Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 11:50, диссертация
Актуальность темы диссертационного исследования. Становление Российской Федерации как демократического правового государства обу-словливает потребность в формировании особого отношения всех государст¬венных структур, механизмов и должностных лиц к обществу и праву, а также построения и действия стабильной оптимальной законодательной основы жиз¬недеятельности общества и государства. Все государственные решения долж¬ны основываться не на усмотрении, а на законе, в конечном счете - на Консти¬туции РФ. Поэтому важнейшим условием решения данных задач является обес¬печение верховенства Конституции в правовой системе Российской Федерации, а также ее четкое и неукоснительное соблюдение
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты охраны Конституции Российской
Федерации 12
§ 1. Понятие правовой охраны Конституции Российской Федерации.. 12
§ 2. Характеристика основных субъектов и методов правовой охраны
Конституции Российской Федерации 28
§ 3. Развитие государственного механизма правовой охраны Конституции
в России 56
Глава II. Современный государственный механизм охраны Конституции
Российской Федерации 82
§ 1. Правовая охрана Конституции Российской Федерации Президентом
Российской Федерации 82
§ 2. Судебный механизм правовой охраны Конституции Российской
Федерации 108
§ 3. Конституционная ответственность в механизме правовой охраны
Конституции Российской Федерации 148
Заключение 170
Список использованных нормативных источников и литературы
■ исследовав методы осуществления
правовой охраны Конституции Рос
сийской Федерации различными органами
государственной власти, диссертант
предлагает подразделить их на следующие
виды:
- предупредительные (изменение
конституционных норм в порядке,
предусмотренном главой 9
Конституции РФ; толкование конституционных
норм; разрешение
конституционных споров; предварительный контроль кон
ституционности правовых актов), результатом их применения
является преду
преждение и пресечение нарушения конституционных
положений,
- охранительные (последующий конституционный контроль и над-
зор, применение мер конституционной ответственности), направленные на восстановление нарушенных норм Конституции Российской Федерации и наказание виновных в конституционных деликтах.
При этом диссертант отмечает, что в деятельности субъектов правовой охраны Конституции Российской Федерации должны органично сочетаться раз- личные методы;
■ обобщив практику осуществления
Президентом Российской Федерации
его полномочий как гаранта Конституции
РФ за 1999-2005 гг., диссертант пола
гает, что настоящее время именно он играет ведущую роль в механизме охраны
Конституции Российской Федерации.
Однако полномочия Президента РФ в
данной сфере должны осуществляться в
системном единстве с полномочиями
иных субъектов охраны Конституции.
В практическом осуществлении правовой
охраны Конституции Главой
Российского государства имеется негативный
мо
мент - она не облечена в какую-либо
собственную процедурную форму;
"на основании системного анализа норм Конституции Российской Федерации, определяющих компетенцию Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, диссертант отмечает явный недостаток полномочий российского парламента в сфере правовой охраны Конституции: его решения по результатам рассмотрения правовых актов Главы государства, федеральных органов исполнительной власти носят, по преимуществу, характер политических рекомендаций. Парламенту как законодательному органу должно принадлежать право толкования конституционных норм, поскольку он не только непосредственно осуществляет развитие конституционных положений в текущем законодательстве, но и является инициатором как внесения конституционных поправок, так и пересмотра Конституции;
■ диссертант полагает, что
эффективную охрану Конституции РФ может
обеспечить лишь государственный механизм,
построенный на принципе разде
ления властей с учетом системы «сдержек
и противовесов». Абсолютизация од
ного из государственных органов в качестве
единственного «гаранта Конститу
ции» неизбежно влечет за
собой нарушение им конституционных норм
либо
бездействие системы;
10
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется его новизной и содержащимися в нем обобщениями, выводами и предложениями, которые могут быть использованы нормотворчески-ми и правоприменительными органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Положения, основанные на выводах диссертационного исследования, могут быть использованы в процессе преподавания курса «Конституционное право Российской Федерации».
Апробация полученных результатов. Диссертация обсуждена на заседаниях предметно-методической комиссии и кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте
11
Российской Федерации. Основные выводы и положения диссертации были изложены автором на конференции «Государство и государственное управление в XXI веке» (Калининград, 2003) и ежегодной междисциплинарной аспирантской конференции «Россия: тенденции и перспективы развития» (Москва, 2004), а также нашли отражение в научных публикациях.
Структура и содержание работы. Цели и задачи, поставленные диссертантом, определили структуру и содержание диссертации, которая состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов и научной литературы.
12
Глава I. Теоретические аспекты охраны Конституции Российской Федерации § 1. Понятие правовой охраны Конституции Российской Федерации.
Понятие «правовая охрана Конституции» достаточно хорошо разработано в отечественной юридической науке, но, тем не менее, единый подход к пониманию его сущности отсутствует.
Традиционным для науки советского конституционного права являлся подход к определению правовой охраны Конституции как системы гарантий, при помощи которых обеспечивается выполнение конституционных норм и строгое соблюдение режима конституционной законности. При этом подчеркивалось, что реальность Конституции нуждается в целой системе социальных, экономических, идеологических, организационных и правовых гарантий. Приоритет отдавался так называемым «общим» гарантиям - социальным, экономическим и идеологическим1.
Однако уже
в советской юриспруденции
Б.В. Щетинин характеризует правовую охрану Конституции как конституционные гарантии законности. Он указывает, что правовая охрана Конституции - это совокупность юридических средств, обеспечивающих выполнение всех ее норм и строгое соблюдение режима конституционной законности. Первая задача правовой охраны конституции решается в процессе государственно-правовых отношений, посредством которых осуществляется фактическая ее
См.: Шафир М.А. Правовая охрана Конституции // Теоретические основы Советской Конституции. / Отв. ред. д.ю.н., профессор Б.Н. Топорнин. - М.: Издательство «Наука» 1981. - С. 176- 185.
