Принудительный труд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:29, реферат

Описание работы

Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-л. наказания (насильственного воздействия), в т. ч. для поддержания трудовой дисциплины и нужд экономического развития; в качестве меры ответственности (наказания) за участие в забастовке и за наличие или выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежност

Файлы: 1 файл

pt.doc

— 994.00 Кб (Скачать файл)

Кабальный труд в Южной Азии

Социальный состав кабальных работников и общие особенности бедноты

Особую озабоченность вызывает кабально­го труда в Азии, учитывая большое число затронутых этой проблемой бедняков, а также принимая во внимание четкую связь между принудительным трудом и давно устоявшими­ся формами дискриминации. В ряде штатов Индии подавляющее большинство жертв при­нудительного труда в сельском хозяйстве, на обжиге кирпичей, в горнорудной промышлен­ности и в других секторах составляют предста­вители неприкасаемых каст и племен. Жертва­ми системы кабального труда камайя на западе Непала являются в основном представители коренной народности тхару. Проведенный обзор освобожденных кабальных работ­ников в Пакистане показал, что большинство тех, кто подвергается эксплуатации в невыно­симых  условиях,  составляют  представители низших каст или религиозных меньшинств[*]. Это соответствует и другим выводам о том, что самой жестокой эксплуатации подвергаются жители плотно заселенной ирригационной зо­ны города Хайдарабад, где проживает значи­тельное количество меньшинства индусов, а также значительный класс богатых землевла­дельцев; вместе с тем, кабальный труд реже ис­пользуется в более доступных регионах, а так­же среди мусульманского населения в верхних районах провинции Синд, где племенные и клановые традиции защищают интересы более слабых групп населения.47

Взаимосвязь между бедностью и кабаль­ным трудом весьма велика. Кабальные работ­ники, несомненно, входят в число 522 млн. бедняков в Южной Азии[*]. В научной литера­туре достигнуто широкое согласие о том, что работники часто заключают кабальные догово­ры, чтобы избежать нищеты или голода. Дан­ные МОТ свидетельствуют о том, что кабаль­ные работники также остаются бедными и в период кабалы.

Гендерные вопросы и кабальный труд

В историческом плане мало внимания уделялось особым проблемам, с которыми сталкиваются женщины и девушки, оказавшиеся в ситуации кабального труда. Это отражает их общее подчиненное положение в патриар­хальном обществе стран Южной Азии, в рамках которого неимущие женщины подвергаются тройной дискримина­ции – по гендерному признаку, в силу принадлежности к низшей касте или иной группе с низким статусом, а также в силу кабальной или иной эксплуататорской формы труда. Независимо от того, является ли их вовлечение в ка­бальный труд прямым или косвенным, женщины страдают от этого намного больше мужчин. Косвенная кабала ха­рактеризуется традиционными формами договоренностей в сельском хозяйстве и на производстве кирпичей, в соответствии с которыми женщины (и дети) подлежат кабале даже если главой домашнего хозяйства является мужчина и не признаются в качестве полноправных работников. Они выполняют непосильную работу, часто дол­жны выполнять также (это относится к сельскохозяйственным работникам) работы на дому у землевладельца в рамках договоренности о возмещении долга. В этих условиях они часто подвергаются рискам, связанным с физи­ческими и сексуальными издевательствами. Женщины могут «продаваться и покупаться», если землевладельцы договорятся между собой, в целях передачи долга, причем никаких предварительных консультаций с самими жен­щинами не проводится.

Прямая кабала женщин приобретает все более широкие масштабы. В коммерческом сельском хозяйстве, по имеющимся данным, женщин все чаще привлекают к кабальному труду, частично в связи с тем, что сами мужчины понимают все связанные с этим трудом тяготы и не желают заниматься им. Например, на ферме по производству семян гибридного хлопка в штате Андхра-Прадеш (Индия) появляются более кратковременные формы кабального труда, которым конкретно заняты женщины и девушки. Женский кабальный труд все чаще используют в промыш­ленном секторе неформальной экономики, например для изготовления ковров, сигарет «биди», огранки драгоцен­ных камней и обработки рыбы, причем женщинам все чаще приходится трудиться вне дома или в закрытых цехах. Во всех этих ситуациях не всегда можно сделать вывод о том, что женщина самостоятельно принимает решение об участии в кабальном труде. Представляется, что чаще всего решения принимаются за нее на уровне домашнего хозяйства или за его пределами, причем последнее слово принадлежит мужчинам.

Превалируют также различные формы принудительной проституции, например в рамках системы чакри в Бангладеш и Индии, когда молодые проститутки работают в течение года или даже более бесплатно, чтобы выплатить предполагаемый долг владельцу публичного дома за питание, одежду, косметику и бытовые расходы.

