Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:29, реферат
Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-л. наказания (насильственного воздействия), в т. ч. для поддержания трудовой дисциплины и нужд экономического развития; в качестве меры ответственности (наказания) за участие в забастовке и за наличие или выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежност
Важным событием стало вступление в силу 25 декабря 2003 года Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности[*]. Это позволило внести ясность в некоторые неопределенности в отношении содержания преступлений, связанных с торговлей людьми, а также в отношении личности жертв. В нем также содержится требование, в соответствии с которым каждое государство-участник должно устанавливать в своем законодательстве положения об уголовной ответственности за преступления, связанные с торговлей людьми, будь то в целью трудовой или сексуальной эксплуатации.
В докладах экспертов, политических заявлениях и декларациях, принятых региональными или международными организациями с этого момента, все еще можно обнаружить различные взгляды относительно самой концепции торговли людьми, гендерной принадлежности жертв или обоснований действий против торговли людьми. Часто проводится различие между подходом к этой проблеме на основе «обеспечения исполнения закона и пограничного контроля», с одной стороны, и подходом, опирающимся на «защиту прав человека и прав жертв» — с другой. Вместе с тем, все шире признается тот факт, что эффективные действия, направленные против торговли людьми, должны сочетать элементы всех этих подходов. Находит широкое признание также то, что торговля людьми — это проблема рынка труда, и что институты труда должны играть ключевую роль в борьбе с этим явлением.
Примером служит Брюссельская Декларация, принятая в сентябре 2002 года, в которой подчеркивается, что Европейская всеобъемлющая политика, направленная против торговли людьми, и на «прекращение спроса на сексуальные услуги, дешевую рабочую силу и другие формы эксплуатации, должна быть и далее в первых рядах долгосрочных усилий по эффективной борьбе с торговлей людьми», и что «глобальный подход к торговле людьми должен охватывать все формы эксплуатации, включая сексуальную эксплуатацию, эксплуатацию труда, особенно детского труда, и попрошайничество»[*]. В июле 2003 года Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) приняла План действий по борьбе с торговлей людьми, в котором в частности привлекается внимание к более широким трудовым аспектам. На национальном уровне рекомендуется принимать следующие меры: проведение экономической и социальной политики, конкретно направленной на решение ключевых проблем и причин продажи людей в странах назначения; государствам-членам предлагается принимать меры к тому, чтобы сократить «невидимый характер эксплуатации»; решить проблему «незащищенного, неформального и зачастую нелегального труда с целью обеспечения баланса между спросом на недорогую рабочую силу и возможностями для регулируемой миграции»; и решить проблему «подпольной экономической деятельности, которая подрывает экономику и содействует торговле людьми»[¨].
В Африке в рамках Экономического сообщества государств Западной Африки в декабре 2001 года была принята Декларация по борьбе с торговлей людьми[*] вместе с Первоначальным планом действий на 2002-03 годы.
Декларация содержит призыв к государствам-членам Сообщества принять законодательство, в соответствии с которым торговля людьми должна рассматриваться в качестве уголовного преступления, разработать политику и программы, направленные на предупреждение торговли людьми и борьбу с ней, а также на пресечение дальнейшего ухудшения положения жертв этой торговли. Закладывая основу для дальнейшего сотрудничества между государствами-членами в области пограничного контроля, не ограничивающего свободу передвижения, Декларация также призывает страны принять ряд воспитательных и социальных мер предупреждения, чтобы снизить спрос на жертв торговли людьми. План действий содержит также показатели и целевые даты для принятия конкретных мер. В нем также определяется особый вклад МОТ и других международных организаций в предупреждение и повышение понимания этого явления.
В регионе АТР правительствами Австралии и Индонезии было положено начало «Процессу Бали» с целью принятия практических мер на региональном уровне против торговли людьми и их незаконного ввоза. В 2002 и 2003 годах состоялись две региональных конференции на уровне министров, за которыми последовало совещание на высоком уровне в июне 2004 года в Брисбене, Австралия. Проведение региональных семинаров также способствовало разработке в странах законодательства и оказанию взаимной правовой помощи. Таким образом этот процесс позволил перейти от провозглашения принципов к принятию практических мер, причем одновременно основное внимание стало уделяться не борьбе с незаконным ввозом, а предупреждению торговли людьми и защите ее жертв. На совещании в Брисбене вновь было подтверждено, что необходимо нацелить действия на устранение коренных причин нелегального перемещения людей и заниматься проблемой спроса на торговлю людьми. Участники также согласились с важностью сбора данных для предупреждения торговли людьми. Наконец, было привлечено внимание к торговле людьми для трудовой эксплуатации и попрошайничества, а также к особым проблемам торговли людьми в периоды вооруженных конфликтов.
