Оперативно-розыскная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 13:41, контрольная работа

Описание работы

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД), как следует из ее законодательного определения, осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Так как оперативно-розыскные мероприятия составляют первооснову ОРД, ее содержание, то теоретическое исследование ее проблем должно начинаться в первую очередь с изучения оперативно-розыскных мероприятий. Однако, несмотря на обилие трудов в области теории ОРД, фундаментальных исследований оперативно-розыскных мероприятий, пока не проводилось. В связи с этим хотелось бы обратить внимание специалистов на некоторые актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий, требующие научной проработки.

Файлы: 1 файл

Понятие, виды, классификация оперативно-розыскных мероприятий. Значение ОРМ в борьбе с преступностью..docx

— 97.16 Кб (Скачать файл)

 

Результаты контроля отражаются в составляемых оперативным сотрудником  рапорте или справке, к которым (при наличии) прилагаются фотографии и копии интересующих предметов  и документов.

 

Прослушивание телефонных переговоров - ОРМ, заключающееся в негласном  слуховом контроле и фиксации телефонных переговоров лиц с использованием специальных технических средств, в целях обнаружения сведений о незаконной деятельности лица, выявления  его преступных связей и решения  иных задач ОРД.

 

Указанное мероприятие затрагивает  конституционное право гражданина на тайну телефонных переговоров, поэтому  оно проводится на основании судебного  решения либо на основании мотивированного  постановления соответствующего руководителя органа, осуществляющего ОРД, с обязательным получением судебного решения о  проведении данного мероприятия  в течение 48 часов (ст. 23 Конституции  РФ, ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД).

 

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных  лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается  прослушивание переговоров, ведущихся  с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

 

Прослушивание телефонных переговоров  с подключением к станционной  аппаратуре предприятий, учреждений и  организаций проводится с использованием оперативно-технических сил и  средств органов федеральной  службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Прослушивание телефонных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых  или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а  также лиц, которые могут располагать  сведениями об указанных преступлениях.

 

Прослушивание телефонных переговоров  на проводных линиях связи может  осуществляться на различных участках канала связи - на станционной аппаратуре операторов связи и на самой линии. Прослушивание телефонных переговоров  на беспроводных линиях связи (сотовая  связь, радиосвязь, связь через спутники, вращающиеся на низких орбитах; связь  интегрального обслуживания (видеоконференции, видеофоны и мультимедийные приставки) может осуществляться путем подключения  к станционной аппаратуре операторов связи и путем сканирования сигнала, идущего к средству связи (телефону).

 

Прослушиваться может  связь как двусторонняя, так односторонняя (общение по очереди) и многосторонняя (конференц-связь); как средство связи, при надлежащее определенному человеку (домашний, сотовый телефон), так  и средство связи, установленное  в определенном месте, где бывает интересуемое лицо (телефон-автомат  в определенном месте, телефон в  баре и так далее). Прослушиванию  подлежит разговор обоих (всех) абонентов, поскольку прослушивание только одного абонента (например, путем снятия вибраций оконного стекла, колеблющегося  от разговора абонента) будет являться не прослушиванием, а наблюдением  с использованием специальных технических  средств.

 

В соответствии с ФЗ от 16 февраля 1995 г. №15-ФЗ «О связи» (ст. 64) в сфере  ОРД операторы связи обязаны:

 

предоставлять органам, осуществляющим ОРД, информацию о пользователях  услугами связи и об оказанных  им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач;

 

обеспечивать реализацию требований к сетям и средствам  связи для проведения ОРМ, а также  принимать меры по недопущению раскрытия  организационных и тактических  приемов проведения указанных мероприятий;

 

приостанавливать и возобновлять оказание услуг связи юридическим  и физическим лицам на основании  мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД.

 

Порядок взаимодействия органов, осуществляющих ОРД, с уполномоченным органом исполнительной власти в  области связи по вопросу прослушивания  телефонных переговоров осуществляется на основании двусторонних соглашений между ними. Например, в настоящее  время действует Соглашение между  Министерством связи РФ и Федеральной  службой безопасности РФ по вопросу  внедрения технических средств  системы ОРМ на сетях электросвязи России, объявленное для руководства  и исполнения приказами ФСБ России и Минсвязи России (от 18 февраля 1997 г. № 25).