13
реализация, а вторая — путем верховного контроля за соблюдением конституции и обеспечения соответствия ей обычных законов и подзаконных актов. Обе эти задачи тесно взаимно связаны и составляют важное условие реальности верховенства Конституции как основного закона1.
Н.П. Иванищева под правовой охраной Конституции понимает совокупность организационно-правовых гарантий (конституционный контроль, особый порядок принятия, изменения и др.), обеспечивающих ее стабильность и неуклонную исполнимость2.
М.А. Шафир подчеркивает, что правовая охрана Конституции позволяет с помощью определенных правовых средств обеспечить устранение возможных нарушений ее и привлечение виновных к ответственности3.
Наконец, интересна заметка о «законченной системе охраны конституционности» как результате образования ряда специальных органов4.
Научная дискуссия по поводу содержания рассматриваемого понятия «затихла» к концу 80-х г.г. XX в., когда СССР вступил в полосу конституционного кризиса, завершившегося, как известно, прекращением существования данного государства. В Российской Федерации этот же период характеризовался нестабильностью Конституции, внесением многочисленных поправок в Конституцию Российской Федерации - России 1978 г., работой Конституционного Совещания - органа, призванного выработать проект нового Основного закона Российского государства, и закончился одобрением Конституции Российской Федерации всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
Возобновление интереса в юридической науке к правовой охраны Конституции Российской Федерации приходится на П-ю половину 90-х гг. XX в.
Н.А. Михалева под правовой охраной Конституции понимает совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности5. По мнению В.В. Лазарева, правовая охрана конституции -
1 См.: Щетинин Б.В. Проблемы теории советского государственного права. - М., 1969. - С. 165.
2 См.: Иванищева Н.П. Конституции
зарубежных социалистических стран. Автореф.
дисс. на соискан, уч. ст.
докт. юрид. наук. - Л., 1979. - С. 30.
3 Шафир М.А. О правовой
охране Конституции. // Теоретические вопросы
реализации Конституции СССР. /
Отв. ред. Б.Н. Топорнин. - М., 1982. - С. 58.
4 Орзих М. Ф., Черкес М. Е., Васильев
А. С. Правовая охрана конституции в социалистическом
государстве //
Советское государство и право. - 1988. - №
6. - С. 5.
5 См.: Государственное право Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. - М., 1996. - С. 85.
14
это комплекс специально-юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности1.
Н.М. Колосова разделяет «охрану» и «защиту» Конституции. Она отмечает, что это близкие по содержанию понятия, они объединены общим объектом и целью, которая состоит в обеспечении реальности и выполнимости Конституции, но методы достижения поставленных задач и, соответственно, содержание рассматриваемых понятий различны. Охрана Конституции — комплекс мер по устранению препятствий в реализации Конституции и предотвращению конституционных правонарушений. Защита Конституции - это устранение конкретных нарушений конституционных норм. Если охрана Конституции направлена на предупреждение конституционных правонарушении, то ее защита начинается лишь при наличии последних2.
Охрана Конституции рассматривалась также как одна из гарантийных функций в системе осуществления конституционных и вообще государственно-правовых норм3. В.О. Лучин и А.В. Петрова говорят об «охранительной функции Конституции Российской Федерации»4
Правовая охрана Конституции представлялась также как вид государственной деятельности - «пресечение тех или иных отклонений от Конституции, а также разрешение в соответствии с Конституцией спорных государственно-правовых вопросов конституционного значения»5. Близка к этому определению дефиниция, данная «правовой охране Конституции» Ю.Л. Шульженко, который определяет ее как деятельность по обеспечению правовыми средствами верховенства и высшей нормативной, юридической силы конституции в обществе, ее неукоснительного соблюдения6.
1 См.: Основы права / Под ред. проф. В.В. Лазарева Учебно-методическое пособие. - М.: Юристъ, 1996. - С. 227.
2 См.: Колосова Н.М. Охрана и
защита Конституции. // Конституционное
законодательство России. - М. - Изд.
группа «Городец - Формула права», 1999. -
С. 374.
3 См.: Боброва Н.А. Гарантии
реализации государственно-правовых норм.
- Воронеж, 1984; Боброва Н.А., Зра-
жевская Т.Д. Ответственность в системе
гарантий конституционных норм. - Воронеж,
1985.
4 См.; Лучин В.О. Конституция
Российской Федерации: проблемы реализации.
- М.: ЮНИТИ, 2002. -С. 45; Пет
рова А.В. Охранительная функция Конституции
России. // Конституция как символ эпохи:
в 2-х т. / Под ред.
проф. С.А. Авакъяна.-Т. 1.-М.:
Изд-во МГУ, 2004. - С. 140-146.
5 Ильинский И.П.,
Щетинин Б.В. Конституционный контроль
и охрана конституционной законности в со
циалистических странах // Советское государство
и право. -1969. - № 9. - С. 41.
6 См.: Шульженко Ю.Л. О понятии
«правовая охрана Конституции» // Государство
и право. - 2002. - № 7. -
С. 12.
15
Ю.П. Еременко полагает, что правовая охрана Конституции представляет собой одну из форм реализации конституционных норм1.
О.Е. Кутафин рассматривает правовую охрану Конституции как разновидность правоохранительной деятельности государства, направленную на защиту конституционных норм от каких-либо нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, а также принятие мер по предупреждению правонарушений2.
Представленные
определения имеют большую
Информация о работе Современный государственный механизм охраны Конституции Российской Федерации