Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:29, реферат
Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-л. наказания (насильственного воздействия), в т. ч. для поддержания трудовой дисциплины и нужд экономического развития; в качестве меры ответственности (наказания) за участие в забастовке и за наличие или выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежност
Задача заключается в том, чтобы обеспечить соответствие минимальных норм с достоинством человека в отношении всех работающих заключенных, чтобы защитить их от экономической эксплуатации. Это требует, как минимум, обеспечения минимальных норм, касающихся заработной платы, безопасности и гигиены труда, информации о правах работников. Отправной точкой могла бы стать концепция «достойного труда для заключенных». Однако эту концепцию, естественно, нельзя определить таким же образом, как и для работников на свободном рынке. Например, тюремный труд никогда нельзя охарактеризовать в качестве полностью свободного или добровольного. Предпочтительнее, вероятно, говорить с точки зрения «сдержанного согласия», когда заключенные обязаны заниматься какой-либо формой деятельности, но имеют выбор или могут вести переговоры относительно круга деятельности, который включает получение образования, курсы по повышению квалификации и труд.
Важно рассматривать условия труда, а также касающиеся их политические предписания в национальном контексте. Во многих развивающихся странах заключенные вынуждены работать, чтобы обеспечить себе средства к существованию. В условиях, которые зачастую приравниваются к прожиточному минимуму, основным мотивом, побуждающим заключенных трудиться, чаще всего в сельском хозяйстве, является удовлетворение их непосредственных прожиточных потребностей. В более богатых промышленно развитых странах, где государство должно заботиться об обеспечении заключенных питанием, одеждой, а также отоплением, этот вопрос может иметь иной характер.
Ключевой вопрос связан с определением заработной платы и социальных пособий. С конца 1980-х годов административное руководство тюрем Франции ведет переговоры с частными подрядчиками относительно организации труда заключенных на основе минимального размера оплаты труда. В настоящее время заключенные во Франции показывают самую высокую производительность труда в Европе, уровень которой сопоставим с уровнем на свободном рынке. Как частные компании, так и заключенные платят взносы в систему социального обеспечения, медицинского страхования, включая пособия по беременности и родам, пенсионный фонд и страхование от несчастных случаев на производстве.
Подходы к контролю и надзору
Большое значение имеет обеспечение мониторинга режима работы заключенных, как в государственных, так и в частных исправительных учреждениях. Характер и степень надзора часто зависят от расположения тюрьмы, типа проводимых работ и категории заключенных. Например, действующая в Австралии система инспекции является автономной и подчиняется непосредственно парламенту. В рамках этой модели инспекции разрабатываются нормативные стандарты, основанные на конвенциях МОТ, а также на других международных документах и решениях судов. Эти стандарты охватывают такие вопросы, как производственная безопасность и гигиена труда, нормы охраны окружающей среды и вопросы борьбы с дискриминацией. Уникальной чертой английской пенитенциарной системы[*] является наличие Омбудсмена в рамках тюремной службы, причем заключенные могут подавать жалобы на тюремную службу.
Во многих странах не наблюдается большого различия между мерами надзора в государственных и частных тюрьмах. В Соединенном Королевстве, например, тюремные служащие, работающие в частных тюрьмах, должны получить лицензию в государственных органах. Однако в некоторых случаях государство не обладает полномочиями в отношении управления частными тюрьмами. Особенно это касается случаев, когда заключенные работают в качестве учеников и стажеров на частных предприятиях за пределами тюрьмы и обходятся без конвоя. Тюремные власти часто говорят о том, что труд является лишь одним из аспектов тюремного режима и его инспекционной службы, однако органы инспекции труда всегда могут изыскать возможности для подготовки тюремных властей по вопросам, касающимся только режима труда, и налаживать сотрудничество с ними.
Вопросы для частного сектора
Два вопроса возникают в связи с частным сектором. Первый касается фактической приватизации тюрем. Второй – роли, которую может играть частный сектор в обеспечении занятости всех заключенных и приобретении ими квалификации.
Часто высказывается мнение о том, что приватизация тюрем скорее всего проводится в рамках современной политической экономии. Когда в некоторых странах резко увеличивалось количество заключенных, частный сектор часто вкладывал средства в строительство новых тюремных заведений. Несомненно, существуют различные взгляды на желательность такой тенденции. Например, в 1998 году Федеральный Конституционный суд Германии вынес решение о вознаграждении заключенных, подтвердив, что труд в заключении должен осуществляться только под ответственность тюремных властей и под надзором государства. Однако в центре проходящих в настоящее время дискуссий о тюрьмах и тюремном труде стоит вопрос не о достоинствах или недостатках приватизации государственных служб, что выходит за рамки настоящего доклада, а скорее проблема обеспечения минимальных гарантий для лиц, содержащихся в заключении в различного рода тюремных заведениях.
