Принудительный труд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:29, реферат

Описание работы

Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-л. наказания (насильственного воздействия), в т. ч. для поддержания трудовой дисциплины и нужд экономического развития; в качестве меры ответственности (наказания) за участие в забастовке и за наличие или выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежност

Файлы: 1 файл

pt.doc

— 994.00 Кб (Скачать файл)

Важным событием стало вступление в си­лу 25 декабря 2003 года Протокола о предуп­реждении и пресечении торговли людьми, до­полняющего Конвенцию ООН против трансна­циональной организованной   преступности[*]. Это позволило внести ясность в некоторые неопределенности в отношении содержания преступлений, связанных с торговлей людьми, а также в отношении личности жертв. В нем также содержится требо­вание, в соответствии с которым каждое госу­дарство-участник должно устанавливать в сво­ем законодательстве положения об уголовной ответственности за преступления, связанные с торговлей людьми, будь то в целью трудовой или сексуальной эксплуатации.

В докладах экспертов, политических заяв­лениях и декларациях, принятых региональны­ми или международными организациями с это­го момента, все еще можно обнаружить раз­личные взгляды относительно самой концеп­ции торговли людьми, гендерной принадлеж­ности жертв или обоснований действий против торговли людьми. Часто проводится различие между подходом к этой проблеме на основе «обеспечения исполнения закона и погранич­ного контроля», с одной стороны, и подходом, опирающимся на «защиту прав человека и прав жертв» — с другой. Вместе с тем, все шире при­знается тот факт, что эффективные действия, направленные против торговли людьми, дол­жны сочетать элементы всех этих подходов. Находит широкое признание также то, что торговля людьми — это проблема рынка труда, и что институты труда должны играть ключе­вую роль в борьбе с этим явлением.

Примером служит Брюссельская Деклара­ция, принятая в сентябре 2002 года, в которой подчеркивается, что Европейская всеобъемлю­щая политика, направленная против торговли людьми, и на «прекращение спроса на сексу­альные услуги, дешевую рабочую силу и дру­гие формы эксплуатации, должна быть и далее в первых рядах долгосрочных усилий по эф­фективной борьбе с торговлей людьми», и что «глобальный подход к торговле людьми дол­жен   охватывать все формы эксплуатации, включая сексуальную эксплуатацию, эксплуа­тацию труда, особенно детского труда, и поп­рошайничество»[*]. В июле 2003 года Организа­ция по безопасности и сотрудничеству в Евро­пе (ОБСЕ) приняла План действий по борьбе с торговлей людьми, в котором в частности при­влекается внимание к более широким трудо­вым аспектам. На национальном уровне реко­мендуется принимать следующие меры: прове­дение экономической и социальной политики, конкретно направленной на решение ключевых проблем и причин продажи людей в странах назначения; государствам-членам предлагается принимать меры к тому, чтобы сократить «не­видимый   характер   эксплуатации»; решить проблему «незащищенного, неформального и зачастую нелегального труда с целью обеспе­чения баланса между спросом на недорогую рабочую силу и возможностями для регулируе­мой миграции»; и решить проблему «подполь­ной экономической деятельности, которая под­рывает   экономику   и   содействует   торговле людьми»[¨].

В Африке в рамках Экономического сооб­щества государств Западной Африки в декабре 2001 года была принята Декларация по борьбе с торговлей людьми[*] вместе с Первоначальным планом действий на 2002-03 годы.

Декларация содержит призыв к государствам-членам Сооб­щества принять законодательство, в соответст­вии с которым торговля людьми должна рас­сматриваться в качестве уголовного преступле­ния, разработать политику и программы, нап­равленные на предупреждение торговли людь­ми и борьбу с ней, а также на пресечение даль­нейшего ухудшения положения жертв этой торговли. Закладывая основу для дальнейшего сотрудничества между государствами-членами в области пограничного контроля, не ограни­чивающего свободу передвижения, Декларация также призывает страны принять ряд воспита­тельных и социальных мер предупреждения, чтобы снизить спрос на жертв торговли людь­ми. План действий содержит также показатели и целевые даты для принятия конкретных мер. В нем также определяется особый вклад МОТ и других международных организаций в преду­преждение и повышение понимания этого явления.

В регионе АТР правительствами Австра­лии и Индонезии было положено начало «Про­цессу Бали» с целью принятия практических мер на региональном уровне против торговли людьми и их незаконного ввоза. В 2002 и 2003 годах состоялись две региональных конферен­ции на уровне министров, за которыми после­довало совещание на высоком уровне в июне 2004 года в Брисбене, Австралия. Проведение региональных семинаров также способствова­ло разработке в странах законодательства и оказанию взаимной правовой помощи. Таким образом этот процесс позволил перейти от про­возглашения принципов к принятию практи­ческих мер, причем одновременно основное внимание стало уделяться не борьбе с незакон­ным   ввозом,   а   предупреждению   торговли людьми и защите ее жертв. На совещании в Брисбене вновь было подтверждено, что необ­ходимо нацелить действия на устранение ко­ренных   причин   нелегального   перемещения людей и заниматься проблемой спроса на тор­говлю людьми. Участники также согласились с важностью сбора данных для предупреждения торговли людьми. Наконец, было привлечено внимание к торговле людьми для трудовой эксплуатации и попрошайничества, а также к особым проблемам торговли людьми в перио­ды вооруженных конфликтов.

