Предмет административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:46, лекция

Описание работы

Как и любая отрасль права, административное право имеет свой предмет - тот круг общественных отношений, который регламентирован нормами данной отрасли. Характерная особенность административного права в том, что оно, по сути, в той или иной степени участвует в регулировании всего комплекса отношений в современном обществе. Традиционным в определении предмета административного права как отрасли является то, что оно как совокупность правовых норм регулирует общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления).

Файлы: 1 файл

Зачёт по Ап.docx

— 123.57 Кб (Скачать файл)

- обладающие специальным административно-правовым статусом:

- находящиеся под  административной опекой: сироты, инвалиды, вынужденные переселенцы и др.,

- привлекаемые  к административной ответственности,

- относящиеся к  категории льготников;

2) иностранные граждане;

3) лица без гражданства  Конин П.М. Административное право России: учебник. М.: Проспект, 2010..

Однако вряд ли можно считать оправданным акцент Н.М. Конина на процессуальных статусах граждан, принимаемых ими в существующем многообразии публично-правовых (административно-правовых) отношений. В течение одного дня гражданин может быть предпринимателем, студентом, пациентом, пассажиром или водителем, быть лицом, находящимся под опекой (инвалидом). В конечном счете, субъект права один - гражданин. Вызывает сожаление факт неуделения автором должного внимания такому субъекту права, как должностное лицо Кизилов В.В. Административная ответственность гражданских служащих России: взгляд в будущее. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 2011..

Еще в 1972 г. В.Д. Сорокин отмечал: "В теории права не вызывает споров вопрос о делении субъектов права на две категории: граждане и организации, выступающие как носители предусмотренных государством прав и обязанностей..." Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. М., 1972. С. 195.. Д.Н. Бахрах, можно сказать, конкретизировал эту классификацию применительно к административному праву и предложил разделять субъектов на индивидуальных и коллективных Бахрах Д.Н. Система субъектов советского административного права // Советское государство и право. 1986. N 2. С. 41-48..

Не вызывает сомнения, что все субъекты административного  права могут быть отнесены к двум группам: индивидуальным и коллективным субъектам, что с некоторыми оговорками можно отождествить с классификацией субъектов на физических и юридических  лиц Толстопятова О.В. Субъектный состав административно-деликтных отношений: вопросы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. С. 20..

Под индивидуальными  субъектами понимаются физические лица, к которым относят граждан  Российской Федерации, иностранных  граждан, лиц без гражданства, с  двойным гражданством и лиц, имеющих  переходные статусы беженцев и вынужденных  переселенцев. К данной группе также  относят государственных и иных служащих.

Индивидуальные  субъекты или индивиды в общем  понимании - это люди, члены общества. Основной чертой физического лица является его принадлежность определенному  биологическому виду - homo sapiens, то есть физическое лицо - это человек, индивид. Физическое лицо как участник правоотношений обладает рядом общественных и естественных признаков и свойств, которые определенным образом индивидуализируют его и влияют на его правовое положение - его правовой статус. К таким признакам и свойствам следует отнести: имя, гражданство, возраст, семейное положение, пол.

Понятие «физическое  лицо» шире понятия «гражданин», так как последнее означает, что  физическое лицо имеет определенную связь с государством, то есть гражданство. Фактор гражданства является лишь элементом  характеристики физического лица Варлен М.В. Гражданство: Россия и СНГ. - М.: "Проспект", 2010.. В состав «физических лиц» входят граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Гражданин Российской Федерации характеризуется его правовой связью с Российским государством, иностранный гражданин -- с соответствующим зарубежным государством, а лица без гражданства не имеют таковой связи ни с одним из государств Домашняя правовая энциклопедия. Материал подготовлен экспертами компании "Гарант" и приводится по состоянию на декабрь 2011 г..

12. Административно-правовой статус гражданина

Права и обязанности  граждан в сфере административного  права в основном производны от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах.

Согласно Конституции - человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и «несет равные обязанности», предусмотренные Конституцией.

Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, составляющий важнейшую часть их общего правового статуса и закрепленный во многих законах и подзаконных актах состоит в следующем:

комплекс их прав и обязанностей, закреплённых нормами  административного права;

гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая  их охрану законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления;

Правовые акты, относящиеся к установлению административно-правового  статуса человека и гражданина, могут  быть подразделены в зависимости:

~ от принципа  разделения властей - на акты  органов законодательной власти  и акты органов исполнительной  власти;

~ от юридической  силы - на законы и подзаконные  акты;

~ от характера  компетенции издающих их органов  - на акты органов общей, отраслевой  и межотраслевой компетенции.

В правовых актах  не отождествляется правовой статус личности (человека) и гражданина Российской Федерации. Гражданин обладает большим  объемом прав и обязанностей, чем  человек как таковой. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, не имеют  некоторых прав и обязанностей, принадлежащих  ее гражданам.

В формировании и  реализации составляющих административно-правового  статуса граждан России, помимо Конституции  Российской Федерации, большое значение имеют органы государственного управления и местного самоуправления. В пределах предоставленной компетенции они:

издают правовые акты, влияющие на содержание статуса  граждан, влекущие приобретение ими  прав и обязанностей в той или  иной сфере (например, реализация права  на образование предполагает издание  акта о зачислении в учебное заведение);

организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому  положению граждан;

помогают гражданам  в реализации их конкретных субъективных прав (например, в вопросах социальной защиты);

осуществляют охрану прав и свобод граждан.