 

В соответствии с Соглашением  на ФСБ России возложено функционирование системы технических средств  системы ОРМ в целом, на Минсвязи России - регулирование и контроль деятельности операторов связи при  проектировании, создании и эксплуатации сетей электросвязи в части выполнения требований системы ОРМ.

 

Результаты прослушивания  отражаются в составляемых оперативным  сотрудником рапорте или справке, к которым прилагаются полученные фонограммы. Фонограммы хранятся в  опечатанном виде в условиях, исключающих  возможность их прослушивания и  тиражирования посторонними лицами.

 

В дальнейшем фонограммы могут  быть направлены на экспертизу для  определения их подлинности (отсутствие монтажа), составления протокола  о прослушивании и быть использованы в качестве доказательства.

 

Снятие информации с технических  каналов связи - ОРМ, заключающееся  в негласном съеме информации, передаваемой по сетям электрической  связи, компьютерным и иным сетям, путем  контроля специальными техническими средствами работы соответствующих систем и  устройств, в том числе излучаемых ими электромагнитных и других полей.

 

Указанное мероприятие затрагивает  конституционное право гражданина на тайну сообщений, поэтому оно  проводится на основании судебного  решения либо на основании мотивированного  постановления соответствующего руководителя органа, осуществляющего ОРД, с обязательным получением судебного решения о  проведении данного мероприятия  в течение 48 часов (ст. 23 Конституции  РФ, ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД).

 

За нарушение данного  правила УК РФ предусмотрена ответственность, в частности, за неправомерный доступ к компьютерной информации (ст.272), создание, использование и распространение  вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273).

 

Снятие информации с технических  каналов связи, как правило, осуществляется путем:

 

внедрения аппаратных, программных, аппаратно-программных устройств  для перехвата информации в технические  средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи;

 

перехвата информации в сетях  передачи данных и на линиях связи, дешифрования этой информации;

 

внедрения программ, нарушающих нормальное функционирование систем защиты информации, воздействия на парольно-ключевые системы защиты информации, компрометации  ключей и средств криптографической  защиты информации в целях получения  доступа к защищаемой информации.

 

С учетом особенностей данного  мероприятия подлежащая съему информация находится в электронно-цифровой форме. Полученная информация записывается на различные носители информации (лазерные, жесткие диски и другое).

 

Мероприятие проводится оперативными сотрудниками органов, осуществляющих ОРД, с использованием оперативно-технических  сил и средств органов федеральной  службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К мероприятию могут  также привлекаться сотрудники организаций - владельцев технических каналов  и соответствующей информации.

 

Результаты снятия информации отражаются в составляемых оперативным  сотрудником рапорте или справке, к которым прилагаются соответствующие  носители (помещенные в упаковку и  опечатанные) с полученной информацией.

 

 

3.2 Оперативно-розыскные мероприятия,  не ограничивающие конституционные  интересы граждан Российской  Федерации

 

 

Опрос - беседа с гражданами, которым могут быть известны факты, обстоятельства, значимые для выполнения поставленной перед оперативным  сотрудником задачи. Это могут  быть сведения о преступлениях, лицах, его совершивших, следах преступной деятельности и так далее.

 

Опрос граждан носит поисковый, разведывательный характер и направлено на обнаружение скрытой или скрываемой информации, имеющей значение для  решения поставленных перед оперативным  сотрудником задач.

 

В зависимости от конкретной ситуации, опросы могут быть предварительно подготовленными или неподготовленными.

 

В первом случае тщательно  изучается личность человека, с которым  предстоит вступить в общение, его  интересы, отношение к исследуемому событию, сильные и слабые стороны  и тому прочее. Получение информации об этих обстоятельствах может быть гласным или негласным путем. Используя первый путь, нередко изучают  служебные характеристики, записи в  трудовой книжке, истории болезни, приговоры  по предыдущим судимостям, личные дела лиц, находившихся в местах лишения  свободы, и так далее.

 

Второй путь позволяет  перепроверить полученные легальными методами данные с помощью наблюдения, прослушивания телефонных переговоров  и так далее.

 

Опрос граждан допускается  только при их добровольном согласии на беседу. При этом оперативный  работник может проводить опрос  лично, непосредственно, либо поручать его проведение другому должностному лицу ОРД, действующим по поручению  указанного сотрудника. При этом по просьбе опрашиваемого лица сотрудник  оперативного подразделения обязан обеспечить конфиденциальность опроса. Истинные цели опроса из тактических  соображений могут зашифровываться  либо опрашивающий может скрыть свою профессиональную принадлежность. В  случаях, когда от опрашиваемого  поступила просьба о конфиденциальном характере сообщаемых сведений, данные о нем не разглашаются, и это  лицо впоследствии в качестве свидетеля  в ходе предварительного или судебного  следствия не допрашивается.

