Принудительный труд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:29, реферат

Описание работы

Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-л. наказания (насильственного воздействия), в т. ч. для поддержания трудовой дисциплины и нужд экономического развития; в качестве меры ответственности (наказания) за участие в забастовке и за наличие или выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежност

Файлы: 1 файл

pt.doc

— 994.00 Кб (Скачать файл)

Признание того, что принудительный труд может использоваться в частной целью, также было достигнуто и в странах Азии с переход­ной экономикой. В 1997 году в Китае были внесены изменения в Уголовный кодекс, в со­ответствии с которыми принуждение наемных работников к труду является преступлением, подлежащим наказанию в виде лишения свобо­ды до трех лет и (или) штрафу.

В Латинской Америке следует осветить опыт Бразилии. Преступления, связанные с принуди­тельным трудом, охватываются теми положе­ниями Уголовного кодекса, в которых предус­матри­ваются санкции за унижение человека до состояния, «сходного с рабством». Несмотря на то, что иногда говорят о низком уровне су­дебных преследований преступлений, связан­ных с принудительным трудом (по сравнению, например, с количеством освобожденных лиц), с начала 2003 года произошли существенные изменения. Вопрос о компетенции в области принудительного труда давно волновал феде­ральные власти, власти штатов и суды по тру­довым вопросам.

Кроме того, высказывалась озабоченность по поводу слишком низкого уровня штрафов, которые не могли служить в качестве сдерживающего фактора. Профсоюзы высказывали свою позицию, в соответствии с которой отсутствие судебных преследований объясняется главным образом тем, что судеб­ные органы на федеральном уровне неодно­кратно заявляли о своей некомпетентности в решении вопросов, связанных с преступления­ми в области принудительного труда.

В начале 2003 года правительство Прези­дента Лула да Силва приняло еще более жест­кие меры для борьбы с принудительным тру­дом и безнаказанностью в Бразилии. В декабре 2003 года были внесены изменения в Уголов­ный кодекс с целью включения в него концеп­ции «унижения человека до условий, сходных с рабскими». Эта концепция определяется как принуждение человека к труду или к чрезмер­но  продолжительному рабочему  дню,   либо принуждение такого человека трудиться в не­выносимых условиях, либо ограничение его свободы передвижения по причине задолжен­ности перед работодателем или его представи­телем. Лица, удерживающие работников на ра­бочем месте как за счет мер, направленных против использования ими средств передвиже­ния, задержания их личных документов или имущества, так и за счет установления посто­янного слежения, подлежат аналогичным ме­рам наказания, связанным с лишением свобо­ды. Кроме того, предлагаемая поправка в Кон­ституцию   предусматривает   экспроприацию без компенсации сельскохозяйственных пред­приятий, на которых зафиксирован факт ис­пользования рабского труда.  Экспроприиро­ванные земли передаются в пользование прог­раммы аграрной реформы и резервируются в приоритетном порядке для лиц, которые их об­рабатывают. При подготовке этого предложе­ния, которое получило активную поддержку со стороны правительства, оно было также одоб­рено Сенатом и рассматривается в Палате де­путатов.

В Бразилии укрепляются органы обеспе­чения исполнения законодательства, что дает положительные результаты. Усилена Специ­альная мобильная инспекционная группа (СМИГ), а в 2004 году были назначены 150 но­вых инспекторов труда в приоритетные облас­ти, в которых сосредоточен принудительный труд. В 2003 году было освобождено примерно 4.900 работников. За период с февраля 2003 года по май 2004 года Генераль­ная прокуратура провела 633 административ­ных расследования в целях проверки обвине­ний в использовании принудительного труда, причем по ряду дел виновные были осуждены.

В промышленно развитых странах пробле­мы принудительного труда рассматриваются главным образом в рамках нового законода­тельства о торговле людьми. Это относится в частности к Закону о защите жертв торговли людьми, который принят в США в 2000 году. В соответствии с этим законом устанавливают­ся новые виды преступлений и усиливаются наказания за уже предусмотренные преступле­ния, связанные с принудительным трудом и торговлей людьми в целях батрачества, рабст­ва, подневольной кабалы или принудительного труда; а также за преступные попытки зани­маться этими видами деятельности. В нем так­же предусматривается оказание помощи жерт­вам этих преступлений в США за счет предос­тавления им права пользоваться услугами и по­собиями для лечения, финансируемыми или управляемыми федеральными органами влас­ти; а также за счет обеспечения охраны жертв торговли  людьми,  которые  сотрудничают  с правоохранительными органами и помогают вести расследование и судебное преследование торговли людьми. Имеется информация о том, что принятие нового закона способствовало постепенному повышению количества судеб­ных преследований. По состоянию на март 2003 года Департамент юстиции США сооб­щил, что количество расследований дел, свя­занных с торговлей людьми, увеличилось поч­ти вдвое по сравнению с январем 2001 года. В 2001 и 2002 финансовых годах количество су­дебных преследований по делам, связанным с торговлей людьми, более чем удвоилось по сравнению с годами до принятия закона. Тем не менее количество рассматриваемых дел все еще остается незначительным в сравнении с масштабами этой проблемы.

