Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:29, реферат
Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-л. наказания (насильственного воздействия), в т. ч. для поддержания трудовой дисциплины и нужд экономического развития; в качестве меры ответственности (наказания) за участие в забастовке и за наличие или выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежност
Принудительный труд, навязываемый государством: общие соображения
В большинстве случаев представляется, что практика принуждения свободных граждан к труду в экономических или политических целях сокращается во всем мире. Исключения сохраняются, например, в форме кампаний трудовой мобилизации в некоторых странах Центральной Азии, что представляет собой пережитки практики, имевшей широкое распространение в советскую эпоху. Например, в Таджикистане и Узбекистане принудительный труд в хлопковой отрасли охватывает в основном женщин, детей и студентов. Во время посевных и уборочных работ их вывозят на хлопковые поля и заставляют работать за небольшое вознаграждение или вовсе бесплатно. Принуждение осуществляется за счет угроз, связанных с исключением студентов из университета. Женщин направляют семьи в соответствии с установленной квотой, в то время как дети принимают участие в обязательных работах в рамках своих школьных программ.
Принудительный труд и принудительные услуги могут использоваться также государством в связи с вооруженными конфликтами. В некоторых странах Африки широко известны случаи, когда практикуется принудительный призыв в воинские подразделения, формируемые правительством или при поддержке правительства, а также в вооруженные силы повстанцев, наряду с использованием принудительного труда как взрослых, так и детей.
Особый случай Мьянмы
В Мьянме по-прежнему можно отметить различные способы принуждения к труду со стороны государства, а также военных властей в различных нуждах. МОТ внимательно следит за развитием ситуации после того как Комиссия по расследованию принудительного труда в Мьянме (Бирме) опубликовала в 1998 году свой доклад и рекомендации[*]. С тех пор этот вопрос рассматривался практически на всех сессиях Международной конференции труда и Административного совета, где отмечаются некоторые особенности используемого в настоящее время принудительного труда.
Характер этой формы принудительного труда становится очевидным в связи с целым рядом жалоб, полученных Координатором МОТ (72 жалобы к концу 2004 г., из которых 38 направлены властям для проведения расследования и принятия мер). В ноябре 2004 года Административный совет был информирован о семи новых случаях принудительного труда. Один из них касался ребенка, который против своей воли был призван в центр по набору в армию и вынужден был служить под страхом лишения свободы. После совершенного им побега он вернулся в свое подразделение, но был осужден на шесть месяцев лишения свободы, после чего его опять взяли в армию. Во второй группе дел, касающихся различных деревень в административной области Пегу, каждому хозяйству была выделена квота на проведение работ, за отказ от которой также угрожали арестом. Помимо своего труда жители деревень должны были также платить и денежные взносы, в то время как их транспортные средства и водители реквизировались для обеспечения перевозок грузов. В соответствии с третьим обвинением со стороны ряда жертв, в течение ряда лет использовался принудительный труд в интересах командования армейской группировки в национальной области Аракан (Ракхин) в целях возделывания земель, которую ранее конфисковали у крестьян, и создания командного центра. Крестьяне должны были работать на этой земле от имени военных, используя свои орудия производства.
В четвертом случае, в районе Хинтада, административная область Ираведи (Ейавав-ди), жителям было официально предписано местными властями нести круглосуточное дежурство на основе принципа ротации. Пятый пример касается национальной области Аракан (Ракхин), где каждая деревня должна была выделять ежедневно по 45 человек для работ, связанных с поставками гравия или строительством моста. Особенно пострадали мусульмане, хотя эти требования распространялись и на буддистов этой национальной области. Шестой пример касается района Рамрее в национальной области Аракан (Ракхин), где в течение ряда лет ежегодно предписывалось выделять работников из 40 деревень для ремонта дорог. Полиция угрожала жителям деревень начать преследование против них, если не будут выделяться работники. В марте 2004 года один учащийся был подвергнут преследованию со стороны местных властей за отказ от выполнения работ.
Практика, наблюдаемая в настоящее время, показывает, что если в центральных районах Мьянмы отмечается ее некоторое улучшение, то в более отдаленных районах по-прежнему применяются различные формы принудительного труда со стороны руководства армии. Продолжающаяся практика использования принудительного труда не связана с формой или содержанием исправленных административных указов, которые запрещают практику принудительного труда. По существу население проявляет все большую готовность использовать такой правовой инструмент. Однако юридический запрет на принудительный труд не подкрепляется его эффективным исполнением.
