Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:29, реферат
Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-л. наказания (насильственного воздействия), в т. ч. для поддержания трудовой дисциплины и нужд экономического развития; в качестве меры ответственности (наказания) за участие в забастовке и за наличие или выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежност
Кабальный труд в Южной Азии
Социальный состав кабальных работников и общие особенности бедноты
Особую озабоченность вызывает кабального труда в Азии, учитывая большое число затронутых этой проблемой бедняков, а также принимая во внимание четкую связь между принудительным трудом и давно устоявшимися формами дискриминации. В ряде штатов Индии подавляющее большинство жертв принудительного труда в сельском хозяйстве, на обжиге кирпичей, в горнорудной промышленности и в других секторах составляют представители неприкасаемых каст и племен. Жертвами системы кабального труда камайя на западе Непала являются в основном представители коренной народности тхару. Проведенный обзор освобожденных кабальных работников в Пакистане показал, что большинство тех, кто подвергается эксплуатации в невыносимых условиях, составляют представители низших каст или религиозных меньшинств[*]. Это соответствует и другим выводам о том, что самой жестокой эксплуатации подвергаются жители плотно заселенной ирригационной зоны города Хайдарабад, где проживает значительное количество меньшинства индусов, а также значительный класс богатых землевладельцев; вместе с тем, кабальный труд реже используется в более доступных регионах, а также среди мусульманского населения в верхних районах провинции Синд, где племенные и клановые традиции защищают интересы более слабых групп населения.47
Взаимосвязь между бедностью и кабальным трудом весьма велика. Кабальные работники, несомненно, входят в число 522 млн. бедняков в Южной Азии[*]. В научной литературе достигнуто широкое согласие о том, что работники часто заключают кабальные договоры, чтобы избежать нищеты или голода. Данные МОТ свидетельствуют о том, что кабальные работники также остаются бедными и в период кабалы.
Гендерные вопросы и кабальный труд
В историческом плане мало внимания уделялось особым проблемам, с которыми сталкиваются женщины и девушки, оказавшиеся в ситуации кабального труда. Это отражает их общее подчиненное положение в патриархальном обществе стран Южной Азии, в рамках которого неимущие женщины подвергаются тройной дискриминации – по гендерному признаку, в силу принадлежности к низшей касте или иной группе с низким статусом, а также в силу кабальной или иной эксплуататорской формы труда. Независимо от того, является ли их вовлечение в кабальный труд прямым или косвенным, женщины страдают от этого намного больше мужчин. Косвенная кабала характеризуется традиционными формами договоренностей в сельском хозяйстве и на производстве кирпичей, в соответствии с которыми женщины (и дети) подлежат кабале даже если главой домашнего хозяйства является мужчина и не признаются в качестве полноправных работников. Они выполняют непосильную работу, часто должны выполнять также (это относится к сельскохозяйственным работникам) работы на дому у землевладельца в рамках договоренности о возмещении долга. В этих условиях они часто подвергаются рискам, связанным с физическими и сексуальными издевательствами. Женщины могут «продаваться и покупаться», если землевладельцы договорятся между собой, в целях передачи долга, причем никаких предварительных консультаций с самими женщинами не проводится.
Прямая кабала женщин приобретает все более широкие масштабы. В коммерческом сельском хозяйстве, по имеющимся данным, женщин все чаще привлекают к кабальному труду, частично в связи с тем, что сами мужчины понимают все связанные с этим трудом тяготы и не желают заниматься им. Например, на ферме по производству семян гибридного хлопка в штате Андхра-Прадеш (Индия) появляются более кратковременные формы кабального труда, которым конкретно заняты женщины и девушки. Женский кабальный труд все чаще используют в промышленном секторе неформальной экономики, например для изготовления ковров, сигарет «биди», огранки драгоценных камней и обработки рыбы, причем женщинам все чаще приходится трудиться вне дома или в закрытых цехах. Во всех этих ситуациях не всегда можно сделать вывод о том, что женщина самостоятельно принимает решение об участии в кабальном труде. Представляется, что чаще всего решения принимаются за нее на уровне домашнего хозяйства или за его пределами, причем последнее слово принадлежит мужчинам.
Превалируют также различные формы принудительной проституции, например в рамках системы чакри в Бангладеш и Индии, когда молодые проститутки работают в течение года или даже более бесплатно, чтобы выплатить предполагаемый долг владельцу публичного дома за питание, одежду, косметику и бытовые расходы.
