Современный государственный механизм охраны Конституции Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 11:50, диссертация

Описание работы

Актуальность темы диссертационного исследования. Становление Российской Федерации как демократического правового государства обу-словливает потребность в формировании особого отношения всех государст¬венных структур, механизмов и должностных лиц к обществу и праву, а также построения и действия стабильной оптимальной законодательной основы жиз¬недеятельности общества и государства. Все государственные решения долж¬ны основываться не на усмотрении, а на законе, в конечном счете - на Консти¬туции РФ. Поэтому важнейшим условием решения данных задач является обес¬печение верховенства Конституции в правовой системе Российской Федерации, а также ее четкое и неукоснительное соблюдение

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты охраны Конституции Российской
Федерации 12
§ 1. Понятие правовой охраны Конституции Российской Федерации.. 12
§ 2. Характеристика основных субъектов и методов правовой охраны
Конституции Российской Федерации 28
§ 3. Развитие государственного механизма правовой охраны Конституции
в России 56
Глава II. Современный государственный механизм охраны Конституции
Российской Федерации 82
§ 1. Правовая охрана Конституции Российской Федерации Президентом
Российской Федерации 82
§ 2. Судебный механизм правовой охраны Конституции Российской
Федерации 108
§ 3. Конституционная ответственность в механизме правовой охраны
Конституции Российской Федерации 148
Заключение 170
Список использованных нормативных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Коровинских.doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

•субъекты правовой охраны Конституции РФ, которые, в  свою очередь представляют собой построенную на принципе разделения властей систему государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением конституционных норм, а также применение мер конституционной ответственности,

См.: Хабриева Т.Я. Правовая охрана Конституции. - Казань, 1995. - С. 15—19.


Колосова Н.М. Охрана и защита Конституции. - С. 378.

 

22

•их деятельность, направленная на защиту норм основного закона государства, применение мер государственного принуждения в случае их нарушения.

Все перечисленные  средства, несмотря на их специфику, служат одной общей цели и поэтому могут и должны рассматриваться в неразрывном единстве. Их объединяет общая направленность и обусловленные особенностями государственно-правовых отношений методы применения1.

Спецификой  данных юридических средств является их закрепление в нормах Конституции Российской Федерации, т.е. самом объекте правоохраны, что свидетельствует об особой ее цели - обеспечение конституционности государства в целом, а также отдельных его институтов.

Конституционные охранительные нормы реализуются, как правило, в форме соблюдения правовых запретов, а когда запреты не соблюдаются, а, наоборот, нарушаются, то подключается правоприменительная деятельность правоохранительных органов. Например: «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону» (ст. 3, ч. 4 Конституции РФ»); «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 13, ч. 2); «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (ст. 13, ч. 5)и.т.п.

Однако в  системе правовой охраны Конституции  охранительный характер имеют и обязывающие конституционные нормы. Например, в силу части 2 статьи 107 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации обязан подписать принятый федеральный закон, если в течение четырнадцати дней с момента поступления не отклонит его. Президент Российской Федерации также обязан подписать отклоненный им ранее федеральный закон после повторного его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации в тече-

Шафир М.А. О правовой охране Конституции. - С. 58.


 

23

ние семи дней со дня получения постановлений  палат Федерального Собрания об одобрении закона в первоначальной редакции и обязан обнародовать этот закон (п. "д" статьи 84, часть 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации)1.

Особенностью  конституционных правоохранительных норм является то, что некоторые  из них закреплены в Конституции  Российской Федерации в самом общем виде - нормы цели, нормы-принципы, нормы задачи. Они конкретизируются в федеральных конституционных и федеральных законах. Так, положение о самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10 Конституции РФ), конкретизируется, например в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»: «в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом» (ст. 5, п.п. 4 и 5). Однако данное положение не влияет на «уровень» нормативности, обязательности конституционных норм, также, как и на выполнение ими охранительной функции.

Важным элементом  системы правовой охраны Конституции являются принципы конституционной охраны - основные начала, на которых строится правоохранительная деятельность.

Важнейшее место среди  принципов правовой охраны Конституции  занимает принцип законности, заключающийся в неукоснительном соблюдении правовых предписаний всеми субъектами права. Применительно к объекту правовой охраны данный принцип лучше именовать принципом «конституционности».

1 См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. №10-П о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. - № 18. - Ст. 2253.


 

24

Принцип конституционности  предполагает верховенство конституции, т.е. высшую юридическую силу конституции в системе нормативных правовых актов и других источников права. Указанное качество конституции диктует требование обеспечения соответствия законов и всех подзаконных актов содержанию конституции. Все законы и иные акты органов государственной власти и органов местного самоуправления издаются на основе и в соответствии с конституцией. Статья 15 (ч. 1) Конституции РФ, закрепляя высшую юридическую силу Конституции, устанавливает, что "законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации". Законы и подзаконные (в том числе ведомственные) акты, противоречащие конституции, не должны применяться судами и другими правоприменителями.

Суд, установив при  рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. В конечном счете Конституция Российской Федерации, конституции (уставы) субъектов Российской Федерации являются решающими юридическими критериями определения правомерности решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, поведения граждан и их объединений.

