Криминологический анализ терроризма и анализ уголовно-правовых норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:59, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является криминологический анализ терроризма и анализ уголовно-правовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за террористический акт. Разработка рекомендаций по совершенствованию правоохранительной деятельности и действующего законодательства, оптимизации и повышению эффективности профилактики противодействия этому общественно опасному явлению. Для достижения этой цели требуется решение следующих задач:
Дать определение, что такое террористический акт в уголовно-правовом и терроризм в криминологическом аспекте.
Охарактеризовать объект и объективную сторону террористического акта.
Дать характеристику субъекту и субъективной стороне террористического акта.
Охарактеризовать квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки террористического акта.
Причины совершения террористических актов.
На основе проведённого анализа подготовить предложения и основные направления и меры предупреждения терроризма.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………. 3
Глава I. Анализ состава террористического акта …………………………………... 8
§ 1. Понятие террористического акта и причины его совершения ………….. 8
§ 2. Объект и объективная сторона состава преступления …………………. 19
§ 3. Субъект и субъективная сторона состава преступления ………………. 29
Глава II. Криминологический анализ терроризма ………………………………… 39
§ 1. Детерминанты терроризма и характеристика личности террориста ….. 39
§ 2. Основные направления и меры предупреждения терроризма ………… 51
Заключение …………………………………………………………………………... 64
Список использованной литературы ………………………………………………. 67

Файлы: 1 файл

ВКР-.doc

— 380.50 Кб (Скачать файл)

глубокое размежевание общества с формированием социальных слоев и групп с противоположными интересами.

Противоречиями экономического характера, причинно связанными с терроризмом, являются:

расслоение населения  по уровню жизни;

инфляционные процессы;

общий кризис экономики, ее криминализация;

одновременное существование  в мире стран и социальных групп, резко отличающихся по уровню материального благосостояния, культуры и в целом цивилизации от своих ближних и далеких соседей, диктующих свою волю другим народам и государствам.

К противоречиям в  сфере социальных отношений, духовной жизни следует отнести:

- нерешенность социальных (в том числе национальных и религиозных) проблем, вызывающую взаимную этническую неприязнь, вражду, ненависть, исключающую компромисс;

-  возникновение межнациональных  конфликтов, переходящих в военные  действия, в рамках которых терроризм становится частью последних;

- существование нелегальных  общественных организаций, наделяющих  себя правом вырабатывать "единственно  верные" постулаты;

- наличие исторических  традиций использования терроризма  как якобы эффективного средства социальных преобразований;

- отсутствие эффективной системы социальных гарантий населения и резкое снижение его социальной защищенности;

- снижение духовных, нравственных, моральных устоев общества, культурного уровня и правосознания населения;

- широкую пропаганду культа жестокости и насилия средствами массовой информации и, более того, их превращение в своего рода "оружие массового поражения".

Отмеченные разнообразные  детерминанты терроризма проявляют себя при наличии достаточно широкого круга лиц, групп, течений, не соглашающихся с существующей в конкретном государстве системой организации общественной жизни, желающих изменить ее в нужном для них направлении в сжатые сроки без приложения значительных усилий.

Немаловажное  значение для криминологического анализа  терроризма и его предупреждения имеет анализ сложного механизма совершения конкретных террористических действий. Их начальный этап предполагает особую организацию, привлечение значительных сил и средств, информационное, тактическое и ресурсное обеспечение. При этом важным условием успеха террористов служит эффект неожиданности их действий. Основной этап террористической акции предполагает применение конкретных преступных действий; заключительный - выдвижение требований к органам власти и международным организациям, обращение за поддержкой к различным общественным силам. Каждому этапу террористических действий органы власти, обеспечения правопорядка должны противопоставлять соответствующие обстановке оперативные, информационные, переговорные, боевые и другие действия с учетом как общей задачи борьбы с терроризмом, так и частных задач ликвидации конкретной террористической группы, освобождения заложников, устранения общественно опасных последствий.

Криминологический анализ террористического акта немыслим без уяснения особенностей личности террориста, знание которых является первейшим условием выявления соответствующих лиц, постановки их на оперативный учет, осуществления индивидуальной профилактической работы, успешного проведения контртеррористических операций.

