Оперативно-розыскная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 13:41, контрольная работа

Описание работы

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД), как следует из ее законодательного определения, осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Так как оперативно-розыскные мероприятия составляют первооснову ОРД, ее содержание, то теоретическое исследование ее проблем должно начинаться в первую очередь с изучения оперативно-розыскных мероприятий. Однако, несмотря на обилие трудов в области теории ОРД, фундаментальных исследований оперативно-розыскных мероприятий, пока не проводилось. В связи с этим хотелось бы обратить внимание специалистов на некоторые актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий, требующие научной проработки.

Файлы: 1 файл

Понятие, виды, классификация оперативно-розыскных мероприятий. Значение ОРМ в борьбе с преступностью..docx

— 97.16 Кб (Скачать файл)

 

Абзац 1 п.4 ст. 7 ФЗ РФ Об оперативно-розыскной  деятельности в качестве основания  для проведения ОРМ предусмотрел запросы других органов, осуществляющих ОРД. Данное основание, однако, не может  рассматриваться в качестве самостоятельного, поскольку законодатель указал на необходимость  при этом наличия других оснований, указанных в данной статье.

 

Взаимные обязанности  по выполнению запросов органов, осуществляющих ОРД, определяются в межведомственных соглашениях и нормативных актах, утверждаемых руководителями этих органов.

 

Запросы других оперативных  аппаратов о проведении оперативно-розыскных  мероприятий должны быть оформлены  в письменном виде и подписаны  руководителем органа соответствующего уровня. В них следует указывать  конкретные основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий  и перечислять, какие именно мероприятия  необходимо провести.

 

Если ОРМ требует вынесения  постановления соответствующего должностного лица или судебного решения, то все  необходимые документы должны направляться вместе с запросом (ст. 8 ФЗ РФ Об оперативно-розыскной  деятельности).

 

Абзац 1 п. 5 ст. 7 ФЗ РФ Об оперативно-розыскной  деятельности в качестве основания  для проведения ОРМ предусматривает  постановление о применении мер  безопасности в отношении защищаемых лиц.

 

В отношении защищаемых лиц  может применяться целый комплекс мер безопасности, включающий в себя личную охрану, охрану жилища, выдачу специальных  средств и оружия, помещение в  безопасное место, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом, перевод на другую работу, смену места жительства, замену документов. Для реализации этих мер безопасности разрешается  проводить любые оперативно-розыскные  мероприятия, предусмотренные Законом  Об ОРД.

 

На органы внутренних дел  возлагается осуществление мер  безопасности судей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, должностных  лиц контролирующих органов и  органов внутренних дел.

 

Поводом для применения мер  безопасности могут быть: заявление  должностного лица; обращение председателя суда либо руководителя правоохранительного  органа; получение оперативной и  иной информации о наличии угрозы безопасности лица. Фактическим основанием является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемого лица.

 

Проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права защищаемых лиц на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища, допускается без судебного  решения при наличии их письменного  согласия.

 

Порядок обеспечения органами внутренних дел государственной  защиты судей и должностных лиц  правоохранительных органов регламентирован  Временной инструкцией, утвержденной Приказом МВД России от 20 декабря 1995 г. № 483. В соответствии с этим нормативным  актом до создания специальных подразделений  в обеспечении безопасности защищаемых лиц принимают участие все  службы и подразделения органов  внутренних дел, а также подразделения  внутренних войск в пределах своей  компетенции. Координация деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по обеспечению мер безопасности лиц, подлежащих государственной защите, возлагается на подразделения по организованной преступности ОВД и  главный штаб внутренних войск. Личную (физическую) охрану защищаемых лиц  осуществляют отряды милиции специального назначения (ОМСН), отряды специального назначения внутренних войск. Охрану жилища и имущества осуществляют подразделения вневедомственной охраны, патрульно-постовой службы с привлечением при необходимости сотрудников других служб. Замену документов и обеспечение конфиденциальности сведений осуществляет паспортно-визовая служба, Государственная инспекция безопасности движения (ГИБДД) и другие подразделения, выполняющие регистрационные функции.

