Оперативно-розыскная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 13:41, контрольная работа

Описание работы

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД), как следует из ее законодательного определения, осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Так как оперативно-розыскные мероприятия составляют первооснову ОРД, ее содержание, то теоретическое исследование ее проблем должно начинаться в первую очередь с изучения оперативно-розыскных мероприятий. Однако, несмотря на обилие трудов в области теории ОРД, фундаментальных исследований оперативно-розыскных мероприятий, пока не проводилось. В связи с этим хотелось бы обратить внимание специалистов на некоторые актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий, требующие научной проработки.

Файлы: 1 файл

Понятие, виды, классификация оперативно-розыскных мероприятий. Значение ОРМ в борьбе с преступностью..docx

— 97.16 Кб (Скачать файл)

 

Электронное наблюдение, основанное на применение специальных технических  средств, позволяет организовывать и проводить наблюдение за интересующим лицом как в помещении, в транспортном средстве, так и на открытой местности. При этом привлекаются, как правило, сотрудники оперативно-технических  подразделений. В ходе этого вида наблюдения нередко используется аппаратура аудио-, видеозаписи с целью контроля и записи разговоров, действий и  операций проверяемого лица.

 

Комплексное наблюдение позволяет  фиксировать в хронологическом  порядке, в реальном времени, буквально  всю жизнедеятельность проверяемого лица на протяжении всего временного интервала, в течение которого осуществляется данное мероприятие.

 

Поскольку наблюдение-мероприятие  ограниченного характера, то простая (физическая) форма его осуществления  используется по решению руководителя оперативного аппарата УВД области (края), как правило, за лицами, подозреваемыми в совершении тяжких преступлений. Квалифицированная (электронная) форма  наблюдения проводится только на основании  решения суда, поскольку предполагает ограничение конституционных прав гражданина на неприкосновенность жилища.

 

Результаты проведенного наблюдения фиксируются в рапорте  или справках, с приложением фотографий, магнитных лент и видеокассет, соответствии с ст. 11 Федерального Закона об ОРД  могут передаваться органам предварительного следствия или судье. Причем, только подлинная запись. Объективность  и достоверность технических  источников информации могут быть проверены  в ходе отдельных следственных действий (например, при допросе оперативного работника в качестве свидетеля  по делу, проведению между ним и  заподозренным очной ставки) или  в ходе судебной экспертизы (так, имея магнитную запись телефонных переговоров  наблюдаемого лица, вымогающего деньги, с его жертвой, как правило, проводят фоноскопическую экспертизу. При  этом специалист нередко в состоянии  сделать категоричный вывод не только о том, что был записан разговор конкретных лиц, но и определить основные параметры помещения, из которого осуществлялся  разговор, о наличии около него оживленных автомобильных или железнодорожных  трасс и тому прочее). Все это, в своей совокупности, нередко  позволяет убедить суд в объективности  и достоверности представленной информации.

 

Отождествление личности - сложное оперативно-розыскное мероприятие, позволяющее в не процессуальной форме идентифицировать проверяемых  лиц по статическим или динамическим признакам внешности (например, по походке, мимике, жестикуляции).

 

Речь идет о ситуации, которая  в оперативно-розыскной работе встречается  довольно часто - необходимо опознать представляющее интерес лицо лично, или же по фотографии, субъективному  портрету, рисованному портрету, по видеоизображению, дабы сравнить с  каким-то «аналогом».

 

Опознание личности может  быть осуществлено как непосредственно, так и опосредованно. В первом случае отождествление осуществляется лицами, ранее непосредственно наблюдавшим  данное лицо. Одно из основных правил подобного  отождествления личности состоит в  том, что факт его проведения, как  правило, сохраняется в тайне  от проверяемого (разрабатываемого) лица.

 

Отождествление проводится как в естественных условиях (например, при посещении оперативной группы вместе с потерпевшим рабочего места  предполагаемого преступника), так  и в искусственных (нередко проверяемое  лицо вызывается в ОВД, якобы в  паспортное отделение).

 

Результаты отождествления оформляются либо рапортом, либо справкой оперативного сотрудника, при необходимости - с приложением фототаблиц, видеозаписи  сюжетов, предъявляемых для опознания. Целесообразно записать объяснение лица, опознавшего человека в ходе оперативно - розыскного мероприятия, что создает возможность его  последующего допроса и, следовательно, легализации процесса опознания.

