несовершеннолетним в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность.
При рассмотрении правонарушения, совершенного беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка, принимаются во внимание физиологические особенности лица, которые не всегда позволяют предвидеть вред, причиняемый проступком.
Судья, орган, должностное
лицо, рассматривающие дело об административном
правонарушении, могут признать смягчающими
обстоятельства, не указанные в Кодексе
или в законах субъектов
В отдельных, редких случаях противоправное действие физического лица может быть следствием не мотивированной акции, а состояния аффекта. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, квалифицируют совершение правонарушения в состоянии аффекта в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность.
Важнейший признак аффекта - сиюминутная реакция лица, необычное психоэмоциональное состояние субъекта и внезапность его действий, могущих привести к причинению вреда.
Для подтверждения
наличия в составе
Следует учитывать
особенности, смягчающие административную
ответственность физического
43. Давность привлечения к административной ответственности
Срок привлечения к
ответственности исчисляется со
дня, следующего за днем совершения административного
правонарушения (за днем обнаружения
правонарушения). В случае совершения
административного
По общему правилу, установленному
ст. 4.5 Кодекса РФ об административных
правонарушениях, срок давности составляет
два месяца, а если принятие решения
о привлечении к
Вместе с тем, принимая
во внимание особенности выявления
и доказывания отдельной
Особый срок давности привлечения к административной ответственности установлен за нарушение законодательства о коррупции – лицо может быть привлечено к ответственности в течение 6 лет со дня совершения административного правонарушения.
Следует иметь ввиду, что если правонарушение носит длящийся (не прекращающийся на протяжении длительного времени) характер, то согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности начинает исчисляться со дня обнаружения такого нарушения.
КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения срока давности – удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства. Тогда период со дня удовлетворения ходатайства до дня поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу, из срока давности исключается.
Например, если гражданин совершил нарушение правил дорожного движения на территории иного района или области, отличного от его места жительства, он вправе ходатайствовать перед судом о передаче материалов дела в суд по месту своего жительства. Время пересылки материалов дела из одного суда в другой суд для рассмотрения дела по существу не будет включено в сроки давности привлечения к административной ответственности.
44. Понятие и принципы производства по делам об административных правонарушениях
ПОНЯТИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
В теории права понятие "юридический
процесс" означает порядок осуществления
деятельности государственных органов,
осуществляющих применение права. Близким
ему по значению является термин "процедура",
подразумевающий официально установленный
порядок при осуществлении
Производство по делам об административных правонарушениях является одним из видов административных производств, составной частью административного процесса. Следовательно, под производством по делам об административных правонарушениях следует понимать особый вид процессуальной деятельности, урегулированную законом процедуру разрешения определённой группы дел .
Производство по делам об административных правонарушениях является одной из сторон административно-процессуальной деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти, а также их должностными лицами. Вместе с тем субъектами такой деятельности являются и судьи, которые рассматривают ряд дел об административных правонарушениях.
Процессуальный характер
производства своё основное выражение
получает в реализации санкций правовых
норм, устанавливающих
Разрешение дела предполагает принятие постановления о назначении административного наказания (либо отказ от его назначения) и его исполнение ..
Производство по делам об административных правонарушениях регулируется нормами КоАП РФ и является административно-процессуальной деятельностью, осуществляемой органами исполнительной власти, а также их должностными лицами.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение по итогам его рассмотрения мотивированного обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ). Своевременное выяснение обстоятельств каждого дела означает соблюдение сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленных ст. 29.6 КоАП РФ.
Сроки рассмотрения дел призваны способствовать вынесению постановления по делу в кратчайшее время, максимально приближённое к моменту совершения противоправного деяния.
2. ПРИНЦИПЫ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Принципы производства по делам об административном правонарушении - это основные, носящие обобщенный характер положения, руководящие идеи, закрепленные в Конституции Российской Федерации, законодательстве об административной ответственности или вытекающие из конституционного и текущего законодательства .
Принципами производства по делам об административных правонарушениях являются:
1) Принцип законности. Этот
принцип означает точное и
неуклонное исполнение закона
всеми участниками
2) Право на защиту. Этот
принцип реализуется
3) Принцип презумпции
невиновности означает, что лицо,
в отношении которого ведется
производство, считается невиновным,
пока его вина не будет
4 )Принцип гласности рассмотрения дел. Его смысл в том, что дела подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.