Последние данные из штата Тамилнад (Индия) проливают дополнительный свет на гендерные аспекты кабального труда. Расходы, связанные с социальными церемониями, имеющими гендерный характер (достижение половой зрелости и свадьбы), становятся главной причиной, по которой семья берет долг на кабальных условиях, за которыми следуют расходы, связанные с родами и лечением детей. Кредиторы рассматривают женщин в качестве «мягкой цели» с точки зрения предоставления долга в ростовщических целях, работодатели выдают аванс мужчинам, которые затем заставляют трудиться всех членов семьи. Проблема выплаты долга часто связана с ростом насилия в семье. Алкоголизм, особенно среди мужчин, также представляет растущую проблему, которая ведет к растущим расходам из семейного бюджета и к получению дополнительных кредитов и авансов.
Формы кабального труда: последнее развитие событий
За последние годы в Индии проведено лишь ограниченное число углубленных обзоров по конкретным секторам. В ряде штатов Индии самые бедные слои сельского населения становятся во все большей степени зависимыми от наемного труда и особенно уязвимы перед угрозой кабального труда, связанного с задолженностью. Сельское хозяйство в Пенджабе входит в число наиболее развитых в Индии. Местные работники, включая представителей каст неприкасаемых, которые рассчитывают на лучшее будущее в связи с повышением уровня грамотности, все чаще подменяются кабальными работниками из числа мигрантов, которых набирают через агентов в штате Бихар. Несмотря на то, что еще 10 лет назад считалось, что эта форма кабалы исчезает, в последнее время стали поступать жалобы в Национальную комиссию по правам человека со стороны как мигрантов, так и местных работников[*].
Взгляд работодателей на кабальный труд: пример округа Ранга Редди в штате Андхра-Прадеш
В соответствии с проведенным обзором, традиционные формы кабалы уже не существуют в данном районе из-за роста спроса на мужскую рабочую силу в несельскохозяйственной деятельности и в связи с юридическим запретом долговой кабалы. Значительно сократилось также число случаев найма «годовых фермерских служителей», для надзора за работниками, занятыми на дневной основе, а также для ухода за скотом. Сегодня землевладельцы сталкиваются с проблемой поиска работников, желающих выполнять такие работы, и они опираются на несколько семей, отчаянно нуждающиеся в деньгах, поскольку другие просто не желают заключать такие контракты. Землевладельцы не думают об улучшении условий по контракту, чтобы повысить привлекательность этой работы, в качестве одного из возможных решений. В результате их земли не используются в полной мере. Работодатели отмечают, что разница между кабальными работниками, подлежащими освобождению и реабилитации, и другими работниками, нанимаемыми для работы в течение года в качестве фермерских служителей, для них не совсем понятна. Они утверждают, что единственный способ привлечь таких работников заключается в предложении им взаимосвязанных контрактов на кредит и на работу. И хотя они понимают, что стремление к переменам растет, улучшение условий труда в сельском хозяйстве рассматривается ими как подрыв их социального и экономического статуса, против чего они пытаются решительно возражать.
Тематические исследования, проведенные в том же регионе, свидетельствуют о продолжении, хотя и в меньших масштабах практики заключения кабальных контрактов «джитхам» и об ужасающих условиях труда, которые часто с ними связаны.
Помимо сельскохозяйственного сектора кабальный труд также часто присутствует и в таких отраслях промышленности, как горнодобывающая, изготовление кирпичей, обработка рыбы, огранка драгоценных камней, изготовление ковров, а также на таких вредных производствах, как кожевенное производство и изготовление пиротехнических изделий.
По имеющимся сообщениям, жертвами принудительного труда в индустрии по производству кирпича являются в основном члены каст и племен неприкасаемых. Их набор осуществляется через посредников, которые предлагают выплату аванса, а подрядчики получают комиссионные за счет неформальных вычетов из заработной платы. Зарплата работникам выплачивается частично на недельной или месячной основе, а остальная часть, с соответствующими коррективами, в конце сезона. Это привязывает работника и его семью к предприятию на весь сезон, а возмещение аванса переносится с одного сезона на другой, что и удерживает работника на этом месте. Установлен продолжительный рабочий день, а плата — ниже официального минимального уровня. Меры принуждения часто используются для поддержания дисциплины среди работников и подавления протеста против частого нарушения контрактов. В последнее время были освобождены 47 работников на предприятии по производству кирпича в округе Мога в штате Пенджаб. Все они заявили, что им не выплачивали заработную плату не менее четырех месяцев и им не разрешалось покидать территорию предприятия. Рейд был проведен после получения петиции Верховным судом Пенд-жаба и Харь-яна от двух работников. В 2003 году в штате Тамилнад было освобождено 47 кабальных работников на двух кирпичных заводах в округе Канчипурам. Несколько серьезных дел рассматривалось также в штате Уттар-Прадеш.
