Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:29, реферат
Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-л. наказания (насильственного воздействия), в т. ч. для поддержания трудовой дисциплины и нужд экономического развития; в качестве меры ответственности (наказания) за участие в забастовке и за наличие или выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежност
Признание того, что принудительный труд может использоваться в частной целью, также было достигнуто и в странах Азии с переходной экономикой. В 1997 году в Китае были внесены изменения в Уголовный кодекс, в соответствии с которыми принуждение наемных работников к труду является преступлением, подлежащим наказанию в виде лишения свободы до трех лет и (или) штрафу.
В Латинской Америке следует осветить опыт Бразилии. Преступления, связанные с принудительным трудом, охватываются теми положениями Уголовного кодекса, в которых предусматриваются санкции за унижение человека до состояния, «сходного с рабством». Несмотря на то, что иногда говорят о низком уровне судебных преследований преступлений, связанных с принудительным трудом (по сравнению, например, с количеством освобожденных лиц), с начала 2003 года произошли существенные изменения. Вопрос о компетенции в области принудительного труда давно волновал федеральные власти, власти штатов и суды по трудовым вопросам.
Кроме того, высказывалась озабоченность по поводу слишком низкого уровня штрафов, которые не могли служить в качестве сдерживающего фактора. Профсоюзы высказывали свою позицию, в соответствии с которой отсутствие судебных преследований объясняется главным образом тем, что судебные органы на федеральном уровне неоднократно заявляли о своей некомпетентности в решении вопросов, связанных с преступлениями в области принудительного труда.
В начале 2003 года правительство Президента Лула да Силва приняло еще более жесткие меры для борьбы с принудительным трудом и безнаказанностью в Бразилии. В декабре 2003 года были внесены изменения в Уголовный кодекс с целью включения в него концепции «унижения человека до условий, сходных с рабскими». Эта концепция определяется как принуждение человека к труду или к чрезмерно продолжительному рабочему дню, либо принуждение такого человека трудиться в невыносимых условиях, либо ограничение его свободы передвижения по причине задолженности перед работодателем или его представителем. Лица, удерживающие работников на рабочем месте как за счет мер, направленных против использования ими средств передвижения, задержания их личных документов или имущества, так и за счет установления постоянного слежения, подлежат аналогичным мерам наказания, связанным с лишением свободы. Кроме того, предлагаемая поправка в Конституцию предусматривает экспроприацию без компенсации сельскохозяйственных предприятий, на которых зафиксирован факт использования рабского труда. Экспроприированные земли передаются в пользование программы аграрной реформы и резервируются в приоритетном порядке для лиц, которые их обрабатывают. При подготовке этого предложения, которое получило активную поддержку со стороны правительства, оно было также одобрено Сенатом и рассматривается в Палате депутатов.
В Бразилии укрепляются органы обеспечения исполнения законодательства, что дает положительные результаты. Усилена Специальная мобильная инспекционная группа (СМИГ), а в 2004 году были назначены 150 новых инспекторов труда в приоритетные области, в которых сосредоточен принудительный труд. В 2003 году было освобождено примерно 4.900 работников. За период с февраля 2003 года по май 2004 года Генеральная прокуратура провела 633 административных расследования в целях проверки обвинений в использовании принудительного труда, причем по ряду дел виновные были осуждены.
В промышленно развитых странах проблемы принудительного труда рассматриваются главным образом в рамках нового законодательства о торговле людьми. Это относится в частности к Закону о защите жертв торговли людьми, который принят в США в 2000 году. В соответствии с этим законом устанавливаются новые виды преступлений и усиливаются наказания за уже предусмотренные преступления, связанные с принудительным трудом и торговлей людьми в целях батрачества, рабства, подневольной кабалы или принудительного труда; а также за преступные попытки заниматься этими видами деятельности. В нем также предусматривается оказание помощи жертвам этих преступлений в США за счет предоставления им права пользоваться услугами и пособиями для лечения, финансируемыми или управляемыми федеральными органами власти; а также за счет обеспечения охраны жертв торговли людьми, которые сотрудничают с правоохранительными органами и помогают вести расследование и судебное преследование торговли людьми. Имеется информация о том, что принятие нового закона способствовало постепенному повышению количества судебных преследований. По состоянию на март 2003 года Департамент юстиции США сообщил, что количество расследований дел, связанных с торговлей людьми, увеличилось почти вдвое по сравнению с январем 2001 года. В 2001 и 2002 финансовых годах количество судебных преследований по делам, связанным с торговлей людьми, более чем удвоилось по сравнению с годами до принятия закона. Тем не менее количество рассматриваемых дел все еще остается незначительным в сравнении с масштабами этой проблемы.
