Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 13:41, контрольная работа
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД), как следует из ее законодательного определения, осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Так как оперативно-розыскные мероприятия составляют первооснову ОРД, ее содержание, то теоретическое исследование ее проблем должно начинаться в первую очередь с изучения оперативно-розыскных мероприятий. Однако, несмотря на обилие трудов в области теории ОРД, фундаментальных исследований оперативно-розыскных мероприятий, пока не проводилось. В связи с этим хотелось бы обратить внимание специалистов на некоторые актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий, требующие научной проработки.
Весьма важным обстоятельством,
отмеченным в данном определении, является
указание на законодательную
Однако, кроме положительных
оценок, данное определение имеет
и дискуссионные моменты. Во-первых,
в определении используется слово
«добывание», которое в юридической
литературе применяется пока достаточно
редко. Под добыванием понимается не
обычное собирание информации, а
проведение комплекса преимущественно
негласных оперативно-
Во-вторых, включение в
число признаков ОРМ их направленность
на получение «фактических данных,
входящих в предмет исследования
по конкретному делу оперативного учета
или первичным материалам»
Совершенно новое и
весьма оригинальное определение предлагает
А.Ю. Шумилов в своей более поздней
работе, специально посвященной оперативно-
В данном определении Шумилов
рассматривает в числе
В данном определении впервые
в числе признаков ОРМ
В отношении остальных включенных в определение признаков вызывает немалые сомнения. В частности, указание на общественную значимость ОРМ в полной мере можно отнести и к следственным, и к административно-правовым действиям, а поэтому включение этого признака в определение ОРМ представляется излишним.
Не вполне уместным воспринимается
указание на умышленный характер ОРМ,
поскольку трудно себе представить
оперативно-розыскное
Трудно также согласиться
с включением в определение признака
конфиденциальности, поскольку оперативно-
Небесспорным представляется и упоминание в числе обязательных признака активности совершаемых действий, поскольку ее степень у различных ОРМ может весьма отличаться (например, относительно пассивное наблюдение за событиями и активное оперативное внедрение).
В «Краткой сыскной энциклопедии»
А.Ю. Шумилов вновь возвращается
к своему первоначальному определению
ОРМ, немного уточнив и дополнив
его. В новом варианте определения
он упоминает совокупность не только
действий, но и решений и средств.
С таким дополнением можно
согласиться лишь отчасти, поскольку
при проведении сложных ОРМ действительно
присутствуют основные элементы организации,
включающие принятие решений и использование
специальных технических
К таковым можно отнести
указание на «исключение
В анализируемом определении, на наш взгляд, отсутствует достаточная ясность в таком признаке, как направленность на решение «конкретных оперативных задач по борьбе с преступностью», поскольку в данном случае непонятно о каких «оперативных задачах» идет речь.
И, наконец, трудно согласиться
с обоснованностью
Употребление разработчиками
определения выражений «
Н.С. Железняк под оперативно-розыскным
мероприятием предлагает понимать «совокупность
объединенных единым тактическим замыслом
действий, осуществляемых оперативными
подразделениями в целях
Анализ выявленных в процессе
научного поиска понятий ОРМ позволяет
сделать вывод о том, что в
теории ОРД идет достаточно активный
процесс конструирования этого
системообразующего понятия. Однако большинство
имеющихся определений не в полной
мере отражают основные сущностные признаки
оперативно-розыскных
Классификация ОРМ:
. В зависимости от ограничения прав и свобод граждан:
ОРМ, не ограничивающие конституционные права граждан (опрос, наблюдение, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, отождествление личности, оперативное внедрение, контролируемая поставка и оперативный эксперимент).
ограничивающие
. В зависимости от
Разовые ОРМ (опрос, наведение справок, отождествление личности, оперативный эксперимент, закупка и так далее)
Длящиеся ОРМ (контроль почтовых отправлений, оперативное внедрение, прослушивание телефонных переговоров, наблюдение и так далее).
. В зависимости от видов санкционирования:
а) не требующие какого-либо санкционирования:
опрос;
наведение справок;
сбор образцов для сравнительного исследования;
исследование предметов и документов;
наблюдение;
отождествление личности;
проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которой разрешена.
б) требующие ведомственного санкционирования руководителем органа осуществляющего ОРД:
проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которой разрешена.
оперативный эксперимент
оперативное внедрение
в) требующие судебного санкционирования(решения):
контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений
прослушивание телефонных переговоров,
снятие информации с технических каналов связи
негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
1.2 Основания проведения
оперативно-розыскных
В теории ОРД основания
проведения оперативно-розыскных
Ст. 7 ФЗ РФ Об оперативно-розыскной деятельности не разграничивает фактические и юридические основания, перечисляя их единым списком. В то же время она структурно состоит из двух частей, откуда следует, что законодатель разделил все основания проведения ОРМ на две группы:
основания для проведения ОРМ, непосредственно направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, и без вести пропавших лиц;
основания для проведения ОРМ, направленных на сбор сведений, необходимых для принятия решений о допуске отдельных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, и некоторым видам деятельности, а также на обеспечение безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
К первой группе относятся
шесть оснований для проведения
любых (без каких-либо ограничений)
оперативно-розыскных
Первым в этом перечне указано наличие возбужденного уголовного дела (ч. 1 ст. 7 ФЗ РФ Об оперативно-розыскной деятельности), что является достаточно распространенным юридическим (формальным) основанием проведения оперативно-розыскных мероприятий. Закон об ОРД не связывает данное основание ни с фактом обнаружения лица, совершившего преступление, ни с тем, кем оно возбуждено (органом дознания или следователем) и в чьем производстве находится, однако уголовно-процессуальное законодательство устанавливает здесь некоторые ограничения.
Наличие возбужденного уголовного дела в качестве юридического основания проведения ОРМ следует рассматривать применительно к трем типичным ситуациям:
) в случае нахождения такого дела в производстве органов дознания;
) в случае не установления
совершившего преступление
) в случае установления виновного лица по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя.
Для первой ситуации не имеет
значения факт обнаружения лица, совершившего
преступление, и органы дознания по
любым находящимся в их производстве
уголовным делам могут