Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 19:56, монография
Курс на ускорение социально-экономического развития, демократизацию всех сторон общественной жизни, повышение творческой активности масс требует укрепления социалистической законности и правопорядка, обеспечения надежной охраны конституционных прав и законных интересов советских граждан, строгого соблюдения принципов социальной справедливости.
Введение
Глава первая Проблема целей наказания: теоретический аспект .... 6
1.Понятие наказания и его цели 6
2.Определение целей наказания в законе 19
Глава вторая Цели наказания' эмпирические исследования 38
1.Понятие общего предупреждения . 38
2.Эмпирические исследования общего предупреждения . . 51
3.Понятие и исследования специального предупреждения . 69
Глава третья Соотношение общего и специального предупреждения в
советском уголовном праве историке юридический аспект 82
1.Функции государства и уголовная политика . ... 82
2.Обстоятельства, влияющие на общее предупреждение . 87
3.Обстоятельства, влияющие на специальное предупреждение 108
4. Современные тенденции в соотношении целей наказания 123
Действительно, на 7-м конгрессе
ООН по предуп реждению преступности
и обращению с правонаруши
телями был сделан вывод, что современное
состояние теории и практики исправления
правонарушителей выдвинуло на первый
план меры без лишения свобо ды
или в условиях ограничения свободы.
О распрост ранении такого подхода
свидетельствовали данные, полученные
из 62 стран Европы, Азии, Африки, Ла тинской
Америки, а также от неправительственных
организаций и научных
Расширение использования наказаний, не связан ных с лишением свободы, требует определенной пере ориентации и правового воспитания населения, по скольку общественное мнение обычно связывает с преступлением наказание в виде лишения свобоаы. Следует разъяснять, что мерам без лишения свободы присущ серьезный карательный потенциал, что они имеют меньше вредных социальных последствий и требуют от государства меньших материальных за трат на свое осуществление, чем лишение свободы. Пропаганда в предлагаемом направлении весьма значима для самих осужденных "(например, для форми рования у них правильного восприятия наказания без лишения свободы), так же как и для трудовых кол лективов и общественных организаций, поскольку действующее уголовное законодательство предусмат ривает для них широкое участие в исправлении и проведении воспитательной работы с осужденными. Таким образом, правовая пропаганда должна быть направлена на повышение престижа мер, не связан ных с лишением свободы, в общественном мнении.
Говоря об альтернативах
лишению свободы, нель-* зя оставить
без внимания и вопрос об использовании'
для этого сочетания основного
и дополнительного на казаний. В
практике широко применяются дополни
тельные наказания для
Закон не устанавливает формальных
ограничений для сочетания
Третьим направлением советской уголовной поли тики, влияющим на достижение цели специального предупреждения преступлений, является дифференциа ция исполнения наказания в виде лишения свободы.
В 1977 г. для обеспечения
дифференцированного исполнения наказания
в виде лишения свободы были созданы
колонии-поселения для лиц, совершивших
преступления по неосторожности. В
них должны от бывать наказание лица,
совершившие неосторожные преступления
и осужденные к лишению свободы
на срок до пяти лет, а в зависимости
от обстоятельств дела и личности
виновного на срок до десяти лет. В 1985
г. в эти колонии стали
Режим колоний-поселений существенно отличает ся от режимов других исправительно-трудовых учреж дений: осужденные могут проживать вне колонии, свободно общаться с родными, приобретать без огра ничений необходимые им товары и продукты питания.
В 1982 г. в РСФСР были созданы воспитательно-трудовые профилактории для лиц, осужденных за бродяжничество, попрошайничество либо ведение па разитического образа жизни (ст. 341 УК РСФСР). При назначении наказания виновным в названных преступлениях в виде лишения свободы на срок от одного года до двух лет суд, учитывая обстоятельства дела, теперь может применить к ним вместо лишения свободы наказание в виде направления в воспита тельно-трудовой профилакторий на тот же срок149. Деятельность аналогичных учреждений в союзных республиках (УзССР, КазССР) показала их эффек тивность для предупреждения рецидива у такого сложного контингента правонарушителей, каким яв ляются бродяги.
Результаты исследований
показывают, что лица, длительное время
занимающиеся бродяжничеством или
ведущие паразитический образ жизни,
уклоняют ся от общественно полезного
труда, теряют социаль ные связи150.
Поэтому перед воспитательно-
Таким образом, анализ законодательных новелл последних лет приводит к выводу о том, что они предоставляют широкие возможности для дифференциро ванного подхода к правонарушителям, практического соединения методов убеждения и принуждения при исполнении уголовного наказания, позволяют прово дить более глубокую индивидуализацию мер уголов но-правового воздействия. Положительным моментом в них является и то, что они предоставляют широкие возможности для привлечения трудовых коллективов и общественности к исправлению осужденных, рас ширению общественного контроля при постепенном .сокращении правового.
* Пути дальнейшего развития
уголовной политики, |по нашему
мнению, заключаются в развитии
выделен-,'ных нами
Нуждается в совершенствовании и практика ис полнения всех наказаний. Необходим поиск путей более глубокой дифференциации исполнения лишения свободы, например, в отношении лиц, страдающих психическими аномалиями.
Существует и проблема повышения авторитета Наказаний без лишения свободы и условных мер и глазах общественного мнения и практических работ ников системы уголовной юстиции, что требует опре деленной направленности правовой пропаганды и правового воспитания.
Надо заметить, что частично
эти проблемы реша ются в проекте
нового уголовного законодательства.
Обращает на себя внимание изменение
в системе на казаний, из которой
исключены ссылка и высылка, но где
появились новые меры — арест
и ограничение свободы. На новый
уровень законодательной
Сохраняются институт условного осуждения, от срочка исполнения приговора, разные виды освобождения от уголовной ответственности и наказания, при этом их регулирование становится более четким бла годаря прежде всего категоризации всех преступле ний в Общей части уголовного законодательства.
Начинается работа над проектом исправительно-трудового законодательства, в котором найдут свое отражение изменения в практике исполнения нака заний.
Таким образом, и в новом
уголовном законода тельстве отражается
направление на дифференциацию уголовной
ответственности и