В некоторых регионах Индии кабальные работники, занятые на шахтах, также, как правило, набираются из каст и племен неприкасаемых. Примером служит богатый полезными ископаемыми штат Раджастхан, где на шахтах работает более 3 млн. человек, причем 95% из них составляют выходцы из указанных выше социальных групп. Шахты представляют собой, как правило, мелкие предприятия, действующие на основе договора о лизинге, заключаемого с правительством, причем используется в основном ручной труд и примитивная техника. Незначительная доля работников набирается в соседних деревнях, а подавляющее большинство составляют мигранты, поддерживающие связи со своими родными местами. Проведенный в 2000 году обзор положения шахтеров по добыче песчаника в районе Джод-хпур показал, что значительное большинство работников составляют мигранты и что широкое распространение получила система выплаты авансов. Заработная плата женщин вдвое ниже зарплаты мужчин. 97% работников имели задолженность, причем большинство из них находились в кабальной зависимости. Долги передавались от одного члена семьи другому или от одного поколения другому, в связи с чем работника могли «продать» другому подрядчику.
В ковровой отрасли Индии в значительной мере используется труд детей, которые работают в условиях жесткой кабалы. Структура отрасли существенно изменилась за последние десять лет, причем производство в основном осуществляется на дому, что затрудняет контроль за условиями труда. В проведенных недавно исследованиях содержатся различные оценки масштабов кабального труда. Все еще часто поступают сообщения об освобождении детей от кабального труда в основных районах, где осуществляется производство ковров.
Пример штата Тамилнад в Индии свидетельствует о том, как база знаний может постепенно расширяться за счет приверженности со стороны центрального правительства и правительства штата, заинтересованных организаций работодателей и работников, а также других групп гражданского общества.
В своем докладе, подготовленном на основе крупномасштабного обзора, члены Комиссии сделали вывод о том, что более чем в 23 округах и в рамках 20 профессий кабальным трудом занято более одного миллиона человек, 10% из которых составляют дети. 76% от общего числа кабальных работников составляют представители каст и племен неприкасаемых. Кабальный труд практически всегда основан на задолженности. В последнее время внимание сосредоточено на проблемах, существующих на предприятиях по переработке риса в этом штате. В одном из его регионов более тысячи семей иммигрантов из других регионов штата Тамилнад были заняты кабальным трудом и не имели права выходить за пределы данного предприятия.
В Непале, несмотря на то, что до сих пор основное внимание было сосредоточено на системе камайя на западе страны, появляется все больше данных о наличии аналогичных проблем на всей территории страны. Количество лиц, затронутых кабальным трудом только в сельском хозяйстве, оценивается независимыми аналитиками примерно на уровне 200.000 человек, что в несколько раз превышает количество выявленных до сих пор камайя.
Пакистан заявил о своей твердой решимости покончить с кабальным трудом. В 2001 году Федеральный Кабинет утвердил Национальную политику и План действий по упразднению кабального труда и реабилитации освобожденных кабальных работников, в которых излагаются намерение правительства положить конец принудительному и кабальному труду, а также все элементы национальной стратегии с установленными сроками, необходимые для достижения этой цели. Предусматривается также проведение широкомасштабного национального обзора. Принимая во внимание трудности, связанные с проведением такого обзора, Министерство труда, рабочей силы и по делам зарубежных пакистанцев приняло решение о проведении при поддержке МОТ сначала серии ускоренных оценок форм организации трудовых отношений, уделяя особое внимание вопросам кабального труда в десяти различных секторах экономики, а также мелкомасштабного обзора положения издольщиков (хари) и работников кирпичных заводов. Это могло быть положено в основу национального обзора на более позднем этапе, а в краткосрочном плане способствовало бы лучшему пониманию характера и особенностей кабального труда в соответствующих секторах.
Обзор, проведенный среди работников кирпичных заводов в Пенджабе, а также среди издольщиков в штате Синд, позволяет привести некоторые примеры обмана и принуждения, которые используются для установления кабальных трудовых отношений. Около 40% работников кирпичных заводов и 45% издольщиков не понимали расчетов их кредитора, касающегося их долга, а также условий, которые им диктовали в одностороннем порядке их работодатель или землевладелец. Многие подтвердили, что они не могут свободно искать другую работу до тех пор, пока не будет выплачен долг. От одной пятой до одной трети из них говорили о словесном или физическом принуждении со стороны работодателя или землевладельца. Ключевым показателем как нищеты, так и кабалы служит полная неграмотность в домашних хозяйствах. Что касается работников кирпичных заводов, то почти всегда кабальный труд связан с низким статусом касты, к которой принадлежат эти работники. Среди издольщиков такая связь проявляется не столь четко, хотя в рамках предыдущего обзора был сделан вывод о том, что самые уязвимые категории издольщиков принадлежат к низшей касте немусульманских общин.