Принятие закона о защите жертв торговли людьми способствовало также усилению наказаний за торговлю людьми, в том числе по делам, связанным с принудительным трудом. В ноябре 2002 года были внесены окончательные поправки в Руководство США по вынесению приговоров, предусматривающие наказания в соответствии с этим законом. По одному такому делу, которое рассматривалось в соответствии с новым Руководством в 2003 финансовом году, два обвиняемых в содержании одной африканской жертвы в рабских условиях, были осуждены на 108 месяцев тюремного заключения, а также к выплате полной заработной платы жертве. Кроме того, Департамент юстиции проводит интенсивную подготовку сотрудников правоохранительных органов на федеральном и местном уровне в целях обеспечения надлежащего расследования и судебного преследования деятельности, связанной с торговлей людьми, как таковой, а не скрывать ее под видом иного правонарушения, связанного с незаконным ввозом иностранцев. Работники прокуратуры также оказывают помощь усилиям, направленным на формирование региональных целевых групп по борьбе с торговлей людьми в таких штатах как Калифорния, Колорадо, Флорида, Джорджия и Иллинойс, а также в Нью-Йорке.
В законодательстве Соединенного Королевства принудительный труд не рассматривается как особый вид преступления. Тем не менее предпринимаемые в последнее время политические меры и реформы в области законодательства расширили сферу для рассмотрения дел, связанных с эксплуатацией принудительного труда, опять же главным образом за счет положений нового закона о борьбе с торговлей людьми. Правительство Соединенного Королевства проводит широкую политику по вопросам принудительного труда и торговли людьми в контексте миграции на основе Белой книги, подготовленной в 2002 году. В ней также отмечается, что нелегальные трудящиеся-мигранты особенно уязвимы перед лицом эксплуатации и социальной изоляции в связи с практикой, проводимой работодателями, связанной с оплатой труда по ставкам ниже минимальной заработной платы, и уклонением от исполнения других обязанностей, касающихся социального обеспечения, требований охраны труда или выплаты налогов и взносов в национальную систему страхования. Белая книга признает, что проблемы, касающиеся занятости нелегальных мигрантов, имеют особенно острый характер в сельском хозяйстве, на предприятиях общественного питания, уборки, в гостиницах и строительстве; кроме того, утверждается, что необходимо улучшать управление миграционными процессами для привлечения легальной рабочей силы в целях удовлетворения потребностей бизнеса. В ней провозглашаются новые меры по обеспечению исполнения законодательства в области миграции наряду с новым законодательством по вопросам торговли людьми в целях трудовой и сексуальной эксплуатации, а также о незаконном ввозе людей.
В настоящее время эти предложения правительства приобрели силу закона, частично за счет внесения изменений в законодательство об иммиграции, а частично — за счет законодательного введения обязательного режима регистрации для лиц, использующих чужой труд, которых в Соединенном Королевстве называют «вербовщиками». С 2002 года в законодательстве предусматривается новый вид преступления в сфере иммиграции, связанный с торговлей людьми в целях проституции, а с июля 2004 года — еще одно новое преступление, связанное с торговлей людьми в целях трудовой эксплуатации. За оба эти вида преступлений предусматривается наказание до 14 лет лишения свободы, что приравнивается к наказанию за торговлю наркотиками и должно демонстрировать твердую приверженность правительства рассматривать торговлю людьми в качестве серьезного преступления. Соответствующие положения закона 2004 года опираются на международные нормы, направленные на запрет принудительного труда, в частности на положения Европейской конвенции по правам человека и по вопросам рабства, кабалы и принудительного труда.
Закон о лицензировании вербовщиков, также принятый парламентом в 2004 году, сначала действовал в качестве законопроекта о частных гражданах, а затем получил развитие в связи с трагической гибелью 20 нелегальных китайских трудящихся-мигрантов в феврале 2004 года, а также в связи с выводами Комитета представителей в парламенте о том, что система добровольной регистрации не будет эффективной. В соответствии с законом создается обязательная система лицензирования для вербовщиков и агентств занятости, которые поставляют или используют труд работников в сельском хозяйстве, сборе моллюсков и в других видах деятельности, связанной с переработкой и упаковкой.