 

В некоторых случаях результаты оперативного опознания оформить как  выполненное в соответствии с  требованиями ст. 193 УПК РФ. Для этого  необходимо неукоснительно соблюдать  несколько условий:

 

опознание должно производиться  после возбуждения уголовного дела;

 

в опознании должно участвовать  не менее двух незаинтересованных лиц, чье участие, возможно, оформить как  участие понятых;

 

опознаваемый должен находиться в естественных условиях, среди не менее двух субъектов, имеющих с  ним внешнее сходство;

 

опознающий должен указать  на одно из предъявленных ему лиц  и объяснить, по каким признакам  он узнал данное лицо.

 

Так, протоколом опознания  был оформлен факт оперативного опознания  потерпевшей одного из насильников. Женщина была изнасилована ночью. Группа из трех человек длительное время  куражилась над ней, в результате чего она довольно детально запомнила  личности насильников. Днем в оперативной  машине, с участием двух представителей общественности эта женщина объезжала  злачные места данного населенного  пункта и около магазина в группе молодых людей твердо узнала одного из насильников. Вся группа была приглашена в милицию, где был составлен  протокол этого оперативно-следственного  мероприятия, где в качестве статистов  были зафиксированы все молодые  люди, находившиеся около магазина, а в качестве понятых - двое представителей общественности. Впоследствии, на судебном заседании, результаты этого действия, оформленного в соответствии с требованиями ст.193 УПК РФ, были признаны доказательством  по делу.

 

При осуществлении этого  мероприятия запрещается:

 

оказывать воздействие на участников и искусственно создавать  условия, вследствие которых может  быть допущена ошибка в отождествлении личности;

 

допускать действия, исключающие  процессуальное опознание и сбор доказательств или ставящие их под  сомнение; привлекать в качестве опознающих лиц, страдающих психическими заболеваниями  или болезненными расстройствами (например, сильная близорукость, глухота), не позволяющими активно оценить качества предъявляемого для опознания лица.

 

Свои тактические особенности  имеет опознание с использованием служебно-розыскной собаки, процедура  которого детально описана в соответствующих  ведомственных и криминалистических рекомендациях. Опознанию могут  быть подвержены как предметы, имеющие  отношение к подозреваемому лицу (шапка, перчатки, обувь и так далее), так и сам субъект. Результаты проведенного опознания оформляются  актом применения служебно-розыскной  собаки в присутствии понятых  и подшиваются к уголовному делу. Однако существующая судебная практика чрезвычайно редко признает данные акты в качестве доказательства по делу.

 

Оперативное внедрение - это  ОРМ, заключающееся в конспиративном (под легендой) внедрении штатного оперативного сотрудника или конфидента в криминальную среду или на интересующие объекты в целях получения тщательно скрываемой информации, представляющей оперативный интерес, ее документировании, а также оказании влияния на определенных лиц при принятии ими различных решений.

 

Основанием для оперативного внедрения является информация о  наличии криминогенной или криминальной обстановки на объекте или признаках  преступной деятельности группы лиц. Мероприятие  применяется, как правило, в случаях, когда следственными действиями не представляется возможным выявить  тщательно скрываемую и хорошо организованную преступную деятельность организации.

 

С организационной стороны  оперативное внедрение представляет собой сложное (многоходовое) мероприятие  и может включать в себя другие оперативно-розыскные мероприятия. Так, в процессе подготовки к внедрению  и для изучения оперативной обстановки на объекте может производиться  наблюдение, опрос через третьих  лиц. После того, как лицо было внедрено, с целью выявления нужной информации и ее документирования, могут негласно проводиться все оперативно-розыскные  мероприятия в зависимости от сложившихся условий.

 

Поскольку оперативное внедрение  подразумевает (допускает) осуществление  оперативным сотрудником или  конфидентом преступной деятельности (в части подготовки к совершению преступлений или неоконченного  преступления), соответствующие действия формально будут подпадать под  признаки соответствующих преступлений, предусмотренных УК. Поэтому проведение мероприятия должно осуществляться на основании постановления, утвержденного  руководителем соответствующего органа.

 

Участие в оперативном  внедрении требует от внедряемых лиц, особенно тех, кто занимается этим на профессиональной основе (офицеров особого назначения), хорошо знать  правила и особенности поведения  в преступной группе и быть всесторонне  подготовленными к различным  нештатным ситуациям.