Что касается второго вопроса, то представители как работодателей, так и работников часто высказывают озабоченность по его поводу. Работники решительно заявляют, что частные структуры не должны получать выгоды от тюремного труда, если она не обеспечивается на основе достойного труда, осуществляемого в условиях, сходных со свободными трудовыми отношениями и без искусственного занижения затрат на заработную плату. Работодатели могут отмечать значительные трудности, связанные с определением справедливой заработной платы для заключенных, когда фактические затраты на обучение и подготовку, а также на определение норм в области безопасности и гигиены труда для заключенных могут быть выше, чем затраты, связанные с такими услугами на свободном рынке. Озабоченность также вызывает и то, что средняя производительность труда заключенных, как правило, остается низкой.
Кроме того, по вполне понятным причинам у многих частных компаний серьезную озабоченность вызывает и проблема репутации в связи с использованием тюремного труда для производства своих товаров. Были случаи, когда для информирования потребителей на товары, изготовленные с использованием труда заключенных, навешивались соответствующие ярлыки[*]. Вместе с тем, компании могут сталкиваться и с рядом других вопросов, по которым имеется мало информации. Часто трудно установить точный характер работы, производственные стандарты безопасности и гигиены труда, уровень вознаграждения или добровольный характер работы. Такие проблемы, которые касаются цепи поставок, часто не позволяют компаниям использовать материалы, изготавливаемые в тюрьмах. Положение можно было бы исправить за счет распространения соответствующей информации среди общественности, на-пример через Интернет-сайты, с описанием стандартов, которых придерживаются в тюрьмах, и уровня профессиональной подготовки, предоставляемой заключенным.
Необходимость в исследованиях и информации
Прежде всего, на совещании МОТ подчеркивалась необходимость в обеспечении достоверной информации, на основе которой могла бы строиться работа по проведению технических консультаций и политических предписаний. МОТ было предложено реализовать исследовательскую программу, в частности, относительно масштабов и экономических аспектов тюремного труда, о влиянии различного рода работ на благополучие и квалификацию заключенных, об эмпирическом значении согласия, эмпирических реалиях условий труда, передовой практике тюремного труда и о негативной практике эксплуатации принудительного тюремного труда, а также об элементах справедливой и приемлемой модели тюремного труда.
Канд. техн. наук Дмитрий Зеркалов
Электронная версия на сайте автора
www.zerkalov.org.ua
Бедность, дискриминация и принудительный труд
Общие положения
Иногда утверждают, что бедность является одной из главных причин трудовых договоренностей принудительного характера и что лишь с полной ликвидацией бедности можно преодолеть проблему принудительного труда. Однако, с другой стороны, бедность и крайняя нищета могут также быть следствием практики принудительного труда. Самые бедные и уязвимые члены общества могут быть вынуждены трудиться или залезать в долги, которые ни они сами, ни их наследники не смогут выплатить несмотря на многочасовой тяжелый труд. Таким образом они попадают в замкнутый круг бедности, из которого они не могут выбраться.
В некоторых случаях сохранение практики принудительного труда в современном мире может быть результатом давно укоренившейся дискриминации некоторых этнических и кастовых меньшинств. В Азии примеры долговой кабалы особенно часто встречались и встречаются среди определенных каст и племен в Индии; среди коренных меньшинств на западе Непала; и среди граждан Пакистана, не являющихся мусульманами. В Африке современная практика принудительного и рабского труда представляет собой особую проблему в некоторых странах, в которых лишь недавно покончено с рабством и где, по имеющейся информации, все еще продолжается практика дискриминации лиц, происходящих от рабов. В Латинской Америке, сегодня, как и несколько столетий тому назад, основными жертвами принудительного труда являются коренные народности. Иногда речь идет о группах коренного населения, живущих в изолированных районах, где сравнительно недавно созданные поселения способствовали спросу на дешевую рабочую силу и где практически отсутствует государственная власть для обеспечения защиты от принудительного труда. Другим примером может служить принуждение к труду коренных народов, которые уже давно интегрированы в экономическую и общественную жизнь страны, но все еще крайне уязвимы по сравнению с остальной частью населения.
