Принудительный труд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:29, реферат

Описание работы

Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-л. наказания (насильственного воздействия), в т. ч. для поддержания трудовой дисциплины и нужд экономического развития; в качестве меры ответственности (наказания) за участие в забастовке и за наличие или выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежност

Файлы: 1 файл

pt.doc

— 994.00 Кб (Скачать файл)

Задача заключается в том, чтобы обеспе­чить соответствие минимальных норм с досто­инством человека в отношении всех работаю­щих заключенных, чтобы защитить их от эко­номической эксплуатации.  Это требует, как минимум, обеспечения минимальных норм, ка­сающихся заработной платы, безопасности и гигиены труда, информации о правах работни­ков. Отправной точкой могла бы стать концеп­ция «достойного труда для заключенных». Од­нако эту концепцию, естественно, нельзя опре­делить таким же образом, как и для работников на свободном рынке. Например, тюремный труд никогда нельзя охарактеризовать в каче­стве полностью свободного или добровольно­го. Предпочтительнее, вероятно, говорить с точки зрения «сдержанного согласия», когда заключенные обязаны заниматься какой-либо формой деятельности, но имеют выбор или мо­гут вести переговоры относительно круга дея­тельности, который включает получение обра­зования, курсы по повышению квалификации и труд.

Важно рассматривать условия труда, а также касающиеся их политические предписа­ния в национальном контексте. Во многих раз­вивающихся странах заключенные вынуждены работать, чтобы обеспечить себе средства к су­ществованию. В условиях, которые зачастую приравниваются к прожиточному минимуму, основным мотивом, побуждающим заключен­ных трудиться, чаще всего в сельском хозяйст­ве, является удовлетворение их непосредствен­ных прожиточных потребностей. В более бо­гатых промышленно развитых странах, где го­сударство должно заботиться об обеспечении заключенных   питанием,   одеждой,   а   также отоплением, этот вопрос может иметь иной ха­рактер.

Ключевой вопрос связан с определением заработной платы и социальных пособий. С конца  1980-х годов административное руко­водство тюрем Франции ведет переговоры с частными подрядчиками относительно органи­зации труда заключенных на основе минималь­ного размера оплаты труда. В настоящее время заключенные во Франции показывают самую высокую производительность труда в Европе, уровень которой сопоставим с уровнем на сво­бодном рынке. Как частные компании, так и заключенные платят взносы в систему соци­ального обеспечения, медицинского страхова­ния, включая пособия по беременности и ро­дам, пенсионный фонд и страхование от нес­частных случаев на производстве.

Подходы к контролю и надзору

Большое значение имеет обеспечение мо­ниторинга режима работы заключенных, как в государственных, так и в частных исправитель­ных учреждениях. Характер и степень надзора часто зависят от расположения тюрьмы, типа проводимых работ и категории заключенных. Например, действующая в Австралии система инспекции является автономной и подчиняется непосредственно парламенту. В рамках этой модели инспекции разрабатываются норматив­ные   стандарты,   основанные  на  конвенциях МОТ, а также на других международных доку­ментах и решениях судов. Эти стандарты охва­тывают такие вопросы, как производственная безопасность и гигиена труда, нормы охраны окружающей среды и вопросы борьбы с диск­риминацией. Уникальной чертой английской пенитенциарной системы[*] является наличие Омбудсмена в рамках тюремной службы, при­чем заключенные могут подавать жалобы на тюремную службу.

Во многих странах не наблюдается боль­шого различия между мерами надзора в госу­дарственных и частных тюрьмах. В Соединен­ном Королевстве, например, тюремные служа­щие, работающие в частных тюрьмах, должны получить лицензию в государственных орга­нах. Однако в некоторых случаях государство не обладает полномочиями в отношении уп­равления частными тюрьмами. Особенно это касается случаев, когда заключенные работают в качестве учеников и стажеров на частных предприятиях за пределами тюрьмы и обхо­дятся без конвоя. Тюремные власти часто гово­рят о том, что труд является лишь одним из аспектов тюремного режима и его инспекцион­ной службы, однако органы инспекции труда всегда могут изыскать возможности для подго­товки тюремных властей по вопросам, касаю­щимся только режима труда, и налаживать сот­рудничество с ними.

Вопросы для частного сектора

Два вопроса возникают в связи с частным сектором. Первый касается фактической при­ватизации тюрем. Второй – роли, которую мо­жет играть частный сектор в обеспечении заня­тости всех заключенных и приобретении ими квалификации.

Часто высказывается мнение о том, что приватизация тюрем скорее всего проводится в рамках современной политической экономии. Когда в некоторых странах резко увеличива­лось количество заключенных, частный сектор часто вкладывал средства в строительство но­вых тюремных заведений. Несомненно, суще­ствуют различные взгляды на желательность такой тенденции. Например, в 1998 году Феде­ральный Конституционный суд Германии вы­нес решение о вознаграждении заключенных, подтвердив, что труд в заключении должен осуществляться  только  под  ответственность тюремных властей и под надзором государст­ва.   Однако в центре проходящих в настоящее время дискуссий о тюрьмах и тюремном труде стоит вопрос не о достоинствах или недостат­ках приватизации государственных служб, что выходит за рамки настоящего доклада, а скорее проблема обеспечения минимальных гарантий для лиц, содержащихся в заключении в различ­ного рода тюремных заведениях.