Как свидетельствуют  результаты исследования, террористами становятся, как правило, мужчины молодого (до 30 лет) либо зрелого (от 30 до 50 лет) возраста, недостаточно образованные (лишь 54,3% из них имели среднее образование), зачастую (около 70%) не имеющие постоянного источника доходов. Именно экономическая составляющая зачастую бывает решающей, при выборе человеком станет он террористом или нет или нет. Ведь вознаграждение за совершенный террористический акт может доходить до нескольких тысяч долларов. Чаще всего такой путь заработка выбирают люди из малоразвитых или бедных стран, в основном Африки, Средней Азии и Ближнего Востока. Достаточно высока среди террористов доля бывших спортсменов, а также в прошлом военнослужащих - участников боевых действий при ликвидации межнациональных и иных конфликтах. Личности террориста присущи черты насильственного преступника с эгоистическим превалированием собственного значения, с пренебрежением к иным людям, их правам и законным интересам. Мотивами их поведения служит корысть, месть, несогласие с политическими решениями, общепризнанными духовными установлениями общества, а в отдельных случаях - даже молодежная романтика.

В последние  годы цивилизованное общество все чаще сталкивается с террористами-смертниками, (значительная доля которых  это  молодые женщины - шахидки) которые готовятся в специальных лагерях, где подвергаются глубокой психологической обработке с применением сильнодействующих препаратов и наркотических средств. В результате эти люди не понимают, какой цели они добиваются, согласившись стать живой бомбой, действуют как зомби, не размышляя о причине и последствиях своих поступков.

На формирование личности современного террориста немаловажное влияние может оказать разработанный  Сергеем Нечаевым еще в XIX в. "Катехизис  революционера". В соответствии с этим документом революционер (а по существу, - террорист) - человек обреченный, без своих интересов, чувств, дел, привязанностей, собственности и даже имени. Все в нем подчинено единой мысли, единой страсти - революции. Он не на словах, а на деле разорвал всякую связь с гражданским порядком и со всем образованным миром, со всеми законами, приличиями, общепринятыми условиями, нравственностью этого мира. Он презирает общественное мнение. Нравственно для него все, что способствует торжеству революции.

Значительная  часть террористов (до 40%) ранее совершали  преступления, являлись членами организованных преступных формирований. Зачастую им присущ религиозный либо националистический фанатизм. Этой категории преступников также свойственны постоянное озлобление, готовность к насилию, решительность в действиях, преданность интересам преступной группировки, враждебность к иным лицам, отсутствие каких-либо сомнений в правильности своего поведения и колебаний в его осуществлении. Не случайно многие привлеченные к уголовной ответственности террористы (около 13%) не сожалеют о содеянном. Этот показатель для "бытовых" убийц составляет лишь 8%.

Все эти черты  характеризуют личность террориста как особо опасного преступника, определяют специфику работы правоохранительных органов при проведении контртеррористических операций, необходимость решительных, стремительных действий в ее завершающей фазе.

§ 2 Основные направления  и меры предупреждения терроризма

Выявление основных причин терроризма, их устранение, снижение их негативного влияния на общество лежит в основе общего предупреждения террористической деятельности. В целом такое предупреждение, требующее колоссальных материальных, людских, временных ресурсов, включает меры по стабилизации всех сторон жизни общества, противодействию в нем конфликтности, привитию гражданам положительных ценностных ориентаций, созданию для них жизненной перспективы.

Термин “предупреждение” означает – отвратить что-либо заранее  принятыми мерами; опередить, сделать что-либо ранее, чем что-нибудь произошло.

На мой  взгляд, предупреждение терроризма можно  рассматривать как минимум в двух аспектах. Во-первых, предупреждение терроризма как явления и повышение эффективности борьбы с ним – одна из первостепенных задач любого современного государства. Во-вторых, предупреждение совершения террористических актов - есть комплексная система мер социально-экономического, политического и юридического характера, направленная на предотвращение: возникновения террористических организаций (группировок), совершения террористических актов и их последствий; целью, которой, является обеспечение общественной безопасности населения, защита политических, экономических и международных интересов государства.

Вместе с  тем, прежде чем вести речь о мерах предупреждения терроризма, необходимо обратить внимание на факторы, создающие трудности в применении этих мер, и с учетом этих факторов в дальнейшем совершенствовать их.

