Современный государственный механизм охраны Конституции Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 11:50, диссертация

Описание работы

Актуальность темы диссертационного исследования. Становление Российской Федерации как демократического правового государства обу-словливает потребность в формировании особого отношения всех государст¬венных структур, механизмов и должностных лиц к обществу и праву, а также построения и действия стабильной оптимальной законодательной основы жиз¬недеятельности общества и государства. Все государственные решения долж¬ны основываться не на усмотрении, а на законе, в конечном счете - на Консти¬туции РФ. Поэтому важнейшим условием решения данных задач является обес¬печение верховенства Конституции в правовой системе Российской Федерации, а также ее четкое и неукоснительное соблюдение

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты охраны Конституции Российской
Федерации 12
§ 1. Понятие правовой охраны Конституции Российской Федерации.. 12
§ 2. Характеристика основных субъектов и методов правовой охраны
Конституции Российской Федерации 28
§ 3. Развитие государственного механизма правовой охраны Конституции
в России 56
Глава II. Современный государственный механизм охраны Конституции
Российской Федерации 82
§ 1. Правовая охрана Конституции Российской Федерации Президентом
Российской Федерации 82
§ 2. Судебный механизм правовой охраны Конституции Российской
Федерации 108
§ 3. Конституционная ответственность в механизме правовой охраны
Конституции Российской Федерации 148
Заключение 170
Список использованных нормативных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Коровинских.doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

Для наиболее точного  понимания «правовой охраны Конституции» следует обратиться к достижениям науки теории права и государства, той ее части, которая исследует законность, правопорядок и правовую охрану. Так, А.Г. Братко и В.Ю. Пиотровский рассматривают правовую охрану как систему государственно-правовых средств методов и гарантий (охранительная функция правовой системы, правоохранительная деятельность, юридические нормы и правоотношения охранительного характера, охранительные аспекты правосознания, правоохранительные органы, законность и правопорядок, складывающийся в результате реализации охранительных норм, охранительные аспекты юридической культуры в целом), обеспечивающих защищенность человека от противоправных посягательств3.

См.: Еременко Ю.П., Мазаев В.Д. Реализация Основного закона - условие  функционирования конституционной законности // Теоретические вопросы реализации Конституции СССР./ Отв. ред. Б.Н. Топорнин. - М., 1982. -С. 56.


См.: Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. - М: Юристъ, 2001. - С. 120.

См.: Братко А.Г. Правоохранительная система (вопросы теории): Автореф. дисс. на соиск. уч. степени докт. 
юрид. наук. - М., 1992. - С. 15; Пиотровский В.Ю. Правоохранительная система в условиях формирования пра-

 

16

Они предлагают следующую  структуру правоохранительной системы:

•правоохранительные нормы, закрепляющие запреты недолжного поведения и санкции за их нарушение;

•субъекты правоохраны - правоохранительные государственные  органы, а также негосударственные учреждения и организации,

•правоохранительная деятельность!.

Оба эти автора отмечают, что на правоохранительную систему решающее воздействие оказывает объект правовой охраны - т.е. тот комплекс общественных отношений, который в силу своей значимости нуждается в защите.

В этой связи  следует согласиться с мнением  Т.Я. Хабриевой, отмечающей системность  правовой охраны Конституции РФ2, а также ее связь с правоохранительной системой Российской Федерации3.

Итак, правовая охрана Конституции Российской Федерации представляет собой один из уровней правоохранительной системы Российской Федерации и одновременно - систему юридических средств, направленную на предупреждение и пресечение нарушений конституционных норм, а также восстановление конституционного правопорядка в случае их нарушения.

Основанием  для выделения правовой охраны Конституции  РФ в правоохранительной системе страны является особый объект охраны - Конституция Российской Федерации 1993 г., как нормативный правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами.

Под последними следует  понимать ее признаки как основного  закона общества и государства. Заметим, что в литературе называется различное количество таких свойств. Так, весьма положительным, продуктивным можно назвать положение о том, что сущность и содержание конституции проявляется в совокупности свойств, которые разделяются на юридические, политические, идеологические4.

вового государства в России: Автореф. дисс. на соиск. уч. степени  канд. юрид. наук. — СПб., 2003. — С. 17.


См.: Братко А.Г. Правоохранительная система (вопросы теории): Автореф. дисс. на соиск. уч. степени докт. 
юрид. наук. - М., 1992. - С. 15; Пиотровский В.Ю. Правоохранительная система в условиях формирования пра 
вового государства в России: Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. юрид. наук. - СПб., 2003. - С. 17.

См.: Хабриева Т.Я. Правовая охрана Конституции. - Казань, 1995. - С. 15.