Что касается второго вопроса, то предста­вители как работодателей, так и работников часто высказывают озабоченность по его пово­ду. Работники решительно заявляют, что част­ные структуры не должны получать выгоды от тюремного труда, если она не обеспечивается на основе достойного труда, осуществляемого в условиях, сходных со свободными трудовы­ми отношениями и без искусственного заниже­ния затрат на заработную плату. Работодатели могут отмечать значительные трудности, свя­занные с определением справедливой заработ­ной платы для заключенных, когда фактичес­кие затраты на обучение и подготовку, а также на определение норм в области безопасности и гигиены труда для заключенных могут быть выше, чем затраты, связанные с такими услуга­ми на свободном рынке. Озабоченность также вызывает и то, что средняя производитель­ность труда заключенных, как правило, оста­ется низкой.

Кроме того, по вполне понятным причи­нам у многих частных компаний серьезную озабоченность вызывает и проблема репутации в связи с использованием тюремного труда для производства своих товаров. Были случаи, ког­да для информирования потребителей на това­ры, изготовленные с использованием труда за­ключенных,   навешивались   соответствующие ярлыки[*]. Вместе с тем, компании могут стал­киваться и с рядом других вопросов, по кото­рым имеется мало информации. Часто трудно установить точный характер работы, производ­ственные стандарты безопасности и гигиены труда, уровень вознаграждения или доброволь­ный характер работы. Такие проблемы, кото­рые касаются цепи поставок, часто не позволя­ют компаниям использовать материалы, изго­тавливаемые в тюрьмах.  Положение можно было бы исправить за счет распространения соответствующей информации среди общест­венности, на-пример через Интернет-сайты, с описанием   стандартов,   которых   придержи­ваются в тюрьмах, и уровня профессиональной подготовки, предоставляемой заключенным.

Необходимость в исследованиях и информации

Прежде всего, на совещании МОТ под­черкивалась необходимость в обеспечении достоверной информации, на основе которой могла бы строиться работа по проведению тех­нических консультаций и политических пред­писаний. МОТ было предложено реализовать исследовательскую программу, в частности, относительно масштабов и экономических ас­пектов тюремного труда, о влиянии различного рода работ на благополучие и квалификацию заключенных, об эмпирическом значении сог­ласия, эмпирических реалиях условий труда, передовой практике тюремного труда и о нега­тивной практике эксплуатации принудитель­ного тюремного труда, а также об элементах справедливой и приемлемой модели тюремно­го труда.

 

 

 

Канд. техн. наук Дмитрий Зеркалов

Электронная версия на сайте автора

www.zerkalov.org.ua

 

 

 

    

 

Бедность, дискриминация и принудительный труд

 

Общие положения

Иногда утверждают, что бедность является одной из главных причин трудо­вых договоренностей принудительного харак­тера и что лишь с полной ликвидацией беднос­ти можно преодолеть проблему принудитель­ного труда. Однако, с другой стороны, бед­ность и крайняя нищета могут также быть следствием практики принудительного труда. Самые бедные и уязвимые члены общества мо­гут быть вынуждены трудиться или залезать в долги, которые ни они сами, ни их наследники не смогут выплатить несмотря на многочасо­вой тяжелый труд. Таким образом они попа­дают в замкнутый круг бедности, из которого они не могут выбраться.

В некоторых случаях сохранение практи­ки принудительного труда в современном мире может быть результатом давно укоренившейся дискриминации некоторых этнических и касто­вых меньшинств. В Азии примеры долговой кабалы особенно часто встречались и встреча­ются среди определенных каст и племен в Ин­дии; среди коренных меньшинств на западе Непала; и среди граждан Пакистана, не являю­щихся мусульманами. В Африке современная практика принудительного и рабского труда представляет собой особую проблему в некото­рых странах, в которых лишь недавно поконче­но с рабством и где, по имеющейся информа­ции, все еще продолжается практика дискри­минации лиц, происходящих от рабов. В Ла­тинской Америке, сегодня, как и несколько столетий  тому  назад,   основными  жертвами принудительного труда являются коренные на­родности. Иногда речь идет о группах корен­ного населения,  живущих в  изолированных районах, где сравнительно недавно созданные поселения способствовали спросу на дешевую рабочую силу и где практически отсутствует государственная власть для обеспечения защи­ты от принудительного труда. Другим приме­ром может служить принуждение к труду ко­ренных народов, которые уже давно интегри­рованы   в   экономическую   и   общественную жизнь страны, но все еще крайне уязвимы по сравнению с остальной частью населения.

