Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 11:50, диссертация
Актуальность темы диссертационного исследования. Становление Российской Федерации как демократического правового государства обу-словливает потребность в формировании особого отношения всех государст¬венных структур, механизмов и должностных лиц к обществу и праву, а также построения и действия стабильной оптимальной законодательной основы жиз¬недеятельности общества и государства. Все государственные решения долж¬ны основываться не на усмотрении, а на законе, в конечном счете - на Консти¬туции РФ. Поэтому важнейшим условием решения данных задач является обес¬печение верховенства Конституции в правовой системе Российской Федерации, а также ее четкое и неукоснительное соблюдение
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты охраны Конституции Российской
Федерации 12
§ 1. Понятие правовой охраны Конституции Российской Федерации.. 12
§ 2. Характеристика основных субъектов и методов правовой охраны
Конституции Российской Федерации 28
§ 3. Развитие государственного механизма правовой охраны Конституции
в России 56
Глава II. Современный государственный механизм охраны Конституции
Российской Федерации 82
§ 1. Правовая охрана Конституции Российской Федерации Президентом
Российской Федерации 82
§ 2. Судебный механизм правовой охраны Конституции Российской
Федерации 108
§ 3. Конституционная ответственность в механизме правовой охраны
Конституции Российской Федерации 148
Заключение 170
Список использованных нормативных источников и литературы
•субъекты правовой охраны Конституции РФ, которые, в свою очередь представляют собой построенную на принципе разделения властей систему государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением конституционных норм, а также применение мер конституционной ответственности,
1 См.: Хабриева Т.Я. Правовая охрана Конституции. - Казань, 1995. - С. 15—19.
2 Колосова Н.М. Охрана и защита Конституции. - С. 378.
22
•их деятельность, направленная на защиту норм основного закона государства, применение мер государственного принуждения в случае их нарушения.
Все перечисленные средства, несмотря на их специфику, служат одной общей цели и поэтому могут и должны рассматриваться в неразрывном единстве. Их объединяет общая направленность и обусловленные особенностями государственно-правовых отношений методы применения1.
Спецификой данных юридических средств является их закрепление в нормах Конституции Российской Федерации, т.е. самом объекте правоохраны, что свидетельствует об особой ее цели - обеспечение конституционности государства в целом, а также отдельных его институтов.
Конституционные
охранительные нормы
Однако в системе правовой охраны Конституции охранительный характер имеют и обязывающие конституционные нормы. Например, в силу части 2 статьи 107 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации обязан подписать принятый федеральный закон, если в течение четырнадцати дней с момента поступления не отклонит его. Президент Российской Федерации также обязан подписать отклоненный им ранее федеральный закон после повторного его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации в тече-
Шафир М.А. О правовой охране Конституции. - С. 58.
23
ние семи дней со дня получения постановлений палат Федерального Собрания об одобрении закона в первоначальной редакции и обязан обнародовать этот закон (п. "д" статьи 84, часть 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации)1.
Особенностью
конституционных
Важным элементом системы правовой охраны Конституции являются принципы конституционной охраны - основные начала, на которых строится правоохранительная деятельность.
Важнейшее место среди принципов правовой охраны Конституции занимает принцип законности, заключающийся в неукоснительном соблюдении правовых предписаний всеми субъектами права. Применительно к объекту правовой охраны данный принцип лучше именовать принципом «конституционности».
1 См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. №10-П о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. - № 18. - Ст. 2253.
24
Принцип конституционности предполагает верховенство конституции, т.е. высшую юридическую силу конституции в системе нормативных правовых актов и других источников права. Указанное качество конституции диктует требование обеспечения соответствия законов и всех подзаконных актов содержанию конституции. Все законы и иные акты органов государственной власти и органов местного самоуправления издаются на основе и в соответствии с конституцией. Статья 15 (ч. 1) Конституции РФ, закрепляя высшую юридическую силу Конституции, устанавливает, что "законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации". Законы и подзаконные (в том числе ведомственные) акты, противоречащие конституции, не должны применяться судами и другими правоприменителями.
Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. В конечном счете Конституция Российской Федерации, конституции (уставы) субъектов Российской Федерации являются решающими юридическими критериями определения правомерности решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, поведения граждан и их объединений.