 

Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, составляют государственную тайну, они не представляются судье, прокурору (за исключением случаев, требующих  их привлечения к уголовной ответственности), предание гласности сведений допускается  лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных  федеральными законами.

 

Открытым остается вопрос об ответственности внедренных лиц  за совершение ими преступлений. С  одной стороны, характер их работы предполагает совершение преступных действий, чтобы  не выделяться среди членов преступной группы. В тоже время УК не относит  к обстоятельствам, исключающим  преступность деяния, совершение преступных действий в процессе ОРД. Кодексом предусматривается лишь освобождение от ответственности участников (действовавших изначально, а не внедренных) преступной группы, добровольно способствовавших предотвращению или раскрытию преступления.

 

Результаты оперативного внедрения отражаются в составляемых оперативным сотрудником рапорте  или справке, к которым прилагаются  полученные аудио- и видеозаписи, фотографии и другие собранные доказательства.

 

Оперативный эксперимент - ОРМ, заключающееся в негласном наблюдении и документировании поведения лица в искусственно созданных условиях с целью выявления его противоправной деятельности и получения доказательств.

 

Мероприятие представляет собой  проверку имеющейся информации о  готовящемся совершении преступления и является его моделью. Оперативный  эксперимент может проводиться, например, с целью выявления систематических  нарушений законодательства, захвата  «с поличным» лиц при вручении, получении или вымогательстве взятки, изобличения лица, нанимающего киллера, и так далее. Целью эксперимента может быть также реакция лица на появление определенного человека, на изложение определенной информации. Соответственно, оперативный эксперимент  проводится негласно или гласно.

 

В процессе мероприятия полностью  воспроизводится обстановка совершаемого преступления, но с учетом того, что  все действия осуществляются под  контролем и фиксацией оперативных  сотрудников. Запрещается оказывать  физическое или какое-либо иное воздействие  на проверяемого - все действия должны быть им совершены самостоятельно.

 

При проведении эксперимента запрещается провокация (то есть проведение мероприятия по инициативе оперативных  сотрудников при отсутствии у  них информации о преступной деятельности проверяемого). Проведение оперативного эксперимента допускается только в  целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления  и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (ст. 8 Закона об ОРД).

 

Оперативный эксперимент  проводится на основании постановления, утвержденного соответствующим  руководителем органа, осуществляющего  ОРД. Кроме того, составляется и утверждается план проведения мероприятия, в котором  указываются основания для его  проведения, расписывается его содержание в хронологическом порядке, определяются место проведения, используемые силы, средства и так далее.

 

При осуществлении эксперимента используется скрытно фиксирующая  аппаратура аудио- и видеосъемки  и другие.

 

Результаты оперативного эксперимента отражаются в составляемых оперативным сотрудником рапорте  или справке, к которым прилагаются  акты (например, о расстановке ловушек), документы о применении технических  средств аудио- и видеозаписи  и другие.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, формирование теории оперативно-розыскных мероприятий  объективно обусловлено причинами, связанными с практической, законотворческой и научной потребностью.

 

Теория оперативно-розыскных  мероприятий - это частная теория оперативно-розыскной деятельности, представляющая собой систему знаний, положений о понятиях, видах, принципах, участниках, основаниях и условиях, организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, о представлении и использовании  их результатов, образующая самостоятельный  раздел науки оперативно-розыскной  деятельности.

 

Объектом теории оперативно-розыскных  мероприятий являются общественные отношения, возникающие при осуществлении  оперативно-розыскных мероприятий  и использовании их результатов.

 

Предметом теории оперативно-розыскных  мероприятий являются: закономерности возникновения оперативно-розыскных  мероприятий и потребности их проведения; закономерности практики проведения оперативно-розыскных мероприятий; закономерности использования результатов  оперативно-розыскных мероприятий  в оперативно-розыскной деятельности, уголовном процессе и других видах  деятельности; закономерности развития законодательства, регламентирующего  порядок проведения оперативно-розыскных  мероприятий; закономерности систематизации теоретико-методологических работ  об оперативно-розыскных мероприятиях; закономерности дальнейшего развития оперативно-розыскных мероприятий.

Информация о работе Оперативно-розыскная деятельность