 

Опрос как оперативно-розыскное  мероприятие следует отличать от допроса, производимого по уголовному делу. Допрос - прерогатива следователя  и лица, производящего дознание. Он осуществляется с обязательной фиксацией, в протоколе установленной формы  с предупреждением допрашиваемого свидетеля или потерпевшего об ответственности  за дачу заведомо ложных показаний. Оперативный сотрудник может производить допрос только по поручению должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело. Опрос - как бы привилегия оперативника.

 

Результаты разведывательного  опроса могут быть оформлены либо объяснением, либо рапортом.

 

В первом случае составленный документ может быть приобщен к материалам уголовного дела, и впоследствии опрошенный, как правило, допрашивается в  качестве свидетеля по уголовному делу.

 

Во втором случае, при оформлении результатов опроса в форме рапорта, полученные сведения используются в  качестве ориентирующей информации при выдвижении версий, планировании расследования, а также как источник о лице, обладающем определенной информацией. Этот рапорт также может быть приобщен к материалам уголовного дела.

 

Постоянно вызывает дискуссии  вопрос о применении в ходе опроса технических средств (магнитофона, видеокамеры, кинокамеры). Использовать такие средства возможно как гласным  путем, так и негласным, но в любом  случае факт звуко-, видеозаписи оперативно-розыскного мероприятия оформляется рапортом сотрудника, их применявшего. В этом документе должны быть отражены основные параметры произведенной записи, в частности вид магнитофона, тип магнитной пленки, условия  производства записи, текст записанного  сообщения и тому прочее.

 

При осуществлении опроса определенных категорий граждан  используются детекторы определения  симуляции, например, полиграф, являясь  специфической разновидностью данного  оперативно-розыскного мероприятия, когда  в ходе беседы с гражданами используются технические средства, так как  в ходе проводимой по специальным  методикам беседы с опрашиваемым лицом фиксируются его психофизиологические параметры (реакции) на задаваемые вопросы.

 

Информация, полученная в  ходе опроса с использованием полиграфа, не может применяться в качестве доказательств, имеет вероятностный  характер и только ориентирующее  значение.

 

Опрос проводится по заданиям оперативных подразделений органов  внутренних дел Российской Федерации  в соответствии с Федеральным  Законов об ОРД, а в системе  МВД Российской Федерации и согласно ведомственному нормативному акту МВД  России.

 

Опрос граждан с использованием полиграфа проводят специально подготовленные сотрудники оперативно-технических  и оперативных подразделений, прошедшие  соответствующую подготовку и имеющие  допуск к работе с полиграфными устройствами.

 

В ходе опроса опрашиваемый вправе в любой момент отказаться от дальнейшего участия в его  проведении. Отказ от опроса не может  рассматриваться в качестве подтверждения  причастности опрашиваемого к совершению преступления и свидетельствовать  о сокрытии известных ему сведений, а также вести к ущемлению  его законных прав и свобод.

 

Практика показывает, что  опрос граждан - одно из самых распространенных ОРМ. При опросе нельзя применять  угрозы, любого рода физическое воздействие, нельзя понуждать к даче показаний  против самого себя или близких родственников, нельзя допускать действия, унижающие  достоинств личности.

 

Наведение справок - это сбор информации об интересующих оперативные  подразделения субъектах, в том  числе о лицах, причастных к преступной деятельности, хранящихся в местных, региональных и общероссийских информационно-поисковых  систем также различных документах.

 

Наведение справок предполагает сбор сведений о самых разных аспектах жизни проверяемых лиц, в том  числе о его биографии, его  связях, образовании, умениях и навыках, о роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах совершения в прошлом административных правонарушений и уголовных преступлений и тому прочее. Весь перечень данных, которыми могут заинтересоваться оперативные  подразделения, привести затруднительно.

 

Для наведения справок  используются информационно-поисковые  системы МВД, а также любых  других государственных учреждений и организаций. В необходимых  случаях запросы с наведении  справок в других министерствах  и ведомствах должны оформляться  руководителями органов внутренних дел.

Информация о работе Оперативно-розыскная деятельность