Принятие закона о защите жертв торговли людьми способствовало также усилению нака­заний за торговлю людьми, в том числе по делам, связанным с принудительным трудом. В ноябре 2002 года были внесены окончательные поправки в Руководство США по вынесению приговоров, предусматривающие наказания в соответствии с этим законом. По одному тако­му делу, которое рассматривалось в соответ­ствии с новым Руководством в 2003 финансо­вом году, два обвиняемых в содержании одной африканской жертвы в рабских условиях, были осуждены на 108 месяцев тюремного заключе­ния, а также к выплате полной заработной пла­ты жертве. Кроме того, Департамент юстиции проводит интенсивную подготовку сотрудни­ков правоохранительных органов на федераль­ном и местном уровне в целях обеспечения надлежащего расследования и судебного прес­ледования деятельности, связанной с торговлей людьми, как таковой, а не скрывать ее под ви­дом иного правонарушения, связанного с неза­конным ввозом иностранцев. Работники проку­ратуры также оказывают помощь усилиям, направленным на формирование региональных целевых групп по борьбе с торговлей людьми в таких штатах как Калифорния, Колорадо, Фло­рида, Джорджия и Иллинойс, а также в Нью-Йорке.

В законодательстве Соединенного Коро­левства принудительный труд не рассматрива­ется как особый вид преступления. Тем не ме­нее предпринимаемые в последнее время поли­тические меры и реформы в области законода­тельства расширили сферу для рассмотрения дел, связанных с эксплуатацией принудитель­ного труда, опять же главным образом за счет положений нового закона о борьбе с торговлей людьми. Правительство Соединенного Коро­левства проводит широкую политику по вопро­сам принудительного труда и торговли людьми в контексте миграции на основе Белой книги, подготовленной в 2002 году. В ней также от­мечается, что нелегальные трудящиеся-миг­ранты особенно уязвимы перед лицом эксплуа­тации и социальной изоляции в связи с практи­кой, проводимой работодателями, связанной с оплатой труда по ставкам ниже минимальной заработной платы, и уклонением от исполне­ния других обязанностей, касающихся соци­ального обеспечения, требований охраны труда или выплаты налогов и взносов в националь­ную систему страхования. Белая книга при­знает, что проблемы, касающиеся занятости нелегальных мигрантов, имеют особенно ост­рый характер в сельском хозяйстве, на пред­приятиях общественного питания, уборки, в гостиницах и строительстве; кроме того, утвер­ждается, что необходимо улучшать управление миграционными процессами для привлечения легальной рабочей силы в целях удовлетворе­ния потребностей бизнеса. В ней провозглаша­ются новые меры по обеспечению исполнения законодательства в области миграции наряду с новым законодательством по вопросам торгов­ли людьми в целях трудовой и сексуальной эк­сплуатации, а также о незаконном ввозе людей.

В настоящее время эти предложения пра­вительства приобрели силу закона, частично за счет внесения изменений в законодательство об иммиграции, а частично — за счет законода­тельного введения обязательного режима реги­страции для лиц, использующих чужой труд, которых в Соединенном Королевстве называ­ют «вербовщиками». С 2002 года в законода­тельстве предусматривается новый вид прес­тупления в сфере иммиграции, связанный с торговлей людьми в целях проституции, а с июля 2004 года — еще одно новое преступле­ние, связанное с торговлей людьми в целях трудовой эксплуатации. За оба эти вида прес­туплений предусматривается наказание до 14 лет лишения свободы, что приравнивается к наказанию за торговлю наркотиками и должно демонстрировать    твердую    приверженность правительства рассматривать торговлю людь­ми в качестве серьезного преступления. Соот­ветствующие положения закона 2004 года опи­раются на международные нормы, направлен­ные на запрет принудительного труда, в част­ности на положения Европейской конвенции по правам человека и по вопросам рабства, ка­балы и принудительного труда.

Закон о лицензировании вербовщиков, так­же принятый парламентом в 2004 году, сначала действовал в качестве законопроекта о частных гражданах, а затем получил развитие в связи с трагической гибелью 20 нелегальных китай­ских трудящихся-мигрантов в феврале 2004 го­да, а также в связи с выводами Комитета пред­ставителей в парламенте о том, что система добровольной регистрации не будет эффектив­ной. В соответствии с законом создается обя­зательная система лицензирования для вербов­щиков и агентств занятости, которые постав­ляют или используют труд работников в сель­ском хозяйстве, сборе моллюсков и в других видах деятельности, связанной с переработкой и упаковкой.