Его цель состоит в том, чтобы «сократить масштабы эксплуатации со стороны сельскохозяйственных вербовщиков». Однако он распространяется в целом на агентства занятости, действующие в сельском хозяйстве и в секторе сбора моллюсков, а также на компании, некорпорированные ассоциации и партнерские общества. В нем в общем плане перечисляется широкий набор договоренностей о подряде, на которые распространяется режим лицензирования: преступлением считается деятельность в качестве вербовщика без надлежащей лицензии, обладание поддельной лицензией, либо причинение препятствий деятельности работников правоохранительных органов; лица, виновные в этих преступлениях, подлежат аресту; допускается конфискация имущества осужденных вербовщиков. Закон считается своего рода образцом профсоюзными активистами в Соединенном Королевстве, которые давно выступали за регистрацию вербовщиков.
В ряде других европейских стран преступления, связанные с принудительным трудом, не определены в этом качестве в рамках уголовного законодательства. Однако многие страны либо принимают новое законодательство, предусматривающее преследование подобных преступлений, связанных с торговлей людьми, или находятся в процессе его разработки. Франция приняла всеобъемлющий закон о борьбе с торговлей людьми в марте 2003 года, в котором охватываются все аспекты трудовой и сексуальной эксплуатации. Концепция принудительного труда может рассматриваться уже косвенно охваченной в двух разделах Уголовного кодекса, причем в одном предусматриваются санкции за получение услуг, которые остаются без вознаграждения, либо уровень вознаграждения явно не соответствует ценности выполненной работы; другой раздел предусматривает санкции в тех случаях, когда условия труда и проживания не совместимыми с человеческим достоинством. В Уголовном кодексе Германии содержатся положения о борьбе с торговлей людьми в целях сексуальной эксплуатации, хотя в настоящее время ведется работа по расширению сферы их применения (разделы 180b, 181 и 236). В январе 2004 года на основании Федерального закона № 162-ФЗ от 8 декабря 2003 года внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, способствующие теперь судебному преследованию за преступления, связанные с торговлей людьми в целях принудительного труда.
Наконец, с начала 2004 года Япония постепенно расширяет круг мер, направленных на борьбу с торговлей людьми. В апреле 2004 года кабинет премьер-министра учредил Координационный механизм по торговле людьми в целях укрепления координации действий между различными министерствами и ведомствами при преследовании лиц, занимающихся торговлей людьми, а также в целях предупреждения этих преступлений и реабилитации их жертв. В декабре 2004 года утвержден Национальный план действий по борьбе с торговлей людьми. В том же месяце правительство объявило о том, что в Уголовный кодекс будут включены новые положения по вопросам торговли людьми.
Канд. техн. наук Дмитрий Зеркалов
Электронная версия на сайте автора
www.zerkalov.org.ua
Принудительный труд и государство
Принудительный труд, навязываемый непосредственно государством, хотя и не является крупной проблемой, по-прежнему вызывает серьезную озабоченность. Причины для озабоченности в основном остаются те же, что и четыре года назад, когда в первом глобальном докладе речь шла об исключительном характере принудительного труда, используемого военными в Мьянме, кроме того, рассматривались некоторые современные дилеммы, связанные с принудительным трудом в тюрьмах. Дискуссия по последней теме была сосредоточена на двух главных вопросах: труд в заключении в контексте различных форм частного предприятия; и труд в заключении, используемый государством за деяния, которые оно характеризует как антиобщественные, с особой ссылкой на систему трудового перевоспитания (СТП) в Китае. Это по-прежнему вызывает определенную озабоченность, в частности в Африке, в связи с возможным использованием принудительного труда в целях развития.
Мировое сообщество внимательно следило за положением в Мьянме, причем МОТ играла ведущую роль и привлекала внимание к продолжающейся практике использования принудительного труда. За это же время Китай предпринял важные шаги к проведению реформы в области трудового перевоспитания. Продолжаются активные дискуссии, в том числе и в промышленно развитых странах, о том, каким образом согласуется современная практика найма заключенных частными компаниями с принципами искоренения принудительного труда. На совещании технических экспертов МОТ, которое проходило в июле 2004 года с участием представителей тюремных администраций, научных кругов и организаций работодателей и работников, высказывались весьма важные соображения по этим вопросам.