Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:59, дипломная работа
Целью исследования является криминологический анализ терроризма и анализ уголовно-правовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за террористический акт. Разработка рекомендаций по совершенствованию правоохранительной деятельности и действующего законодательства, оптимизации и повышению эффективности профилактики противодействия этому общественно опасному явлению. Для достижения этой цели требуется решение следующих задач:
Дать определение, что такое террористический акт в уголовно-правовом и терроризм в криминологическом аспекте.
Охарактеризовать объект и объективную сторону террористического акта.
Дать характеристику субъекту и субъективной стороне террористического акта.
Охарактеризовать квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки террористического акта.
Причины совершения террористических актов.
На основе проведённого анализа подготовить предложения и основные направления и меры предупреждения терроризма.
Введение ………………………………………………………………………………. 3
Глава I. Анализ состава террористического акта …………………………………... 8
§ 1. Понятие террористического акта и причины его совершения ………….. 8
§ 2. Объект и объективная сторона состава преступления …………………. 19
§ 3. Субъект и субъективная сторона состава преступления ………………. 29
Глава II. Криминологический анализ терроризма ………………………………… 39
§ 1. Детерминанты терроризма и характеристика личности террориста ….. 39
§ 2. Основные направления и меры предупреждения терроризма ………… 51
Заключение …………………………………………………………………………... 64
Список использованной литературы ………………………………………………. 67
Поэтому целесообразно также оговорить, что в случае, если неприятие мер по предоставлению или предостережению послужило причиной или способствовало совершению террористического акта или экстремистской деятельности, а также иных преступлений, действия виновных лиц могут быть квалифицированы как преступные в форме повлекшего серьёзные последствия неисполнения законного требования прокурора, следователя или иного сотрудника правоохранительных органов. Несомненно, если такие преступления совершены должностным лицом или лицом, занимающим государственную должность субъекта Федерации, они могут быть квалифицированы как халатность, но проблема заключается в том, что субъектами представлений и предостережений необязательно являются указанные лица – их круг гораздо шире.
Второе условие повышения эффективности деятельности в противодействии терроризму – она должна носить системный характер. Факт, что государственная система противодействия терроризму функционирует, не столь эффективно, как того требуют современные реалии. Недостаточно скоординированы действия органов государственной власти. В серьёзном совершенствовании нуждается система обмена информацией между различными ведомствами. В общий процесс почти не вовлечены общественные объединения и другие институты гражданского общества. Органы государственной власти и местного самоуправления недостаточно оперативно и адекватно реагируют на проявления терроризма. Не поставлен заслон проникновению экстремистски настроенных лиц во властные структуры всех уровней. Общество не выработало устойчивого негативного отношения к терроризму, не в полной мере осознало степень опасности этого явления для российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского народа. Недостаточное внимание уделяется антиэкстремистской пропаганде. Разъяснительной работе среди широких кругов населения, профилактике политического экстремизма среди молодёжи.
Важнейшим аспектом для формирования адекватной терроризму ответной государственной стратегии является, по словам В.В. Устинова, «рассмотрение последних не только в криминологическом контексте предупреждения, выявления и пресечения преступлений, но и в целом – в рамках общей системы обеспечения безопасности, представляющей собой многофункциональный и многоуровневый механизм».29
Необходимо полностью задействовать не только возможности всех органов государственной власти, участвующих в рамках своей компетенции в предупреждении экстремистской и террористической деятельности, но также и негосударственных структур, учитывая, что согласно Конституции РФ и Закону РФ «О безопасности» субъектами обеспечения общественной безопасности являются как государственные, так и негосударственные органы и организации. В настоящее время важной проблемой является развитие взаимоотношений государственных органов в структуре системы безопасности и структур, образующих негосударственную систему обеспечения безопасности в кредитно-финансовой, топливно-энергетической и ряде других сфер. Эта область отношений требует нормативного правового регулирования.