Во всех этих регионах социальные рефор­мы проводились во второй половине прошлого столетия с целью искоренения кабальных форм труда, включая подневольное положение и бес­платный труд в традиционных аграрных систе­мах. Такие реформы подробно рассматрива­лись в первом глобальном докладе о принуди­тельном труде. Земельная реформа и реформа в области аренды, которые проводились в Азии и Латинской Америке, например, на первый взгляд действительно в значительной степени искоренили практику кабалы и подневольного положения в сельской местности, которая име­ла весьма широкое распространение до 1950-х годов.

В то же время эти реформы наряду с рас­пространением положений трудового законо­дательства на сельские районы не помешали появлению новых форм или проявлений при­нудительного труда. Более того, главной осо­бенностью  современных  форм принуждения является то, что жертвы часто попадают в ло­вушку принудительного труда в связи с задол­женностью. Есть и другие общие черты. Жен­щины, чаще молодые женщины и даже девоч­ки, все чаще становятся жертвами принуди­тельного труда в развивающихся странах. Кро­ме того, принудительный труд как в стране происхождения жертвы, так и за ее пределами, как правило, непропорционально затрагивает тех, кто стремится заработать на жизнь за пре­делами своих общин. Жертвами могут стано­виться сезонные работники, которых вывозят за сотни или тысячи миль от своей страны для уборки урожая в течение ограниченного перио­да времени. Аналогичные формы принудитель­ного труда и долговой кабалы затрагивают тру­дящихся-мигрантов из более бедных штатов Индии, таких как Бихар, переезжающих для ра­боты в коммерческом сельском хозяйстве бо­лее богатых штатов, таких как Пенджаб; или работников коренных народностей, перемеща­ющихся из обедневших высокогорных районов в новые зоны коммерческого земледелия в Ла­тинской Америке. Аналогичные формы можно обнаружить и в странах на юге Африки, кото­рые в этом случае связаны с трансграничными перемещениями.

Принудительный труд можно также обна­ружить в городских и пригородных районах, часто на мелких предприятиях неформального сектора экономики, но также и на довольно крупных предприятиях. Одной из особеннос­тей кабального труда в последнее время в Юж­ной Азии становится все более широкое его ис­пользование в целом ряде отраслей помимо сельского хозяйства. Поступают многочислен­ные сообщения о практике использования при­нудительного труда на сборочных предприя­тиях в свободных экспортных зонах. Часто это связано   с   требованиями   об   обязательных сверхурочных без дополнительной оплаты, за отказ от которых могут угрожать увольнением с работы. Кроме того, в странах с переходной экономикой существует практика, когда работ­ников, увольняемых с бывших государствен­ных предприятий,  принудительно  нанимают для работы на предприятиях зарождающегося частного сектора.

Следует как можно полнее понимать раз­нообразный характер принудительного труда в развивающихся   странах,   чтобы   предложить конкретные меры для исправления ситуации. Частично упразднение принудительного труда означает, что разрываются связи подневольно­го характера, которые мешает людям зарабаты­вать своим трудом заработную плату и иным образом принимать участие в современной ры­ночной экономике. Но это означает также соз­дание   системы   социальной   защиты,   чтобы смягчить действие рыночных сил, которые мо­гут вынуждать людей покидать свои родные места, часто в сельской местности, только для того, чтобы оказаться в ситуации принудитель­ного труда в городских районах. Поэтому про­блема скорее относится к рынку труда, что тре­бует обратить самое пристальное внимание на вопросы принятия и обеспечения эффективно­го исполнения трудового законодательства.

Наконец,  следует рассмотреть вопросы индивидуальной и социальной ответственнос­ти. К сожалению, даже местные или нацио­нальные  власти  могут  иногда  использовать принудительный труд, которым вынуждены за­ниматься  деревенская  беднота и  крестьяне. Уже отмечались крайности такой практики в Мьянме, где государственная политика допус­кает, чтобы местные органы власти использо­вали принудительный труд бедноты. Сущест­вует и множество менее известных примеров во всем мире, когда органы местной власти способствуют такой эксплуатации. Правитель­ственные чиновники, работники судебных и правоохранительных органов, действующие в сговоре с местной элитой, могут быть весьма заинтересованы в возрождении практики при­нудительного   труда,   которая   увековечивает крайнюю бедность.

Само собой очевидно значение решения проблем принудительного и кабального труда в рамках стратегий и программ сокращения масштабов бедности, особенно в тех случаях, когда установлена четкая взаимосвязь между крайней бедностью и практикой принудитель­ного труда. Например, в рамках процесса под­готовки стратегий сокращения масштабов бед­ности (ПРСП) в Непале и Пакистане кабаль­ный труд освещается как приоритетная проб­лема. Подавление принудительного труда бу­дет также способствовать достижению конк­ретных целей, поставленных в Декларации ты­сячелетия ООН.

Информация о работе Принудительный труд