Последние данные из штата Тамилнад (Индия) проливают дополнительный свет на гендерные аспекты ка­бального труда. Расходы, связанные с социальными церемониями, имеющими гендерный характер (достижение половой зрелости и свадьбы), становятся главной причиной, по которой семья берет долг на кабальных условиях, за которыми следуют расходы, связанные с родами и лечением детей. Кредиторы рассматривают женщин в каче­стве «мягкой цели» с точки зрения предоставления долга в ростовщических целях, работодатели выдают аванс мужчинам, которые затем заставляют трудиться всех членов семьи. Проблема выплаты долга часто связана с рос­том насилия в семье. Алкоголизм, особенно среди мужчин, также представляет растущую проблему, которая ведет к растущим расходам из семейного бюджета и к получению дополнительных кредитов и авансов.

Формы кабального труда: последнее развитие событий

За последние годы в Индии проведено лишь ограниченное число углуб­ленных обзоров по конкретным секторам. В ряде штатов Индии самые бедные слои сельс­кого населения становятся во все большей сте­пени зависимыми от наемного труда и особен­но уязвимы перед угрозой кабального труда, связанного с задолженностью. Сельское хозяй­ство в Пенджабе входит в число наиболее раз­витых в Индии. Местные работники, включая представителей каст неприкасаемых, которые рассчитывают на лучшее будущее в связи с по­вышением уровня грамотности, все чаще под­меняются кабальными работниками из числа мигрантов, которых набирают через агентов в штате Бихар. Несмотря на то, что еще 10 лет назад считалось, что эта форма кабалы исче­зает, в последнее время стали поступать жало­бы в Национальную комиссию по правам чело­века со стороны как мигрантов, так и местных работников[*].

 

 

Взгляд работодателей на кабальный труд: пример округа Ранга Редди в штате Андхра-Прадеш

В соответствии с проведенным обзором, традиционные формы кабалы уже не существуют в дан­ном районе из-за роста спроса на мужскую рабочую силу в несельскохозяйственной деятельности и в связи с юри­дическим запретом долговой кабалы. Значительно сократилось также число случаев найма «годовых фермерских служителей», для надзора за работниками, занятыми на дневной основе, а также для ухода за скотом. Сегодня землевладельцы сталкиваются с проблемой поиска работников, желающих выполнять такие работы, и они опи­раются на несколько семей, отчаянно нуждающиеся в деньгах, поскольку другие просто не желают заключать такие контракты. Землевладельцы не думают об улучшении условий по контракту, чтобы повысить привлекательность этой работы, в качестве одного из возможных решений. В результате их земли не используются в полной мере. Ра­ботодатели отмечают, что разница между кабальными работниками, подлежащими освобождению и реабилита­ции, и другими работниками, нанимаемыми для работы в течение года в качестве фермерских служителей, для них не совсем понятна. Они утверждают, что единственный способ привлечь таких работников заключается в предло­жении им взаимосвязанных контрактов на кредит и на работу. И хотя они понимают, что стремление к переменам растет, улучшение условий труда в сельском хозяйстве рассматривается ими как подрыв их социального и эконо­мического статуса, против чего они пытаются решительно возражать.

Тематические исследования, проведенные в том же регионе, свидетельствуют о продолжении, хотя и в меньших масштабах практики заключения кабальных контрактов «джитхам» и об ужасающих условиях труда, кото­рые часто с ними связаны.

Помимо сельскохозяйственного сектора кабальный труд  также часто присутствует и в таких отраслях промышленности, как горнодобывающая, изготовление кирпи­чей, обработка рыбы, огранка драгоценных камней, изготовление ковров, а также на таких вредных производствах, как кожевенное произ­водство и изготовление пиротехнических изде­лий.

По имеющимся сообщениям, жертвами принудительного труда в индустрии по произ­водству кирпича являются в основном члены каст и племен неприкасаемых. Их набор осу­ществляется через посредников, которые пред­лагают выплату аванса, а подрядчики получа­ют комиссионные за счет неформальных вы­четов из заработной платы. Зарплата работни­кам выплачивается частично на недельной или месячной основе, а остальная часть, с соответ­ствующими коррективами, в конце сезона. Это привязывает работника и его семью к пред­приятию на весь сезон, а возмещение аванса переносится с одного сезона на другой, что и удерживает работника на этом месте. Установ­лен продолжительный рабочий день, а плата — ниже официального минимального уровня. Ме­ры принуждения часто используются для под­держания дисциплины среди работников и по­давления протеста против частого нарушения контрактов. В последнее время были освобож­дены 47 работников на предприятии по произ­водству кирпича в округе Мога в штате Пенд­жаб. Все они заявили, что им не выплачивали заработную плату не менее четырех месяцев и им не разрешалось покидать территорию пред­приятия. Рейд был проведен после получения петиции Верховным судом Пенд-жаба и Харь-яна от двух работников. В 2003 году в штате Тамилнад было освобождено 47 кабальных ра­ботников на двух кирпичных заводах в округе Канчипурам. Несколько серьезных дел рас­сматривалось также в штате Уттар-Прадеш.  