 

Рассматриваемое основание  проведения ОРМ касается и другой категории защищаемых лиц, определенной Федеральным законом О государственной  защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. В этом законодательном акте к  органам, принимающим решение об осуществлении государственной  защиты, отнесены суд (судья), начальник  органа дознания или следователь, в  производстве которых находится  заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело. Постановление  о применении мер безопасности в  день его вынесения направляется в орган, осуществляющий меры безопасности, и будет выступать юридическим  основанием (поводом) для осуществления  в случае необходимости оперативно-розыскных  мероприятий.

 

Данная норма может  также рассматриваться в качестве основания для проведения ОРМ, осуществляемых в соответствии с Федеральным  законом от 27 мая 1996 г. №57-ФЗ О государственной  охране.

 

Под государственной охраной  в этом Законе понимается функция  федеральных органов государственной  власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.

 

Федеральные органы государственной  охраны в целях решения возложенных  на них задач осуществляют оперативно-розыскную  деятельность в полном объеме в соответствии со ст. 13 Закона «Об оперативно-розыскной  деятельности».

 

Самостоятельным основанием для проведения ОРМ в соответствии с абз. 1 п. 6 ст. 7 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной  деятельности» являются запросы  международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств. Выполнение таких запросов является обязанностью органов, осуществляющих ОРД. В соответствие с п. 3 ст. 14 Закона «Об ОРД запросы международных  правоохранительных организаций» должны выполняться "на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации". Отсюда следует, что юридическим основанием для  проведения ОРМ могут выступать  запросы только тех международных  правоохранительных организаций, членом которых Россия является либо признает юрисдикцию, которых в установленном  международным правом порядке.

 

К числу наиболее известных  организаций такого рода относится  Международная организация уголовной  полиции (Интерпол), которая имеет  в России свое отделение - Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола  при МВД России. Запросы могут  поступать непосредственно из Генерального секретариата Интерпола, из национальных бюро Интерпола либо от представителей правоохранительных органов, аккредитованных  при дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных  государств в Российской Федерации.

 

По запросам международных  правоохранительных организаций и  правоохранительных органов иностранных  государств, поступающих через НЦБ  Интерпола, могут, как правило, проводиться  только те ОРМ, которые не требуют  судебного решения.

 

В случае необходимости проведения ОРМ, ограничивающих конституционные  права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища, следует в порядке, предусмотренном  ст. 9 Закона Об оперативно-розыскной  деятельности, получить решение судьи  по месту проведения мероприятия.

 

Запросы о проведении оперативно-розыскных  мероприятий должны содержать: наименование органа, от которого исходит запрос, и наименование органа, к которому он обращен; наименование дела или материала, по которому направляется запрос; фамилии  подозреваемых, обвиняемых и разыскиваемых, их адреса и анкетные данные; описание правонарушения; подпись руководителя и печать органа внутренних дел.

 

К запросу должны прилагаться  надлежаще оформленные постановления, необходимые для совершения санкционированных  действий.

 

При исполнении запросов используется русский язык. К документам, прилагаемым  к запросам, составленным на государственном  языке запрашивающей стороны, приобщается  надлежаще заверенный перевод на русский язык. При выполнении запроса  документы, составленные на государственном  языке исполняющей стороны, переводятся  ею на русский язык, а переводы удостоверяются печатью компетентного учреждения и подписью должностного лица.

 

В соответствии с договоренностями должны выполняться запросы, направленные в безотлагательных случаях и  в устной форме, но с условием немедленного письменного подтверждения, в том  числе с использованием технических  средств передачи текста.

 

В ст. 7 ФЗ РФ Об оперативно-розыскной  деятельности определяет основания  для проведения ОРМ, которые направлены на решение задач, прямо не указанных  в ней, но выполняющих вспомогательную, обеспечивающую функцию. Из смысла данной нормы вытекает, что к таким  обеспечивающим задачам относятся проведение проверок лиц, допускаемых к государственной тайне, к работам на экологически опасных объектах, к участию в оперативно-розыскной деятельности, лиц, желающих получить лицензию на частную детективную и охранную деятельность, а также обеспечение безопасности органов, осуществляющих ОРД.