Большинство основных (конституционных) прав граждан нуждается  в административно-правовом обеспечении. А если они не подкреплены административно-правовыми  нормами, то зачастую становятся благими  пожеланиями, красивыми обещаниями. Так, нормы Федерального закона "О  порядке выезда из Российской Федерации  и въезда в Российскую Федерацию", закрепив право граждан России на получение заграничного паспорта, процедуру  его получения и ряд других вопросов, урегулировали административно-правовой механизм реализации конституционного права на выезд из России и въезд  в нее. Статья 33 Конституции РФ закрепляет право граждан России обращаться в государственные и муниципальные  органы. Очевидно, что для реализации этого права нужен федеральный  закон, закрепляющий порядок его  осуществления. Необходимо уточнить круг субъектов соответствующих отношений: могут ли обращаться в органы публичной  власти лица, не являющиеся гражданами России, можно ли обращаться в частные  организации, к тому же нужно решить вопрос об ответственности за бюрократическое  отношение к обращениям граждан.

Таким образом, административное право конкретизирует права и  обязанности граждан, устанавливаемые  конституционным правом, и делает это при помощи органов государственного управления и местного самоуправления.

Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом возможность  быть субъектом административного  права, иметь права и обязанности  административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его  смертью. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема и передаваема. Её объём изменяется лишь законом. Для отдельных граждан  эта правоспособность может быть временно ограниченна в случаях  и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением  уголовного или административного  правонарушения, за которые закон  предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишение специальных  прав и другие правоограничения.

Конституцией Российской Федерации обозначены виды прав и  свобод, не подлежащих ограничению (право  на жизнь, на неприкосновенность частной  жизни, свобода совести и др.)

Права и обязанности  граждан по содержанию можно подразделить на две группы:

статусные, указывающие  на положение гражданина в социальной структуре страны;

адекватные тем  сферам, в которых права и обязанности  могут реализовываться.

Одним из прав граждан, находящихся в административной правовой сфере, является право на хранение и ношение определённых видов  оружия. Оно реализуется Федеральным  Законом от 13.12.96 "Об оружии" и  контролируется органами внутренних дел. Так, для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации  обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление  по установленной форме, медицинское  заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с  нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и  документ, подтверждающий гражданство  Российской Федерации.

Административная  дееспособность гражданина - признаваемая за ним способность своими личными  действиями: а) приобретать права  и обязанности административно-правового  характера; б) осуществлять их. Такая  дееспособность включает также способность гражданина лично нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с действующими правовыми актами.

Вся система административно-правовых отношений, субъектами которых могут  быть граждане, определяется их административной правоспособностью. Но возникают они  в процессе реализации гражданами своих  субъективных прав и юридических  обязанностей как по собственной инициативе, так и в порядке одностороннего волеизъявления органа государственного управления, местного самоуправления или его должностного лица. При этом в осуществлении субъективных прав инициатива преимущественно принадлежит гражданам.

13. Право гражданина на административную жалобу

Право гражданина на общую  и специальную административную жалобы.

Правом на общую жалобу обладают все граждане. Обжалованию  подлежат действия, нарушающие или  создающие препятствия для реализации прав и свобод гражданина, а так  же незаконное возложение обязанности  или ответственности.

Виды права на общую  жалобу:

Право на административное обжалование – в вышестоящую  инстанцию

Право на судебное обжалование  – в течение 3 месяцев со дня, когда  стало известно о нарушении прав; в течение месяца со дня отказа или отсутствия в удовлетворении жалобы вышестоящим начальством.

Право на специальную жалобу предоставлено – участникам судебных процессов, административного и  дисциплинарного производства, трудовых споров.

15,17. Понятие органа исполнительной власти

Орган исполнительной власти – государственное учреждение, обладающее относительной самостоятельностью, структурной организацией, наделенное государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера и действующее в пределах определенной территории.

Признаки органа исполнительной власти:

  • является государственным учреждением;
  • вместе с органами законодательной и судебной власти входит в систему органов государственной власти (государственный аппарат);
  • наделен полномочиями государственно-властного характера;
  • решает задачи, определенные государством;
  • обладает соответствующей компетенцией;
  • деятельность носит исполнительно-распорядительный подзаконный характер;
  • деятельность осуществляет организованный коллектив людей (государственных служащих);
  • осуществляет управленческую деятельность на основе предметной специализации;
  • осуществляет деятельность в различных формах (правотворческая, правоприменительная, договорная);
  • располагает широким арсеналом средств, способов осуществления деятельности;
  • обладает внутренней организацией, структурой;
  • наделен административной правосубъектностью;
  • действует в пределах определенной территории;
  • подконтролен и подотчетен по определенным вопросам органам представительной власти, а также вышестоящим органам исполнительной власти.

Административная  правосубъектность (правоспособность – дееспособность) органов исполнительной власти возникает с момента издания (обретения юридической силы) правового акта об их образовании с закреплением компетенции; прекращается в связи с их ликвидацией.

18. Структура федеральных органов исполнительной власти

СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ — создаваемая в порядке, определенном Конституцией РФ, совокупность государственных органов, осуществляющих под руководством Правительства РФ федеральную исполнительную власть. Основываясь на предложениях Председателя Правительства, Президент РФ своим указом утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти.

Информация о работе Предмет административного права