Национальный опыт
Исследование проблем принудительного труда в Африке позволило выявить слабые места в современной правовой базе ряда стран. Определения имеют весьма общий характер, что создает трудности для работников прокуратор и судов в определении ситуаций принудительного труда на практике. Конституционные запреты не всегда подкрепляются конкретными законами, в связи с чем соответствующим органам власти исключительно трудно вести следствие, а жертвам принудительного труда – обратиться со своим делом в суд. В других случаях принудительный труд может быть запрещен в рамках трудового кодекса страны, но в уголовном законодательстве не предусмотрены наказания за подобные преступления.
В отдельных законах могут содержаться различные и порой не согласованные между собой определения преступлений, имеющих аналогичный характер, таких например как принудительный труд, рабство, подневольное положение, кабала и торговля людьми. В таких случаях национальное законодательство, как правило, исходит из того, что принудительный труд является наименее серьезным из всех этих видов преступлений. Кроме того, торговля людьми часто определяется в законодательстве как только торговля женщинами и девушками в целях проституции или иных форм сексуальной эксплуатации.
В последнее время некоторые страны внесли ясность в определение более традиционных форм принудительного труда либо усилили наказания за принуждение кого-либо к труду. Примером служит принятый в 2003 году в Нигере закон о внесении изменений в Уголовный кодекс[*], в котором конкретно рассматриваются трудное положение лиц, предки которых были порабощены или которые все еще находятся в «подневольном положении». Изменения, внесенные в законодательство, также вносят ясность в понятие преступления, связанного с долговой кабалой, и предусматривают строгие наказания в виде длительных сроков лишения свободы и больших штрафов. Мали предусматривает строгие наказания за торговлю детьми в рамках своего Уголовного кодекса от 2001 года. В Нигерии в рамках принятого в 2003 году нового закона о борьбе с торговлей людьми предусматривается пожизненное заключение за преступления, связанные с практикой рабства, строгие меры наказания, включая штрафы, за преступления, связанные с торговлей людьми, в том числе несовершеннолетними гражданами в возрасте до 18 лет, но пожизненное заключение в случае их импорта или экспорта в целях проституции. Однако в большинстве случаев наказания за преступления, связанные с принудительным трудом, остаются весьма легкими.
В большинстве стран Африки, где институты регулирования вопросов труда и исполнения законодательства сталкиваются с жесткими материальными ограничениями, ведется слабый учет мер, направленных на исполнение законодательства, что и неудивительно. Например, в Судане, несмотря на наличие правовых рамок и на то, что сами власти признают факты похищения тысяч людей, до сих пор еще никто не подвергался преследованию за похищения людей или за преступления, связанные с принудительным трудом. Новый закон Нигерии о борьбе с торговлей людьми вселяет надежды на более эффективную практику. Его положения предусматривают создание Национального агентства по запрету торговли людьми и иной соответствующей практики, которое будет нести ответственность за подготовку работников правоохранительных органов и других ведомств, чтобы обеспечить его эффективное исполнение. Еще слишком рано оценивать эффективность этой новой организационной структуры.
В нескольких странах Южной Азии в настоящее время уже четко действуют правовые основы, направленные против систем кабального труда. Как правило, например, в законодательстве Индии и Пакистана, содержится детальное определение кабального труда и систем кабального труда, положения о наказаниях за преступления, связанные с использованием кабального труда, а также условия исполнения законодательства. В соответствии с Законом Индии 1976 года о ликвидации системы кабального труда, предусматривается тюремное заключение на срок до трех лет и штраф до 2.000 индийских рупий в отношении любого лица, вынуждающего другое лицо заниматься кабальным трудом и выплачивать кабальный долг. В законе Пакистана о ликвидации системы кабального труда, принятом в 1992 году, предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от двух до пяти лет или штраф в размере не менее 50.000 пакистанских рупий, либо обе эти меры одновременно в качестве наказания за использование кабального труда.