«Без должного контроля за развитием конфликтных ситуаций в обществе и возможных проявлений терроризма их последствия в форме различных антиконституционных деяний, террористических актов могут стать существенной и реальной угрозой безопасности государства», – справедливо отмечает В.В. Устинов. Соответствующий контроль должен стать многофункциональным (по линии спецслужб, прокуратуры, органов юстиции, религиозных конфессий, общественности и т.д.) и конструктивным – с превентивным корректирующим влиянием на ситуацию.
Решение этой и других
проблем должно быть найдено в
ближайшее время в целях
По мнению российских и зарубежных экспертов, терроризму обычно предшествуют меньшие насильственные формы протеста и конфликта.
Однако система их раннего предупреждения в настоящее время не создана. Поэтому в целях предупреждения терроризма и вообще насильственных конфликтов социально-политической (а также военно-политической) направленности должна быть создана государственная система выявления и разрешения таких конфликтов на ранней стадии. Её задача - осуществление многоуровневого мониторинга и прогноза развития конфликтов как потенциальных угроз безопасности, а также - в перспективе - реализация на данной основе действенного механизма ответственности органов власти различных уровней за принятие не просчитанных по своим последствиям либо умышленных политических, кадровых и административных решений, послуживших причиной социально-политических конфликтов.
Необходима
общефедеральная система
В общей теории отечественной криминологии выделяют два вида мер предупреждения преступности: общее (общесоциальное) предупреждение преступности и специальное предупреждение преступности.30 Первое реализует антикриминогенный потенциал общества в целом, всех его институтов. Второе имеет целенаправленный на недопущение преступлений характер. Общее (общесоциальное) предупреждение охватывает крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики в самом широком смысле этого слова.
К примеру, в сфере экономики – это развитие производства на основе современных технологий, продуманная структурная и инвестиционная стратегия, укрепление национальной валюты и всей финансовой системы, снижение инфляции и т.п. В политической сфере - это становление и развитие новой российской государственности, упрочнение демократии, укрепление всех ветвей власти и т.п. В социальной сфере (в узком смысле этого слова) большое антикриминогенное значение имеет устранение резкого социального расслоения общества, поддержка малоимущих граждан, укрепление семейных устоев, ограничение негативных последствий безработицы, вынужденной миграции людей и т.п.
Особое внимание следует обратить на духовную сферу жизни общества, так как нравственность всегда противостоит преступности, а безнравственность интенсивно продуцирует ее.
Меры специального предупреждения преступности разнообразны и классифицируются по разным основаниям. Так, специально-криминоло-гические меры различаются по содержанию (экономические, политические, культурно-воспитательные и др.); по масштабам действия (общегосударственные, региональные и др.); по правовой характеристике различаются специально-криминологические меры: базирующиеся на нормах права, но ими не регламентированные (например, правовое просвещение, воспитание), и детально урегулированные юридические нормами (например, административный надзор милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы). Существуют и иные основания дифференциации мер специального предупреждения.
Названные выше
меры в полном объеме относятся и
к террористическому акту. Примером
этому может служить
- законодательные;
- административно-правовые;
- уголовно-правовые;
- социальные;
- финансвово-экономические;
- политические;
- военные;
- пропагандистские;
- профилактические и др.
Указанное мнение С. Гончарова поддерживает В. Величко, отмечая, что необходимо включить в приведенную классификацию также совместную деятельность национальных и международных участников, справедливо полагая, что силовые методы возможны на последней стадии – уничтожения террористов32.
Значительно легче реализовать меры специально-криминологического предупреждения терроризма, направленные в основном на устранение условий, способствующих этой преступной деятельности. Данные меры, базирующиеся на мониторинге криминогенной ситуации, включают:
- постоянную антитеррористическую пропаганду;
- противодействие процессам, создающим почву для совершения террористических действий, в том числе осуществление контроля за националистической, фундаменталистской, экстремистской средой, за информацией, представляющей интерес для террористов, за хранением оружия, взрывчатых веществ и материалов повышенной опасности, охрану режимных объектов;
- поддержание в постоянной готовности ведомственных систем противодействия терроризму, создание единого для них банка данных, их материально-техническое, финансовое, организационное обеспечение;
- предотвращение замышленных и пресечение совершаемых актов террористической деятельности;
- психологическую и виктимологическую подготовку населения и его инструктаж о поведении в условиях совершения террористических действий и их ликвидации;
- подготовку и проведение контртеррористических операций.