Его цель состоит в том, чтобы «сократить масштабы эксплуатации со стороны сельскохозяйственных вербовщиков». Однако он распространяется в целом на агент­ства занятости, действующие в сельском хо­зяйстве и в секторе сбора моллюсков, а также на компании, некорпорированные ассоциации и партнерские общества. В нем в общем плане перечисляется широкий набор договореннос­тей о подряде, на которые распространяется режим лицензирования: преступлением счита­ется деятельность в качестве вербовщика без надлежащей лицензии, обладание поддельной лицензией, либо причинение препятствий дея­тельности работников правоохранительных ор­ганов; лица, виновные в этих преступлениях, подлежат аресту; допускается конфискация имущества осужденных вербовщиков. Закон считается своего рода образцом профсоюзны­ми активистами в Соединенном Королевстве, которые давно выступали за регистрацию вер­бовщиков.

В ряде других европейских стран преступ­ления, связанные с принудительным трудом, не определены в этом качестве в рамках уго­ловного законодательства. Однако многие страны либо принимают новое законодательст­во, предусматривающее преследование подоб­ных преступлений, связанных с торговлей людьми, или находятся в процессе его разра­ботки. Франция приняла всеобъемлющий за­кон о борьбе с торговлей людьми в марте 2003 года, в котором охватываются все аспекты тру­довой и сексуальной эксплуатации. Концеп­ция принудительного труда может рассматри­ваться уже косвенно охваченной в двух разде­лах Уголовного кодекса, причем в одном пре­дусматриваются санкции за получение услуг, которые остаются без вознаграждения, либо уровень вознаграждения явно не соответствует ценности выполненной работы; другой раздел предусматривает санкции в тех случаях, когда условия труда и проживания не совместимыми с человеческим достоинством. В Уголовном кодексе Германии содержатся положения о борьбе с торговлей людьми в целях сексуаль­ной эксплуатации, хотя в настоящее время ве­дется работа по расширению сферы их приме­нения (разделы 180b, 181 и 236). В январе 2004 года на основании Федерального закона № 162-ФЗ от 8 декабря 2003 года внесены из­менения в Уголовный кодекс Российской Фе­дерации, способствующие теперь судебному преследованию за преступления, связанные с торговлей людьми в целях принудительного труда.

Наконец, с начала 2004 года Япония посте­пенно расширяет круг мер, направленных на борьбу с торговлей людьми. В апреле 2004 го­да кабинет премьер-министра учредил Коорди­национный механизм по торговле людьми в це­лях укрепления координации действий между различными министерствами и ведомствами при преследовании лиц, занимающихся торгов­лей людьми, а также в целях предупреждения этих преступлений и реабилитации их жертв. В декабре 2004 года утвержден Национальный план действий по борьбе с торговлей людьми. В том же месяце правительство объявило о том, что в Уголовный кодекс будут включены новые положения по вопросам торговли людь­ми.

 

 

Канд. техн. наук Дмитрий Зеркалов

Электронная версия на сайте автора

www.zerkalov.org.ua

 

 

 

    

 

Принудительный труд и государство

 

Принудительный труд, навязываемый не­посредственно государством, хотя и не является  крупной проблемой, по-прежнему вы­зывает серьезную озабоченность. Причины для озабоченности в основном остаются те же, что и четыре года назад, когда в первом глобальном докладе речь шла об исключительном характере принуди­тельного  труда,  используемого  военными  в Мьянме, кроме того, рассматривались неко­торые современные дилеммы, связанные с при­нудительным трудом в тюрьмах. Дискуссия по последней теме была сосредоточена на двух главных вопросах: труд в заключении в кон­тексте различных форм частного предприятия; и труд в заключении, используемый государст­вом за деяния, которые оно характеризует как антиобщественные, с особой ссылкой на систе­му трудового перевоспитания (СТП) в Китае. Это по-прежнему вызывает определенную оза­боченность, в частности в Африке, в связи с возможным использованием принудительного труда в целях развития.

Мировое сообщество внимательно следило за положени­ем в Мьянме, причем МОТ играла веду­щую роль и привлекала внимание к продолжа­ющейся практике использования принудитель­ного труда. За это же время Китай предпринял важные шаги к проведению реформы в области трудового перевоспитания. Продолжаются ак­тивные дискуссии, в том числе и в промышленно развитых странах, о том, каким образом согласуется современная практика найма зак­люченных частными компаниями с принципа­ми искоренения принудительного труда. На со­вещании технических экспертов МОТ, которое проходило в июле 2004 года с участием пред­ставителей тюремных администраций,  науч­ных кругов и организаций работодателей и ра­ботников, высказывались весьма важные сооб­ражения по этим вопросам.

Информация о работе Принудительный труд