Во всех этих регионах социальные реформы проводились во второй половине прошлого столетия с целью искоренения кабальных форм труда, включая подневольное положение и бесплатный труд в традиционных аграрных системах. Такие реформы подробно рассматривались в первом глобальном докладе о принудительном труде. Земельная реформа и реформа в области аренды, которые проводились в Азии и Латинской Америке, например, на первый взгляд действительно в значительной степени искоренили практику кабалы и подневольного положения в сельской местности, которая имела весьма широкое распространение до 1950-х годов.
В то же время эти реформы наряду с распространением положений трудового законодательства на сельские районы не помешали появлению новых форм или проявлений принудительного труда. Более того, главной особенностью современных форм принуждения является то, что жертвы часто попадают в ловушку принудительного труда в связи с задолженностью. Есть и другие общие черты. Женщины, чаще молодые женщины и даже девочки, все чаще становятся жертвами принудительного труда в развивающихся странах. Кроме того, принудительный труд как в стране происхождения жертвы, так и за ее пределами, как правило, непропорционально затрагивает тех, кто стремится заработать на жизнь за пределами своих общин. Жертвами могут становиться сезонные работники, которых вывозят за сотни или тысячи миль от своей страны для уборки урожая в течение ограниченного периода времени. Аналогичные формы принудительного труда и долговой кабалы затрагивают трудящихся-мигрантов из более бедных штатов Индии, таких как Бихар, переезжающих для работы в коммерческом сельском хозяйстве более богатых штатов, таких как Пенджаб; или работников коренных народностей, перемещающихся из обедневших высокогорных районов в новые зоны коммерческого земледелия в Латинской Америке. Аналогичные формы можно обнаружить и в странах на юге Африки, которые в этом случае связаны с трансграничными перемещениями.
Принудительный труд можно также обнаружить в городских и пригородных районах, часто на мелких предприятиях неформального сектора экономики, но также и на довольно крупных предприятиях. Одной из особенностей кабального труда в последнее время в Южной Азии становится все более широкое его использование в целом ряде отраслей помимо сельского хозяйства. Поступают многочисленные сообщения о практике использования принудительного труда на сборочных предприятиях в свободных экспортных зонах. Часто это связано с требованиями об обязательных сверхурочных без дополнительной оплаты, за отказ от которых могут угрожать увольнением с работы. Кроме того, в странах с переходной экономикой существует практика, когда работников, увольняемых с бывших государственных предприятий, принудительно нанимают для работы на предприятиях зарождающегося частного сектора.
Следует как можно полнее понимать разнообразный характер принудительного труда в развивающихся странах, чтобы предложить конкретные меры для исправления ситуации. Частично упразднение принудительного труда означает, что разрываются связи подневольного характера, которые мешает людям зарабатывать своим трудом заработную плату и иным образом принимать участие в современной рыночной экономике. Но это означает также создание системы социальной защиты, чтобы смягчить действие рыночных сил, которые могут вынуждать людей покидать свои родные места, часто в сельской местности, только для того, чтобы оказаться в ситуации принудительного труда в городских районах. Поэтому проблема скорее относится к рынку труда, что требует обратить самое пристальное внимание на вопросы принятия и обеспечения эффективного исполнения трудового законодательства.
Наконец, следует рассмотреть вопросы индивидуальной и социальной ответственности. К сожалению, даже местные или национальные власти могут иногда использовать принудительный труд, которым вынуждены заниматься деревенская беднота и крестьяне. Уже отмечались крайности такой практики в Мьянме, где государственная политика допускает, чтобы местные органы власти использовали принудительный труд бедноты. Существует и множество менее известных примеров во всем мире, когда органы местной власти способствуют такой эксплуатации. Правительственные чиновники, работники судебных и правоохранительных органов, действующие в сговоре с местной элитой, могут быть весьма заинтересованы в возрождении практики принудительного труда, которая увековечивает крайнюю бедность.
Само собой очевидно значение решения проблем принудительного и кабального труда в рамках стратегий и программ сокращения масштабов бедности, особенно в тех случаях, когда установлена четкая взаимосвязь между крайней бедностью и практикой принудительного труда. Например, в рамках процесса подготовки стратегий сокращения масштабов бедности (ПРСП) в Непале и Пакистане кабальный труд освещается как приоритетная проблема. Подавление принудительного труда будет также способствовать достижению конкретных целей, поставленных в Декларации тысячелетия ООН.