5) Принцип состязательности
находит свое проявление в
том, что лицо, привлекаемое к
административной
6) Принцип национального
языка проявляется в том, что
лицо, привлекаемое к
7) Принцип равенства лиц,
совершивших административные
49. Административное расследование(примерно)
По смыслу данной статьи, административное
расследование- особый порядок предварительного
изучения данных, указывающих на событие
административного правонарушения, однако
в своей совокупности еще недостаточных
для составления протокола об административном
правонарушении. Такой порядок законодатель
допускает только при выявлении административных
правонарушений в областях законодательства,
перечисленных в ч.1 данной статьи, и при
необходимости проведения экспертизы
или иных процессуальных действий, требующих
значительных временных затрат.
Частью 2 данной статьи определяются должностные
лица, уполномоченные назначать административное
расследование, а также виды оформляемых
при этом процессуальных документов. Указание
на немедленное принятие решения о возбуждении
дела об административном правонарушении
и проведении административного расследования,
направлено на недопущение нарушения
установленных сроков составления протокола
об административном правонарушении.
В связи с вышеизложенным следует различать
ч.2 ст. 28.7 Кодекса об административном
правонарушении, предусматривающие обязательность
описания события правонарушения, и положения
ч.3 данной статьи, устанавливающие, что
в определении уполномоченного должностного
лица либо в постановлении прокурора о
возбуждении дела об административном
правонарушении и проведении административного
расследования указываются повод для
возбуждения такого дела и данные, свидетельствующие
о наличии события административного
правонарушения.
При вынесении определения о возбуждении
дела и проведении административного
расследования административного производства
по делу разъясняются их права и обязанности,
предусмотренные Кодексом, о чем делается
соответствующая запись в определении.
Согласно ч.3.1 указанной статьи копия определения
в течение суток должна быть вручена под
расписку либо выслана физическому лицу
или законному представителю юридического
лица, в отношении которых оно вынесено,
а также потерпевшему.
Положения ч.4 данной статьи о том, что
административное расследование проводится
по месту совершения или выявления административного
правонарушения, предопределяются необходимостью
осуществления при административном расследовании
экспертизы или иных процессуальных действий.
При анализе данных положений следует
учитывать, что по завершении расследования
административного правонарушения дело
рассматривается по месту нахождения
органа, проводившего административное
расследование.
По общему правилу в случае возбуждения
дела должностным лицом, уполномоченным
составлять протоколы об административных
правонарушениях, административное расследование
по данному делу проводится указанным
должностным лицом. Кроме того, по решению
руководителя органа, в производстве которого
находится дело, или его заместителя административное
расследование может быть проведено другим
должностным лицом этого органа, также
уполномоченным составлять протоколы
об административных правонарушениях.
Установочные ч.5 указанной статьи сроки
следует рассматривать с учетом положений
ст. 28.5 Кодекса. При этом с учетом указания
на необходимость немедленного принятия
решения об административном расследовании
общий срок административного расследования
( согласно ч.5 данной статьи- один, два
или семь месяцев) не может быть дополнен
двумя сутками на основании ч.2 ст. 28.5 Кодекса.
Процедура продления срока проведения
административного расследования включает
подачу письменного ходатайства должностным
лицом, в производстве которого находится
дело, и принятие решения о продлении (на
определенный срок) соответствующим лицом:
1) руководителем органа, в производстве
которого находится данное дело, или его
заместителя (на срок не более 1 месяца);
2) руководителем вышестоящего таможенного
органа или его заместителем либо руководителем
федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного в области таможенного
дела, в производстве которого находится
данное дело, или его заместителем ( на
срок до 6 месяцев); руководителем вышестоящего
органа по делам о нарушении правил дорожного
движения или правил эксплуатации транспортного
средства, повлекшем причинение легкого
или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего
(на срок до 6 месяцев).
Процессуальной формой принятого решения
о продлении срока проведения административного
расследования также является определение.
В нем, в частности, указываются основания
для продления указанного срока и срок,
до которого продлено проведение административного
расследования.
Предусмотренные в ч.5.2 данной статьи вручение
или высылка копии определения о продлении
срока проведения административного расследования
аналогичны действиям, регламентированным
в ч.3.1 этой же статьи.