В августе 2004 года правительство Индии сообщило о 4.859 случаях судебного преследования в соответствии с этим законом, что, вероятно, намного превышает количество судебных преследований преступлений, связанных с принудительным трудом, в любой другой стране. Однако неизвестно количество осужденных в результате этих судебных преследований лиц[*]. И даже эти цифры, касающиеся судебных преследований, остаются незначительными по сравнению с количеством работников, занятых кабальным трудом. В соответствии со статистическими данными самого правительства, по состоянию на 31 марта 2004 года было выявлено 285.379 работников, занятых кабальным трудом, из которых реабилитационную помощь получили 265.417 человек[*]. Еще 19.962 человека не удалось обнаружить в целях их реабилитации в связи с их смертью или утратой сведений о них. Правительства штатов сообщают о создании 527 районных наблюдательных комитетов в целях мониторинга ситуации на местах[¨]. Однако федеральное правительство подтверждает, что существует определенная путаница в отношении того, что составляет кабальный труд. Например, если работники получают от работодателей краткосрочные авансы, то в связи с отсутствием официальных служб, способных удовлетворять их потребности в кредитах, считается, что они выполняют свою работу по своей воле, а не по принуждению.
Это указывает на сохранение проблемы идентификации, которая не позволяет повышать количественный уровень судебных преследований. Индия стала первой страной, подтвердившей наличие широко распространенной проблемы кабального труда и соответственно она обладает самым большим опытом понимания, документального учета и решения этой проблемы. Несмотря на наличие определения системы кабального труда в рамках принятого в 1976 году Закона об упразднении системы кабального труда, в нем не закладывается какой-либо конкретный метод выявления работников, занятых кабальным трудом. Подобная методология еще не разработана и не согласована между различными заинтересованными сторонами. По-прежнему очень важно определить, принуждаются ли каким-либо образом работники к труду в силу кабалы или задолженности перед своим работодателем или им просто плохо платят или подвергают эксплуатации каким-либо иным образом, но у них остается свобода действия для того, чтобы отказаться от этой занятости. Кабальный труд также широко интерпретировался Верховным судом Индии в 1982 году как отказ от выплаты минимальной заработной платы.
В Пакистане отсутствуют данные о судебных преследованиях. Несомненно, на правительство по-прежнему оказывается высокое давление со стороны общественности и активистов в целях повышения эффективности действий, направленных на ликвидацию практики кабального труда. В соответствии с данными, собранными Комиссией по правам человека Специальной рабочей группы Пакистана в отношении провинции Синд, за период с января 2000 года по июнь 2004 года от кабалы было освобождено почти 19.000 издольщиков хари, занятых кабальным трудом. Подавляющее большинство смогло добиться этого своими собственными средствами, а меньшинство было освобождено лишь с помощью Верховного суда или окружной администрации. Больше всего людей было освобождено в 2000 и 2001 годах, после чего отмечалось резкое сокращение количества освобожденных, причем ни один из работников хари не был освобожден с помощью Верховного суда в 2003 году и лишь 30 человек освобождены с помощью окружной администрации. Однако в 2003 году в Пенджабе было освобождено более 350 кабальных работников, занятых обжигом кирпича, включая женщин и детей, с помощью Верховного суда в Лахоре.
Эффективному обеспечению исполнения законодательства в Пакистане явно препятствуют конфликты юрисдикции между федеральным законодательством и законодательством провинций. В январе 2002 года, например, судьи Верховного суда в провинции Синд отвергли 94 ходатайства со стороны хари о незаконных арестах и задержаниях со стороны
Во многих случаях кабальные работники получают плату, уровень которой намного ниже уровня заработной платы временных работников. В таких случаях работник может по своей воле согласиться со своим подневольным статусом, взамен на стабильную занятость в условиях неопределенностей на рынке труда. Разницу между рыночными ставками (утраченной стоимостью труда) и фактически выплаченной заработной платой можно считать «страховым взносом» в систему страхования от безработицы. Поэтому, несмотря на то, что положение работника может характеризоваться рядом особенностей, свойственных долговой кабале, он или она на деле обладают определенной свободой землевладельца на том основании, что такие споры должны разрешаться в соответствии с Законом провинции Синд об аренде[*]. Вследствие этого, как утверждают, значительно замедлились темпы освобождения хари, а Верховный суд провинции Синд продолжал отвергать все новые ходатайства. Вместе с тем, проблемы кабального труда рассматривались судами провинции Синд в конце 2003 и начале 2004 годов. В восьми случаях решения были приняты в пользу хари, в результате чего было освобождено в общей сложности 112 человек[¨].18 Позитивным событием в этом плане стало появление официального уведомления в 2004 году о шести окружных наблюдательных комитетах (ОНК) в провинции Синд, которые могут готовить обоснование для более эффективного судебного преследования и наказания работодателей, использующих кабальный труд, и освобождения работников, занятых кабальным трудом.