МОТ удалось обеспечить свое постоянное присутствие непосредственно на местах за счет назначения сотрудника по связям, который поддерживает регулярные контакты с высокопоставленными правительственными чиновниками. Административные указы, содержащие запрет на использование принудительного труда, переведены на шесть этнических языков (однако до сих пор нет полной уверенности в том, что они получили широкое распространение в соответствующих районах проживания этих этнических общин)[*]. В мае 2003 года на основе переговоров между МОТ и правительством было заключено соглашение о Совместном плане действий. Это соглашение содержит следующие элементы: повышение уровня понимания этой проблемы и распространение информации об упразднении принудительного труда; создание поста независимого посредника, в функции которого входило бы оказание помощи жертвам принудительного труда в Мьянме с целью исправления ситуации; и осуществление пилотной программы в особом регионе, где строго соблюдался бы запрет на принудительный труд, а осуществление с помощью МОТ трудоемкого проекта строительства дорог показало бы целесообразность такого подхода без применения принудительного труда[¨]. К началу 2005 года МОТ еще не удалось добиться прогресса в реализации этого Совместного плана действий.
Тем временем принимаются другие меры процедурного характера. Семь полевых групп наблюдения (ПГН) предприняли поездки на места для осуществления контроля за применением Конвенции 29 и проведения расследования по жалобам о принудительном труде. Комитет по вопросам применения в Янгоне рассматривает проблемы и достигнутый прогресс, а правительство провело ряд семинаров для местных чиновников по вопросам применения Конвенции. Сотрудник по связям с МОТ предпринял ряд поездок в отдаленные районы для того, чтобы лично оценить ситуацию без вмешательства местных властей, а также чтобы сопровождать миссии ПГН на места. В целом отмечается, что методология расследования, применяемая ПГН, в принципе, является разумной. Однако надежность этого механизма ставится под сомнение в связи с тем обстоятельством, что Группе так и не удалось обнаружить ни одного случая принудительного труда. Это еще раз подчеркивает то, что на момент написания этого доклада так и не удалось добиться прорыва с целью принятия эффективных мер против принудительного труда в Мьянме.
Поэтому пример Мьянмы свидетельствует о том, что невозможно добиваться прогресса в борьбе с принудительным трудом, если сохраняется обстановка безнаказанности, отсутствует политическая воля для подавления армейских и местных властей, которые извлекают для себя экономические выгоды от принудительного труда, а также если репрессиям подвергаются лица, сообщающие о практике принудительного труда.
Принудительный труд в тюрьмах и местах заключения
Труд в тюрьмах без официального приговора
Как обычно внимание привлекает система трудового перевоспитания в Китае[*], реформа которой в настоящее время активно изучается. В соответствии с официальными данными Министерства юстиции, в начале 2004 года около 260.000 человек было затронуто этой системой в рамках примерно 220 различных мест заключения. Чуть более половины из них, как утверждают, задержаны за наркоманию, а остальные — за такие преступления как воровство и проституция.
Внешние наблюдатели отмечают повышение за последнее время количества заключенных в рамках этой системы трудового перевоспитания в связи с ростом преступности, что повышает нагрузку на официальную систему правоохранительных органов, а также постепенно ведет к росту количества и масштабов социальных протестов и волнений в Китае. Отмечается также постепенное увеличение количества правозащитников в рамках системы уголовной юстиции, которые поощряют полицию шире использовать методы административного задержания[¨].
В течение рассматриваемого периода в Китае проходило активное обсуждение реформы системы трудового перевоспитания. Ее использование ставится под сомнение китайскими юристами и международными наблюдателями, поскольку она противоречит национальному законодательству, принятому в последние годы по другим вопросам. В марте 2004 года Китай внес изменения в Конституцию страны, в соответствии с которыми признается, что государство уважает и гарантирует права человека. Тем временем петиция Конгресса, ставящая под сомнение законность системы трудового перевоспитания, поступила в Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей, который включил вопрос о реформе этой системы в пятилетний план законодательной работы. Учреждена специальная рабочая группа для разработки новой системы исправления на базе общин.
С начала 2003 года МОТ оказывает помощь в проведении реформы системы трудового перевоспитания за счет проведения технических семинаров в Китае и ознакомительных поездок в другие страны.
Трудовое перевоспитание является административной мерой, устанавливаемой административными комитетами, большинство участников которых составляют представители органов общественной безопасности, в отношении лица, деяния которого считаются не достаточно серьезными для уголовного наказания, но слишком серьезным для применения обычных административных санкций. Эта система характеризуется отсутствием судебного процесса, строгостью наказаний, вплоть до трех лет лишения свободы, и недостаточно четким определением сферы охваченных преступлений.