См.: Там же. - С. 209.

См.: Сравнительное конституционное право / Ред. кол.: А.И.Ковлер, В.Е. Чиркин, Ю.А. Юдин. М., 1996. С. 
108; Аналогичная позиция выражена в учебнике В.Е. Чиркина «Конституционное право в Российской Федера-

 

17

Так, B.C. Эбзеев указывает, в частности на то, что Конституция есть закон, учреждающий государство, систему его органов и порядок их формирования, их компетенцию, определяющий характер взаимоотношений органов государственной власти с местным самоуправлением. Конституция есть закон, формирующий и обеспечивающий политическое единство народа. Согласно Конституции Российская Федерация является единой в политическом отношении государственно-правовой и международно-правовой системой. Конституция, однако, содержит одновременно гарантии от гипертрофии этого единства путем признания идеологического и политического многообразия и закрепления федеративной природы государства. Конституция Российской Федерации выступает способом формализации государственного строя России путем закрепления его фундаментальных основ. Она определяет основные ценности государства и общества и порядок их государственной защиты. Конституция есть закон, устанавливающий пределы государственной власти посредством закрепления прав человека и гражданина и возложения коррелирующих этим правам обязанностей на государство, а также пределы индивидуальной автономии личности, характер их взаимоотношений и меру взаимной лояльности. Конституция есть способ закрепления и выражения высших правовых норм, и в этом смысле Конституция является так называемой абсолютной нормой, которой не могут противоречить любые правовые акты, действующие в государстве. В связи с этим Конституция выступает в качестве закона, обладающего верховенством на всей территории государства и высшей юридической силой, гарантирующего политическое единство народа и единство экономического пространства государства. И в этом случае правоприменитель, особенно применяющий Конституцию, обязан найти ту едва уловимую грань, которая отделяет унитаризм от анархического своеволия субъектов федерации и разрыва федеративных отношений. Конституция может рассматриваться как юридическая форма фиксации познанных обществом объективных закономерностей социально-исторического развития, которые в силу их конституционного закрепления трансформируются в по-

ции». М., 2002. С. 63-64.


 

18

ведение граждан и  становятся нормой деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений и т.д.1

Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров и В.В. Невинский  говорят то том, что анализ современной конституционной доктрины и практики позволяет выделить такое юридическое свойство российской Конституции, как ее системообразующий характер. Конституция является основой, «ядром» российской правовой системы. Она устанавливает определенную иерархию системы источников права (которая вырисовывается либо из непосредственного указания Конституции, либо из формально-логической связи отдельных норм Конституции), взаимосвязанные основополагающие цели, принципы и ценности развития общества и государства и основы структурно-логической модели всей системы права. Из норм Конституции и выявляемого конституционного смысла обнаруживается отраслевая и институционная система права, основные начала ее функционирования2.

Ю.Л. Шульженко  делает акцент верховенство и высшую нормативную, юридическую силу Конституции, которые, по его мнению, универсальный и всеобъемлющий характер. Он полагает, что именно эти свойства характеризуют особое главенствующее место и роль конституции во всех сферах жизни общества3.

Верховенство  определяет прежде всего статус конституции  в различных важнейших подсистемах общества, в отношении их основных структурных элементов. В особенности это касается политической системы государственного управления.

Верховенство конституции  основывается на следующих постулатах:

•конституция  играет активную роль в правовом регулировании  основных сфер общественной и государственной жизни;

См.: Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. - М.: Закон и право, 1996. - С. 
119-120.


См.: Невинский В.В. Юридические свойства российской Конституции: испытание временем // Конституция 
как символ эпохи: в 2-х т. / Под ред. проф. С.А. Авакъяна. - Т. 1. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - С. 72-78; Тихомиров 
Ю.А. Конституция - основа правовой системы // Конституция и законодательство. Материалы научно- 
практической конференции (Москва. 2003) / Отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров. - М.: Издательство 
«Олита», 2003. - С. 25-36; Хабриева Т.Я. Конституционализм в России: 10 лет развития. // Конституция и зако 
нодательство. Материалы научно-практической конференции (Москва. 2003) / Отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. 
Тихомиров. - М.: Издательство «Олита», 2003. - С. 8-25.

См.: Шульженко Ю.Л. О понятии «правовая охрана Конституции». - С. 10.

 

19

•конституция используется в различных судебных инстанциях как правовой акт прямого действия при разрешении конкретных дел;

•обеспечивается высшая юридическая сила конституции  и приоритетное применение в иерархии нормативно-правовых актов страны;

•конституционные  конфликты и коллизии, возникающие  между различными субъектами права, разрешаются на основе конституционных норм при корректирующем воздействии конституционного правосудия;

•в отношении  конституции применяется системное  толкование для обеспечения комплексного воздействия на правовую систему в целом1.