Х. Алиев, отметил ряд  особенностей, влияющих на предупреждение терроризма. К ним, в настоящее время, относятся следующие:28

1) борьба с  преступностью террористической  направленности ведется в основном в ходе реагирования на уже совершенные преступления;

2) отсутствие совместной  работы по предупреждению преступных  посягательств, разрушению международных и межрегиональных связей преступных группировок, и как следствие, ликвидации террористических организаций;

3) в настоящее время  еще не создан совместный и  полноценный информационный банк данных обо всех ранее совершенных террористическими группами преступлениях и участниках этих групп;

4) негативно сказывается  ведомственная разобщенность в  вопросах учета, регистрации преступлений, террористической направленности. В результате искажается достоверность статистической информации, нарушается порядковая регистрация уголовных дел, что приводит к дублированию следственных и оперативных мероприятий, лишает возможности оперативного обмена информацией;

5) вне поля зрения  остаются многие ранее отбывшие  наказание за совершение преступлений террористического характера. Ряд этих граждан продолжают заниматься антиобщественной деятельностью, хранят огнестрельное оружие, укрывают лиц, находящихся в розыске;

6) многочисленные обыски, проводимые по инициативе органов  внутренних дел по местам жительства  предполагаемых челнов террористических группировок, оказываются безрезультатными. По некоторым уголовным делам была замечена утечка информации о готовящихся следственно-оперативных мероприятиях.   

В связи с этим для  ликвидации угрозы  проявлений терроризма в Российской Федерации представляется необходимым разработка основных направлений их предупреждения.

Во-первых, ориентация в  противодействии терроризму в первую очередь на предупреждение и только потом на репрессию. При этом, как  свидетельствует опыт других стран, особое значение имеет работа с молодёжью. Так, одной из задач Федерального ведомства по охране конституции ФРГ является предупреждение насилия и экстремизма среди молодёжи. С этой целью ведомством разработаны специальные «молодёжные программы». В частности, в земле Бранденбург, где  в последние годы неонацистскими группами «бритоголовых» было совершено большое число преступлений расистского характера с применением насилия против иммигрантов африканского и азиатского происхождения, подобная программа осуществляется с 1992 года. Она предусматривает проведение среди молодёжи и подростков работы по разъяснению опасности левого и правого экстремизма (и терроризма) в форме регулярных встреч с учащимися и студентами в учебных заведениях, детских и юношеских организациях, клубах. Сотрудники спецслужб выступают с лекциями и принимают участие вместе с представителями местных властей, педагогами и социальными работниками в «круглых столах против насилия». Хотелось бы отметить, что в России системного профилактического воздействия со стороны всех органов, задействованных в противодействии терроризму, в аналогичных вопросах не наблюдается. (Как правило, подобные беседы и встречи осуществляются органами прокуратуры, отделов образования на местах, МВД, причём в основном в школах, реже – в средних специальных учебных заведениях и совсем редко – в вузах, на работе и иных местах, где проводит время молодёжь).

Кроме воспитательной и разъяснительной работы большим  потенциалом антитеррористической пропаганды обладает обнародование основных результатов деятельности в сфере противодействия терроризму. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть вопрос о подготовке для печати специального открытого доклада правоохранительных органов о мерах по борьбе с экстремизмом и терроризмом в России. Подобная практика существует, например, в США, ФРГ, Швеции и находит понимание со стороны широких слоёв населения.

Наряду с  предупреждением и пресечением  на стадии подготовки преступлений террористического характера, упреждающим информированием органов государственной власти и управления о политических, экономических, социальных, национальных, религиозных и иных противоречиях, могущих вызвать террористические проявления, важным профилактическим действием обладает использование гласности для «дискредитации идеи допустимости использования террора и любого насилия в качестве метода политической борьбы» и сужения тем самым социальной базы террористической и экстремистской деятельности.

Требует совершенствования  и работа по внесению правоохранительными  органами в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций, а также в общественные объединения обязательных для исполнения  представлений об устранении причин и условий, способствующих возникновению и реализации угроз безопасности Российской Федерации. Такие представления вправе вносить органы следствия и дознания – по материалам конкретных уголовных дел, органы безопасности – в связи с заявлениями и письмами граждан; сообщениями государственных органов, администраций предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, средств массовой информации; результатами оперативно-розыскной деятельности, а органы прокуратуры также – на основании результатов надзорной деятельности. Тем не менее, невыполнение  содержащихся в представлении требований, как правило, существенных правовых последствий для адресата не влечёт.

 Поэтому  целесообразно в целях предупреждения  экстремистской и террористической деятельности предоставить право ряду органов, входящих в государственную систему безопасности, в рамках своей компетенции объявлять должностным лицам или гражданам предостережения о недопустимости нарушения федерального закона. В настоящее время соответствующие полномочия имеются лишь у органов прокуратуры. Однако в условиях всеобщего правового нигилизма, когда правовые возможности по внесению представлений и предостережений не подкреплены никакими карательными санкциями, вынуждающими действительно серьёзно относиться к таким формам профилактической работы, эффективность последних, по всей видимости, будет уменьшаться.

Информация о работе Криминологический анализ терроризма и анализ уголовно-правовых норм