Национальный опыт

Исследование   проблем   принудительного труда в Африке позволило выявить слабые места в современной правовой базе ряда стран. Определения имеют весьма общий характер, что создает трудности для работников проку­ратор и судов в определении ситуаций прину­дительного труда на практике. Конституцион­ные запреты не всегда подкрепляются конкрет­ными законами, в связи с чем соответствую­щим органам власти исключительно трудно вести следствие, а жертвам принудительного труда – обратиться со своим делом в суд. В других случаях принудительный труд может быть запрещен в рамках трудового кодекса страны, но в уголовном законодательстве не предусмотрены наказания за подобные прес­тупления.

В отдельных законах могут содер­жаться различные и порой не согласованные между собой определения преступлений, име­ющих аналогичный характер, таких например как принудительный труд, рабство, подневоль­ное положение, кабала и торговля людьми. В таких случаях национальное законодательство, как правило, исходит из того, что принудитель­ный труд является наименее серьезным из всех этих видов преступлений. Кроме того, торгов­ля людьми часто определяется в законодатель­стве как только торговля женщинами и девуш­ками в целях проституции или иных форм сек­суальной эксплуатации.

В последнее время некоторые страны вне­сли ясность в определение более традицион­ных форм принудительного труда либо усили­ли наказания за принуждение кого-либо к тру­ду. Примером служит принятый в 2003 году в Нигере закон о внесении изменений в Уголов­ный кодекс[*], в котором конкретно рассматри­ваются трудное положение лиц, предки кото­рых были порабощены или которые все еще находятся в «подневольном положении». Из­менения, внесенные в законодательство, также вносят ясность в понятие преступления, свя­занного с долговой кабалой, и предусматрива­ют строгие наказания в виде длительных сро­ков лишения свободы и больших штрафов. Ма­ли предусматривает строгие наказания за тор­говлю детьми в рамках своего Уголовного ко­декса от 2001 года. В Нигерии в рамках приня­того в 2003 году нового закона о борьбе с тор­говлей людьми  предусматривается пожизнен­ное заключение за преступления, связанные с практикой рабства, строгие меры наказания, включая штрафы, за преступления, связанные с торговлей людьми, в том числе несовершенно­летними гражданами в возрасте до 18 лет, но пожизненное заключение в случае их импорта или экспорта в целях проституции. Однако в большинстве случаев наказания за преступле­ния, связанные с принудительным трудом, ос­таются весьма легкими.

В большинстве стран Африки, где инсти­туты регулирования вопросов труда и исполне­ния законодательства сталкиваются с жестки­ми   материальными   ограничениями,   ведется слабый учет мер, направленных на исполнение законодательства, что и неудивительно. Напри­мер, в Судане, несмотря на наличие правовых рамок и на то, что сами власти признают факты похищения тысяч людей, до сих пор еще никто не подвергался преследованию за похищения людей или за преступления, связанные с при­нудительным трудом. Новый закон Нигерии о борьбе с торговлей людьми вселяет надежды на более эффективную практику. Его положе­ния предусматривают создание Национального агентства по запрету торговли людьми и иной соответствующей практики, которое будет нес­ти ответственность за подготовку работников правоохранительных   органов   и   других   ве­домств, чтобы обеспечить его эффективное ис­полнение. Еще слишком рано оценивать эф­фективность    этой   новой    организационной структуры.

В нескольких странах Южной Азии в нас­тоящее время уже четко действуют правовые основы, направленные против систем кабаль­ного труда. Как правило, например, в законода­тельстве Индии и Пакистана, содержится де­тальное определение кабального труда и сис­тем кабального труда, положения о наказаниях за преступления, связанные с использованием кабального труда, а также условия исполнения законодательства. В соответствии с Законом Индии 1976 года о ликвидации системы ка­бального труда, предусматривается тюремное заключение на срок до трех лет и штраф до 2.000 индийских рупий в отношении любого лица, вынуждающего другое лицо заниматься кабальным трудом и выплачивать кабальный долг. В законе Пакистана о ликвидации сис­темы кабального труда, принятом в 1992 году, предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от двух до пяти лет или штраф в размере не менее 50.000 пакистанских рупий, либо обе эти меры одновременно в качестве наказания за использование кабального труда.