Высшая юридическая  сила Конституции характеризует  позицию данного документа главным образом среди различного рода правовых актов, а также партийных норм, норм общественных объединений, традиций, обычаев, которые выполняют роль регуляторов функционирования, взаимосвязей, взаимоотношений различных общественных систем и их институтов2.

Однако для  общества в целом ценность Конституции  заключается в том, что она представляет собой инструмент подчинения государства обществу, служит важнейшим правовым средством, направляющим деятельность государства на утверждение и развитие общественно признанных ценностей. Ценность Конституции для государства состоит, в частности, в том, что она составляет основу нормального функционирования государственного механизма, является необходимым средством саморегуляции государства важным компонентом в правовом обеспечении функций государства. Ценность Конституции для правовой системы заключается в том, что она служит основой и способствует целостности ее развития, в рамках которого развертываются процессы интеграции и дифференциации отраслей права. Конституция стимулирует эти процессы и одновременно оптимизирует их соотношение. Она выступает носителем системности, в ней в обобщенном виде воплощены основные свойства и признаки правовой системы. Конституция интегрирует все важнейшие составляющие законности и правопорядка. Ценность Конституции для личности в конечном итоге

См.: Кравец И.А. Верховенство Конституции - принцип конституционализма. // Журнал российского права. - 
2002. - № 7. - С. 20.


См.: Шульженко Ю.Л. О понятии «правовая охрана Конституции». -СП.

 

20

определяется  тем, насколько эффективно она способствует созданию условий для всестороннего и свободного развития человека и гражданина1.

Заметим, что  право вообще и Конституция в  частности в действительности не рассматриваются властвующей российской элитой как безусловные, основополагающие ценности демократии, поэтому и вопрос о соотношении политики и права далеко не всегда решается в пользу последнего. Конституция является ценностью только тогда, когда именно ей подчинена политика государства во всех сферах, жизни, а политическая конъюнктура и целесообразность никогда не могут быть поставлены выше требований конституционной законности.

В этом отношении наиболее очевидна утрата ценностного значения Конституции в России и в бывшем Советском Союзе в последнее десятилетие XX в., когда Конституция была превращена в орудие политической борьбы, и политические интересы, основанные на целесообразности действии, идущих вразрез с Конституцией, одерживали верх. Таким образом, политическая целесообразность, политика оказывались выше права, выше конституции. Именно в этом основная причина бесславного «ухода» последних советских конституций, а также весьма сомнительной легитимности завершающих этапов процедуры разработки и принятия действующей Конституции РФ.

Таким образом, правовая охрана Конституции направлена на обеспечение соблюдения и выполнения ее норм всеми без исключения субъектами права, в первую очередь - самим государством как социальным институтом, всеми его органами и должностными лицами, иными публично-правовыми субъектами -органами местного самоуправления и их должностными лицами, политическими партиями и иными общественными объединениями, а также гражданами. С другой стороны - система охраны Конституции ориентирована в основном на защиту ее норм от нарушений со стороны должностных лиц государства. Большинство людей реализуют конституционные нормы без принуждения со стороны государства.

1 См.: Лучин В.О. Социальная ценность Констиутции Российской Федерации. // Конституция как символ эпохи: в 2-х т. / Под ред. проф. С.А. Авакъяна. - Т. 1. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - С. 118.


 

21

В юридической  литературе выделяют разные формы, методы, субъекты охраны Конституции, которые в своей совокупности составляют содержание целостной концепции охраны Конституции1.

Н.М. Колосова, к примеру, полагает, что «концепция охраны Конституции должна включать следующие составляющие:

а) стабильность Конституции;

б) толкование Конституции;

в) эффективность конституционных норм;

г) непосредственное действие норм Конституции;

д) конституционную ответственность;

е) иные виды юридической ответственности, направленные на защиту 
Конституции»2.

Однако исходя из того, что правовая охрана Конституции  является составной частью более широкой системы - правоохранительной, полагаем, что более целесообразно определить структурные элементы системы правовой охраны Конституции по аналогии с элементами правоохранительной системы. Итак, в систему правовой охраны Конституции РФ входят:

•конституционные  нормы, обеспечивающие стабильность и реальность Конституции Российской Федерации;

•принципы правовой системы  Российской Федерации (в первую очередь, законности, а также демократизма, гуманизма, справедливости, политического и идеологического многообразия, свободы и самоуправления политических и иных объединений граждан, федерализма),

Информация о работе Современный государственный механизм охраны Конституции Российской Федерации