Согласно  ст. 15 (ч. 2) Конституции РФ "органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы". Правоприменительная практика государственных органов власти и органов местного самоуправления должна соответствовать конституции. Все должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления независимо от их ранга и положения ответственны за нарушение требований конституции. Непосредственное применение Конституции РФ обращено ко всем судам, прежде

 

25

всего, в области  прав и свобод граждан, обеспечиваемых правосудием в процессе их судебной защиты (ст. 15 и 18).

Конституция РФ действует на всей территории государства  одновременно с действием Конституций (уставов) субъектов Федерации. При этом Конституции (Уставы) субъектов Федерации не могут противоречить Конституции РФ1.

Иные принципы правовой охраны Конституции производны от принципа конституционности.

Принцип демократизма выводится из ст. 3 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой многонациональный российский народ является носителем суверенитета и источником государственной власти. Законы должны выражать волю народа и интересы подавляющего большинства населения. Конституция Российской Федерации как нормативный правовой акт, регулирующий основополагающие общественные отношения, выражает наиболее важные интересы народа.

Принцип демократизма предполагает участие народа в формировании государственной воли, закрепление ее в процессе правотворчества, максимальный учет общественного мнения на всех этапах данного процесса. При этом народ может выражать свою волю как непосредственно (путем референдума или свободных выборов), так и через своих представителей государственных органах.

Принцип гуманизма в наиболее концентрированном виде выражен в ст. 2 Конституции РФ: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Принцип справедливости, предполагающий, что деятельность субъектов правовой охраны Конституции должна быть честной и беспристрастной, а применение мер юридической ответственности, соразмерных, соответствующих проступку и учитывающих все обстоятельства его совершения, особенно важен при применении мер конституционной ответственности.

При этом правоохранительные нормы и принципы правовой охраны Конституции следует рассматривать в органическом единстве. Они составляют

1 Более подробно о содержании принципа конституционности см.: Витрук Н.В. Витрук Н.В. Конституционное правосудие (1991-2001). Очерки теории и практики. - М.: «Городец-издат», 2001. - С. 127-138.


 

26

нормативную подсистему правовой охраны Конституции  и определяют правовое положение субъектов конституционной охраны, их полномочия в данной сфере, а также процедуру осуществления ими правоохранительной деятельности.

Итак, правовая охрана Конституции  Российской представляет собой систему юридических средств, направленную на предупреждение и пресечение нарушений конституционных норм, а также восстановление конституционного правопорядка в случае их нарушения.

Спецификой  данных юридических средств является их закрепление в нормах Конституции Российской Федерации, т.е. самом объекте правоохраны, что свидетельствует об особой правовой охраны Конституции с целью обеспечения конституционности государства в целом, а также отдельных его институтов.

Рассматривая  правовую охрану Конституции Российской Федерации как часть (уровень) правоохранительной системы, диссертант определяет ее составные элементы: а) конституционные нормы, обеспечивающие стабильность и реальность Конституции Российской Федерации как основного закона государства; б) принципы правовой системы Российской Федерации (в первую очередь, принцип законности); в) субъекты правовой охраны Конституции Российской Федерации, которые, в свою очередь представляют собой построенную на принципе разделения властей систему государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением конституционных норм, а также применение мер конституционной ответственности; г) специфическая правоохранительная деятельность, направленная на защиту норм основного закона государства, применение мер государственного принуждения в случае их нарушения.

Правовая  охрана Конституции РФ способствует не только обеспечению реализации конституционных норм, но и сохранению безопасности государства, его независимости и государственной целостности, поскольку конституционное государство может существовать только в рамках конституционно упорядоченного политического процесса. Конституционная законность (конституционность), с одной стороны, есть принцип правовой охраны Конституции, а с другой - представляет собой правовой режим жизнедеятельности общества и госу-

 

27

дарства, гарантированный  механизмом правовой охраны Конституции, при котором общественные отношения, акты и действия субъектов права должны соответствовать конституционным требованиям. Решению этих задач должна служить система специальных конституционно-правовых институтов, обеспечивающих стабильность и реальность Конституции как основного закона государства.

 

28

§ 2. Характеристика основных субъектов и методов  правовой охраны Конституции Российской Федерации

Субъекты, осуществляющие правовую охрану Конституции Российской Федерации, должны быть поставлены, как минимум на второе место в ее системе. Это второй субстанциональный компонент системы конституционной охраны. Подсистема органов, осуществляющих правовую охрану Конституции, является производной от нормативной подсистемы правоохраны, поскольку государство и все его органы должны быть подчинены праву1.

Вместе с  тем, следует заметить, что наиболее серьезные нарушения Конституции Российской Федерации совершаются отнюдь не российскими гражданами, а государственными органами, в том числе, федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, должностными лицами, иными субъектами публичного права2. Для того, чтобы обеспечивать соблюдение и реализацию Конституции РФ субъект, осуществляющий конституционную охрану, должен быть наделен соответствующей компетенцией, позволяющей ему осуществлять контроль и надзор за деятельностью других субъектов конституционного права, а также издавать решения, обязательные для их исполнения. Особенность субъектов правовой охраны Конституции состоит в том, что их деятельность направлена на предотвращение, пресечение и раскрытие правонарушений, применение санкций в тех случаях, когда нарушаются нормы права. При выполнении полномочий в сфере конституционной охраны соответствующие государственные органы (как и правоохранительные органы) должны обладать самостоятельностью и независимостью3.

Информация о работе Современный государственный механизм охраны Конституции Российской Федерации