В некоторых регионах Индии кабальные работники, занятые на шахтах, также, как пра­вило, набираются из каст и племен неприкаса­емых. Примером служит богатый полезными ископаемыми штат Раджастхан, где на шахтах работает более 3 млн. человек, причем 95% из них составляют выходцы из указанных выше социальных групп. Шахты представляют со­бой, как правило, мелкие предприятия, дейст­вующие на основе договора о лизинге, заклю­чаемого с правительством, причем использу­ется в основном ручной труд и примитивная техника. Незначительная доля работников на­бирается в соседних деревнях, а подавляющее большинство составляют мигранты, поддержи­вающие связи со своими родными местами. Проведенный в 2000 году обзор положения шахтеров по добыче песчаника в районе Джод-хпур показал, что значительное большинство работников составляют мигранты и что широ­кое распространение получила система выпла­ты авансов. Заработная плата женщин вдвое ниже зарплаты мужчин. 97% работников име­ли задолженность, причем большинство из них находились в кабальной зависимости. Долги передавались от одного члена семьи другому или от одного поколения другому, в связи с чем работника могли «продать» другому под­рядчику.

В ковровой отрасли Индии в значитель­ной мере используется труд детей, которые ра­ботают в условиях жесткой кабалы. Структура отрасли существенно изменилась за последние десять лет, причем производство в основном осуществляется на дому, что затрудняет конт­роль за условиями труда. В проведенных не­давно  исследованиях  содержатся  различные оценки масштабов кабального труда. Все еще часто поступают сообщения об освобождении детей от кабального труда в основных районах, где осуществляется производство ковров.

Пример штата Тамилнад в Индии свиде­тельствует о том, как база знаний может пос­тепенно расширяться за счет приверженности со стороны центрального правительства и пра­вительства штата, заинтересованных организа­ций работодателей и работников, а также дру­гих групп гражданского общества.

В своем докладе, подготовленном на ос­нове крупномасштабного обзора, члены Ко­миссии сделали вывод о том, что более чем в 23 округах и в рамках 20 профессий кабальным трудом занято более одного миллиона человек, 10% из которых составляют дети. 76% от об­щего числа кабальных работников составляют представители каст и племен неприкасаемых. Кабальный труд практически всегда основан на задолженности. В последнее время внима­ние сосредоточено на проблемах, существую­щих на предприятиях по переработке риса в этом штате. В одном из его регионов более тысячи семей иммигрантов из других регионов штата Тамилнад были заняты кабальным тру­дом и не имели права выходить за пределы данного предприятия.

В Непале, несмотря на то, что до сих пор основное  внимание  было  сосредоточено  на системе камайя на западе страны, появляется все больше данных о наличии аналогичных проблем на всей территории страны. Количест­во лиц, затронутых кабальным трудом только в сельском хозяйстве, оценивается независимы­ми аналитиками примерно на уровне 200.000 человек, что в несколько раз превышает ко­личество выявленных до сих пор камайя.

Пакистан заявил о своей твердой реши­мости покончить с кабальным трудом. В 2001 году Федеральный Кабинет утвердил Нацио­нальную политику и План действий по упраз­днению кабального труда и реабилитации ос­вобожденных кабальных работников, в кото­рых излагаются намерение правительства по­ложить конец принудительному и кабальному труду, а также все элементы национальной стратегии с установленными сроками, необхо­димые для достижения этой цели. Предусмат­ривается также проведение широкомасштабно­го национального обзора. Принимая во внима­ние трудности, связанные с проведением тако­го обзора, Министерство труда, рабочей силы и по делам зарубежных пакистанцев приняло решение о проведении при поддержке МОТ сначала серии ускоренных оценок форм орга­низации трудовых отношений, уделяя особое внимание вопросам кабального труда в десяти различных секторах экономики, а также мелко­масштабного обзора положения издольщиков (хари) и работников кирпичных заводов. Это могло быть положено в основу национального обзора на более позднем этапе, а в краткосроч­ном плане способствовало бы лучшему пони­манию характера и особенностей кабального труда в соответствующих секторах.

Обзор,   проведенный  среди  работников кирпичных заводов в Пенджабе, а также среди издольщиков в штате Синд, позволяет привес­ти некоторые примеры обмана и принуждения, которые используются для установления ка­бальных трудовых отношений. Около 40% ра­ботников кирпичных заводов и 45% издольщи­ков не понимали расчетов их кредитора, каса­ющегося их долга, а также условий, которые им диктовали в одностороннем порядке их ра­ботодатель или землевладелец. Многие под­твердили, что они не могут свободно искать другую работу до тех пор, пока не будет вып­лачен долг. От одной пятой до одной трети из них говорили о словесном или физическом принуждении  со  стороны работодателя или землевладельца.  Ключевым  показателем  как нищеты, так и кабалы служит полная негра­мотность в домашних хозяйствах. Что касается работников кирпичных заводов, то почти все­гда кабальный труд связан с низким статусом касты, к которой принадлежат эти работники. Среди издольщиков такая связь проявляется не столь четко, хотя в рамках предыдущего обзо­ра был сделан вывод о том, что самые уязви­мые категории издольщиков принадлежат к низшей касте немусульманских общин.

Информация о работе Принудительный труд