В августе 2004 года правительство Индии сообщило о 4.859 случаях судебного преследо­вания в соответствии с этим законом, что, ве­роятно, намного превышает количество судеб­ных преследований преступлений, связанных с принудительным трудом, в любой другой стра­не. Однако неизвестно количество осужденных в результате этих судебных преследований лиц[*]. И даже эти цифры, касающиеся судеб­ных преследований, остаются незначительны­ми по сравнению с количеством работников, занятых кабальным трудом. В соответствии со статистическими данными самого правитель­ства, по состоянию на 31 марта 2004 года было выявлено 285.379 работников, занятых кабаль­ным трудом, из которых реабилитационную помощь получили 265.417 человек[*]. Еще 19.962 человека не удалось обнаружить в целях их реабилитации в связи с их смертью или утратой сведений о них. Правительства штатов сообщают о создании 527 районных наблюда­тельных комитетов в целях мониторинга ситуа­ции на местах[¨]. Однако федеральное прави­тельство подтверждает, что существует опре­деленная путаница в отношении того, что сос­тавляет кабальный труд. Например, если ра­ботники получают от работодателей кратко­срочные авансы, то в связи с отсутствием офи­циальных служб, способных удовлетворять их потребности в кредитах, считается, что они вы­полняют свою работу по своей воле, а не по принуждению.

Это указывает на сохранение проблемы идентификации, которая не позволяет повы­шать количественный уровень судебных прес­ледований. Индия стала первой страной, под­твердившей наличие широко распространен­ной проблемы кабального труда и соответст­венно она обладает самым большим опытом понимания, документального учета и решения этой проблемы. Несмотря на наличие опреде­ления системы кабального труда в рамках при­нятого в 1976 году Закона об упразднении сис­темы кабального труда, в нем не закладывается какой-либо конкретный метод выявления ра­ботников, занятых кабальным трудом. Подоб­ная методология еще не разработана и не сог­ласована между различными заинтересованны­ми сторонами. По-прежнему очень важно оп­ределить, принуждаются ли каким-либо обра­зом работники к труду в силу кабалы или задолженности перед своим работодателем или им просто плохо платят или подвергают эксплуатации каким-либо иным образом, но у них остается свобода действия для того, чтобы отказаться от этой занятости. Кабальный труд также широко интерпретировался Верховным судом Индии в 1982 году как отказ от выплаты минимальной заработной платы.

В Пакистане отсутствуют данные о судеб­ных преследованиях. Несомненно, на прави­тельство   по-прежнему   оказывается   высокое давление со стороны общественности и акти­вистов в целях повышения эффективности дей­ствий, направленных на ликвидацию практики кабального труда. В соответствии с данными, собранными Комиссией по правам человека Специальной рабочей группы Пакистана в от­ношении провинции Синд, за период с января 2000 года по июнь 2004 года от кабалы было освобождено почти 19.000 издольщиков хари, занятых кабальным трудом. Подавляющее большинство смогло добиться этого своими собственными средствами, а меньшинство бы­ло освобождено лишь с помощью Верховного суда или окружной администрации. Больше всего людей было освобождено в 2000 и 2001 годах, после чего отмечалось резкое сокраще­ние  количества  освобожденных,  причем  ни один из работников хари не был освобожден с помощью Верховного суда в 2003 году и лишь 30 человек освобождены с помощью окружной администрации. Однако в 2003 году в Пенд­жабе было освобождено более 350 кабальных работников, занятых обжигом кирпича, вклю­чая женщин и детей, с помощью Верховного суда в Лахоре.

Эффективному  обеспечению   исполнения законодательства в Пакистане явно препятст­вуют конфликты юрисдикции между федераль­ным законодательством и законодательством провинций.  В январе 2002  года,  например, судьи Верховного суда в провинции Синд от­вергли 94 ходатайства со стороны хари о не­законных арестах и задержаниях со стороны

Во многих случаях кабальные работники получают пла­ту, уровень которой намного ниже уровня заработной платы временных работников. В таких случаях работник может по своей воле согласиться со своим подневольным статусом, взамен на стабильную занятость в условиях неопределенностей на рынке труда. Разницу между рыноч­ными ставками (утраченной стоимостью труда) и факти­чески выплаченной заработной платой можно считать «страховым взносом» в систему страхования от безработи­цы. Поэтому, несмотря на то, что положение работника может характеризоваться рядом особенностей, свойствен­ных долговой кабале, он или она на деле обладают опре­деленной свободой землевладельца на том основании, что такие споры должны разрешаться в соответствии с Законом провинции Синд об аренде[*]. Вследст­вие этого, как утверждают, значительно замед­лились темпы освобождения хари, а Верхов­ный суд провинции Синд продолжал отвергать все новые ходатайства. Вместе с тем, пробле­мы кабального труда рассматривались судами провинции Синд в конце 2003 и начале 2004 годов. В восьми случаях решения были приня­ты в пользу хари, в результате чего было осво­бождено в общей сложности 112 человек[¨].18 По­зитивным событием в этом плане стало появле­ние официального уведомления в 2004 году о шести окружных наблюдательных комитетах (ОНК) в провинции Синд, которые могут готовить обоснование для более эффективного судебного преследования и наказания работо­дателей, использующих кабальный труд, и освобождения работников, занятых кабальным трудом.

Информация о работе Принудительный труд