 

Под сбором данных, необходимых  для решений, следует понимать установление с помощью оперативно-розыскных  мероприятий обстоятельств, препятствующих их принятию. Закон не оговаривает  объема и вида этих данных, ограничивая  правоприменителя лишь в способах сбора  информации.

 

При сборе таких данных вводится запрет на осуществление четырех  оперативно-розыскных мероприятий, которые в наибольшей степени  ограничивают конституционные права  граждан. В соответствии с Законом  РФ Об оперативно-розыскной деятельности в некоторых случаях не могут  применяться обследование помещений, контроль почтовых отправлений, прослушивание  телефонных переговоров, а также  снятие информации с технических  каналов связи.

 

Указанное ограничение не распространяется на решение задач  по обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД, для чего может  осуществляться весь комплекс ОРМ.

 

Сбор данных, необходимых  для принятия решений о допуске  к сведениям, составляющим государственную  тайну, а также к работам, связанным  с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, осуществляется подразделениями  ФСБ.

 

В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. №5485-1 «О государственной тайне» от лиц, на которых оформляется допуск к государственной тайне, необходимо получить письменное согласие на проведение в отношении их проверочных мероприятий. В период оформления такого допуска  на основании ст. 24 Закона РФ О государственной  тайне, допускается временное ограничение  права на неприкосновенность частной  жизни проверяемого лица.

 

При оформлении допуска к  государственной тайне могут  собираться сведения о наличии психических  заболеваний, прошлых судимостях, проживании за границей близких родственников, правильности представленных анкетных данных, о совершении оформляемым  лицом действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации, которые  в соответствии со ст. 22 Закона РФ О  государственной тайне, являются основаниями  для отказа в выдаче допуска.

 

Исходя из принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в процессе проверки лица должна собираться только такая  информация, которая необходима с  точки зрения обеспечения государственной  тайны, а не информация о личной жизни  вообще.

 

Данные, на основании которых  будет принято решение о допуске  к участию в оперативно-розыскной  деятельности или допуске к материалам, полученным в результате ее проведения, а также об установлении отношений  сотрудничества, собираются оперативными подразделениями правоохранительных органов.

 

Сбор данных, достаточных  для принятия таких решений, организуется независимо от того, в какой форме  это сотрудничество предполагается - гласной или негласной. Объем  и виды собираемой информации определяются ведомственными нормативными актами.

 

В качестве самостоятельного основания для проведения ОРМ  абз.2 п. 5 ст. 7 ФЗ РФ Об оперативно-розыскной  деятельности определил необходимость  обеспечения безопасности органов, осуществляющих ОРД. Эта специфическая  функция правоохранительных органов  чаще называется обеспечением собственной  безопасности и закреплена в законодательных  актах, регламентирующих их деятельность.

 

Под обеспечением безопасности (собственной безопасности) следует  понимать целенаправленный комплекс мер  по пресечению проникновения в оперативные  аппараты представителей криминальной среды, предотвращению утечки служебной  информации и сведений, составляющих государственную тайну, выявлению  фактов совершения должностных преступлений, коррупции и предательства интересов  службы сотрудниками правоохранительных органов, а также осуществление  защиты сотрудников оперативных  аппаратов, членов их семей и лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, в случае реальной угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество.

 

Организация системы обеспечения  собственной безопасности закреплена в качестве одной из функций МВД  в Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации  от 19 июля 2004 г. №927. Эти меры осуществляются специально созданными подразделениями  собственной безопасности, чья деятельность регламентируется ведомственными нормативными актами.

 

На эту службу возложены  функции защиты личного состава  ОВД от преступных посягательств; проведения оперативно-розыскных мероприятий  и служебных проверок, направленных на выявление, предупреждение и пресечение должностных и иных преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД, независимо от занимаемой должности; проникновения  в ряды органов внутренних дел участников преступных групп и сообществ, а также отдельных лиц, преследующих преступные или иные корыстные цели.

Информация о работе Оперативно-розыскная деятельность