Реализация указанных
специально-криминологических
Ю. Левицкий, также отметил роль негосударственных предприятий безопасности в федеральной системе мер предупреждения терроризма.
При этом, по мнению Ю. Левицкого, формами участия негосударственных структур безопасности в предупреждении совершения террористических актов являются33:
- своевременное
информирование
- участие групп быстрого реагирования негосударственных охранных структур в силовой поддержке при проведении правоохранительными органами крупномасштабных оперативных мероприятий (задержания, аресты, обыски, выемки, обеспечение понятыми и т.д.);
- публикации в прессе и выступления по телевидению в качестве экспертов бывших сотрудников правоохранительных органов, хорошо знающих проблему предотвращения террористических актов;
- разработка
рекомендаций и
- организация общественных мероприятий (конференций, «круглых столов», семинаров и др.) с привлечением представителей государственных правоохранительных органов и спецслужб;
- привлечение
в кризисных ситуациях
- участие
в международных общественных
комитетах и движениях по
- разработка,
производство и поставка
Говоря о мерах предупреждения совершения терактов необходимо отметить значение отечественной юридической науки в борьбе с этим негативным явлением.
Ряд отечественных ученых-юристов (А.И. Долгова, В.В. Лунеев, Г.М. Миньковский, А.В. Наумов, В.Е. Петрищев, В.П. Ревин и др.)34 высказали мнение о необходимости внести дополнения и изменения в соответствующие статьи Уголовного кодекса в целях повышения эффективности предупреждения и совершенствования этих мер. Суть этих изменений и дополнений, в общем виде, в следующем: ввести понятие организованного террористического сообщества (организованной террористической группы); установить в УК России уголовную ответственность за ряд новых преступлений, например за распространение информации, содержащей указания по совершению террористических действий и др.; предусмотреть в УК РФ специфические формы соучастия и пособничества: передача необходимой информации террористам, представительство их интересов и др.; ввести особое процессуальное производство по таким делам, способное обеспечить сохранение конфиденциальной информации об участниках уголовного процесса, в целях обеспечения их безопасности; скорректировать содержание статей УК РФ, описывающих составы, обладающие признаками террористических действий.
Вместе с тем, стратегия предупреждения терроризму должна включать в себя грамотную информационную политику средств массовой информации. В настоящее время специалистами различных областей знаний (юристами, философами, теологами, психологами, медиками и др.) отмечается негативная тенденция оказания отрицательного влияния определенных информационных продуктов на психологические и, как следствие, поведенческие установки населения (пропаганда в средствах массовой информации жестокости, насилия, кровной мести, радикально-националистических установок, морально-деформированных стереотипов поведения и т.п.)35.
Как видно из сказанного, система предупреждения совершения террористических актов требует комплексного подхода, в котором должны присутствовать меры и экономического, и политического, и социального, и, естественно, специального характера. Конечно, это долговременная программа, и ее реализация зависит от многих параметров. А ситуация такова, что решительные и эффективные меры необходимы уже сегодня.
Представляется, что для решения этой задачи требуется программа, которая должна предусматривать более узкий круг действий и включать в себя:
- срочное
восстановление основных
- наведение порядка с хранением, владением и распространением оружия;
- разработку концепции антитеррористической борьбы в современных условиях;
- тесную взаимосвязь
борьбы с уголовной
- взаимодействие
всех сил правопорядка и
- создание
единой информационной системы
как в России, так и в рамках
СНГ по вопросам борьбы с
терроризмом (распределенные
- отработку
эффективных методов
- ужесточение
правовых последствий (
Информация о работе Криминологический анализ терроризма и анализ уголовно-правовых норм