Согласно ст. 15 (ч. 2) Конституции РФ "органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы". Правоприменительная практика государственных органов власти и органов местного самоуправления должна соответствовать конституции. Все должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления независимо от их ранга и положения ответственны за нарушение требований конституции. Непосредственное применение Конституции РФ обращено ко всем судам, прежде
25
всего, в области прав и свобод граждан, обеспечиваемых правосудием в процессе их судебной защиты (ст. 15 и 18).
Конституция РФ действует на всей территории государства одновременно с действием Конституций (уставов) субъектов Федерации. При этом Конституции (Уставы) субъектов Федерации не могут противоречить Конституции РФ1.
Иные принципы правовой охраны Конституции производны от принципа конституционности.
Принцип демократизма выводится из ст. 3 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой многонациональный российский народ является носителем суверенитета и источником государственной власти. Законы должны выражать волю народа и интересы подавляющего большинства населения. Конституция Российской Федерации как нормативный правовой акт, регулирующий основополагающие общественные отношения, выражает наиболее важные интересы народа.
Принцип демократизма предполагает участие народа в формировании государственной воли, закрепление ее в процессе правотворчества, максимальный учет общественного мнения на всех этапах данного процесса. При этом народ может выражать свою волю как непосредственно (путем референдума или свободных выборов), так и через своих представителей государственных органах.
Принцип гуманизма в наиболее концентрированном виде выражен в ст. 2 Конституции РФ: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
Принцип справедливости, предполагающий, что деятельность субъектов правовой охраны Конституции должна быть честной и беспристрастной, а применение мер юридической ответственности, соразмерных, соответствующих проступку и учитывающих все обстоятельства его совершения, особенно важен при применении мер конституционной ответственности.
При этом правоохранительные нормы и принципы правовой охраны Конституции следует рассматривать в органическом единстве. Они составляют
1 Более подробно о содержании принципа конституционности см.: Витрук Н.В. Витрук Н.В. Конституционное правосудие (1991-2001). Очерки теории и практики. - М.: «Городец-издат», 2001. - С. 127-138.
26
нормативную подсистему правовой охраны Конституции и определяют правовое положение субъектов конституционной охраны, их полномочия в данной сфере, а также процедуру осуществления ими правоохранительной деятельности.
Итак, правовая охрана Конституции Российской представляет собой систему юридических средств, направленную на предупреждение и пресечение нарушений конституционных норм, а также восстановление конституционного правопорядка в случае их нарушения.
Спецификой данных юридических средств является их закрепление в нормах Конституции Российской Федерации, т.е. самом объекте правоохраны, что свидетельствует об особой правовой охраны Конституции с целью обеспечения конституционности государства в целом, а также отдельных его институтов.
Рассматривая правовую охрану Конституции Российской Федерации как часть (уровень) правоохранительной системы, диссертант определяет ее составные элементы: а) конституционные нормы, обеспечивающие стабильность и реальность Конституции Российской Федерации как основного закона государства; б) принципы правовой системы Российской Федерации (в первую очередь, принцип законности); в) субъекты правовой охраны Конституции Российской Федерации, которые, в свою очередь представляют собой построенную на принципе разделения властей систему государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением конституционных норм, а также применение мер конституционной ответственности; г) специфическая правоохранительная деятельность, направленная на защиту норм основного закона государства, применение мер государственного принуждения в случае их нарушения.
Правовая охрана Конституции РФ способствует не только обеспечению реализации конституционных норм, но и сохранению безопасности государства, его независимости и государственной целостности, поскольку конституционное государство может существовать только в рамках конституционно упорядоченного политического процесса. Конституционная законность (конституционность), с одной стороны, есть принцип правовой охраны Конституции, а с другой - представляет собой правовой режим жизнедеятельности общества и госу-
27
дарства, гарантированный механизмом правовой охраны Конституции, при котором общественные отношения, акты и действия субъектов права должны соответствовать конституционным требованиям. Решению этих задач должна служить система специальных конституционно-правовых институтов, обеспечивающих стабильность и реальность Конституции как основного закона государства.
28
§ 2. Характеристика основных субъектов и методов правовой охраны Конституции Российской Федерации
Субъекты, осуществляющие правовую охрану Конституции Российской Федерации, должны быть поставлены, как минимум на второе место в ее системе. Это второй субстанциональный компонент системы конституционной охраны. Подсистема органов, осуществляющих правовую охрану Конституции, является производной от нормативной подсистемы правоохраны, поскольку государство и все его органы должны быть подчинены праву1.
Вместе с
тем, следует заметить, что наиболее
серьезные нарушения Конституци
Информация о работе Современный государственный механизм охраны Конституции Российской Федерации