Принудительный труд и труд в тюрьмах
Свобода выбора — это сложный вопрос, когда речь идет о заключенных. Как правило, предполагается, что заключенные, за некоторыми исключениями, должны трудиться. Можно также утверждать, что задержанные лица, ожидающие приговора суда, должны иметь право (но не обязаны) трудиться, насколько это практически возможно[*]. Другой вопрос касается минимальных норм социальной защиты. Современное сознание вряд ли может примириться с положением, когда заключенные прикованы друг к другу цепями на продолжительный период времени и выполняют каторжные работы в порядке возмездия за совершенные ими преступления. Хотя в большинстве современных систем наказания предусматривается труд как часть общего тюремного режима, который способствует реабилитации уголовных преступников, подготовке их к возможной реинтеграции в жизнь в качестве свободных граждан
Интересно отметить, что во всем мире все еще мало внимания уделяется применению принципа упразднения принудительного труда к осужденным, находящимся в тюрьмах, а также к иным задержанным лицам. В актах МОТ содержатся исключения в отношении запрета на принудительный труд, в частности в отношении заключенных, отбывающих наказание по приговору суда. Лица, задержанные на основании административного решения, освобождаются от принудительного или обязательного труда; существуют также конкретные гарантии защиты заключенных, предоставляемых в распоряжение частных физических лиц, компаний или ассоциаций, в том числе заключенных, содержащихся в частных тюрьмах. Вместе с тем, из примерно восьми миллионов признанных заключенных во всем мире, без учета лиц, задержанных на основании административного или иного решения, лишь 150.000 содержатся в частных тюрьмах, а данные об их работе на частных работодателей отсутствуют.
Для стимулирования конструктивного осмысления этих вопросов МОТ провела в июле 2004 года технические консультации по аспектам принудительного труда в связи с трудом в тюрьмах, в ходе которых были рассмотрены такие важные вопросы как: цели труда в тюрьмах; международные правовые принципы и труд в тюрьмах; обеспечение минимальных гарантий для заключенных; подходы к вопросам контроля и надзора; и роль МОТ в обеспечении руководства в этой области.
Основные принципы тюремного труда
В целом достигнут консенсус в отношении того, что труд является важным элементом тюремного режима и должен оказывать благотворное влияние на заключенных, а не иметь характер наказания. Это лишь один из аспектов более широкого тюремного режима, в котором ключевой вопрос состоит в обеспечении безопасности при одновременной гарантии защиты заключенных.
За исключением некоторых особых условий, заключенные, как правило, выражают активное желание трудиться. Труд позволяет получить передышку от безделья и монотонного существования, которые часто считаются единственной и наиболее важной проблемой в тюрьмах. Волнения в тюрьмах часто объясняются отсутствием адекватных возможностей для труда. Повышение в последнее время количества случаев заключения в карцер в некоторых странах еще более усугубляет эту проблему, что еще раз подчеркивает проблему нехватки рабочих мест для заключенных. В худшем случае тюремный труд может быть монотонным и скучным, и может действительно рассматриваться самими заключенными как часть наказания. И наоборот, он может быть связан с выполнением сложных задач для внешних подрядчиков и может играть важную роль в содействии реабилитации после освобождения. Тем не менее общая проблема состоит в том, что труд и профессиональная подготовка в тюрьмах в целом не адаптированы к возможностям, существующим на внешнем рынке труда. Труд должен иметь профессиональный характер, однако было бы наивным полагать, что заключенный может получить работу именно по этой специальности после своего освобождения. Задача тюремной администрации заключается в том, чтобы обеспечить получение заключенными универсальных навыков, которые позволяли бы им конкурировать на равной основе со свободными работниками после выхода из заключения.
Все еще сохраняются трения по поводу того, в какой мере заключенные должны работать не только для своей реабилитации, но и в экономических интересах. В ряде стран, где особый акцент делается на вопросах рентабельности реформ исполнения наказания, тюремный труд рассматривается как фактор, способствующий покрытию расходов на тюремное заключение.
Минимальные нормы защиты заключенных
МОТ затрагивает проблемы тюремного труда в Конвенции 29. Однако этот акт не направлен на всестороннее решение проблем тюремного труда. Положения этой Конвенции запрещают использование принудительного труда в тюрьмах в интересах частных структур, однако в ней отсутствуют положения о труде в государственных исправительных учреждениях и даже исключается право государств использовать принудительный труд. В других международно-правовых актах (как правило, не имеющих обязательной силы) более непосредственно рассматриваются общие проблемы труда в тюрьмах[*].