Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:46, лекция
Как и любая отрасль права, административное право имеет свой предмет - тот круг общественных отношений, который регламентирован нормами данной отрасли. Характерная особенность административного права в том, что оно, по сути, в той или иной степени участвует в регулировании всего комплекса отношений в современном обществе. Традиционным в определении предмета административного права как отрасли является то, что оно как совокупность правовых норм регулирует общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления).
- обладающие специальным административно-правовым статусом:
- находящиеся под административной опекой: сироты, инвалиды, вынужденные переселенцы и др.,
- привлекаемые
к административной
- относящиеся к категории льготников;
2) иностранные граждане;
3) лица без гражданства Конин П.М. Административное право России: учебник. М.: Проспект, 2010..
Однако вряд ли
можно считать оправданным
Еще в 1972 г. В.Д. Сорокин отмечал: "В теории права не вызывает споров вопрос о делении субъектов права на две категории: граждане и организации, выступающие как носители предусмотренных государством прав и обязанностей..." Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. М., 1972. С. 195.. Д.Н. Бахрах, можно сказать, конкретизировал эту классификацию применительно к административному праву и предложил разделять субъектов на индивидуальных и коллективных Бахрах Д.Н. Система субъектов советского административного права // Советское государство и право. 1986. N 2. С. 41-48..
Не вызывает сомнения, что все субъекты административного права могут быть отнесены к двум группам: индивидуальным и коллективным субъектам, что с некоторыми оговорками можно отождествить с классификацией субъектов на физических и юридических лиц Толстопятова О.В. Субъектный состав административно-деликтных отношений: вопросы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. С. 20..
Под индивидуальными субъектами понимаются физические лица, к которым относят граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, с двойным гражданством и лиц, имеющих переходные статусы беженцев и вынужденных переселенцев. К данной группе также относят государственных и иных служащих.
Индивидуальные субъекты или индивиды в общем понимании - это люди, члены общества. Основной чертой физического лица является его принадлежность определенному биологическому виду - homo sapiens, то есть физическое лицо - это человек, индивид. Физическое лицо как участник правоотношений обладает рядом общественных и естественных признаков и свойств, которые определенным образом индивидуализируют его и влияют на его правовое положение - его правовой статус. К таким признакам и свойствам следует отнести: имя, гражданство, возраст, семейное положение, пол.
Понятие «физическое лицо» шире понятия «гражданин», так как последнее означает, что физическое лицо имеет определенную связь с государством, то есть гражданство. Фактор гражданства является лишь элементом характеристики физического лица Варлен М.В. Гражданство: Россия и СНГ. - М.: "Проспект", 2010.. В состав «физических лиц» входят граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Гражданин Российской Федерации характеризуется его правовой связью с Российским государством, иностранный гражданин -- с соответствующим зарубежным государством, а лица без гражданства не имеют таковой связи ни с одним из государств Домашняя правовая энциклопедия. Материал подготовлен экспертами компании "Гарант" и приводится по состоянию на декабрь 2011 г..
12. Административно-правовой статус гражданина
Права и обязанности
граждан в сфере
Согласно Конституции - человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и «несет равные обязанности», предусмотренные Конституцией.
Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, составляющий важнейшую часть их общего правового статуса и закрепленный во многих законах и подзаконных актах состоит в следующем:
комплекс их прав и обязанностей, закреплённых нормами административного права;
гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления;
Правовые акты, относящиеся к установлению административно-правового статуса человека и гражданина, могут быть подразделены в зависимости:
~ от принципа
разделения властей - на акты
органов законодательной
~ от юридической силы - на законы и подзаконные акты;
~ от характера
компетенции издающих их
В правовых актах не отождествляется правовой статус личности (человека) и гражданина Российской Федерации. Гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей, чем человек как таковой. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, не имеют некоторых прав и обязанностей, принадлежащих ее гражданам.
В формировании и
реализации составляющих административно-правового
статуса граждан России, помимо Конституции
Российской Федерации, большое значение
имеют органы государственного управления
и местного самоуправления. В пределах
предоставленной компетенции
издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере (например, реализация права на образование предполагает издание акта о зачислении в учебное заведение);
организуют исполнение
законов, имеющих непосредственное
отношение к административно-
помогают гражданам в реализации их конкретных субъективных прав (например, в вопросах социальной защиты);
осуществляют охрану прав и свобод граждан.
Большинство основных
(конституционных) прав граждан нуждается
в административно-правовом обеспечении.
А если они не подкреплены административно-
Таким образом, административное право конкретизирует права и обязанности граждан, устанавливаемые конституционным правом, и делает это при помощи органов государственного управления и местного самоуправления.
Под административной
правоспособностью гражданина понимается
признаваемая за ним законом возможность
быть субъектом административного
права, иметь права и обязанности
административно-правового
Конституцией Российской Федерации обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.)
Права и обязанности граждан по содержанию можно подразделить на две группы:
статусные, указывающие на положение гражданина в социальной структуре страны;
адекватные тем сферам, в которых права и обязанности могут реализовываться.
Одним из прав граждан, находящихся в административной правовой сфере, является право на хранение и ношение определённых видов оружия. Оно реализуется Федеральным Законом от 13.12.96 "Об оружии" и контролируется органами внутренних дел. Так, для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление по установленной форме, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации.
Административная
дееспособность гражданина - признаваемая
за ним способность своими личными
действиями: а) приобретать права
и обязанности административно-
Вся система административно-
13. Право гражданина на административную жалобу
Право гражданина на общую и специальную административную жалобы.
Правом на общую жалобу
обладают все граждане. Обжалованию
подлежат действия, нарушающие или
создающие препятствия для
Виды права на общую жалобу:
Право на административное обжалование – в вышестоящую инстанцию
Право на судебное обжалование – в течение 3 месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав; в течение месяца со дня отказа или отсутствия в удовлетворении жалобы вышестоящим начальством.
Право на специальную жалобу предоставлено – участникам судебных процессов, административного и дисциплинарного производства, трудовых споров.
15,17. Понятие органа исполнительной власти
Орган исполнительной
власти – государственное учреждение,
обладающее относительной самостоятельностью,
структурной организацией, наделенное
государственно-властными полномочиями
исполнительно-
Признаки органа исполнительной власти:
Административная правосубъектность (правоспособность – дееспособность) органов исполнительной власти возникает с момента издания (обретения юридической силы) правового акта об их образовании с закреплением компетенции; прекращается в связи с их ликвидацией.
18. Структура федеральных органов исполнительной власти
СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ — создаваемая в порядке, определенном Конституцией РФ, совокупность государственных органов, осуществляющих под руководством Правительства РФ федеральную исполнительную власть. Основываясь на предложениях Председателя Правительства, Президент РФ своим указом утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти.